КИНОСЪЕМКА В ЗАВОДСКОМ ЦЕХЕ
Кинокадры, снятые любителями в заводских цехах, чаще всего выглядят так: на переднем плане ярко освещенный человек за станком, а сзади — сплошной темный фон. Конечно, даже и большая любительская киностудия вряд ли может иметь такое количество мощной осветительной техники, чтобы удовлетворительно осветить огромный цех.
Что же тут можно порекомендовать?
Не увлекайтесь съемкой общих планов и панорам в больших помещениях при недостатке света;
используйте для фона большие заводские окна — это значительно уменьшит черноту за передним планом:
следите за соотношением яркости объектов переднего плана и фона.
Но когда кинолюбитель забывает об этом, тогда все имеющиеся у него осветительные приборы освещают передний план. И тогда экспонометр показывает, что диафрагмировать нужно до 4, а то и до 5,6. Естественно, что при такой диафрагме все предметы в глубине кадра совсем не проработаются по пленке и на экране будут выглядеть черными провалами.
Если же уменьшить освещенность переднего плана так, чтобы можно было снимать при полном открытии диафрагмы (например, 2 или 2,8), то и предметы на фоне уже не будут казаться совершенно черными — они проработаются на пленке и станут заметными на экране (тем лучше, чем выше чувствительность применяемой пленки).
НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ КИНОПЛЕНКИ
Существует два метода лабораторной обработки кинопленки: негативно-позитивный и обращаемый. Поскольку наиболее распространен среди кинолюбителей обращаемый способ, остановимся на опыте обработки пленки именно этим способом.
К каждому ролику пленки прилагается инструкция по обработке в так называемом стандартном проявителе для обращаемой кинопленки. Рецепт его общеизвестен, и останавливаться на нем нет надобности. Скажем только, что большое число компонентов, входящих в его состав, и дефицитность некоторых химикатов делают стандартный рецепт несколько сложным в кинолюбительских условиях.
Поэтому далее приведем некоторые упрощенные рецепты, проверенные на практике и дающие хороший результат.
Кроме того, внимание кинолюбителей могут привлечь и другие публикуемые рецепты, повышающие практическую чувствительность пленки в несколько раз, сокращающие весь процесс обработки до 18 — 20 мин и т. д.
Что касается цветной пленки, то рекомендуем придерживаться рецепта и режима обработки, изложенных в инструкции, которая прилагается к каждому ролику пленки. Некоторые упрощенные способы обработки чаще всего приводят к заметному ухудшению передачи цвета, а поэтому и не могут быть рекомендованы.
ДВУХРАСТВОРНЫЙ ПРОЯВИТЕЛЬ
Особенность двухрастворного проявителя — четкая проработка деталей в освещенных и теневых местах, мягкая градация тонов, причем не наблюдается сколько-нибудь заметного (по сравнению со стандартным проявителем) увеличения зернистости изображения.
Раствор I
Метол ............... 1 г
Сульфит натрия безводный.......37,5 г
Гидрохинон............. 10 г
Бромистый калий .......... 10 г
Вода...............до 500 мл
Раствор II
Поташ . . . 75 г
Вода до 500 мл
Оба раствора приготовляются отдельно, а перед использованием сливаются вместе. Длительность первого проявления — 17 — 18 мин при температуре 20° С. Дальнейшие операции — по общеизвестной схеме стандартной обработки, т. е. с засветкой пленки и вторичной обработкой в проявителе. Для второго проявления используется тот же раствор, что и для первого.
УСКОРЕННАЯ ОБРАБОТКА КИНОПЛЕНКИ
Кинолюбители Подольского кабельного завода (Московская область) успешно применяют ускоренный процесс обработки, который длится всего лишь 18 — 20 мин (напомним, что по стандартному способу обработка занимает практически больше 2 ч]. Температура всех растворов — 20° С, промывной воды — 18 — 19°С.
Технология этого метода (в мин) такова:
Проявление ............... 2
Промывка................ 1
Отбеливание ............... 2
Промывка ............... 2
Осветление ............... 2
Промывка................ 1
Чернение ................ 3
Промывка.............. 5 — 7
Проявитель
Основной раствор
Вода ........ 750 мл
Метол ....... 0,6 г
Сульфит натрия безводный ....... 50 г
Гидрохинон..... 20 г
Бромистый калий . . 8 г
Роданистый калий . . 6 г
Едкий натр..... 20 г
Подкрепляющий раствор
Вода........ 750 мл
Метол....... 1,3 г
Сульфит натрия безводный ....... 50 г
Гидрохинон .... 26 г
Роданистый калий . 7,5 г
Едкий натр..... 34 г
Вода........до 1000 мл
Вода ........до 1000 мл
Отбеливающий раствор
Основной
Вода..........1000 мл
Двухромовокислый калий 9,5 г
Серная кислота (концентрированная) ...... 12 мл
Подкрепляющий
Вода .........1000 мл
Двухромовокислый калий 80 г
Серная кислота (концентрированная) ...... 22 мл
Осветляющий раствор
Основной
Вода..........1000 мл
Сульфит натрия безводный .......... 90 г
Подкрепляющий
Вода .........1000 мл
Сульфит натрия безводный .......... 210 г
Раствор для чернения
Вода................1000 мл
Гидросульфит ........... 20 г
После промывки желательно проделать пластификацию, после которой пленка становится эластичной и дольше сохраняется.
