Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии





Рефератявляется формой самостоятельной учебной работы по предмету, направ­ленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Как отмечалось выше, основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, по­лучение более полной информации по какому-либо его разделу.

При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскры­тия темы и анализа литературы количество источников, непосредственно относя­щихся к изучаемой теме. В качестве источников могут выступать публикации в виде книг и статей. Требования к объему и качеству выполнения реферата по пси­хологии зависят от специальности, которой обучается студент. Для, студентов-психологов требования к реферату, конечно, иные, чем для студентов педагогиче­ской или технической специальности.

Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.Она чаще всего проводится в рамках выполнения ими курсовых и дипломных работ. В той степе­ни, в какой эти работы направлены на исследование, на поиск новых психологиче­ских знаний, разработку новых методик психологического исследования или практической психологической работы, они становятся видами научной деятель­ности студентов.



Курсовые работы по психологии.Задачей курсовой работы может быть ос­воение студентом умений выполнения реферативных форм научной работы. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобще­ния информации, но прежде всего умение находить нерешенные проблемы по изучаемой теме, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная проблема научной психологии, связанная с изучаемой про­блемой, и в письменном виде представлены обоснования цели, гипотезы и метода, использованного в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе изуче­ния литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы.



Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений в области практической психологии. Курсовая работа этого типа может заключаться в раз­работке или адаптации методик психодиагностики или психологического кон­сультирования, в разработке программ психотерапии, психокоррекции, развиваю­щей работы, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, мето­дов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая раз­работка должна иметь новизну. В такой курсовой работе также должна содержаться


6.7. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии 137

реферативная часть, в которой на основе изученной научной литературы характе­ризуется состояние изучаемой проблемы.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента.

Дипломная работа по психологии.В ходе выполнения дипломной работы сту­дент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых работ на пред­шествующих курсах, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению про­блем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсо­вых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.



При написании реферата, курсовой и дипломной работы осваиваются умения трех основных типов:

1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;

2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его ре­зультатов;

3) планирования, проведения инновационной работы в области практической пси­хологии и оформления ее результатов.

При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской рабо­ты студент должен освоить следующие основные умения:

1) самостоятельный поиск информации по заданной теме;

2) отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изу­чаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);

3) анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

4) обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;

5) логичное и последовательное раскрытие темы;

6) обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы;

7) стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;

8) грамотное оформление научного реферативного текста;

9) правильное оформление научной работы.

При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие умения:

1)обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;

2) определение предмета и объекта эмпирического исследования;

3) формулировка цели и задач эмпирического исследования;

4) формулировка гипотезы эмпирического исследования;

5) планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;

6) выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического иссле­дования;


138 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятии по психологии

7) практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;

8) количественная обработка данных эмпирического исследования;

9) качественная обработка данных эмпирического исследования;

 

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результа­тов эмпирического; исследования, убедительность аргументации;

11) интерпретация результатов эмпирического исследования;

12) формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследо­вания, рекомендаций по их использованию;

13) правильное оформление научной работы.

При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть освоены следующие умения:

1) обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа;

2) определение предмета и объекта практической психологической работы;

3) формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика;

4) характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики;

5) планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практи­ческой психологической работы и понимание задач, которые решаются на каж­дом из них;

6) подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии;

7) практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психо­терапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их мес­та в решении поставленной задачи практической психологии;

8) количественная обработка результатов проведенной работы;

9) качественная обработка результатов проведенной работы;

 

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результа­тов практической психологической работы, убедительность аргументации;

11) качественный и количественный анализ эффективности проведенной практи­ческой психологической работы, ее интерпретация;

12) характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апробации, описание возможностей и ограничений в ее применении,"рекомендаций по использованию;

13) грамотное оформление работы.

Обучение этим умениям осуществляется под научным руководством опытных преподавателей. Они проводят консультации, на которых оказывают студентам методологическую и методическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно. Методи­ка руководства выполнением реферативных, курсовых и дипломных работ под­робнее описывается в другом пособии (Карандашев, 20026).


