Сделай Сам Свою Работу на 5

Креативность как основа для получения инновационных идей





Существует много различных способов извлечения инновационных идей: креативные презентации; конкурсы инноваций; ящик предложений; call-центры, Интернет-ресурсы и электронная почта; метод мозгового штурма.

Основой для получения инновационных идей является креативность.

Креативность – это способность человека мыслить ярко и необычно. Область применения креативности включает все без исключения виды человеческой деятельности. Креативность нужна, чтобы создать нечто новое, небывалое, что-то неожиданное, стильное, контрастное, прекрасное, веселое, полезное и т. д. Словом, новый продукт, услугу, которые украсят и/или наполнят жизнь новым ароматом, смыслом, возможно, придадут ей больший комфорт.

Когда-то считалось, что креативным (или талантливым) нужно родиться. Но теперь известно, креативность есть у каждого, только ее нужно тренировать и развивать.

Новый продукт, нестандартное поведение, броское название, приковывающее внимание, – все это разные проявления креативности. «Creation» с английского – «сотворение мира, создание, творение». Соответственно, русская калька креативности – «творческость», или научным языком – «способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и развитию своего опыта».



Креативность не имеет границ для своих проявлений. Это способность, потенциально присущая, пусть в разной степени, каждому человеку.
А значит, ее можно развивать.

Барьеры креативности – стереотипы.

Мы живем в огромном и сложном мире, полном как возможностей, так и опасностей. Чтобы не попасть в ловушку, человек ходит тропинками, которые старательно натаптывает с детства (можно называть это привычками, стереотипами, суть от этого не меняется). В результате бесконечный мир суживается до размеров коридора, тоннеля, в котором человек ощущает себя комфортно и безопасно.

Парадокс стереотипов в том, что без них – нельзя. Они экономят массу времени и энергии (жизнь превратится в сплошной кошмар, если придется задумываться над тем, как чистить зубы, печатать на компьютере, переключать скорости в автомобиле). Но и с ними – тоже нельзя. Ведь любой стереотип – из прошлого.



Неуверенность в себе. Креативность и воля – близнецы-сестры.
Мало придумать суперидею, нужны смелость и мужество, чтобы воплотить ее в жизнь. Ненаписанную книгу не прочтет никто. В турмаршрут, оставшийся на бумаге, не поедет никто. Нереализованная бизнес-идея не принесет ни копейки. Теперь снова предстоит борьба, но не с собой, а с окружающими, их здравым смыслом. «Аппараты тяжелее воздуха летать не могут!» – говорили братьям Райт. «Автомобиль бесперспективен с коммерческой точки зрения», – ответили Генри Форду, когда он обратился в банк за кредитом.

Креативная идея меняет картину мира не только ее автора, но и сотен, а порой и миллионов людей. И это вызывает естественное сопротивление.

Психологическая защита – барьер, не менее серьезный, чем стереотипы («Мир должен быть устойчивым!»).

Проблема в том, что мы живем в крайне неустойчивом и изменчивом мире. Для того чтобы осознать скорость этих изменений, достаточно просто оглянуться на 20 последних лет. Мы жили в другой стране, с другим социальным строем и даже с другим названием.

Получать удовольствие от неопределенности, доверять себе, постоянно изменяться, оставаясь самим собой – вот сверхзадача человека, стремящегося к креативности.

Все это в целом позволяет изменить глобальную установку «мир – опасность», на другую, более конструктивную: «мир – возможность», полнее использовать шансы, которые дарит нам жизнь.

 

Система работы с идеями

В компании должна существовать достаточно простая система работы с идеями, чтобы любой человек смог без труда ею воспользоваться.



Подача идеи. Удобнее всего завести специальную страничку («копилку идей») на внутрифирменном сайте, где сотрудники будут подавать предложения в установленной форме. Человек вкратце объясняет суть, отмечая в соответствующих графах свое имя, фамилию и дату.

Другой вариант: сообщения на фирменном электронном бланке отправляются по специальному адресу, известному любому сотруднику.
Послание должно включать имя автора, дату поступления предложения, а также суть идеи, причину ее возникновения, цель, перечень планируемых действий для реализации, предполагаемые результаты, слабые места и опасности в реализации идеи, предложения по их устранению, предположительные сроки претворения разработки, предлагаемый ответственный за воплощение идеи.

Координация прохождения идеи. Поданные рацпредложения должен обрабатывать специально назначенный аналитик или, в зависимости от масштабов фирмы, служба.

Оценка идеи. Менеджер, анализирующий предложение, должен в установленный срок (обычно до семи дней) вынести одно из трех решений, аргументировав свою позицию: внедрить, отправить на доработку, отклонить. Ответ направляется по электронной почте автору, копия – координатору.