Пластифицирующий раствор
Вода................1000 мл
Глицерин..............7 — 8 мл
После 3 — 4-минутного пребывания пленки в пластифицирующем растворе ее (без последующей промывки в воде) сушат.
В указанных количествах растворов можно проявить 70 — 80 м 16-мм пленки.
После истощения растворов их фильтруют и добавляют к ним подкрепляющие растворы (см. стр. 45) в таких количествах (в мл):
к проявителю .............215
к осветляющему раствору........190
к отбеливающему раствору.......50
После добавки подкрепляющих доз в полученных растворах можно обработать еще 30 — 40 м пленки. Процесс подкрепления растворов можно повторять два-три раза.
Как основные, так и подкрепляющие растворы сохраняются длительное время только в герметически закрытой посуде.
ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КИНОПЛЕНКИ
Некоторые кинолюбители с успехом пользуются методом обработки кинопленки, повышающим ее чувствительность от полутора до восьми раз.
Но лучшие результаты получаются при увеличении чувствительности не более чем в пять раз, так как в дальнейшем может ухудшиться контрастность изображения.
При нормальной обработке пленки (без повышения чувствительности) время первого проявления — 5 мин, а с повышением чувствительности в два с половиной раза — 10 мин, в пять раз — 20 мин (в последнем случае чувствительность пленки 45 ед. ГОСТа можно считать примерно равной 250 ед).
Это время рекомендуется уточнить с помощью проб, особенно если проявителем уже пользовались.
Проявитель I
Вода (40 — 50 С) ..................... 750 мл
Сульфит натрия безводный ................ 5 г
Фенидон*......................... 0,2 г
Гидрохинон........................ 5 г
Сульфит натрия безводный ................ 20 г
Сода безводная...................... 50 г
Бромистый калий..................... 2.5 г
Бензотриазол (1%-ный раствор, например, 1 г на 100 мл воды
80 — 85 С)......................... 6 мл
Вода (18 — 20С)......................до 1000 Mл
* Для 1.1 раствора проявителя I берется 30 мл воды при 70 С, а для проявителей I и II (поскольку они одинаковы) — 60 мл воды при 70 С. В этом количестве воды растворяют фенидон и после охлаждения вливают в полученный ранее слабый раствор сульфита натрия.
Отбеливатель
Вода (18 — 20-С)...................... 750 мл
Двухромовокислый калий ................. 10 г
Серная кислота (уд. вес 1,84) ............... 10 .ил
Вода (18 — 20 С)......................до 1000 мл
Осветляющий раствор
Вода (40 — 50 С)...................... 750 мл
Сульфит натрия безводный ................ 12.5 г
Серная кислота (уд. вес 1,84), разбавленная в десять раз (один объем кислоты влить в девять объемов воды, например, 20 мл кислоты влить в 180 мл воды) и еще разбавленная 50 — 100 мл воды перед прибавлением к раствору сульфита натрия ... 17,5 мл
Тиосульфат натрия .................... 20 г
Вода (18 — 20 С).......................до 1000 мл
Этот осветляющий раствор можно рекомендовать и при других способах обработки, но лучше, если в составе проявителя не будет роданистого калия. При малом расходе реактивов этот осветлитель обладает большой работоспособностью (более 130 м пленки 2х8 мм в 1 л), в свежем растворе при 20е С осветление происходит за 0,5 — 1 мин, снимает вуаль за 2 — 4 мин (если для промывки после отбеливания использовалась водопроводная вода, на пленке образуется вуаль из хлористого серебра, которая затем чернится вместе с позитивным изображением). Снятие вуали — исчезновение белесоватого налета, видимого на светлых, прозрачных участках пленки, — хорошо контролировать на засвеченных зарядных концах пленки в проходящем свете при рассматривании на темном фоне.
Если требуется ослабление изображения, пленку оставляют в осветлителе на 5 — 7 мин, но при этом нужно следить, чтобы не исчезли детали в светах.