6.8. Практика студентов по психологии 139

6.8. Практика студентов по психологии

Практика студентов является важной составной частью основных образователь­ных программ высшего профессионального образования. Объемы практики опре­деляются соответствующими государственными образовательными стандартами. Положение о практике разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно на основе соответствующих документов и рекомендаций Министерства образования и Учебно-методического объединения с учетом специфики подготовки специали­стов (Рекомендации по организации практики..., 2001).

Основными видами практики студентов являются: учебная, производственная и преддипломная.

Учебная практикаможет включать несколько этапов. Например, это может быть ознакомительная практика в организациях и учреждениях, практика по по­лучению первичных профессиональных умений. Перечень учебных практик по основной образовательной программе определяется вузом.

Производственная практикавключает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (исполнительская и т. п.), научно-исследо­вательская, научно-педагогическая практики.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы яв­ляется завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения (Рекомендации по организа­ции практики..., 2001).

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения, а также в организациях. Производственная и преддипломная практики студентов проводятся, как правило, в организациях.

При наличии в организациях вакантных должностей студенты могут зачис­ляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Сту­денты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики проходят, как правило, в этих организациях (Рекомен­дации по организации практики..., 2001, с. 79).

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации могут быть зачтены учебная и производственная практики. Преддипломную практику они проходят в установленном порядке. Продолжительность рабочего дня студентов при прохо­ждении практики в организациях устанавливается в соответствии с КЗоТ РФ (см. Рекомендации по организации практики..., 2001, с. 80).

Содержание практикистроится на основе рабочей программы практики и ин­дивидуальных заданий студентам. Практика как вид учебной деятельности по пси­хологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться сту­дентам других образовательных программ в рамках их профессиональных практик.

Практика как важнейшая часть образовательной и профессиональной подго­товки психологов включает различные виды практики: учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную. Они пред­полагают достижение следующих целей:

♦ освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и со­вместной деятельности, сотрудничать с коллегами;


140 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

♦ закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

♦ обучение навыкам решения практических задач;

♦ формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

♦ знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

Студентам-психологам на практику могут даваться задания, направленные на:

♦ первоначальное знакомство с организацией и видами деятельности психолога;

♦ освоение определенных научно-исследовательских умений;

♦ освоение психодиагностических умений;

♦ освоение консультационных умений;

♦ освоение умений психопрофилактической работы;

♦ освоение умений психологического просвещения и обучения психологии;

♦ сбор эмпирических данных в рамках подготовки курсовой или дипломной работ.

Уже накоплен и обобщается опыт успешного проведения практик для студен­тов-психологов (Батурин, Молочкова, 1998).

Психологические задания могут даваться также студентам других образова­тельных программ в рамках их учебных и производственных практик. В этом слу­чае одной из задач практики является формирование психологических умений, профессионально значимых для данной категории студентов. Для студентов педа­гогических специальностей это могут быть задания по:

♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической харак­теристики учащегося;

♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической харак­теристики классного коллектива;

♦ психологическому анализу урока;

♦ психологическому анализу внеклассного занятия.

Для руководства практикой назначается руководитель(руководители) прак­тики от вуза и от организации, где она проходит. Руководителями учебной, произ­водственной и преддипломной практик от учебного заведения назначаются, как правило, преподаватели выпускающих кафедр. В тех случаях, когда учебная прак­тика является продолжением изучения определенных дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Для прохождения практики руково­дители практики от вуза устанавливают связь с руководителями практики от ор­ганизации, составляют рабочую программу проведения практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий, оказывают методическую помощь студентам в выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов, оценивают ре­зультаты выполнения практикантами программы практики (подробнее см. Реко­мендации по организации практики..., 2001).

Сроки проведения практикиустанавливаются высшим учебным заведением в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком. Сроки зави-


6.9. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе 141

сят и от теоретической подготовленности студентов. Учебная и производственная практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением (там же, с. 80).

Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.)студентов о прохождении практики, форма промежуточного и итогового контроля прохождения практики определяются высшим учебным заведением с учетом требований Государствен­ного образовательного стандарта. Оценка по практике или зачет приравнива­ются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подве­дении итогов общей успеваемости студентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.