Сделай Сам Свою Работу на 5

Расторжение трудового договора вследствие совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.





Установление в законе такого основания увольнения объясняется тем, что положение в обществе работников, осуществляющих воспитательные функции, социальная значимость выполняемых ими функций требуют от них не только добросовестного выполнения трудовых обязанностей, но и моральной чистоты, безупречного поведения. Данное основание прекращения трудового договора связано с повышенными морально-нравственными требованиями к этой категории работников.

Увольнение работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, всегда вызывало затруднения в правоприменительной практике, хотя случаи увольнений по данному основанию встречаются редко. Причиной осторожности в выборе такого основания со стороны работодателя является в первую очередь отсутствие в нормативных правовых актах и в руководящих постановлениях высших судебных инстанций четких разъяснений, касающихся правомерности увольнения по такому основанию. Не улучшило ситуацию и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г.

Понятие аморального проступка законодательство не раскрывает. Как известно, подходы к толкованию норм нравственности могут быть различными и находиться в зависимости от множества факторов. Под аморальным проступком понимают виновное действие (бездействие) работника, нарушающее нравственные, моральные нормы, т.е. социальные нормы, сложившиеся в обществе в соответствии с представлениями о добре и зле, долге, справедливости, чести и т.п. и обеспечиваемые внутренним убеждением, силой общественного мнения и мерами общественного воздействия.



С точки зрения судебной практики, аморальный проступок выражается в физическом или психическом воздействии работника на обучающегося, воспитанника (побои, удар рукой или каким-либо предметом, например линейкой, указкой и т.п.); нецензурной брани, издевательстве, оскорбительном приставании, побуждении к вступлению в половую связь, демонстрации порнографических фильмов, фотографий и т.д.

На первый взгляд, в п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ речь идет об аморальном проступке в более узком смысле слова – о проступке, который несовместим с продолжением данной работы, когда действие или бездействие работника дискредитирует его служебно-воспитательные, должностные полномочия. Однако для лиц, основным содержанием (одним из главных направлений) трудовой деятельности которых является выполнение воспитательной функции, любое нарушение норм нравственности всегда будет аморальным и несовместимым с выполнением возложенных на них обязанностей. Как известно, воспитательная деятельность требует не только высокой квалификации, но и соответствующего морального облика самого работника как в коллективе, так и в быту.



По нашему мнению, аморальным проступком в смысле п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является любое виновное действие (бездействие) работника, выполняющего воспитательные функции, которое не только нарушает нормы морали, нравственности, но и дискредитирует, умаляет статус самого работника в плане его трудовой функции, ее воспитательной составляющей. Что касается несовместимости проступка с продолжением данной работы, то, по-видимому, речь должна идти о нанесении морального вреда лицу (лицам), интересам воспитательной работы, дискредитации самого воспитательного процесса.

Аморальные проступки, лежащие в основе увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, могут быть самыми разнообразными. Например, судебными инстанциями признано правильным увольнение учительницы математики и физики Анивской средней школы А. Суд верно установил, что истицей были совершены сразу несколько аморальных проступков: в присутствии учащихся устроила скандал с другим учителем, нанесла оскорбления членам экзаменационной комиссии, оскорбила директора школы на педсовете. Кроме того, неправильно вела себя и в быту: нарушала правила общежития, о чем лица, проживающие вместе с ней, сообщили в районо.



Вряд ли можно дать примерный, а тем более исчерпывающий перечень аморальных проступков в каком-либо акте (документе). Ведь нельзя в специальном перечне предусмотреть все жизненные обстоятельства, которые могут служить основаниями для прекращения трудового правоотношения, а вот само понятие аморального проступка нуждается в легальном закреплении.

Особенность указанного основания увольнения заключается в том, что оно в значительной мере носит оценочный характер. Подходы к толкованию категории аморальности и возможности продолжения работы могут быть самыми разными, что влечет за собой неоднозначность выводов судебных инстанций при рассмотрении и разрешении споров по искам о восстановлении на работе граждан, уволенных в связи с совершением аморального проступка. Вместе с тем судебная практика позволяет выделить те особенности, которые следует учесть работодателю при применении данного основания увольнения.

Прежде всего необходимо акцентировать внимание на том, что увольнение за совершение аморального проступка допускается только в отношении ограниченного круга субъектов, не подлежащего расширительному толкованию. К данной категории относятся работники, непосредственно выполняющие воспитательные функции в соответствующей организации. При этом законодатель не устанавливает каких-либо требований к работодателю, т.е. в качестве такового может выступать не только образовательное учреждение, но и любая другая организация, в которой имеются работники, осуществляющие воспитательные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. предложил примерный перечень должностей, в отношении которых допускается применение п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. К ним относятся: учителя, преподаватели учебных заведений различного уровня, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений и др. При этом не имеет юридического значения, осуществляется ли воспитательная деятельность в отношении несовершеннолетних или лиц, достигших возраста 18 лет, например студентов в вузах.

