Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая полезность. График и кривая общей полезности. два подхода к измерению полезности. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.





ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (MU - marginal utility)— прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. действуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величиной нулевой или даже отрицательной. Возможно, что ваша приятельница остановит свое потребление уже на второй булочке. Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере увеличения объема потребляемых единиц.



Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. Карл Менгер в своей книге «Основания политической экономии» приводит условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источником пресной воды.

Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя, 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает более 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономическим благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней оставшейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона.



Таким образом, законом, лежащим в основе теории потребительского поведения, является закон убывающей предельной полезности:По мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Количественный подход.

Измерение полезности Основоположники теории предельной полезности исходили из количественного (кардиналистского1) подхода, предполагая, что потребители субъективно оценивают количественно полезность благ в условных единицах — ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.

Функция полезности товара А:


TUA=ƒ(QA) (5.1)


где TUA — общая полезность товара A; QA — количество товара А.

Когда товарный набор состоит из множества товаров и услуг, то в функцию будет включено сколько угодно переменных величин.
Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:

 

Покажем на условном примере связь между общей и предельной полезностью какого-либо блага.

Построим в табличной форме функцию полезности индивида, потребляющего яблоки (см. табл. 5-1).

Таблица 5.1. Общая и предельная полезность

 

Составленный на основе табл. 5-1 график (рис. 5-1) наглядно показывает связь между обшей и предельной полезностью.

Прежде всего обратим внимание на то, что кривая общей полезности имеет положительный наклон, указывающий, что по мере увеличения потребляемого количества яблок общая их полезность возрастает (пока потребляется не более 6 яблок). Вместе с тем кривая предельной полезности, характеризующая приращение общей полезности, имеет отрицательный наклон, что является следствием закона убывающей предельной полезности. При этом предельная полезность седьмого яблока оказывается нулевой. Это говорит о том, что общая полезность достигает максимальной величины при потреблении семи яблок.




TU = max при MU = 0. (5.3)


Если предположить, что потребитель будет поступать нерационально и потреблять больше семи яблок, то общая полезность всего количества яблок снизится и кривая общей полезности примет отрицательный наклон. При этом предельная полезность каждого последующего яблока будет отрицательной величиной и кривая предельной полезности расположится ниже горизонтальной
оси

Сущность и закон спроса

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

ЗАКОН СПРОСА:

При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, — между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).

2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.

3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.

4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности.
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности.
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – ….

Исключения из закона спроса:

· Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.

· Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.

· Эффект СНОБА — в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

Факторы влияющие на спрос:

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.

2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает. При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).

Не ценовые факторы влияющие на спрос:

1.Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.

2.Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.

3.Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.

4.Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.