Сделай Сам Свою Работу на 5

Последипломное психологическое образование





Последипломнымобычно называют специализированное образованиев какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на полу­чение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последи­пломное психологическое образование может осуществляться на базе любого высшего образования.

Последипломное образование за рубежом

Чтобы стать профессиональными психологами, выпускники английских универ­ситетов должны пройти курс последипломного психологического образования в течение 2 или 3 лет (в зависимости от программы) на втором уровне высшего об­разования по специализированной программе в каком-либо университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте (Newstead, Makinen, 1997). В Шотландии последиплом­ное психологическое образование продолжается еще 2 года.

Докторские программы (аналогичные российской аспирантуре) существуют в университетах большинства европейских стран. Обучение направлено на повы­шение научной квалификации студентов (аспирантов). Они углубленно изучают избранную психологическую специализацию, исследовательские методы, а также выполняют квалификационную научную работу. Длительность обучения в рам­ках таких программ составляет обычно от 3 до 5 лет. В настоящее время развива­ется программа Европейский докторант (European Ph.D.), которая также является формой последипломного образования (Володарская, 1998).



В США последипломное образование обычно называется Graduate или Post­graduate. В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяется два основных направления: исследователь­скоеи практическое профессиональное.

Для получения степени магистра (Master degree) обычно необходимо учиться еще 2-3 года после получения степени бакалавра. В качестве альтернативы сту­дент в зависимости от своих интересов и профессиональных намерений может по­сле получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology).

Это традиционная модель для США и стран, которые ориентированы на аме­риканскую систему образования. В рамках университета функционируют два ти­па учебных заведений и образовательных программ:



♦ исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;

♦ профессиональные школы, осуществляющие подготовку специалистов-прак­тиков и занимающиеся прикладными исследованиями.


3.4. Последипломное психологическое образование 57

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 2-3 лет обучения в исследовательской школе. Для получения этой степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практи­ческий опыт в области прикладной психологии или написание диссертации на ос­нове проведенного исследования.

Данный уровень образования дает специалисту возможность работать в каче­стве исследователя или практического психолога в различных областях: зани­маться тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультирова­нием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодич­ном колледже или школе.

К научно-исследовательскому последипломному образованию психологов, по­мимо мастерских (магистерских), относятся также докторские программы обуче­ния, направленные на получение степени Ph.D. Данная степень характеризует на-учную квалификацию психолога.

Докторскаяпрограмма обычно предполагает дополнительное обучение в те­чение 3-5 лет. Эта программа включает изучение ряда дисциплин, связанных с научно-исследовательской работой в области избранной психологической спе­циализации, а также подготовку диссертации. Типичными учебными курсами яв­ляются:



♦ обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Ис­следовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам плани­рования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения;

♦ элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, четыре курса, два из которых разрешается выбрать не на факультете психологии);

♦ исследовательская деятельность и написание диссертации (Володарская, Ли-зунова, 1990, с. 66).

Специалисты-психологи со степенью доктора (Ph.D.) имеют высшую профес­сиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется выбор самых разнооб­разных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение иссле­дований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

Практическое последипломное образование психологов— это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практический психологии, которые психолог осваивает в тече­ние нескольких лет в свободное от основной работы время. Такой дополнитель­ной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Спе­циальные программы практической подготовки клинических психологов сущест­вуют в США и многих европейских странах. По завершении этих курсов, которые могут длиться в течение нескольких лет, психолог получает соответствующий сер­тификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога.

В США, в отличие от большинства стран мира, существуют профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практиче­ской психологии. Обучение студентов по таким программам в большей мере ори­ентировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области профессиональной


58 Глава 3. Современное психологическое образование

психологической работы. Профессиональные школы осуществляют подготовку докторов психологии (Psy.D.). Степень доктора психологии присуждается (в от­личие от степени доктора философии — Ph.D.) за весомые практические достиже­ния в сфере психологии.

