Обратите внимание на следующие аспекты проблемы.
· Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?
· Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией его продуктов.
· Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?
· Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли?
· Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?
В. Телевизионная реклама
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы.
· Проведите анализ телевизионной рекламы за 1 – 2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?
· Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).
· На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?
· Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?
· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?
Г. Свободное эссе по проблемам монополистической конкуренции.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
Тема 9. ОЛИПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы.
1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
3. Перечислите основные разновидности олигополии.
4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?
5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам наиболее реалистичной?
6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?
7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.
8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?
9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.
Тесты и задача
Тест
| Обоснование
| 1. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы:
а) производство и продажа одежды
б) производство сельскохозяйственной продук-ции
в) автомобилестроение
г) жилищное строительство
д) сфера услуг
| | 2. Кривая спроса в условиях олигополии является:
а) абсолютно неэластичной
б) абсолютно эластичной
в) ломаной
г) имеет разрыв
д) неэластичной
| | 3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит:
а) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм
б) постоянство предельных издержек
в) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом
г) координация действий конкурентов
д) все перечисленное входит в число допущений
| | 4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с:
а) сговором олигополистов
б) ломаным характером кривой спроса
в) неэластичностью спроса
г) абсолютной неэластичностью спроса
д) иными причинами (указать)
| | 5. Картелеподобная структура рынка предполагает:
а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил
б) согласование всех действий олигополистов
в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов
г) территориальный раздел рынков
д) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы
| | 6. В типовое картельное соглашение не входит:
а) территориальный раздел рынков
б) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы
в) установление единых цен
г) проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.)
д) установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику
| | 7. К числу разновидностей олигополии не относится:
а) дифференцированная олигополия
б) картель
в) нескоординированная олигополия
г) картелеподобная структура рынка
д) относится все
| | 8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке:
а) совершенной конкуренции
б) монополистической конкуренции
в) нескоординированной олигополии
г) монополии
д) все перечисленное неверно
| | 9. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать:
а) монополия
б) монополистическая конкуренция
в) совершенная конкуренция
г) олигополия
д) несовершенная конкуренция
| | Задача № 1.В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300 – P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.
ЭССЕ
А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы.
· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?
· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?
· Считайте ли вы российскую экономику, в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.), более или менее других предрасположенной к олигополизации?
· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?
· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обмумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.
Б. Свободное эссе по проблемам олигополии.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
Тема 10. МОНОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы
1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
2. Рыночное равновесие в условиях монополии.
3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?
4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?
5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?
6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.
7. Как измеряется степень концентрации производства?
8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?
9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?
10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.
11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации.Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?
Тесты и задачи
Тест
| Обоснование
| 1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить:
а) патентное законодательство
б) количество фирм на отраслевом рынке
в) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли
г) государственные стандарты по охране окружающей среды
д) квоты на импорт
| | 2. К числу черт монополии не относится:
а) единственный производитель
б) уникальность продукта
в) непреодолимость барьеров
г) совершенная информация
д) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии
| | 3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия:
а) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса
б) может установить произвольно высокую цену
в) может установить цену, максимизирующую прибыль
г) может полностью контролировать объем предложения на рынке
д) может при любых условиях получать экономическую прибыль
|
|
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть:
а) демпинг
б) лишение сырья
в) введение в заблуждение потребителя
г) использование чужих торговых марок
д) все перечисленное является формами нечестной конкуренции
|
|
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если:
а) является единственным производителем (монополией)
б) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени
в) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени
г) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени
д) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт
|
| 6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме:
а) ограничения цен
б) увеличения объема производства
в) установления размера приемлемых избыточных прибылей
г) установления цен на уровне средних издержек (АС)
д) установления цен, обеспечивающих нормальную прибыль
|
|
7. Х-неэффективностью называют:
а) навязывание потребителю монопольно завышенных цен
б) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек
в) искусственное сдерживание монополией технического прогресса
г) сознательное занижение монополией объема производства
д) получение монополией экономических прибылей
|
|
8. К числу недостатков социалистической монополии относились:
а) сильная мотивация монополистических злоупотреблений
б) сознательное занижение монополией объема производства
в) получение монополистом экономических прибылей
г) Х-неэффективность
д) монопольное завышение цен
|
|
9. К числу достоинств поведенческого подхода к регулированию монополий не относится:
а) эффективность применения к регулированию уже существующих монопольных образований
б) использование карательных санкций только при наличии действительных монопольных злоупотреблений
в) сохранение эффективно работающих гигантских предприятий
г) простота идентификации фирм-монополий
д) все перечисленные варианты
|
|
Задача № 1.Сравните три рынка: рынок № 1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, № 2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, № 3, на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства. Какой рынок сильнее монополизирован?
ЭССЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|