Сделай Сам Свою Работу на 5

КИНОСЪЕМКА В ЗАВОДСКОМ ЦЕХЕ





 

Кинокадры, снятые любителями в заводских цехах, чаще всего выглядят так: на переднем плане ярко освещенный человек за станком, а сзади — сплошной темный фон. Ко­нечно, даже и большая любительская киностудия вряд ли может иметь такое количество мощной осветительной тех­ники, чтобы удовлетворительно осветить огромный цех.

Что же тут можно порекомендовать?

Не увлекайтесь съемкой общих планов и панорам в боль­ших помещениях при недостатке света;

используйте для фона большие заводские окна — это значительно уменьшит черноту за передним планом:

следите за соотношением яркости объектов переднего плана и фона.

Но когда кинолюбитель забывает об этом, тогда все имеющиеся у него осветительные приборы освещают передний план. И тогда экспонометр показывает, что диафрагми­ровать нужно до 4, а то и до 5,6. Естественно, что при такой диафрагме все предметы в глубине кадра совсем не проработаются по пленке и на экране будут выглядеть черными провалами.

Если же уменьшить освещенность переднего плана так, чтобы можно было снимать при полном открытии диафраг­мы (например, 2 или 2,8), то и предметы на фоне уже не будут казаться совершенно черными — они проработаются на пленке и станут заметными на экране (тем лучше, чем выше чувствительность применяемой пленки).



НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ КИНОПЛЕНКИ

 

Существует два метода лабораторной обработки кино­пленки: негативно-позитивный и обращаемый. Поскольку наиболее распространен среди кинолюбителей обращаемый способ, остановимся на опыте обработки пленки именно этим способом.

К каждому ролику пленки прилагается инструкция по обработке в так называемом стандартном проявителе для обращаемой кинопленки. Рецепт его общеизвестен, и оста­навливаться на нем нет надобности. Скажем только, что большое число компонентов, входящих в его состав, и дефи­цитность некоторых химикатов делают стандартный рецепт несколько сложным в кинолюбительских условиях.

Поэтому далее приведем некоторые упрощенные рецепты, проверенные на практике и дающие хороший результат.

Кроме того, внимание кинолюбителей могут привлечь и другие публикуемые рецепты, повышающие практическую чувствительность пленки в несколько раз, сокращающие весь процесс обработки до 18 — 20 мин и т. д.



Что касается цветной пленки, то рекомендуем придержи­ваться рецепта и режима обработки, изложенных в инструк­ции, которая прилагается к каждому ролику пленки. Некото­рые упрощенные способы обработки чаще всего приводят к заметному ухудшению передачи цвета, а поэтому и не могут быть рекомендованы.

ДВУХРАСТВОРНЫЙ ПРОЯВИТЕЛЬ

 

Особенность двухрастворного проявителя — четкая про­работка деталей в освещенных и теневых местах, мягкая градация тонов, причем не наблюдается сколько-нибудь заметного (по сравнению со стандартным проявителем) увеличения зернистости изображения.

 

Раствор I

Метол ............... 1 г

Сульфит натрия безводный.......37,5 г

Гидрохинон............. 10 г

Бромистый калий .......... 10 г

Вода...............до 500 мл

Раствор II

Поташ . . . 75 г

Вода до 500 мл

 

Оба раствора приготовляются отдельно, а перед исполь­зованием сливаются вместе. Длительность первого проявления — 17 — 18 мин при температуре 20° С. Дальнейшие опе­рации — по общеизвестной схеме стандартной обработки, т. е. с засветкой пленки и вторичной обработкой в прояви­теле. Для второго проявления используется тот же раствор, что и для первого.

УСКОРЕННАЯ ОБРАБОТКА КИНОПЛЕНКИ

 

Кинолюбители Подольского кабельного завода (Москов­ская область) успешно применяют ускоренный процесс обра­ботки, который длится всего лишь 18 — 20 мин (напомним, что по стандартному способу обработка занимает практи­чески больше 2 ч]. Температура всех растворов — 20° С, промывной воды — 18 — 19°С.



