Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
ü Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.
ü Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».
ü Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.
ü Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.
ü Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
ü На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь («язык нянь»).
ü Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
ü Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
ü Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Ребенок в мире художественной литературы
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
Задачи воспитания и развития детей
1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.
2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.
6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности — развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх.
Основной путь первичного литературного развития ребенка 3— 4 лет — знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Кроме этого, каждый день необходимо организовывать и специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.
Основными методами литературного развития детей являются следующие.
Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего.
Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в нее включаются разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности.
Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (например, «Колобок» и «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый -полосатый» С.Маршака с рисунками В.Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора и т. п.). Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.
Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.
Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).
Вечера литературных развлечений. Их темы должны быть близки личному и литературному опыту детей, давать возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений. Наиболее адекватной является форма театрализованного досуга, когда воспитатели и сами дети переодеваются в костюмы, действуют с «ожившими» литературными предметами. Малышам могут быть интересны такие темы: «В гостях у Кота Котафеевича» по текстам колыбельных песен и потешек, героем которых является кот; «Игрушки» на основе стихов и рассказов об игрушках и играх детей; «В гости к солнышку» по фольклорным и поэтическим произведениям о некоторых явлениях погоды и объектах природы и т. д.
Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, оборудуя книжный уголок, в котором помимо литературных текстов разместить подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного и пальчикового театра, изображающих любимых литературных и фольклорных героев.
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички - обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные (основанные на повторении однотипных действий) и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики (поэтические тексты, их фрагменты и проза), а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.
Дети начинают понимать на конкретных примерах, что содержанием литературных произведений является окружающая действительность и жизнь человека, прежде всего ребенка, его чувства, действия с предметами, игрушками, животными. Начинают понимать значение иллюстрации в детской книге.
Дети узнают наиболее простые особенности литературной речи — знают простые традиционные средства выразительности языка фольклора: «говорящие» имена героев сказок о животных, типичные для детского фольклора слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные формулы начала и окончания сказки.
Дети знают, как можно выразить свое отношение к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|