Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер.
С 2004 года в Российской Федерации начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере. С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Среди важнейших политических, стратегических, концептуальных и программно-плановых документов, принятых и реализуемых в России, определяющих в том числе, ключевые направления в государственной жилищной политике, первоочередное внимание уделяется посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №№ 596-602, 606. Одним из которых является Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ).
В Санкт-Петербурге уже реализуются отдельные мероприятия, предусмотренные Указом. Так, приняты правовые акты, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей, в том числе Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 № 466-92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге», Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 710-136 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 № 312 «О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 № 524 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 № 1669 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей».
Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.
Санкт-Петербург занимает площадь 1 439 кв. км. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 5 028,0 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда по итогам 2012 года составляет 119,7 млн. кв.м.
Средняя обеспеченность населения жильем к началу 2013 года составила 23,8 кв. м общей площади жилья на одного жителя Санкт-Петербурга, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского Союза (в Великобритании – 62 кв. м, в Германии – 45 кв.м).
С начала реализации Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 № 593, количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сократилось более чем на 105 706 семей.
В Адресные перечни 2005 - 2013 годов для расселения включен 941 многоквартирный дом, подлежали переселению 15 705 семей (37 923 человека).
По состоянию на 01.01.2014 в благоустроенные жилые помещения переселены 14 638 семей (35 239 человек). Полностью расселены 780 многоквартирных домов, причем расселение 95 многоквартирных домов завершено с участием средств финансовой поддержки государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд). В благоустроенные жилые помещения, построенные с участием средств Фонда, переселены 497 семей (1 242 человека).
На начало 2014 года в стадии расселения находился 161 многоквартирный дом; общей площадью жилых помещений 229,4 тыс. кв. м, где проживали 1 067 семей (2 684 человека). Из числа многоквартирных домов, находящихся в стадии расселения, 153 многоквартирных дома общей площадью жилых помещений 206,7 тыс. кв. м признаны аварийными до 1 января 2012 года и в соответствии с Указом должны быть расселены в срок до 1 сентября 2017 года.
Постоянно осуществлялось предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к отдельным категориям, установленным федеральным законодательством (ветераны, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, получающие социальные выплаты, удостоверяемые жилищными сертификатами).
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» с 2008 года 11 328 ветеранов Великой Отечественной войны улучшили жилищные условия. Из них 882 гражданина, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и 8 335 граждан, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Жилищная политика в Санкт-Петербурге реализуется в соответствии с приоритетами, определенными Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации.
Так, в 2009 году, объявленном Годом молодежи, улучшены жилищные условия 747 молодых семей в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье»; в 2010 году, объявленном Годом учителя, приобрели жилые помещения на условиях беспроцентной рассрочки 775 семей учителей (преподавателей) – участников целевой программы Санкт-Петербурга «Жилье работникам бюджетной сферы».
В период с 2008 по 2014 год количество коммунальных квартир сократилось на 23 737 квартир, улучшены жилищные условия 82 598 граждан (51 624 семей), в том числе за счет предоставления социальных выплат 23 525 участникам (10 693 семьи) целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». В настоящее время количество коммунальных квартир в Санкт-Петербурге составляет 92 910 коммунальных квартир, в которых проживает 283 263 семьи (606 725 человек). Таким образом, проблема расселения коммунальных квартир остается актуальной для Санкт-Петербурга, а ее решение – одной из приоритетных задач жилищной политики Санкт-Петербурга.
В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 года (в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации) данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.
В 2013 году сформирован единый городской список детей-сирот, подлежащих обеспечению квартирами в текущем году. Количество детей-сирот, включенных в список, составляет 380 человек.
Жилищный фонд для этих целей сформирован из квартир в домах бюджетного строительства, приобретаемых в собственность Санкт-Петербурга, а также освобождаемых квартир, находящихся в распоряжении администраций районов.
В 2013 году все 380 детей-сирот обеспечены отдельными квартирами.
В 2013 году утверждена Региональная программа предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на 2013-2014 годы.
Мероприятия по предоставлению квартир детям-сиротам будут продолжены. В рамках реализации Региональной программы в 2014 году планируется обеспечить отдельными квартирами 371 ребенка-сироту.
В период с 2007 по 2011 год на предоставление участникам целевых программ Санкт-Петербурга социальных выплат и безвозмездных субсидий из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга было выделено 23,1 млрд. руб., что позволило оказать содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий более 27,0 тыс. гражданам, состоящим на жилищном учете.
