Сделай Сам Свою Работу на 5

Ориентация детей в образовательной области





О чем узнают дети

Живая природа. Новые представители животных и растений. Их сенсорные признаки: цвет, размер, части и органы, их пространствен­ное расположение. Вариативность признаков у разных объектов одно­го вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, до­статочно крупной или небольшой и т. п.). Вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п.

Признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут) и их особенности (ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет — как изменяется).

Назначение основных органов и частей растений, животных, че­ловека, хорошо знакомых детям (например, корень у растения всасы­вает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена — детки этого растения). Важность сохранения всех органов и частей живого существа для его жизни и здоровья.

Основные потребности знакомых детям растений и животных и собственные потребности: в свете, тепле, влаге, пище, месте для оби­тания, защите от врагов; способы удовлетворения этих потребностей. Труд человека по созданию условий и уходу за живыми существами (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фрук­тов, цветов и др.), отношение к ним; состояние (хорошее, плохое) растений и животных, детей.



Неживая природа, жизнь растений и животных в среде обитания. Разнообразие явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм). Свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, вяз­кость глины, липкость мокрого снега, текучесть воды). Существование разных сред обитания — наземной (почва, земля), воздушной (воздух) и водной (вода).

Приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания, выраженное во внешнем строении, по­ведении (животных), способах существования (рыбы живут в воде: вытянутая обтекаемая форма тела и наличие плавников помогает им передвигаться в воде, чешуя защищает от внешних воздействий, цвет маскирует и помогает спасаться от врагов, при помощи жабр рыбка дышит). Домашние и дикие животные: дикие животные самостоятель­но находят пищу, защищаются от врагов, выращивают потомство, строят жилище, домашним животным помогает в этом человек.



Особенности сезонных явлений природы, приспособление растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом: осенью становится холодно, увядают растения, исчезают (пря­чутся, гибнут) насекомые, птицы, которые питаются насекомыми и не могут найти другого корма, улетают на юг, весной становится теплее, греет и ярко светит солнце, вырастают и зацветают растения, появля­ются насекомые, птицы прилетают, начинают вить гнезда и выводить птенцов, летом птенцы растут, учатся летать и вырастают во взрослых птиц, с приходом осени птицы опять улетают на юг.

Рост животных и растений. Животные и их детеныши (кошка — котенок, лиса — лисенок, волчица — волчонок). Изменения во внеш­нем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе их роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность. Необходимость оберегать как молодое, так и взрослое живое существо.

Последовательность процесса посадки и выращивания лука, круп­ных семян растений: цель, предмет труда, инструменты и материалы, трудовые действия в их последовательности, результат труда.

Места произрастания и обитания растений и животных. Обитатели леса, луга, водоема, парка, клумбы, аквариума: на лугу много света, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет, много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разные на­секомые и мелкие зверьки; над лугами летают птицы, которые пита­ются насекомыми.



Человек. Дети, взрослые. Особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность). Органы чувств и их назначение: глаза, чтобы видеть, различать цвет, форму предмета, уши — слышать, нос — дышать, различать запахи, язык — различать вкус, помощь в произнесении звуков и т. д. Люди — живые, они пита­ются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужны пища, чис­тая вода и свежий воздух, тепло, свет. Особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту. Одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Исследуем природный мир, экспериментируем. Воспитатель продол­жает развивать умения детей различать объекты и явления природы по их признакам, способствовать выделению совокупности их сенсор­ных признаков — цвет, величину, характер поверхности, твердость- мягкость, запах. В процессе наблюдений помогает детям выбирать способ, который поможет рассказать больше и точнее о наблюдаемом (сравнить, выделить общие наиболее значимые признаки, зарисовать результаты наблюдений за ростом и развитием). Побуждает детей пользоваться всеми способами сенсорного анализа, вместе с воспита­телем сравнивать предметы и явления природы по заданным свойст­вам, постепенно учиться самостоятельно выделять яркие признаки, отличия и основания для сравнения.

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые дей­ствия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет?).

Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Воспитатель использует наглядную модель для объединения объ­ектов в группы по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и т. п.). В процессе дидактических игр помогает детям объеди­нять животных в группы по особенностям строения и повадок (рыбы, птицы, звери, насекомые).


Использует игровые ситуации «Какой я?» («У кого такого же цвета глаза (такие же волосы)?», «Кто такого же роста, как я?», «На кого я похож?», «Сколько девочек и мальчиков?, «Попробуй и скажи так») для выделения детьми особенностей внешнего вида, строения челове­ка, знакомства со своеобразием собственной внешности. В ходе познавательных ситуаций «Как человек познает мир» дети узнают назна­чение органов чувств человека (нос, глаза, руки, уши и т.д.).

Взрослый беседует с детьми о потребностях человека, создает условия для выделения детьми общих биологических потребностей (в свете, тепле, воздухе, питании) и понимания ими потребностей, присущих только человеку.

Исходя из детских интересов, побуждает дошкольников состав­лять описательный рассказ о растениях или животных, хоро­шо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, срав­нения.

Заботимся о растениях и животных. Вместе со взрослыми до­школьники принимают участие в уходе за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника (поливают, рыхлят почву, уда­ляют пыль с растений разными способами, сажают растения круп­ными и мелкими семенами, луковицами; помогают готовить корм и кормят животных, моют поилки, кормушки). Педагог создает условия для проявления детской самостоятельности. Предоставляет возможность без помощи взрослого выполнять освоенные детьми способы ухода (полить растение), по необходимости напоминает последовательность ухода, радуется достигнутым успехам, видит по­ложительные результаты труда.

Любим природу, радуемся общению с ней. В процессе наблюде­ний, встреч с живыми существами, решения образовательных си­туаций разной направленности воспитатель поддерживает любозна­тельность детей по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, человека, их самочувствию. Развивает интерес воспитанников к труду человека по уходу за растениями и животными.

Способствует накоплению детьми опыта самостоятельного, дру­жеского общения с живыми существами. В естественных условиях и специально организованных ситуациях поощряет проявления детьми сочувствия, сопереживания живому организму, которому плохо при нанесении ущерба его здоровью. Пребывая на природе вместе с детьми, наблюдая природные явления, взрослый обращает внимание дошкольников на то, что человек испытывает приятные чувства, радость, получает удовольствие. В играх и другой деятель­ности в природе напоминает детям о необходимости проявления доброжелательности и осторожности. Вовлекает в практическую де­ятельность, поддерживает желание детей вместе со взрослым ока­зать посильную помощь обитателям уголка природы, самостоятельно выполнить те или иные поручения. Способствует сдерживанию в поведении детей негативных поступков по отношению к животным, растениям и сверстникам.

Взрослый собственным примером побуждает детей эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой, стре­миться отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.