Сделай Сам Свою Работу на 5

Юридическая терминология.





Соотношение юридической техники и законодательной техники.

В отечественной юридической науке вопрос о соотношении юридической и законодательной техник до сих пор остается открытым. Главным образом, отсутствие единого подхода к понятию «юридическая техника» и является непосредственной причиной проблем, связанных с определением соотношения юридической техники и техники законодательной. Юридическая техника – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Характерной чертой юридической литературы этого периода является вытеснение юридической техники понятием «законодательная техника», в лучшем случае их отождествление.

Из данного определения видно, какие элементы включены в содержание юридической техники, другими словами, компоненты, из которых она слагается:

юр.средства + юр.приемы + юр.правила + деятельностный аспект = юр.техника

Суть юридической техники сводится к тому, что она есть средство перевода социальных потребностей на язык права, причем спектр применения данного средства далеко не ограничивается нормативными правовыми актами, затрагивая и практическую деятельность юриста.



Правила построения и оформления нормативных правовых актов, приемы, средства и способы их подготовки и составления являются отражением сущности законодательной техники.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательная техника является одной из разновидностей техники юридической, причем наиболее разработанной и сформировавшейся в сравнении с другими видами юридической техники.

Следуя законам формальной логики, можно сделать вывод, что юридическая техника является много более широким понятием, чем законодательная техника и включает в себя, наряду с ней [законодательная техника], также технику индивидуальных актов, правоприменения, толкования права, судебной речи и т.д.

Понятие и сущность законодательной техники.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

совокупность правил, методов. средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету(перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида З.т.: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопро-ектов (юридическая техника).



Предметом З.т. является: а) структура и технология законодательного процесса. в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапо-г. и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура - состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом:

г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса. включая правовое, информационно-аналитическое. документационное.организационно-техническое и другие виды обеспечения: д)задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке. Назначение З.т. - достичь оптимального сочетания стабильности законодательного процесса и своевременного внесения объективно необходимых изменений.

Законотворческое познание.

Законотворческое познание не имеет каких-либо принципиальных отличий от научного познания вообще. Подчиняясь общим закономерностям развития научного познания, законотворческое познание составляет его разновидность и как таковое имеет свои особенности, которые определяются спецификой предмета, его назначением, функциями и целям этой отрасли познания.



Одна из характерных черт законотворческого познания состоит в том, что отражение действительности внутренне предполагает непосредственно практическое воплощение в жизнь собственных результатов. Познавательная функция законотворчества – не описание,объяснение или призыв, а изучение в целях выработки нормативно-правовых предписаний для практического поведения и деятельности людей.

Практическая целенаправленность законотворческого познания предполагает исследования, разумеется, не всех явлений и процессов объективной реальности, а лишь тех общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании, хотя эти отношения анализируются в органической связи с общими условиями и конкретной средой их«обитания». Процесс избрания тех или иных общественных отношений для законотворческого познания не так прост, как может показаться на первый взгляд. Выявление отношений для законотворческого познания – предмет исследовательского поиска, в результате которого из массы жизненных связей отбираются лишь нуждающиеся в правовой регламентации в силу существующих объективных обстоятельств, задач и устремлений государства. Однако может оказаться, что только в результате изучения того или иного отношения выяснится нецелесообразность правового воздействия на него.

Познание объективных закономерностей развития общественны отношений, подлежащих правовому регулированию, вовсе не заканчивается созданием соответствующего законодательного акта. Нельзя законотворческое познание представлять таким образом, что, однажды поняв содержание той или иной объективной закономерности и закрепив ее в соответствующих законодательных нормативах, мы вооружили себя знанием на все времена применительно к любой конкретно-исторической ситуации.

При таком представлении законотворчество выглядело бы очень просто: объективная закономерность познана, зафиксирована в законодательном акте и остается лишь следовать его предписаниям; деятельность по созданию закона может считаться исчерпанной во всяком случае применительно к данной закономерности; развитие и совершенствование действующего законодательства теряет какой-либо смысл.

Юридическая терминология.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой; это система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежащее оформленных, унифицированных юридических терминов.

Терминология характеризует особенность законодательного стиля. Как заметил Рудольф Иеринг, благодаря юридической терминологии, создается экономия сотни слов. Терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры законотворчества (А. Д. Керимова). Чем богаче терминологический фонд, подробнее отработана и шире используется законодательная терминология, тем в большей мере достигается устойчивость, эффективность и лаконичность закона. Существует мнение о том, что «употребление в законе исключительно терминов — это идеал, к которому право стремится и которого оно никогда не достигнет из-за сложности самой действительности, составляющей предмет права и его цель» (В. М. Коган).

Это — основной и наиболее информативный пласт законодательства. Занимая в законах относительно небольшой объем нормативного текста, юридическая терминология представляет основной их смысловой документ.

Насыщенность законодательного произведения терминологией в значительной мере определяется профессионализмом разработчиков законопроекта: количество терминов, их сочетание друг с другом может быть самым различным, что зависит от темы, идеи законодательного текста (произведения), культуры законодателя. Распространенность терминологии в законодательном языке, его, так сказать терминированность, в решающей мере обусловлена свойствами права. Норма права, как известно, представляет собой обобщение, типизацию определенных жизненных ситуаций, что находит выражение в словах — терминах.

5. Общая характеристика технических правил законотворчества и порядок применения методических рекомендаций по оформлению законопроектов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.