Сделай Сам Свою Работу на 5

Преобразования государственного аппарата в первой четверти XVIII в.





Бюрократизация государственного аппарата проходила на раз­ных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных струк­тур.

Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и прика­зы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она превращалась в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов мест­ного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутрен­няя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась Ближняя дума — прототип кабинета министров.

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие транс­формации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) сущест­венно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.



Столь же сложный путь проделала система центральных отрасле­вых органов управления — приказов.

Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1) 1699—1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в струк­туре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов влас­ти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение пер­вой областной реформы;

3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отрасле­вого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.



Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно заме­щать царя.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешне­торговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочи­ях Сената ничего не говорилось.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности гене­рал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только мо­нархом.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и поря­док работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, реги­стратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписыва­лось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».



Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизи­онная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая и Промыш­ленная).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая По­местный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций уп­равления промышленностью были возложены задачи экономичес­кой политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функ­ции горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально рас­писывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного уп­равления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточе­ние управления финансами в едином учреждении — все это сущест­венно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

Реформы местного управления первой четверти XVIII в.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до один­надцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губер­натор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им под­чинялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715) сложилась трехзвенная система местно­го управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись ко­менданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дво­рянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городского само­управления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей — земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Глав­ный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ра­туши.

Централизация государственного аппарата при абсолютизме тре­бовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII в. сложилось две контрольных системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формирова­нии Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и наруше­ниях законности в учреждениях. В их обязанности входило выступ­ление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Военная реформа Петра I

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696) прекратило свое существование дво­рянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформиро­вание.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламен­тировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской устав.

34. Статус российского монарха в первой четверти XVIII в.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия становится империей.

Еще в ст. 20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовласт­ный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко хрис­тианский государь по своей воле и благомнению управлять».

Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями само­державия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алек­сей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о насле­дии престола, утвердивший право монарха по собственной воле на­значать наследника престола. Произошел разрыв с принципом бо­жественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора.

Монарх являлся источником всей исполнительной власти и гла­вой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в опре­деленном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные го­сударственные дела получали приоритет перед делами частными.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял произ­водство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.

Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.