Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы
В. Н. Карандашев
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ
Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому
университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению и специальностям психологии
Издательская программа
Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск
Киев ■ Харьков • Минск
ББК 88я7 УДК 159.9(075) К21
Рецензенты:
В. Л. Ситников,доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии
и педагогики Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина;
кафедра психологииСанкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования.
Карандашев В. Н.
К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»),
ISBN5-94723-371-1
Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образование в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматриваются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются методы и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.
ББК 88я7 УДК 159.9(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-94723-371-1© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
Оглавление
Введение...................................................................................................... 6
Глава 1. История преподавания психологии в высшей школе... 11
1.1. Преподавание психологии в XVIII-XIX веках.......................... 11
1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века........... 17
1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 23
Контрольные вопросы......................................................................... 26
Глава 2. История преподавания психологии в средней школе...... 27
2.1. Преподавание психологии в XIX веке ....................................... 27
2.2. Преподавание психологии в начале XX века............................. 30
2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 37
Контрольные вопросы.......................................................................... 40
Глава 3. Современное психологическое образование................... 42
3.1. Основные тенденции современного психологического
образования в мире.......................................................................... 42
3.2. Базовое психологическое образование........................................ 46
3.3. Преподавание психологии студентам других специальностей 54
3.4. Последипломное психологическое образование ...................... 56
3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях ............. 60
Контрольные вопросы......................................................................... 63
Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы
обучения психологии в разных типах учебных заведений......... 65
4.1.Общеобразовательные программы и преподавание психологии 65
4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии 68
4.3. Учебный план и программы преподавания психологии........... 71
4.4. Цели преподавания психологии ................................................. 74
4.5. Принципы обучения психологии 81
Контрольные вопросы......................................................................... 84
Глава 5. Содержание психологического образования................... 86
5.1. Психология как научная и учебная дисциплина........................ 86
5.2. Отрасли психологии как научной дисциплины......................... 89
5.3. Учебные дисциплины по психологии......................................... 93
4 Оглавление
5.4. Основные тенденции развития психологии в мире
и психологическое образование ................................................... 99
Контрольные вопросы........................................................................ 103
Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии... 105
6.1.Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 105
6.2.Лекции по психологии................................................................. 111
6.3.Семинарские занятия по психологии......................................... 116
6.4.Практические и лабораторные занятия по психологии ........ 121
6.5.Урок по психологии ................................................................... 125
6.6.Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов
к занятиям по психологии............................................................. 131
6.7. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии ... 136
6.8.Практика студентов по психологии ........................................ 139
6.9.Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная
работа в вузе................................................................................... 141
Контрольные вопросы........................................................................ 144
Глава 7. Методы обучения психологии............................................. 146
7.1.Таксономия учебных задач при изучении психологии............ 146
7.2.Словесные методы обучения психологии.................................. 148
7.3.Наглядные методы обучения психологии ............................... 153
7.4.Практические методы обучения психологии............................ 156
7.5.Характеристика познавательной деятельности студентов
и учащихся на занятиях по психологии...................................... 158
7.6.Дистанционное обучение............................................................. 161
7.7.Методы закрепления изученного материала ............................. 162
Контрольные вопросы........................................................................ 163
Глава 8. Проверка и оценка знаний по психологии..................... 164
8.1.Организация проверки и оценивания при обучении психологии .... 164
8.2. Виды проверки знаний при обучении психологии ................. 169
8.3. Формы проверки знаний при обучении психологии ............ 172
Контрольные вопросы........................................................................ 180
Глава 9. Разработка учебного курса по психологии..................... 181
9.1. Знания научной и практической психологии как основа
учебного курса ............................................................................. 181
9.2. Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе......................................................... 185
9.3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии 193
9.4. Технология разработки учебного курса 199
Контрольные вопросы........................................................................ 212
Оглавление 5
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|