Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.





ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФИЛЬ БИОЛОГИЯ

Перспективный план
Название раздела Царство "Животные" подцарство "Многоклеточные"
Кол-во часов
Сроки проведения 30.12 - 16.05
Внутрипредметные связи классификация, общие признаки представителей каждой последовательной единицы
Межпредметные связи география
Лабораторные работы № 10 - 17
Средства обучения учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение "Дрова"
Экскурсии
Внеурочная работа
Внеклассная работа Декада естественных наук

Календарно – тематическое планирование

А,б,г

 

№ урока тема дата Лабораторная работа
  Тема 4.4. Тип Кишечнополостные.    
Особенности организации кишечнополостных. 18.01  
Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. 20.01  
  Тема 4.5. Тип Плоские черви.    
Особенности организации плоских червей. Промежуточная контрольная работа 25.01  
Плоские черви – паразиты. 27.01  
  Тема 4.6. Тип Круглые черви.    
Тип Круглые черви, особенности организации. 01.02  
  Тема 4.7. Тип Кольчатые черви.    
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Лабораторная работа №10 «Внешнее строение дождевого червя» 03.02 №10
Многообразие кольчатых червей. 08.02  
Классы Многощетинковые и Малощетинковые. 10.02  

 



 

Календарно – тематическое планирование

В

№ урока Тема Дата Лабораторная работа
  Тема 4.4. Тип Кишечнополостные.    
Особенности организации кишечнополостных. 19.01  
Особенности организации кишечнополостных. 22.01  
Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. 26.01  
  Тема 4.5. Тип Плоские черви.    
Особенности организации плоских червей. Промежуточная контрольная работа 29.01  
Плоские черви – паразиты. 02.02  
  Тема 4.6. Тип Круглые черви.    
Тип Круглые черви, особенности организации. 05.02  
  Тема 4.7. Тип Кольчатые черви.    
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение дождевого червя» 09.02 №8
Многообразие кольчатых червей. 12.02  

 




ПЛАНЫ – КОНСПЕКТЫ 7(а,б,в,г) класс

Тема: Тип Кишечнополостные.

Задачи урока:

а) Образовательные: изучить характерные черты внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности, связанные со средой обитания, на примере пресноводной гидры;

б) Воспитательные: развивать у учащихся стремление заботиться о природе;

в) Развивающие: продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа.

Тип урока:Комбинированный.

Основные понятия и термины:кишечнополостные, регенерация, полипы, стрекательные клетки, энтодерма, эктодерма,.

Связь с ранее изученным материалом:симметрия тела, эктодерма, энтодерма.

Методы:Объяснение, беседа, наглядный.

Оборудование и материалы: доска, проектор, Презентация « Тип Кишечнополостные», Таблица «Строение Гидроидных»

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Каковы отличительные признаки подцарства Многоклеточные?

2. Какой организм был наиболее вероятным предком многоклеточных животных?

3. Каких животных относят к беспозвоночным?

4. Почему беспозвоночные играют важную роль в экосистемах?

II. Изучение нового материала.

План.

1. Основные признаки кишечнополостных.

2. Разнообрази6е кишечнополостных.

3. Роль кишечнополостных в экосистемах.



Рассказ учителя, с заполнением таблицы.

Тип Кишечнополостные – это двухслойные многоклеточные животные. Объединяет свыше 9000 водных видов, это одиночные и колониальные формы.

Одним из представителей является пресноводная гидра, обитающая в пресных водоемах.

Гидра имеет радиальную симметрию. Ее тело имеет вид открытого на одном конце мешка. Имеет два слоя клеток: эктодерма и энтодерма, между которыми находится мезоглея (студенистая прослойка).

По ходу изучения материала учащиеся должны самостоятельно заполнить таблицу.

Наружный слой клеток (эктодерма) содержит кожно-мускульные клетки с помощью которых животное передвигается. Так же содержит нервные клетки, которые с помощью отростков образуют нервное сплетение. Нервные клетки обеспечивают связь животного с внешней средой (прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных веществ и восприятии раздражения. В эктодерме имеются стрекательные клетки, с помощью которых гидра парализует и захватывает жертву, а так же защищается от хищников.

Внутренний слой клеток энтодерма содержит мускульные волокна, пищеварительные клетки, промежуточные клетки (необходимые животному при регенерации

Размножается гидра половым и бесполым способами. Бесполое размножение – почкование. В основе полового размножения лежит формирование гамет и оплодотворение.

Тип Кишечнополостные включает:

Класс Гидроидные – это одиночные или колониальные формы в жизненном цикле которых чередуются поколения полипов и медуз. У некоторых представителей может отсутствовать одна из стадий. Представители имеют маленькие размеры.

Класс Сцифоидные представлены довольно крупными медузами (размеры которых могут достигать нескольких метров) и мелкими полипами.

Класс Коралловые полипы очень разнообразен, у них отсутствует поколение медуз, у большинства представителей имеется известковый скелет.