Вместе с тем совершение аморального проступка работниками воспитательных и образовательных учреждений, в чьи функциональные обязанности не входит непосредственное осуществление воспитательной деятельности, не влечет за собой увольнения в порядке п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В качестве примера можно привести следующее дело. В. и К. обратились в суд с иском к общеобразовательной школе о восстановлении на работе в связи с их незаконным увольнением за совершение аморального проступка. Учитель физкультуры К. и заместитель директора школы по хозяйственной части В. 28 апреля 2003 г. в присутствии школьников 5–8-х классов и их родителей начали оскорблять друг друга, между ними вспыхнула серьезная ссора, переросшая в драку. 2 июня 2003 г. директором школы был издан приказ об их увольнении по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за совершение аморального проступка. Рассмотрев дело, суд признал увольнение В. необоснованным, поскольку должностная инструкция заместителя директора школы по хозяйственной части не предусматривала непосредственного осуществления воспитательных функций, и трудовой договор с ним не мог быть расторгнут по указанному основанию. Увольнение же учителя физкультуры К. суд признал вполне обоснованным, поскольку должностная инструкция учителя физкультуры предусматривает выполнение воспитательных функций.

Таким образом, при рассмотрении дел данной категории важнейшим доказательством выступает должностная инструкция уволенного работника, в которой содержится информация о наличии или отсутствии обязанности уволенного лица выполнять воспитательные функции.

Необходимо отметить, что аморальный проступок может быть совершен работником: 1) по месту работы и (или) в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 2) не по месту работы и не в связи с выполнением трудовых обязанностей. В первом случае (по месту работы и (или) в связи с исполнением им трудовых обязанностей) при расторжении трудового договора должен применяться порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, т.е. работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме, издать приказ об увольнении не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня последнего и т.д. Кстати, КЗоТ РФ увольнение за совершение аморального проступка дисциплинарным не считал.

Расторжение трудового договора за совершение аморального проступка не по месту работы и не в связи с выполнением трудовых обязанностей не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания. На эти случаи увольнения не распространяется правило наложения взыскания непосредственно за обнаружением проступка. Однако при решении вопроса о том, обоснованно ли уволен работник по этому основанию, следует принимать во внимание время, прошедшее с момента совершения виновных действий, последующее поведение того или иного лица, тяжесть совершенного проступка и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

В связи с этим неубедительным представляется встречающееся на практике мнение, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ правомерно лишь за аморальный проступок, совершенный в присутствии лиц, в отношении которых работник осуществляет воспитательные функции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. (п. 46, 47) ничего не сказано, что при совершении аморального проступка должны присутствовать лица, в отношении которых должны осуществляться воспитательные функции.

Так, за совершение аморального проступка был уволен Н., доктор технических наук, преподаватель одного из вузов. За плату и другие льготы он писал кандидатские и докторские диссертации, но не для аспирантов и преподавателей своего института. Один из фактов получил огласку и был подтвержден. Ссылки Н. на то, что его "клиентами" были соискатели ученых степеней из сторонних организаций и воспитательные функции здесь ни при чем, не послужили основанием для удовлетворения иска о восстановлении на работе.

Таким образом, увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ имеет два аспекта, что, впрочем, относится и к п. 7 ч. 1 указанной статьи. Насколько это оправданно и целесообразно, однозначно сказать сложно.

Во всех случаях должны быть доказаны как сам факт совершения аморального проступка, так и обстоятельства, исключающие возможность выполнения данным лицом воспитательных функций. Недопустимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица в коллективе и в быту или на основании неконкретных, недостаточно проверенных фактов, слухов и т.п. В приказе (распоряжении) об увольнении должны быть приведены конкретные факты аморального поведения работника. Так, нельзя признать обоснованным и увольнение мастера производственного обучения машиностроительного колледжа г. Москвы Ф. Он проживал в коммунальной квартире, с соседями сложились неприязненные отношения. Основанием для увольнения послужило заявление соседей по квартире на имя директора колледжа, в котором указывалось, что Ф. неоднократно приходил домой в нетрезвом состоянии и устраивал скандалы. Эти обстоятельства и фигурировали в приказе об увольнении. Причем руководством они не были проверены, а заявление заинтересованных лиц нельзя считать достоверно доказанным фактом совершения аморального проступка. Ф. также был восстановлен на работе.

Следует учитывать, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно не только за систематическое нарушение этических норм, но и за однократный проступок. Любой доказанный факт совершения такого проступка уже является основанием для прекращения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Следует учитывать также тяжесть совершенного аморального проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу и поведение работника и т.п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.