Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательство Российской империи





Глава 7

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

I. Общая характеристика

Законодательные акты – вид письменных исторических источников, которые фиксируют в юридических формулах нормы, обязательные в пределах юрисдикции государства. Отличительной чертой законодательных актов является их утверждение верховной властью.

На протяжении второй половины XIX–XX вв. Россия была: самодержавной монархией (по февраль 1917 г.); государством с юридически неопределенным «образом правления» (март–октябрь 1917 г.); республикой Советов (октябрь 1917 г. – 1922 г.), а затем Союзом Советских Социалистических Республик (1922 – 1991 гг.). В настоящее время Россия – парламентская республика.

По Основным государственным законам Российская империя представляла собой наследственную монархию, глава которой «есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его, не токмо за страх, но и за совесть, сам бог повелевает» (Свод законов Российской империи – далее СЗ. Изд. 1832 г. Т. I. Ст. 1). В 1906 г. были утверждены новые Основные государственные законы, в которых характеристика существа верховной самодержавной власти не изменилась за исключением того, что определение «неограниченный» было снято. (СЗ. Изд. 1906 г. Т. I. Ч. 1. Ст. 4.).



В результате победы Февральской революции 1917 г. в России прекратила существование самодержавная монархия. Но большинство законодательных актов Российской империи продолжало выполнять регламентирующую и регулирующую функции в государстве. Само правопреемство новой власти обосновывалось, исходя из старых норм. 2 марта император Николай II отрекся от престола за себя и за своего сына цесаревича Алексея в пользу своего младшего брата великого князя Михаила Александровича. Однако последний отложил решение о принятии престола до тех пор, пока Учредительное собрание «установит образ правления и новые основные законы Государства Российского». До созыва Учредительного собрания легитимным органом власти признавалось Временное правительство. Указ Правительствующему Сенату о назначении князя Г.Е.Львова председателем Совета министров Николай II датировал на два часа раньше, чем манифест об отречении от престола. В период марта – октября 1917 г. Временное [213]правительство было высшим органом Российского государства по вопросам законодательства, заменившим все прежние институты власти: императора, Государственную думу, Государственный совет, Совет министров. Сохранявшиеся Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в подчиненное правительству положение. Постановления, принимавшиеся Временным правительством, имели значение законодательных актов, которые должны были сохранять силу до их утверждения или отмены Учредительным собранием. Постановления эти публиковались в официальном «Вестнике Временного правительства». Прекращение деятельности Временного правительства в октябре 1917 г. предрешило вопрос о судьбе принятых им актов.



Новый «образ правления» определил Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, собравшийся в Петрограде в октябре 1917 г. В обращении «К рабочим, солдатам, крестьянам!», принятом съездом, говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки... Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов»[1]. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, вся полнота власти в которой «в центре и на местах принадлежит этим Советам» (ст. 1).

30 декабря 1922 г. на Первом съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик был создан СССР, в состав которого, наряду с Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР)и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия, Советская Социалистическая Республика Армения), на правах союзной республики вошла Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). В 1956–1991 гг. в состав СССР входили пятнадцать союзных советских социалистических республик.



После развала СССР в 1991 г. в РСФСР (с 1992 г. - Российской Федерации), признанной правопреемницей СССР, государственные институты советской республики сохранялись по 1993 г. включительно. В Конституции Российской Федерации (РФ), принятой в декабре 1993 г., Советы как институт государственной власти не упоминаются. Согласно ст. 1 «Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Законодательную власть в РФ осуществляет парламент – Федеральное Собрание (ст. 94).

В рассматриваемый период в истории российского законодательства выделяются три этапа:

1. XIX в. – февраль 1917 г. – законодательство Российской

империи;[214]

2. Октябрь 1917 г. – начало 90-х годов – законодательство

РСФСР и СССР;

3. Начало 90-х годов – по настоящее время – законодательство Российской Федерации.

Законодательство Российской империи

В императорской самодержавной России законом являлось все, что утверждалось верховной властью, т.е. императором. В связи с кодификацией российского законодательства во второй четверти XIX в. была предпринята попытка отграничить законодательные акты от прочих документов, получивших одобрение самодержца. Согласно букве ст. 54 Свода Основных государственных законов (СЗ. Изд. 1832 г. Т. I) « новый закон постановляется не иначе как за собственноручным высочайшим подписанием». Но подпись императора требовалась и под законодательным актом и под распорядительным документом, принятым в порядке верховного управления. Самой сутью самодержавного строя обуславливались многообразие одновременно существовавших разновидностей законодательных актов и неразграниченность их содержания от содержания прочих распоряжений главы государства.

