Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 4. Исследования и разработки в инновационной деятельности





План:

4.1. Исследование и разработки как основа эффективности бизнеса.

4.2. Роль и масштабы исследовательской деятельности в СКСиТ.

4.3. Оценка результатов исследований.

 

Исследование и разработки как основа эффективности бизнеса

 

Исследования и разработки (Research and Development – R&D) являются неотъемлемой частью инновационного процесса. Существуют три возможных направления исследований в зависимости от стратегии и целей предприятия СКСиТ:

1) фундаментальное, или основное – исследование в целях приобретения информации (так, афинский отель «Holiday Inn» не смог бы провести столь успешных мероприятий по модернизации без предварительных исследований такого типа);

2) применение R&D для создания благоприятствующей перспективы новшества в пределах существующего бизнеса;

3) использование R&D для открытия нового бизнеса.

Если требуются значительные материальные ресурсы, можно применить совместные разработки. Например, греческие турфирмы объединили свои силы и при активном участии Национальной организации туризма Греции разработали замечательное текстовое рекламное обращение «Афины – центр центров всего мира»: «В конечном счете, Афины – это не начало и не конец. Афины находятся везде. В любой точке карты. И любая точка карты находится в Афинах. Потому, что Афины – центр центров всего мира...»



Такая тактика позволяет использовать самых профессиональных и дорогих разработчиков и одновременно тратить на это минимальные средства.

 

Роль и масштабы исследовательской деятельности в социально-культурном сервисе и туризме

Руководство предприятия должно определиться с масштабами исследовательской деятельности. Общее правило таково: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше доля инвестиций в R&D.

Главные новшества, когда они используются, обычно являются результатом традиционных или продвинутых технологий. В то же время руководство должно видеть технический порог, изменяющийся в зависимости от фирмы и ее деятельности, ниже которого эффективность R&D быстро падает. В туристской индустрии фирмы не должны отставать от конкурентов в качестве обслуживания, ценах, эффективности рекламы, технологиях бронирования, видах транспорта, классности обслуживания и др., т. е. с учетом обстоятельств туристского рынка они вынуждены представлять усовершенствования и разрабатывать абсолютно новый продукт, когда этого требует конкуренция.



Такой порог – это отношение оцененной стоимости R&D нового продукта к ведущему времени. При этом важно определить ведущее время как время, необходимое для того, чтобы превратить идею в готовый продукт. Производителю, стремящемуся сократить ведущее время настолько, чтобы стать лидером в данной отрасли, придется удвоить ежегодный расход на научные исследования и поиск технологических новшеств.

Если маленькая фирма соответствует уровню продаж более крупных конкурентов (немецкая фирма по продаже авиабилетов «TISS» служит хорошим примером), ее расходы на исследования могут опускаться ниже порогового уровня.

Иногда компании оказываются в ситуации, когда ведущее время слишком велико, доля рынка быстро сокращается, отношение R&D к продажам быстро растет, уменьшаются доходность и поток наличности, необходимые для будущего развития и инвестиций.

Если порог R&D в определенной области был установлен слишком высоко для конкретной компании, единственной альтернативой отказа от этой линии может быть присоединение к другой компании, имеющей ресурсы для превышения порога в течение достаточного периода времени, чтобы восстановить позиции.

По каким показателям можно судить об успехе исследовательской деятельности? Точный учет возвращений от вложений в R&D – сложная задача. Люди, конечно, являются наиболее ценной составляющей в R&D.
В сфере сервиса и туризма, подверженной быстрым переменам, маловероятно, что ценный опыт будет находить лучшее применение, чем персонал, в особенности контактный, имеющий возможность легко перемещаться между отделами исследования, развития, маркетинга и рекламы. Кроме того, поддержка горизонтальной подвижности открывает путь к высшему руководству специалистам с полным пониманием значения науки, технологии и перемен.



 

Оценка результатов исследований

Существуют инструменты для количественной оценки R&D, но они различны в разных фирмах. Первым требованием для оценки являются четко определенные цели и критерии успеха. Фирма с успешными R&D может показать слабые прибыли из-за несоответствия других отделов. И, наоборот, слабые R&D не могут заметно повредить прибыли компании с нормальным текущим положением, если другие отделы в полном порядке.

Основные измеряемые достижения можно разбить на несколько групп:

– новый и улучшенный продукт или процесс обслуживания (усовершенствования) могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д. (отелю не составит особого труда оценить эффективность обновления и повышения качества обслуживания, так как учтены все расходы);

– новое применение для старых объектов (для показа туристам часто используют различные объекты, первоначально созданные для иных целей, что приносит немалый доход);

– замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания;

– патенты, лицензии, авторские свидетельства и т. п.;

– чистый доход от применения исследования;

– повышение квалификации менеджеров и персонала;

– выгодное использование побочных продуктов (так, на Мальдивских островах, например, места для купания подвергаются регулярной очистке от раковин и кораллов, которые в свою очередь пользуются высоким спросом у туристов в качестве сувениров, принося доходы стране);

– ценная информация для продвижения и применения продукта (во многих случаях эти выгоды измеряемы и рассчитываются из отношения R&D к предполагаемым продажам).

Расходы на R&D заслуживают особого внимания. Вероятно, самой обы­чной причиной неудачи в планировании нового турпродукта или процесса обслуживания является отказ высшего руководства понять, чем следует заниматься отделу исследований. Ученые различных сфер не всегда эффективно работают вместе. Коммуникационные каналы между руководством и исследователями также зачастую бывают неясны; стандарты последовательного выполнения и механизмы контроля не всегда бывают установлены.

Особенность туризма и сервиса состоит в том, что здесь очень широко применяется международное сотрудничество. Туристам из разных стран с различными культурами, традициями, манерами поведения необходимо понимать друг друга и приходить к совместным решениям. Управление технологиями – достаточно сложный процесс даже в пределах одной страны – представляет огромное множество трудностей, когда предпринимателям и ученым нескольких государств приходится работать вместе. Нет никакой гарантии успеха, но если их цели будут достаточно тщательно определены и согласованы, многонациональные исследования и разработки имеют все шансы на успех. Доказательство этого – сотрудничество туристских корпораций, а также деятельность международных объединений и ассоциаций в сфере научного туризма и технологий.

Эффективное сотрудничество исследователя и руководителя является средством достижения наибольших возвращений от инвестиций и технологий. Высшее руководство должно понимать цели и устремления каждого ученого, который ищет прежде всего для самой компании необходимое преимущество.

Вопросы для повторения

1. Какова роль исследований и разработок в деятельности предприятия СКСиТ?

2. Как правильно определить масштаб исследовательской деятельности?

3. Какие способы оценки результатов исследований существуют?

 Рекомендуемый библиографический список [5, 6, 14, 31].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.