Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоги освоения содержания образовательной области





Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослы­ми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

ü Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с про­сьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

ü Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здо­ровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «по­жалуйста».

ü Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к со­вместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предло­жений.

ü Правильно называет предметы бытового назначения, объекты приро­ды ближайшего окружения.

ü Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспита­телем звук в словах и предложениях.



Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понима­ет речь, обращенную только к нему.

ü На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, ис­пользует автономную речь («язык нянь»).

ü Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотво­рения.

ü Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.

ü Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Ребенок в мире художественной литературы

В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первич­ный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие худо­жественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивнос­тью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находит­ся главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.



Задачи воспитания и развития детей

1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.

2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых на­родных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятель­ности, о знакомых детям животных.

3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечат­лениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.

4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помо­гать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступ­ки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи пос­ледовательности событий в тексте.

5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства язы­ковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и при­бауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.

6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на ли­тературное произведение, его героев.

Освоение задач осуществляется в организованных педагогом со­вместных видах деятельности — развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрали­зованных играх.

Основной путь первичного литературного развития ребенка 3— 4 лет — знакомство с фольклорными и литературными художествен­ными текстами.



Литературные произведения и их фрагменты включаются в режим­ные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и не­живой природы. Кроме этого, каждый день необходимо организовы­вать и специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным или литературным текстом.

Основными методами литературного развития детей являются сле­дующие.

Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтитель­ным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего.

Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.

Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произве­дение. Для этого в нее включаются разные группы вопросов: на вы­явление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков пер­сонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обра­щающие внимание детей на наиболее традиционные средства языко­вой выразительности.

Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (например, «Колобок» и «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый -полосатый» С.Маршака с рисунками В.Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора и т. п.). Важно побуж­дать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать от­дельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.

Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровиза­ции по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.

Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).

Вечера литературных развлечений. Их темы должны быть близки личному и литературному опыту детей, давать возможность детям про­явить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений. Наиболее адекватной является форма театрализованного досуга, когда воспитатели и сами дети переодеваются в костюмы, действуют с «ожившими» литературными предметами. Малышам могут быть инте­ресны такие темы: «В гостях у Кота Котафеевича» по текстам колы­бельных песен и потешек, героем которых является кот; «Игрушки» на основе стихов и рассказов об игрушках и играх детей; «В гости к солнышку» по фольклорным и поэтическим произведениям о некото­рых явлениях погоды и объектах природы и т. д.

Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, оборудуя книжный уголок, в кото­ром помимо литературных текстов разместить подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного и пальчико­вого театра, изображающих любимых литературных и фольклорных героев.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных цен­ностных ориентаций.

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения рус­ского и зарубежного детского фольклора: потешки, песенки, прибаут­ки, заклички - обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные (основанные на повторении однотипных действий) и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики (поэтические тексты, их фрагменты и проза), а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.

Дети начинают понимать на конкретных примерах, что содержа­нием литературных произведений является окружающая действитель­ность и жизнь человека, прежде всего ребенка, его чувства, действия с предметами, игрушками, животными. Начинают понимать значение иллюстрации в детской книге.

Дети узнают наиболее простые особенности литературной речи — знают простые традиционные средства выразительности языка фольк­лора: «говорящие» имена героев сказок о животных, типичные для детского фольклора слова с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, постоянные формулы начала и окончания сказки.

Дети знают, как можно выразить свое отношение к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игру­шечного настольного, пальчикового театра.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.