Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация, кодирование инноваций. Новизна как основная характеристика инноваций





Ковынева, Л. В.

К 569 Инновации в социально-культурном сервисе и туризме : конспект лекций / Л. В. Ковынева. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – 103 с. : ил.

Учебное издание

КовыневаЛариса Валерьевна

 

Инновации в социально-культурном сервисе и туризме

 

Конспект лекций

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм и сервис в последние годы стали важными направлениями инновационной деятельности. Специалисты отмечают, что распространение инноваций в индустрии гостеприимства и туризме способствует развитию положительных социально-экономических тенденций.

Для того чтобы выжить, организации и люди вынуждены меняться ради приспособления к ситуациям и событиям, возникающим с ними и вокруг них. Организации социально-культурного сервиса и туризма (СКСиТ) также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя для достижения поставленных целей.

Сообщество, государство, частный бизнес предъявляют особые требования к развитию сервиса и туризма, которые базируются на удовлетворении потребностей людей посредством оказания услуг. Во многих странах гостеприимство, сервис и туризм играют значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Они выступают своеобразным катализатором социально-экономического развития и оказывают огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. В свою очередь на развитие индустрии гостеприимства и туризма воздействуют различные факторы: социальные, экологические, культурные, экономические, политические, правовые, исторические, научно-технические.



Инновационная деятельность является важнейшим способом обеспечения конкурентных преимуществ на предприятиях СКСиТ, что и определяет актуальность данной дисциплины.

Теоретической и методической основой настоящего учебного пособия послужили немногочисленные научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные инновационной деятельности, а также разработки автора применительно к туризму и сервису.



В соответствии с новым образовательным стандартом РФ дисциплина «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» относится к циклу специальных (федеральный компонент) и изучается студентами ДВГУПС (специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»).

 

Лекция 1. Сущность инновационной деятельности

 

План:

1.1. Предпосылки осуществления и основные понятия инновационной деятельности.

1.2. Классификация, кодирование инноваций. Новизна как основная характеристика инноваций.

1.3. Теория длинных волн и инновации. Характеристика современных технологий.

 

1.1. Предпосылки осуществления и основные понятия инновационной деятельности

В настоящее время Россия переживает бум новаторства: на смену одним технологиям и методам приходят другие. Инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации и субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного предприятия в сфере малого бизнеса. Но примерно 15 лет назад понятие «инновационная деятельность» широко не применялось. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия «научно-технический прогресс», «внедрение достижений науки и техники» и т. п., что характерно для централизованно управляемой экономики.

В настоящее время российская экономика продолжает переживать кризис (хотя в последние годы наблюдаются положительные тенденции), выход из которого во многом зависит от ориентации на активную инновационную деятельность.



Терминология в области инновационной деятельности включает такие понятия, как инновация, новшество, научно-технический прогресс и др. (см. глоссарий).

Впервые термин «инновация» ввел австрийский ученый И. Шумпетер в 30-х гг. ХХ в. Он определил «инновацию» как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (открытие, изобретение, патент, товарный знак, документация на новый / усовершенствованный продукт, технологию, метод, порядок).

Инновация – конечный результат внедрения новшества.

Таким образом, новшество становится инновацией с момента принятия к распространению.

Классификация, кодирование инноваций. Новизна как основная характеристика инноваций

Среди различных видов инноваций выделяют технологические и нетех­нологические. Под технологическими инновациями понимается совершенно новый или технологически значительно улучшенный продукт или процесс, который предлагается для продажи потенциальному потребителю. Нетехнологические инновации отражают изменения в формах и методах управления, социальные сдвиги и т. д. При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигает рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями.

По своей эффективности инновации подразделяют на успешные и неудачные. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж, позволяющий окупить капиталовложения, связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Напротив, неудачной считается инновация, которая не позволяет окупить производственные капиталовложения.

Технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процессы. Инновации также подразделяются на базовые, улучшающие и псевдоинновации. К базовым относятся инновации, реализация которых вызвана появлением новых отраслей промышленности или новых рынков сбыта. Далее по мере совершенствования базовые инновации превращаются в усовершенствованные (улучшающие). Когда же инновационный потенциал исчерпывается, то появляющиеся на основе данной технологии инновации относятся к классу псевдоинноваций.

Большое разнообразие видов и типов инноваций определяет необходимость их кодирования. Процесс кодирования заключается в присвоении каждой инновации цифрового кода, где каждая цифра означает вид инновации по конкретному признаку. Кодирование инноваций позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора.

Каждая инновация характеризуется определенной степенью новизны. Новизна – это непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающие его от предшествующих новшеств. В соответствии с этим любой новый продукт всегда отличается по каким-либо признакам от существующего класса подобных продуктов, и это отличие обладает определенной ценностью.

Новизна как свойство продукта сохраняется лишь определенный период времени, который ограничивается наступлением срока его морального старения (износа). На практике новизну продукта определяют с учетом жизненного цикла, где точным пороговым критерием новизны является момент максимума продаж. Таким образом, в течение всего инновационного периода до достижения максимума продукт считается новым, а после этого момента – традиционным, устаревшим.

Новизна бывает абсолютной и относительной. Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества. Относительная новизна определяется по выбранному признаку: отдельные элементы являются новыми; необычное сочетание ранее известных элементов; более низкие затраты на НИОКР и т. д.

Кроме того, существует псевдоновизна, подразумевающая не улучшение продукта, а его видоизменение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.