Вплоть до 1906 г. в Российской империи законодательные акты издавались «в форме уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений. .Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения». Сверх того император объявлял «повеления в порядке управления» в форме рескриптов и приказов (СЗ. Изд. 1832 г. Ст. 53).

Законодательные акты могли иметь как общий, так и частный (сепаратный) характер. При этом содержание общих и сепаратных законодательных актов, регламентирующих одни и те же нормы, могло быть прямо противоположным. Так, порядок возникновения и деятельности в Российской империи акционерных компаний вплоть до 1917 г. определялся законом от 6 декабря 1836 г. «О товариществах по участкам или компаниям на акциях» и уставами компаний, каждый из которых утверждался императором. Общим законом разрешался «один только вид акций, именно: с точным означением в них лица получателя, званием и чином, именем, отчеством и фамилией» (СЗ. Изд. 1857 г. Т. X. Ч. 1. Ст. 2160). Со второй половины XIX в., в связи с увеличением количества учреждавшихся компаний и расширением масштаба их деятельности, в уставах акционерных предприятий (сепаратных законодательных актах) указывалось право компаний иметь акции на предъявителя. На практике нормы сепаратных законов корректировали устаревшие положения не отмененных общих законов. [215]

Неразграниченность в законодательстве самодержавной России законодательных актов и повелений, изданных в порядке управления, приводила к тому, что даже самые мелкие, повседневные распоряжения власти зачастую оформлялись в виде закона. В 1901 г. В.И.Ленин предпринял опыт статистического анализа законодательных актов за период с 29 декабря 1900 г. до 12 января 1901 г.[2]. Всего за это время был принят 91 акт. Среди них: о возникновении, изменении условий и порядка деятельности торгово-промышленных акционерных компаний, финансово-кредитных учреждений и т.п.; об учреждении новых штатных полицейских должностей для охраны фабрично-заводских предприятий; об увеличении содержания повивальным бабкам, состоящим при частях войск Кавказского военного округа; об учреждении низшей школы скотников в имении его императорского высочества великого князя Петра Николаевича при селе Благодатном; об увеличении площади лесов, предназначенных для развития и улучшения императорской охоты и т.д. В целом законодательство самодержавной монархии стимулировало установление в стране норм буржуазного общества и создавало условия для развития капитализма.

В ходе революции 1905–1907 гг. в законотворческую практику российского самодержавия были внесены изменения. Их зафиксировал новый Свод основных государственных законов (СЗ. Изд. 1906 г. Т. I. Ч. 1). Эти изменения были связаны с участием в создании законодательных актов новых государственных институтов – Государственной думы и реформированного Государственного совета, который из законосовещательного учреждения превратился в законодательное. Согласно ст. 7 Свода основных государственных законов император впредь должен был осуществлять законодательную деятельность «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Ст. 86 разъясняла это положение следующим образом: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без одобрения Государя Императора». В связи с этим термин «закон», сохраняя прежнее значение синонима понятия «законодательный акт», стал употребляться и в более узком смысле – как разновидность законодательных актов, принятых в соответствии со ст. 86. Таких законодательных актов было немного. Почти все они относятся к периоду III и IV Дум. Как имеющий общегосударственное значение следует выделить закон 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», принятый в связи с проведением столыпинской аграрной реформы. Большинство законов было посвящено частным вопросам, как, например, «Об отпуске из государственного казначейства дополнительных средств на освещение дома военного министерства». В отличие от Свода основных государственных законов 1832 г., в новом Своде основных государственных законов ничего [216] не говорится о других разновидностях законодательных актов. Однако ничего не было сказано и об их упразднении. Такая формула умолчания позволяла издавать манифесты и уставы, инструкции и положения, равно как и другие традиционные для законодательства Российской империи разновидности актов. Ст. 11 определенно устанавливала, что в порядке верховного управления император может издавать указы «в соответствии с законом» и повеления, «необходимые для исполнения законов»; на практике самодержавный характер власти уничтожал нормативное различие между законом, как формой законодательного акта, и указом или повелением самодержца, принятыми им «в порядке верховного управления».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.