Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы





В. Н. Карандашев

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому

университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

 

Издательская программа

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев ■ Харьков • Минск


ББК 88я7 УДК 159.9(075) К21

Рецензенты:

В. Л. Ситников,доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии

и педагогики Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина;

кафедра психологииСанкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования.

Карандашев В. Н.

К21 Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Пи­тер, 2006. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»),

ISBN5-94723-371-1

Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса. Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов пре­подавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Приводятся материалы по истории преподавания психологии, описывается современное психологическое образо­вание в России и за рубежом, разбираются основные правовые и нормативные документы, которые должен знать преподаватель психологии. Центральное место в книге занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматрива­ются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических заня­тий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются ме­тоды и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.



ББК 88я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.



ISBN 5-94723-371-1© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


 

Оглавление

Введение...................................................................................................... 6

Глава 1. История преподавания психологии в высшей школе... 11

1.1. Преподавание психологии в XVIII-XIX веках.......................... 11

1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века........... 17

1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 23

Контрольные вопросы......................................................................... 26

Глава 2. История преподавания психологии в средней школе...... 27

2.1. Преподавание психологии в XIX веке ....................................... 27

2.2. Преподавание психологии в начале XX века............................. 30

2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века......... 37

Контрольные вопросы.......................................................................... 40

Глава 3. Современное психологическое образование................... 42

3.1. Основные тенденции современного психологического

образования в мире.......................................................................... 42

3.2. Базовое психологическое образование........................................ 46

3.3. Преподавание психологии студентам других специальностей 54

3.4. Последипломное психологическое образование ...................... 56

3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях ............. 60

Контрольные вопросы......................................................................... 63

Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы

обучения психологии в разных типах учебных заведений......... 65

4.1.Общеобразовательные программы и преподавание психологии 65



4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии 68

4.3. Учебный план и программы преподавания психологии........... 71

4.4. Цели преподавания психологии ................................................. 74

4.5. Принципы обучения психологии 81

Контрольные вопросы......................................................................... 84

Глава 5. Содержание психологического образования................... 86

5.1. Психология как научная и учебная дисциплина........................ 86

5.2. Отрасли психологии как научной дисциплины......................... 89

5.3. Учебные дисциплины по психологии......................................... 93


4 Оглавление

5.4. Основные тенденции развития психологии в мире

и психологическое образование ................................................... 99

Контрольные вопросы........................................................................ 103

Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии... 105

6.1.Организация учебных занятий по психологии в высших и средних учебных заведениях 105

6.2.Лекции по психологии................................................................. 111

6.3.Семинарские занятия по психологии......................................... 116

6.4.Практические и лабораторные занятия по психологии ........ 121

6.5.Урок по психологии ................................................................... 125

6.6.Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов

к занятиям по психологии............................................................. 131

6.7. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии ... 136

6.8.Практика студентов по психологии ........................................ 139

6.9.Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная

работа в вузе................................................................................... 141

Контрольные вопросы........................................................................ 144

Глава 7. Методы обучения психологии............................................. 146

7.1.Таксономия учебных задач при изучении психологии............ 146

7.2.Словесные методы обучения психологии.................................. 148

7.3.Наглядные методы обучения психологии ............................... 153

7.4.Практические методы обучения психологии............................ 156

7.5.Характеристика познавательной деятельности студентов

и учащихся на занятиях по психологии...................................... 158

7.6.Дистанционное обучение............................................................. 161

7.7.Методы закрепления изученного материала ............................. 162

Контрольные вопросы........................................................................ 163

Глава 8. Проверка и оценка знаний по психологии..................... 164

8.1.Организация проверки и оценивания при обучении психологии .... 164

8.2. Виды проверки знаний при обучении психологии ................. 169

8.3. Формы проверки знаний при обучении психологии ............ 172

Контрольные вопросы........................................................................ 180

Глава 9. Разработка учебного курса по психологии..................... 181

9.1. Знания научной и практической психологии как основа

учебного курса ............................................................................. 181

9.2. Место и роль житейских психологических знаний, психологии искусства, иррациональной психологии в учебном курсе......................................................... 185

9.3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии 193

9.4. Технология разработки учебного курса 199

Контрольные вопросы........................................................................ 212


Оглавление 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.