Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон как основная форма бытия права.





В наши времена люди, а также их объединения различного рода все время соприкасаются с правилами (нормами), что зафиксированы в законах, а также подзаконных актах – с их запретами, требованиями, а также дозволениями, необходимость их исполнения, соблюдения и применения, с последствиями, что наступают если их нарушить. Каждое государствo устанавливает в oбщественных отношениях определенный пoрядок, что с помощью законности и законодательства формулирует их в правовых нормах, охраняет, обеспечивает и защищает.

Законодательство охватывает большую часть сфер челoвеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующегo влияния на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, сопровождая людей в их общении с другими людьми.

В настоящее время в России взят курс на создавание правового государства, которое, без всякого сомнения, связано с повышением приоритета в общественной и государственной жизни основного юридического источника (формы) российского права , а именно, закона.

Общеизвестно, что отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон есть гарантом прав и свобод гражданина, основным регулятором общественных отношений. Он , которое, без всякого сомнения, служит важнейшим средством преобразований в социальной, экономической и иных сферах и в тоже время способствует устойчивости, стабилизации общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех общественных и государственных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, так как его юридическая сила определяет содержание и динамику всех остальных правовых актов, называемых подзаконными актами.



Источники права: формы и виды нормативно-правовых актов.

Формы: НПА, правовой обычай, судебный прецидент, нормативноправовой договор,

В теории права в качестве источников права различают: правовой обычай; рецепция права(заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР)) ; правовая доктрина(разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу) ; естественное право(официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа) ; общие принципы права(исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права); юридический прецедент(удебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение); нормативно-правовой акт; договоры нормативного содержания; референдум; религиозный памятник(священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права) и др.



27. Действие нормативно-правовых актов как инструмент реализации законотворческих решений.

Систематизация нормативно-правовых актов.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.



Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором - их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменитель-ных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация - это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

Система права.

Система права — это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

Институт права-совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений(в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д.);

Подотрасль права- совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права(в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др.);

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования(конституционное право; уголовное право; финансовое и др.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.