Проявитель II
Рецепт его такой же, как и у проявителя I.
Фиксирующий раствор
Вода (40 — 50е С)......... 750 Mл
Тиосульфат натрия ....... 200 г
Метабисульфат калия ...... 40 г
Вода (18 — 20е С).........до 1000 мл
В табл. 1 приводим режим обработки пленки.
Режим обработки пленки
Т а б л и ц a
Процесс
| Температура, ° С
| Время обработки, мин
| Примечание
|
нормальной
| с повышением чувствительности в пять раз
|
Проявление I
|
|
|
|
| Промывка
|
|
|
|
| Отбеливание
|
|
|
|
| Промывка
|
|
|
|
| Осветление
|
|
|
| Следить, чтобы не исчезли детали в светах
| Промывка
|
|
|
|
Засветка (в белом тазу с водой, спираль вращать) сверху лампой 200 Вт на расстоянии 50 см
|
|
|
|
Проявление II
|
|
|
|
|
|
| 5 — 6
| 5 — 6
|
| Промывка
|
|
|
|
| Фиксирование
|
|
|
|
| Промывка
|
|
|
|
| Сушка
| 18 — 24
|
|
|
|
Примечания: 1) чернение лучше проводить путем проявления после засветки, не затягивая процесса, а только до нужного почернения со стороны основы пленки. Длительное чернение пленки проявителем или употребление гидросульфита и сернистых чернителей повышает опасность образования вуали за счет восстановления плохо растворимых серебряных комплексов, не удаленных из эмульсии после осветления; 2) старые пленки из-за склонности к вуалеобразованию и пониженного контраста мало подходят для форсирования светочувствительности.
СОХРАНЕНИЕ ПРОЯВИТЕЛЯ
Рис. 17. Сохранение проявителя от окисления
Как известно, чем больше площадь соприкосновения проявляющего раствора с воздухом, тем скорее он окисляется и портится.
Приведем два способа довести до минимума возможность окисления проявителя воздухом и таким образом значительно удлинить время его службы.
Бутылку с проявителем закрывают пробкой, в которую плотно вставлена стеклянная трубка (рис. 17). К нижнему концу трубки прикрепляют детский надувной шарик (лучше палец от хирургических латексных перчаток), а на верхний конец надевают резиновую трубку с зажимом. После этого нужно надуть резиновый шарик, при этом раствор проявителя заполнит все пространство внутри посуды до самой пробки (чтобы воздух из бутылки мог выходить, чуть отогните пробку гвоздем, а когда проявитель поднимется до пробки, вытащите гвоздь). Плотно закройте пробку, зажмите резиновую трубку, чтобы воздух не выходил из шарика. Такой раствор сохраняется долго.
Второй способ такой: насыпать в сосуд с проявителем обрезки плексигласа, стекла или пластмассы так, чтобы поднять уровень раствора до самой пробки. Время от времени эти обрезки нужно хорошо промывать.
ПРОВЕРКА РАСТВОРОВ
В закупоренном виде растворы сохраняются хорошо. Растворы, использованные хоть раз, сохраняются значительно хуже.
Вот почему, прежде чем приступить к обработке кинопленки, проверьте свои растворы. Они считаются доброкачественными, если:
в проявителе I на засвеченной пленке за 10 — 11 мин создастся очень плотное почернение;
в проявителе II за 4 — 5 мин на засвеченной пленке создастся очень плотное почернение;
в отбеливающем растворе за 3 — 4 мин исчезнет почернение, которое создалось во время проявления пленки (перед обработкой в отбеливателе пленку следует промыть водой);
в осветляющем растворе за 4 — 5 мин исчезнет желтая окраска пленки, которая была обработана в отбеливающем растворе;
в фиксаже за 3 — 4 мин непроявленный кусочек пленки станет совсем прозрачным.
НАДЕЖНЫЕ ЭТИКЕТКИ
Бумажные этикетки на бутылках с растворами химикатов нередко отклеиваются.
Первый способ — пользоваться для надписей полосками медицинского лейкопластыря, который легко и надежно приклеивается к стеклу и не отстает от него под действием влаги. Надписи можно делать обычным или цветным карандашом.
Второй способ — сделать надпись на бутылке обыкновенным конторским клеем тонкой кисточкой или деревянной палочкой, после чего ее нужно подогреть над спиртовкой или электрической плиткой до вспучивания клея. Затем тампоном из тряпочки протереть поверхность бутылки, и надпись готова. Такие надписи не разрушаются от действия воды, а также кислотных и щелочных растворов.
Третий способ — вырезать из жестяной банки или мягкого алюминия полоски, написать на них названия химикатов и прикрепить к горловине бутылки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|