Тема работы: «Метафора как инструмент драматургизации документального материала»
Для специализации «Фотовидеотворчество».
Раздел программы: « Основы теории драмы».
Тема работы: « Документальная история на фотокадрах по факту».
Цель: поэтапная драматургизация факта для составления сценария документальной истории по фотокадрам.
Условия работы:
· фактом является фотография предмета (статического кадра);
· представленная фотография факта – кульминационный момент будущего сценария;
· работа оформляется в папке, 8 этапов, каждыё этап на отдельном листе;
· текст печатный, шрифт № 14;
· работа сдаётся за неделю до защиты;
· защита работы рассчитана на 2 -3 минуты (мотивировка и актуальность выбора темы, основные моменты в создании сценария, трудности и методические рекомендации);
· работы оформляется по следующей схеме:
Этап №1 Таблица
ФАКТ И ИНФОРМАЦИЯ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В НЕМ.
Абсолютная информация
| Относительная информация
|
|
|
Памятка к составлению таблицы.
Абсолютная информация
- это информация не выходит за границы факта и содержит сведения, касающиеся непосредственно самого факта.
Относительная информация
- это информация, выходящая за пределы объекта внимания и содержащая в себе сведения о других объектах, когда-либо и каким-либо образом взаимодействовавших с исследуемым объектом.
Этап № 2 Таблица
МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Абсолютная информация
| МЕТАФОРА
| Относительная информация
| МЕТАФОРА
|
|
|
|
|
Памятка к составлению таблицы.
Метафора-( с греч. перенос), т.е. механизм речи, состоящий в употреблении слов в переносном смысле. Реализацию метафоры диктует и жанр художественного произведения. Метафоры различны, они бывают: на основе подбора равных по значению бытовым словосочетаниям более образных выражений; на основе определения слова к предмету; на основе различных предметов, явлений и придают мыслям образно – ассоциативную форму воображения, используя различные типы метафор: сопоставление на основе внешнего сходства, на основе цвета, на основе признаков внутренней организации, по функциям роли в бытовой жизни, по особенностям движения и сходствах в действиях.
Этап № 3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ФАКТА.
Тема (о чем?)
(Формирует сюжет, конкретна и индивидуальна).
· Идея (зачем?)
(Главная мысль, имеющая целью «жизненный урок», проблема).
· Жанр.
( Эстетический угол зрения).
· Конфликт (между чем и чем)
(Столкновение характеров, судеб, мнений, действенный символистический акт, который ведёт к изменению исходной ситуации, социокультурных или духовно-нравственных отношений).
Этап № 4. ФАБУЛА ДЛЯ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ФАКТА.
Памятка.
Фабула- структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев. Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме.
Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.
( Патрис Павис. Словарь театра. – М. «ГИТИС» -2003.стр. 445)
.
Этап № 5 КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПО СОБЫТИЙНОМУ РЯДУ
ДЛЯ ДРАМАТУРГИЗАЦИИ ФАКТА.
(Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал).
- Экспозиция ( название).
Исходное событие
(ввод в действие, создаёт атмосферу)
- Завязка ( название)
Основное событие
(1й эпизод, начало развитие конфликта).
- Кульминация ( название)
Центральное событие
(высшая точка напряжения конфликта)
- Развязка ( название)
Финальное событие
(последний эпизод, способ разрешения конфликта).
- Финал( название)
Главное событие
.
Этап № 6 ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ .
Памятка.Составляется на основе фабулы, с учётом темы, идеи, конфликта, жанра, по законам композиции, с применением метафор.
Этап № 7. Таблица.
ОПИСАНИЕ ФОТОКАДРОВ НА ОСНОВЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
| № КАДРОВ (название по событиям)
| | | Этап № 8. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НА ФОТОКАДРАХ. (НАЗВАНИЕ).
Самостоятельная домашняя работа по дисциплине
«Сценарное мастерство и основы драматургии»
Для специализации «Фотовидеотворчество».
Раздел программы: «Основы сценарной культуры режиссёра видео, теле и кинофильма».
Тема работы: «Метафора как инструмент драматургизации документального материала»
Цель:развитие творческого воображения.
Условия работы.
Выполнить три задания:
1) упражнение для развития творческого воображения;
2) создать сказки, используя предложенные способы;
3) сконструировать загадки.
Драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента.Под драматургизацией документального материала, документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань.
Если документальный объект внимания определен темой, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку.
Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора.
Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов.
Если один из этих объектов - документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении.
Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора -это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы».
Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развернутой.
Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, - возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализацией метафоры.
Пример реализации развернутой метафоры.
В художественном произведении используемый бытовой образ коробки из-под торта становится метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутреннего мира тоже обретают очертания реальных предметов. Детскую непосредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость - воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, мистическую склонность - игральная карта («дама пик»)...
Реализацию метафоры диктует и жанр художественного произведения.
В данном примере - это сатирическая комедия обстоятельств.
ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ПОЭТИКЕ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.
Основное в сказках - богатая фантазия и воображение.
Основное выразительное средство в сказках – это МЕТАФОРА ( с греч. перенос), т.е.
механизм речи, состоящий в употреблении слов в переносном смысле.
Для написания сказки необходимо научиться создавать метафоры.
Задание № 1: выполнить упражнение для развития творческого воображения.
· На основе подбора равных по значению бытовым словосочетаниям более образных выражений:
«мощная волна» - ___________________________________________________
«меткая пуля» - ____________________________________________________
· Найти поговорку к выражениям:
«любопытная картина» - _______________________________________________ ____________________________________________________________________________
«твёрдая поступь» - ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
«упорная борьба» - ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
· На основе определения слова к предмету.
ПРЕДМЕТ
| ЗАДАЧА
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ
|
Избушка
| 1. испугать
2. обрадовать
3. удивить
| 1. мохнатая, тюрьма
2. карамельная
3. прозрачная
| Бездна
| 1. испугать
2. обрадовать
3. удивить
| 1. __________________
2. __________________
3. __________________
| Печка
| 1. испугать
2. обрадовать
3. удивить
| 1. __________________
2. __________________
3. __________________
|
· На основе различных предметов и явлений, придать мыслям образно – ассоциативную форму воображения, используя различные типы метафор.
ПРЕДМЕТ
| ТИПЫ МЕТАФОР
| МЕТАФОРА К ПРЕДМЕТУ
| 1. Держава
| 1. Сопоставление на основе внешнего сходства.
| 1. на пирог.
2. ___________________
3. ___________________
| 2. Скатерть – самобранка.
| 2. Сопоставление на основе цвета.
| 1. лубочная картинка
2. ___________________
3. ___________________
| 3. Чудо – Юдо ужасное.
| 3. Сопоставление на основе признаков внутренней организации.
| 1. муравейник.
2. ___________________
3. ____________________
|
4. Колодец.
|
4.Сопоставление по функциям роли в бытовой жизни.
|
1. сито.
2. ___________________
3. ___________________
| 5. Чайник со свистком.
| 5.Сопоставление по
особенностям движения, сходство в действиях.
| 1. бомба замедленного
действия.
2. _____________________
3. ______________________
|
Задание №2 : создать сказки, используя предложенные способы.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ.
1. Создание сказки на основе картинок - комиксов.
2. Создание сказки по принципу « А что было дальше».
(« Колобок», «Три медведя», Теремок»).
3. Сказка по картинке с элементыми парадокса. ( Картинку выдумать самим).
4. Сочинить небольшую сказку, используя способы создания по выбору, не вводя новых героев, используя авторский текст: «калька», «негатив», «хорошее – стало плохое».
5. Сочинить сказку по картинке: ( зеленое дерево , большой сук на нём стоит слоник,
собирающий растущие изумруды).
6. Сочинить коллаж из сказок, определив тему, идею, конфликт, сверхзадачу.
7. Сочинить сказку по схеме:
· Жили – были А,Б,С, Д (не значит, что вместе).
· С -любит Д.
· Б -любит Д.
· Д -любит себя.
· Происходит изменение в А.
· Обида Д.
· Уход Д.
· Уход А.
· Радость С и Б.
· Появляется Е.
· Обман Д.
· Спасение через А.
· Изменение Д.
· Финал: доброта Д по отношению к А,Б,С.
8. Ввод в известную сказку нового известного (современника) персонажа.
9. Создание сказки на основе анализа персонажа (роман жизни, история жизни
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|