Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнительная характеристика парадигм воспитания.





 

Основные показатели Субъект-субъектная парадигма Субъект-объектная парадигма.
1. установка по отношению к ученику Ученик субъект педагогического воздействия, ученик уникален, педагог учитывает его особенности, интересы, , склонности, позиция равенства, разделение ответственности с учеником. Ученик объект педагогического воздействия, учитель при изучении ребенка выделяет общее для успешного воздействия на ученика, позиция неравенства, учитель над учеником., вся ответственность возлагается на учителя.
2. цель Развитие ребенка как активную, самостоятельную личность, способную к саморазвитию. Передача знаний, формирование умений и навыков, воспитание личностных качеств в соответствии с социальным заказом общества.
3. контакт при взаимодействии с учеником. Уникальный, эмоциональный, создание атмосферы взаимодействия, личностное общение Стандартное, ролевое взаимодействие.
4. способы познания ученика. Рефлексия, эмпатичное чтение вербальных и не вербальных сигналов Точные методики, стандартное применение.
5. средства педагогического процесса. Диалог, проблемное обучение, моделирование… Жесткий контроль, приказы, инструкции, монолог.
6. процесс. Гибкий, ориентирован на зону ближайшего развития ученика. Жесткий строго регламентированный.
7. результат Творческая личность, самостоятельность познания, переход внешней мотивпции во внутреннюю. Внешняя мотивация, дисциплинированность, напряженность, адаптативная активность.

 



Учебно-дисциплинарная модель.

Характеризуется следующими признаками:

Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.

Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!

Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.

Тактика: диктат и опека.

Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.

Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.



 

В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

 

 

Личностно-ориентированная модель.

Составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: давай вместе!

Цель: становление ребенка как личности.

Тактика: сотрудничество.

Способы общения предполагают развитие умения встать на позицию другого. Учесть его точку зрения, принять его как личность.

При реализации такого общения взгляд на ребенка как на равного партера, имеющего свою точку зрения на события.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность.

Ожидаемые результаты: развитие его индивидуальности, через активную деятельность. Развитие познавательной деятельности.

 

& Задания для самостоятельной работы.

 

Задание №1

  1. сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
  2. заполните таблицу:
Признаки для сравнения Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
Цель
Задачи
Форма работы
Тактика
Способ общения
Результат

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 

Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее. А. Франс

 


Модуль 4 Теория обучения.

 

Тема: Теория обучения – дидактика.

Педагогический словарь.

 

Дидактика– область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования

Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей

Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом

Закономерность– отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

· Научности

· Наглядности

· Систематичности и последовательности

· Активности и сознательности

· Воспитывающего характера обучения

· Развивающего характера обучения

· Прочности

· Учета индивидуальных и возрастных особенностей

· Доступности

 

…Обучение должно опережать развитие… Л.С.Выготский.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.