Кишечнополостные являются природным фильтром воды. Однако коралловые рифы могут приносить много хлопот судоходству. Кораллами украшают помещения, и изготавливают ювелирные изделия. Некоторые представители кишечнополостных опасны для жизни человека: морская оса, медуза Ируканджи, физалия, крестовички, номура, цианея гигантская.

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Вопросы к учащимся:

1. Почему кишечнополостных относят к низшим многоклеточным?

2. Каково внешнее строение гидры?

3. Каковы особенности строения клеток наружного слоя гидры в связи с их функциями?

4. Каковы особенности строения клеток внутреннего слоя гидры в связи с их функциями?

5. Каково разнообразие кишечнополостных?

6. Каково значение кишечнополостных?

IV. Домашнее задание: прочитать, ответить на вопросы стр. 111. Таблицу в тетради выучить. Подготовиться к проверочной «Тип Кишечнополостные».

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин.
Изучение нового материала. 25 мин.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 8 мин.
Домашнее задание. 2 мин.

 


Тема: Многообразие Кишечнополостных.

 

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин.
Просмотр учебного фильма «Многообразие Кишечнополостных». Конспекты на оценку. 20 мин.
Проверочная «Тип Кишечнополостные» 10 мин.
Домашнее задание. Рис стр. 107-110 5 мин.

Проверочная работа по биологии, тип Кишечнополостные, 7 класс.

Вариант-1.

1. Почему тип Кишечнополостные получил такое название?________________________________

2. Гидра – малоподвижное пресноводное животное, медуза быстро плавает в толще морской воды. Почему этих животных относят к одному типу?________________________________

3. Простейшие и кишечнополостные по-разному реагируют на раздражения внешней среды. В чем состоит их отличие? Что такое рефлекс?________________________________

4. Медузы живут в толще морской воды. Какие приспособления позволяют им передвигаться в этой среде и защищаться от врагов?________________________________

5. Клетки в теле кишечнополостных:

А. расположены беспорядочно;

Б. образуют один слой;

В. образуют два слоя.

6. Гидра живет:

А. в реках с быстрым течением;

Б. в прудах или реках с медленным течением;

В. на дне морей и океанов.

7. Медленно расслабляя и сокращая подошву, передвигается:

А. пресноводная гидра;

Б. красный коралл;

В. актиния.

8. Покров тела гидры создают клетки:

А. кожно-мускульные;

Б. стрекательные;

В. нервные.

9. Возбуждение возникает в клетках:

А. пищеварительно-мускульных;

Б. нервных;

В. промежуточных.

10. Нервная система:

А. отсутствует;

Б. диффузная;

В. нервная цепочка.

 


 


Проверочная работа по биологии, тип Кишечнополостные, 7 класс.

Вариант-2.

 

1. Типичный представитель кишечнополостных – гидра – обитает в пресной воде. Правильно ли утверждение: «Кишечнополостные – пресноводные животные»?______________________________

2. Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают растения. Какие признаки указывают на то, что это животные?_______________________________

3. Наличие стрекательных клеток – одна из наиболее характерных особенностей кишечнополостных. Какие функции они выполняют?______________________________

4. Почему гидру считают хищным животным?______________________________

5. Пресноводная гидра имеет симметрию тела:

А. лучевую;

Б. двустороннюю;

В. осевую.

6. Какое кишечнополостное передвигается, резко выталкивая воду из-под колокола?

А. Пресноводная гидра;

Б. Актиния;

В. Медуза-корнерот.

7. При дыхании кишечнополостные поглощают:

А. кислород, растворенный в воде;

Б. кислород воздуха;

В. углекислый газ, растворенный в воде.

8. Какие клетки имеют звездчатую форму:

А. железистые;

Б. стрекательные;

В. нервные.

9. Стрекательные клетки выполняют функции:

А. защиты;

Б. нападения;

В. защиты и нападения.

10. Размножаются:

А. бесполым путем;
Б. половым путем;

В. бесполым и половым путем, в зависимости от условий.



Тема: Тип Плоские черви.

Задачи:

а) Образовательные: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

б) Воспитательные: развивать у учащихся стремление заботиться о природе;

в) Развивающие: продолжать формирование умений читать информацию с рисунков учебника и акцентировать внимание на главных мыслях текста заданного параграфа.

Тип урока:Комбинированный.

Основные понятия и термины:мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

 

Средства обучения: Презентация урока, таблица « Плоские черви», проектор, Работа с учебником.

 

Ход урока

 

I. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

l 1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?

 

Предполагаемый ответ:

l Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

l 1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

l 2.клеточное строение

l 3.гетеротрофное питание

l 4.сходство процессов дыхания и питания

l 5.сходство клеток внутреннего слоя с

l строением простейших

 

l Каково практическое значение кишечнополостных?