С начала действия Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 № 478, в 2012 - 2013 годах в целевых жилищных программах Санкт-Петербурга приняли участие и улучшили свои жилищные условия 59 184 петербуржца (30 825 семей). Финансирование на выполнение мероприятий целевых программ Санкт-Петербурга в указанный период составило более 10,0 млрд. руб.
На 01.03.2014 в Санкт-Петербурге количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – жилищный учет), составляет 164 628 семей, в том числе:
138 009 семей приняты на жилищный учет до 01.03.2005;
26 619 семей – после 01.03.2005.
Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, составляет 16 049 семей.
В Санкт-Петербурге 22 810 многоквартирных домов и иных жилых строений, в том числе общежитий. Из них, в 27 многоквартирных домах (0,12 % от общего количества домов) выбрано непосредственное управление, в 4 232 многоквартирных домах (18,6 % от общего количества домов) созданы товарищества собственников жилья или жилищные, жилищно-строительные кооперативы, а в 18 551 многоквартирных домах управление осуществляется управляющей организацией (81,3% от общего количества многоквартирных домов).
В настоящее время в Санкт-Петербурге обслуживают многоквартирные дома 5 государственных управляющих организаций, 40 управляющих организаций, в которых доля города составляет 20% и 159 частных управляющих организаций.
При составлении государственной программы была определена экономически обоснованная потребность финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге. Она была рассчитана, исходя из общей стоимости видов работ, установленных Законом Санкт-Петербурга от № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге», по 21 927 многоквартирным домам, включенным в региональную программу.
Возмещение населением Санкт-Петербурга затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги производится по установленным для населения тарифам, соответствующим экономически обоснованным тарифам, за исключением платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
В Санкт-Петербурге осуществляют поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов следующие ресурсоснабжающие организации:
- ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1»;
- ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»;
- ООО «Петербургтеплоэнерго»;
- организации, имеющие собственные источники теплоснабжения и предоставляющие коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирным домам.
В Санкт-Петербурге в целях уменьшения расходов граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрены расходы, связанные с приобретением и заменой газовых плит, газовых водонагревательных колонок и электрических плит», в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики на 2015-2020 годы в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной сфере Санкт-Петербурга определены в соответствии с Указом, а также Концепцией государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 № 478.
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и сфере Санкт-Петербурга на период до 2020 года – создание благоприятных условий для оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, проживающих в Санкт-Петербурге граждан и сокращение числа граждан, состоящих на жилищном учете в период с 2015 по 2020 годы, не менее чем на 102 000 семей.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 Указа до 2020 года необходимо предоставить доступное и комфортное жилье 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
На начало действия Указа на жилищном учете состояло порядка 200 тыс. семей, соответственно, к 2020 году необходимо обеспечить сокращение очереди на 120 тысяч семей. На начало 2014 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 166 тысяч семей, и 16 тыс. семей, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (всего 182 тысячи семей). Таким образом, к 2020 году необходимо оказать содействие не менее чем 102 тысячам семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих низкий и умеренный доход. Сохранение объемов финансирования целевых жилищных программ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга не ниже уровня бюджета на 2014 - 2016 годы, позволит ежегодно оказывать государственное содействие порядка 10 тыс. семей. В результате реализации подпрограммы к 2020 году предполагается оказать содействие 73,6 тыс. семей, изъявившим желание принять участие в мероприятиях целевых жилищных программ.
Вместе с тем, обеспечение права на жилище ряда категорий граждан (граждане льготных категорий, дети-сироты, граждане, переселяемые из аварийного жилищного фонда) возможно лишь путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
В целом, до 2020 года общая минимально необходимая потребность в жилых помещениях составляет 32,0 тысячи квартир площадью 1 815,0 тыс. кв. м. Таким образом, ежегодная потребность в жилых помещениях составляет 319,9 тыс. кв. м. (не менее 5,3 тыс. квартир).
Также одной из основных целей государственной программы является обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и мер доступности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Приоритетными направлениями в сфере реализации государственной программы являются:
- проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Санкт-Петербурга;
- обеспечение своевременной и качественной уборки внутриквартальных территорий, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов;
- обеспечение мер доступности гражданам по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов;
- обеспечение бесперебойным отоплением и горячим водоснабжением потребителей в многоквартирных домах;
- техническое и организационное обеспечение предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- повышение безопасности в системе газового хозяйства и электроснабжения в Санкт-Петербурге.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|