Технология этого метода (в мин) такова:

Проявление ............... 2

Промывка................ 1

Отбеливание ............... 2

Промывка ............... 2

Осветление ............... 2

Промывка................ 1

Чернение ................ 3

Промывка.............. 5 — 7

 

Проявитель

 

Основной раствор

Вода ........ 750 мл

Метол ....... 0,6 г

Сульфит натрия без­водный ....... 50 г

Гидрохинон..... 20 г

Бромистый калий . . 8 г

Роданистый калий . . 6 г

Едкий натр..... 20 г

Подкрепляющий раствор

Вода........ 750 мл

Метол....... 1,3 г

Сульфит натрия без­водный ....... 50 г

Гидрохинон .... 26 г

Роданистый калий . 7,5 г

Едкий натр..... 34 г

Вода........до 1000 мл

Вода ........до 1000 мл

 

Отбеливающий раствор

Основной

Вода..........1000 мл

Двухромовокислый калий 9,5 г

Серная кислота (концент­рированная) ...... 12 мл

Подкрепляющий

Вода .........1000 мл

Двухромовокислый калий 80 г

Серная кислота (концент­рированная) ...... 22 мл

 

Осветляющий раствор

Основной

Вода..........1000 мл

Сульфит натрия безвод­ный .......... 90 г

Подкрепляющий

Вода .........1000 мл

Сульфит натрия безвод­ный .......... 210 г

 

Раствор для чернения

Вода................1000 мл

Гидросульфит ........... 20 г

 

После промывки желательно проделать пластификацию, после которой пленка становится эластичной и дольше со­храняется.

 

Пластифицирующий раствор

Вода................1000 мл

Глицерин..............7 — 8 мл

 

После 3 — 4-минутного пребывания пленки в пластифи­цирующем растворе ее (без последующей промывки в воде) сушат.

В указанных количествах растворов можно проявить 70 — 80 м 16-мм пленки.

После истощения растворов их фильтруют и добавляют к ним подкрепляющие растворы (см. стр. 45) в таких коли­чествах (в мл):

к проявителю .............215

к осветляющему раствору........190

к отбеливающему раствору.......50

 

После добавки подкрепляющих доз в полученных раство­рах можно обработать еще 30 — 40 м пленки. Процесс под­крепления растворов можно повторять два-три раза.

Как основные, так и подкрепляющие растворы сохраня­ются длительное время только в герметически закрытой посуде.

ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КИНОПЛЕНКИ

 

Некоторые кинолюбители с успехом пользуются методом обработки кинопленки, повышающим ее чувствительность от полутора до восьми раз.

Но лучшие результаты получаются при увеличении чув­ствительности не более чем в пять раз, так как в дальнейшем может ухудшиться контрастность изображения.

При нормальной обработке пленки (без повышения чув­ствительности) время первого проявления — 5 мин, а с по­вышением чувствительности в два с половиной раза — 10 мин, в пять раз — 20 мин (в последнем случае чувстви­тельность пленки 45 ед. ГОСТа можно считать примерно равной 250 ед).

Это время рекомендуется уточнить с помощью проб, особенно если проявителем уже пользовались.

Проявитель I

Вода (40 — 50 С) ..................... 750 мл

Сульфит натрия безводный ................ 5 г

Фенидон*......................... 0,2 г

Гидрохинон........................ 5 г

Сульфит натрия безводный ................ 20 г

Сода безводная...................... 50 г

Бромистый калий..................... 2.5 г

Бензотриазол (1%-ный раствор, например, 1 г на 100 мл воды

80 — 85 С)......................... 6 мл

Вода (18 — 20С)......................до 1000

* Для 1.1 раствора проявителя I берется 30 мл воды при 70 С, а для проявителей I и II (поскольку они одинаковы) — 60 мл воды при 70 С. В этом количестве воды растворяют фенидон и после охлаждения вливают в полученный ранее слабый раствор сульфита натрия.

 

Отбеливатель

Вода (18 — 20-С)...................... 750 мл

Двухромовокислый калий ................. 10 г

Серная кислота (уд. вес 1,84) ............... 10 .ил

Вода (18 — 20 С)......................до 1000 мл

Осветляющий раствор

Вода (40 — 50 С)...................... 750 мл

Сульфит натрия безводный ................ 12.5 г

Серная кислота (уд. вес 1,84), разбавленная в десять раз (один объем кислоты влить в девять объемов воды, например, 20 мл кислоты влить в 180 мл воды) и еще разбавленная 50 — 100 мл воды перед прибавлением к раствору сульфита натрия ... 17,5 мл

Тиосульфат натрия .................... 20 г

Вода (18 — 20 С).......................до 1000 мл

 

Этот осветляющий раствор можно рекомендовать и при других способах обработки, но лучше, если в составе про­явителя не будет роданистого калия. При малом расходе реактивов этот осветлитель обладает большой работоспо­собностью (более 130 м пленки 2х8 мм в 1 л), в свежем растворе при 20е С осветление происходит за 0,5 — 1 мин, снимает вуаль за 2 — 4 мин (если для промывки после отбели­вания использовалась водопроводная вода, на пленке обра­зуется вуаль из хлористого серебра, которая затем чернится вместе с позитивным изображением). Снятие вуали — исчез­новение белесоватого налета, видимого на светлых, про­зрачных участках пленки, — хорошо контролировать на за­свеченных зарядных концах пленки в проходящем свете при рассматривании на темном фоне.