 

Предполагаемый ответ:

 

l Кишечнополостные животные:

l 1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

l 2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

l 3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

l 4. объекты опытов (регенерация и др.)

l 5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

 

l Назовите общие признаки кишечнополостных?

 

Предполагаемый ответ:

 

l 1.лучевая симметрия тела;

l 2.двуслойность строения;

l 3.наличие кишечной полости;

l 4.примитивная нервная система;

l 5.наличие стрекательных клеток;

l 6.гетеротрофы, хищники;

l 7.водная среда обитания

l 8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

 

 

II.Изучение нового материала

1.Общие сведения о Типе Плоские черви: двусторонняя симметрия тела, кожно-мускульный мешок. Объяснение понятия трёхслойность (рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Плоские черви. Белая планария»).

2. Общие признаки плоских червей. Запись в тетради учащихся.

3. Места обитания, образ жизни и представители свободноживущих плоских червей в связи со средой обитания.

 

l Планарии — плоские черви

l Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии — гермафродиты.

l Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария, также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

l Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

l Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

l Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

l Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

 

4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.

 

Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.

 

5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

(Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)

 

III. Закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся по таблице «Внутреннее строение белой планарии».

Предполагаемая заполненная таблица:

 

Название системы внутренних органов планарии   Органы, образующие систему   Выполняемые функции системы органов  
1.нервная Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками   Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов. Ответная реакция организма на раздражение  
пищеварительная Рот, глотка, кишечник   Захват и переваривание пищи  
3. выделительная Пламенные клетки, Выделительные канальцы, каналы и поры.   Выведение жидких продуктов обмена веществ  
4.половая Семенники-трубчатые семяпроводы. Парные яичники-яйцеводы   Размножение, увеличение численности  

 

 

IV. Домашнее задание

l 1.Прочитать стр. 112 - 117 учебника, ответить устно на вопросы после §.

l Рисунки жизненного цикла - 115, 117, зарисовать и объяснить.

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин.
Изучение нового материала. 19 мин.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 15 мин.
Домашнее задание. 1 мин.

 


Тема: Тип Круглые черви.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

Задачи:

1) Образовательные:- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.

Ход урока:

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний: Самостоятельная работапо индивидуальным

карточкам. (8 мин)

Карточка 1. Заполните пропуски:

Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Карточка 2.


Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.


Карточка 3.


Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

 

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.


Карточка 4.

1. Дайте определение терминам:

Окончательный хозяин –

Гермафродиты –

Промежуточный хозяин –

2. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала:25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

1. изучить строение круглых червей;

2. рассмотреть цикл развития круглых червей;

3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 120-121). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает:

· Деление пищеварительной системы на отделы.

· Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

· Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

· Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.

· Разделение полов.

Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

«Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

1. тело покрыто плотной кутикулой;

2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

5. очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя. Учащиеся смотрят на рисунок в учебнике.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Отвечают:

1. Истощают организм хозяина;

2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.


Пути заражения

· Речная вода

· Мухи

· Немытые руки

· Плохо промытые фрукты и овощи

· Домашние животные

Меры профилактики

· Не пить сырую воду из рек и озер.

· Вести борьбу с мухами.

· Выделенных аскарид сжигать.

· Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

· Соблюдать чистоплотность


IV. Закрепление материала.(5 мин)

Что нового вы узнали за сегодняшний урок?

Почему у круглых червей половая система хорошо развита а дыхание отсутствует?

V. Домашнее задание: 2 мин.

прочитать раздел «Тип Круглые черви»; стр 119 – 124, ответить на вопросы

самостоятельно заполнить таблицу «Системы органов круглых червей»

Система органов Строение
1. Покровы тела 1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок
2. Пищеварительная система Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.
3. Выделительная система Одноклеточные кожные железы.
4.Нервная система.   Органы чувств. Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад. Развиты слабо. - Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта. - Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга. - Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.
5. Половая система Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия). Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов). Откладывают яйца, есть живородящие.
6. Дыхательная и кровеносная Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

 

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 8 мин.
Изучение нового материала. 25 мин.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 5 мин.
Домашнее задание. 2 мин.

 


Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:изучить Класс Многощетинковые

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, презентация урока.

Планируемые результаты:

1. Узнавать по рисункам и называть системы органов;

2. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;

3. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:

· Повторение ранее изученного материала;

· Изучение нового материала;

· Закрепление нового материала;

· Подведение итогов.

II. Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих тетрадях.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария. ( на оценку)

III. Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях? (где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности). (смотрят презентацию)

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисто-разветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь делаем таблицу «Общая характеристика червей», сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика Тип Кольчатые черви
1. Представители Кл.Многощетинковые; кл.Малощетинковые
2. Численность 9 тыс. видов
3. Среда обитания Водная, почвенная
4. Симметрия тела Двусторонняя симметрия
5. Форма тела Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец
6. Полость тела Вторичная (целом), заполнена жидкостью
7. Слои клеток 3 слоя
8. Кожно-мускульный мешок Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы
9. Ткани 4 типа
10. Системы органов Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.