В некоторых компаниях процедура оценки идей выглядит следующим образом. Каждое предложение, размещенное на внутрикорпоративном сайте, имеет графу «комментарии». Здесь высказываются представители инновационного комитета (три-пять человек из числа топ-менеджеров, переизбираемых сотрудниками ежегодно). Оценки могут быть такими: «не возражаю, выполняйте», «представьте мне подробно в письменном виде», «срочно реализовать, о результатах доложить, ответственный такой-то» или «можно, но за счет прибыли вашего подразделения».

Реализация идеи. Воплощение одобренной идеи поручается самому инициатору (или группе, которую он возглавит) либо сотруднику, никак не связанному с разработкой предложения, но располагающему необходимыми для его осуществления ресурсами. Некоторые компании все больше склоняются к последнему варианту, считая, что «генератор» не может хорошо внедрять идеи в жизнь, поскольку тип мышления у него принципиально иной, чем у «внедренца». По мнению специалистов, положительным результатом можно считать внедрение не менее 30 % зарегистрированных в компании идей.

 

Стимулирование персонала

Сотрудникам, получающим процент от прибыли компании, дополнительная мотивация для подачи идей обычно не требуется: у них и без того есть стимул искать пути сокращения издержек и сроков реализации проектов. В других случаях необходимо продумать систему мотивации.

Баллы. За каждую идею, даже ту, которая не будет осуществлена, ее автору начисляется балл. После набора заранее оговоренного числа баллов работнику выплачивается премия. Конечно, персонал следует заранее предупредить, что заведомые отписки не учитываются при начислении баллов.

Возможна оценка идеи в двух номинациях: «полезность» и «инновационность». При выставлении оценок анализируется влияние предлагаемых изменений на выпускаемый продукт/услугу, технологии обслуживания клиентов, а также совершенствование деятельности организации в целом. Оценки выставляют по пятибалльной шкале.

Премирование и проценты от экономического эффекта. Если идея воплощена, автору и тому, кто предложение реализовал, выплачивается премия. Это может быть определенная доля дополнительной прибыли (по итогам осуществления проекта или за фиксированный период, скажем, за первый год). Речь может идти о 15–20 % от экономического эффекта первого года (с учетом того, что в этот период эффект часто оказывается не слишком большим). В некоторых компаниях премия выплачивается сотруднику, участвовавшему в процессе рождения или воплощения идеи, даже если он уже не работает в фирме.

Материальное стимулирование. Иногда экономический эффект оце­нить трудно, тогда человека стоит наградить денежным призом или ценным подарком.

Увеличение свободного времени – например, в международной компании 3М действует правило, согласно которому ученые или изобретатели из научно-исследовательских центров корпорации могут совершенно официально посвящать поиску новых решений 15 % рабочего времени, используя научно-техническую базу фирмы.

Компания также должна заботиться, чтобы генерируемые ее сотрудниками рацпредложения не «уплывали» к конкурентам, и избегать исков, касающихся авторских прав, со стороны уже уволившихся работников.

Патентовать инновации, даже действительно интересные и оригинальные, удается далеко не всегда. Предложения по совершенствованию управленческих схем практически ни одна отечественная фирма не патентует, считая данную процедуру хлопотной и бесполезной.

Некоторые компании оговаривают в корпоративных документах два существенных пункта. Первое правило: все результаты деятельности сотрудников в рамках фирмы объявляются собственностью компании. Второе правило: если двое сотрудников прислали одинаковые идеи, автором считается тот, чье письмо пришло раньше; таким способом фирма страхуется от внутренних склок и конфликтов.

Действительно стоящую, по мнению координаторов инновационного процесса или руководителей фирмы, идею можно еще на стадии обработки предложений включать в список сведений, составляющих коммерческую тайну. В этом случае сотрудников, знающих о рационализаторском предложении, заставляют подписать документ о неразглашении. У данного подхода есть минус – бывает непросто точно очертить круг осведомленных.

Другой вариант – все работники подписывают документ, который гласит: любая идея, оформленная письменно, является коммерческой тайной компании. Недостаток этого метода в том, что люди, опасаясь случайно попасть под санкции, не все идеи оформляют письменно. В итоге велик риск упустить стоящее предложение.

Впрочем, многие организации не используют каких-либо специальных мер для защиты инновационных предложений.

Вопросы для повторения

1. Какова роль внутрифирменных инноваций в деятельности предприятия?

2. Что такое креативность? Покажите взаимосвязь понятий «креативность» и «инновация».

3. Предложите свои способы стимулирования персонала к разработке идей.

 Рекомендуемый список литературы [22, 41, 42, 43, 45, 47].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.