Если требуется ослабление изображения, пленку остав­ляют в осветлителе на 5 — 7 мин, но при этом нужно следить, чтобы не исчезли детали в светах.

 

Проявитель II

Рецепт его такой же, как и у проявителя I.

 

Фиксирующий раствор

Вода (40 — 50е С)......... 750

Тиосульфат натрия ....... 200 г

Метабисульфат калия ...... 40 г

Вода (18 — 20е С).........до 1000 мл

В табл. 1 приводим режим обработки пленки.

Режим обработки пленки

Т а б л и ц a

 

 

 

 

 

 

Процесс Темпера­тура, ° С Время обработки, мин Примечание
нормаль­ной с повышени­ем чувстви­тельности в пять раз
Проявление I  
Промывка  
Отбеливание  
Промывка  
Осветление Следить, чтобы не исчезли дета­ли в светах
Промывка
Засветка (в белом тазу с водой, спираль вра­щать) сверху лампой 200 Вт на расстоянии 50 см
Проявление II        
  5 — 6 5 — 6  
Промывка  
Фиксирование  
Промывка  
Сушка 18 — 24      

 

Примечания: 1) чернение лучше проводить путем проявления после засветки, не затягивая процесса, а только до нужного почернения со стороны основы пленки. Длитель­ное чернение пленки проявителем или употребление гидро­сульфита и сернистых чернителей повышает опасность обра­зования вуали за счет восстановления плохо растворимых серебряных комплексов, не удаленных из эмульсии после осветления; 2) старые пленки из-за склонности к вуалеобразованию и пониженного контраста мало подходят для форси­рования светочувствительности.

СОХРАНЕНИЕ ПРОЯВИТЕЛЯ

 

Рис. 17. Сохранение проявителя от окис­ления

 

Как известно, чем больше площадь соприкосновения проявляющего раствора с воздухом, тем скорее он окис­ляется и портится.

Приведем два способа довести до мини­мума возможность окисления проявителя воздухом и таким образом значительно уд­линить время его службы.

Бутылку с проявителем закрывают проб­кой, в которую плотно вставлена стеклянная трубка (рис. 17). К нижнему концу трубки прикрепляют детский надувной шарик (луч­ше палец от хирургических латексных перча­ток), а на верхний конец надевают резиновую трубку с зажимом. После этого нужно надуть резиновый шарик, при этом раствор прояви­теля заполнит все пространство внутри по­суды до самой пробки (чтобы воздух из бу­тылки мог выходить, чуть отогните пробку гвоздем, а когда проявитель поднимется до пробки, вытащите гвоздь). Плотно закройте пробку, зажмите резиновую трубку, чтобы воздух не выходил из шарика. Такой раствор сохраняется долго.

Второй способ такой: насыпать в сосуд с проявителем обрезки плексигласа, стекла или пластмассы так, чтобы поднять уровень раствора до самой пробки. Время от вре­мени эти обрезки нужно хорошо промывать.

ПРОВЕРКА РАСТВОРОВ

 

В закупоренном виде растворы сохраняются хорошо. Растворы, использованные хоть раз, сохраняются значи­тельно хуже.

Вот почему, прежде чем приступить к обработке кино­пленки, проверьте свои растворы. Они считаются доброка­чественными, если:

в проявителе I на засвеченной пленке за 10 — 11 мин соз­дастся очень плотное почернение;

в проявителе II за 4 — 5 мин на засвеченной пленке создаст­ся очень плотное почернение;

в отбеливающем растворе за 3 — 4 мин исчезнет почерне­ние, которое создалось во время проявления пленки (перед обработкой в отбеливателе пленку следует промыть водой);

в осветляющем растворе за 4 — 5 мин исчезнет желтая окраска пленки, которая была обработана в отбеливающем растворе;

в фиксаже за 3 — 4 мин непроявленный кусочек пленки станет совсем прозрачным.

НАДЕЖНЫЕ ЭТИКЕТКИ

 

Бумажные этикетки на бутылках с растворами химикатов нередко отклеиваются.

Первый способ — пользоваться для надписей полосками медицинского лейкопластыря, который легко и надежно приклеивается к стеклу и не отстает от него под действием влаги. Надписи можно делать обычным или цветным каран­дашом.

Второй способ — сделать надпись на бутылке обыкно­венным конторским клеем тонкой кисточкой или деревянной палочкой, после чего ее нужно подогреть над спиртовкой или электрической плиткой до вспучивания клея. Затем там­поном из тряпочки протереть поверхность бутылки, и надпись готова. Такие надписи не разрушаются от действия воды, а также кислотных и щелочных растворов.

Третий способ — вырезать из жестяной банки или мягкого алюминия полоски, написать на них названия химикатов и прикрепить к горловине бутылки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.