В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут также получить сте­пень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования (Ed.D.) является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с. 54).

Последипломное психологическое образование в России

Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистрату­ре или аспирантуре (адъюнктуре).

Магистратурапредставляет собой образовательную программу специализи­рованного обучения в определенной области научной или практической психоло­гии. Наиболее широкий спектр таких специализаций имеется в магистерских про­граммах Московского и Санкт-Петербургского университетов. Длительность магистерских программ обычно составляет 2 года для тех, кто имеет степень бака­лавра психологии, и 1 год — для специалистов в области психологии.

Аспирантурапо психологическим специальностям существует во многих уни­верситетах страны и является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Перечень специальностей в аспиран­туре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, пси­хология личности, социальная психология, психология развития, педагогическая психология и т. д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступитель­ные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовит­ся реферат, посвященный какой-либо психологической проблеме научной специ­альности. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения).

Учебный план основной образовательной программы послевузовского образо­вания разрабатывается учебным заведением или научной организацией на осно­вании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры, целей под­готовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, и паспортов науч­ных специальностей. Содержание основной образовательной программы обычно включает в себя:

1) изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта);

2) прохождение педагогической практики;

3) научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы.

Аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному язы­ку, специальности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в ас­пирантуре — проведение под руководством научного руководителя научно-пси­хологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен проде­монстрировать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете.


3.4. Последипломное психологическое образование 59

Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспи­рантом дополнительных образовательных профессиональных программ, преду­смотренных для изучения на уровне послевузовского профессионального образо­вания, и получения квалификации «Преподаватель высшей школы» или других дополнительных квалификаций.

Учитывая тот факт, что основной задачей послевузовского профессионально­го образования является подготовка научно-педагогических кадров, в цикл обра­зовательно-профессиональных дисциплин включаются педагогические и психо­логические дисциплины.

Программы последипломного образования практических психологов.В ка­честве обучающих программ последипломного образования практических психо­логов обычно выступают курсы повышения квалификации, семинарыи тренингипо отдельным направлениям психологии. Известными и авторитетными образо­вательными учреждениями, проводящими такую работу, являются Центр «Катар­сис» (Москва), государственное предприятие «Иматон» (Санкт-Петербург), Ин­ститут психотерапии и клинической психологии (Москва). Они реализуют кратко­срочные и длительные программы дополнительного психологического образова­ния в области практической психологии, психотерапии и клинической психологии, а также переподготовки психологов, педагогов-психологов, бакалавров психоло­гии, студентов 5-го курса факультетов психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специаль­ности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второ­го высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно такой курс предполагает 3,5 года заочного обучения. За этот период сту­денты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования (общеобразо­вательные, гуманитарные, социально-экономические и т. п.). Второе высшее обра­зование является в России платным.

Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах орга­низуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалифика­ции. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатыва­ются, утверждаются и реализуются структурными подразделениями вузов само­стоятельно на основе установленных требований к содержанию программ обуче­ния по согласованию с заказчиком (Примерное положение о структурных под­разделениях дополнительного..., 2000). Например, специалисты с педагогическим образованием могут получить дополнительную квалификацию «педагог-психо­лог», выполнив соответствующую учебную программу. Краткосрочные курсы по­вышения квалификации в области психологии существуют и по другим направле­ниям психологии. Что касается профессиональной подготовки психологов, то базо­вое психологическое образование в течение 5 лет становится все более предпочти­тельным.

Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования. Например, для студентов разных профессио­нальных направлений, а также для специалистов, желающих работать в качестве преподавателей соответствующих дисциплин в высших и средних учебных заве-


60 Глава 3. Современное психологическое образование

дениях, организуется дополнительная профессиональная подготовка для получе­ния квалификации «Преподаватель». Психолого-педагогические дисциплины за­нимают значительную часть программы — 280 из 800 учебных часов теоретической подготовки (Государственные требования, 2002).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.