Сделай Сам Свою Работу на 5

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.






Статья ТКРФ 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Комментарий к статье 65

1. В соответствии со ст. 65 ТК работник должен представить, а работодатель обязан потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора. При этом работодатель не вправе требовать от работника представления документов, не предусмотренных законодательством.

Документы, которые работник должен предъявить при заключении трудового договора, можно разделить на две группы.

В первую группу входят документы, предъявляемые каждым при поступлению на любую работу. Вторую группу составляют документы, предъявляемые в случае, если лицо, поступающее на работу, обладает специфическими, определяемыми законом качествами либо если такими особенностями обладает работа, для выполнения которой заключается трудовой договор.

2. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Специального законодательства, определяющего виды документов, удостоверяющих личность, не существует. Имеются нормативные акты, довольно подробно регламентирующие статут паспорта гражданина РФ, а также акты, определяющие указанные документы в связи с необходимостью решения иных задач.



Паспорт - основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории РФ (см. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации").

Сведениями о личности гражданина являются фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Отметки, производимые в паспорте (об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, в том числе отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета), не относятся к сведениям о личности гражданина, поэтому их наличие или отсутствие не может служить основанием для работодателя при заключении или отказе в заключении трудового договора (см. п. п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации").



В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории РФ для ее граждан такими документами являются:

Военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

Временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством РФ;

Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории России);

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

Справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Для иностранных граждан - документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в РФ.



За пределами территории РФ документами, заменяющими паспорт гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым граждане России осуществляют въезд в РФ, а также иные документы, по которым граждане РФ вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ.

3. Другим документом, обязательно предъявляемым работником при заключении трудового договора, является трудовая книжка. В исключение из этого общего правила трудовая книжка не предъявляется в случае ее отсутствия (когда работник впервые поступает на работу), а также при поступлении на работу по совместительству (см. ст. 66 ТК и комментарий к ней).

4. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования выдается каждому застрахованному лицу Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. В нем указываются страховой номер индивидуального лицевого счета, дата регистрации в качестве застрахованного лица и его анкетные данные (см. п. 1 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования").

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

5. Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить документы воинского учета.

В силу Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541, основными документами воинского учета являются:

Для граждан, пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

Для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

А) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

Б) устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

В) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;

Г) обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях);

Д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - с учетными данными органа местного самоуправления;

Е) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

Ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

З) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

И) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

К) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;

Л) сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);

М) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

6. Документ об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний должен представить работник при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Например, заключение трудового договора, предполагающего работу в качестве водителя автомобиля, возможно только при наличии соответствующего документа (водительского удостоверения, подтверждающего право данного лица на управление транспортным средством соответствующего класса и грузоподъемности). О порядке и условиях получения права на управление транспортными средствами см. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. правом на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью обладают лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (см. Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499, и Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденную Приказом Минздрава России от 26 июля 2002 г. N 238).

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (см. Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 119; Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. N 284 о специальных экзаменах для указанных лиц и Временный перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, утвержденный Приказом Росздравнадзора от 9 июня 2006 г. N 1383-пр/06).

В силу ст. 331 ТК к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимый образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ (см. ст. 331 и комментарий к ней). Наличие соответствующего образования подтверждается документом об образовании.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность (ст. ст. 4, 6). Руководителем охранного предприятия может быть лицо, имеющее высшее образование (ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (ст. 15).

Постановлением Госстандарта России от 14 июля 2000 г. N 46 "О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р" предусмотрен сертификат компетентности эксперта.

7. Работодатель не вправе требовать, чтобы работник прошел предварительный медицинский осмотр и представил соответствующую медицинскую справку. Однако из этого общего правила есть исключения (см. ст. 69 ТК и комментарий к ней).

Обязанность прохождения медицинского осмотра определяется одним из трех факторов: либо личностными особенностями работника, либо особенностями той работы, для выполнения которой заключается трудовой договор, либо спецификой места применения труда работника.

Так, в соответствии со ст. 266 ТК лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (см. ст. 266 ТК и комментарий к ней).

Предварительный при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры проходят работники транспорта, предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций.

Заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (см. ст. 324 ТК и комментарий к ней).

Характер некоторых видов труда предъявляет особые требования к состоянию не только физического, но и психического здоровья работника. В связи с этим законодательство устанавливает дополнительные требования к лицу, стремящемуся занять соответствующую должность или выполнять определенную работу (см. ст. 69 ТК и комментарий к ней).

8. Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" предусматривает представление лицами, замещающими соответствующие должности, сведений о доходах, которые рассматриваются в устанавливаемом Указом Порядке.

Сведения о доходах, в частности, должны быть представлены при поступлении на государственную (ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и муниципальную (ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации") службы.

9. В ряде случаев заключению трудового договора с некоторыми категориями работников предшествует проведение определенных действий и оформление соответствующих документов.

Так, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (ст. 328 ТК). Следовательно, в данном случае заключение трудового договора возможно при наличии трех видов документов: о прохождении профессионального отбора, профессиональной подготовки и предварительного медицинского осмотра, проводимого в особом, формализованном порядке.

Проведение профессионального отбора, а в ряде случаев и прохождение предварительной профессиональной подготовки предусмотрены и для некоторых других категорий работников.

10. Специфика личности работника либо поручаемой ему работы является основанием для введения административно-разрешительного порядка вступления в трудовые отношения. Такой порядок, в частности, установлен при заключении трудового договора с иностранными гражданами, а также для выполнения работ, связанных с допуском к государственной тайне.

11. О правовом статусе иностранных граждан в сфере трудового права см. ст. 11 ТК и комментарий к ней.

12. Руководствуясь Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Правительство РФ устанавливает, что граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Допуск граждан к государственной тайне на территории РФ и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в установленном порядке. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей (Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне").

Таким образом, для рассматриваемой группы случаев характерно определенное административное ограничение договорной свободы, когда при наличии обоюдной воли к заключению трудового договора, одной из сторон или каждой из них законом вменяется в обязанность получить некоторые дополнительные документы или произвести дополнительные действия, что является необходимым условием вступления в трудовое правоотношение.

13. В порядке конкурсного подбора кадров поступают на работу лица творческих профессий (актеры, музыканты), а также лица, замещающие должности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях. В порядке конкурса замещаются вакантные государственные должности государственной службы (ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ").

В отдельных ведомствах РФ действуют особые нормативные акты о проведении конкурса.

Конкурсный порядок подбора кадров установлен для замещения должностей работниками определенных профессий.

Правовое регулирование конкурса осуществляют и субъекты Федерации.

Наконец, конкурсный порядок подбора кадров может быть предусмотрен уставом (положением) организации, в котором определены перечни должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (см. ст. 18 ТК и комментарий к ней).

24. Ограничения, вызванные требованиями охраны труда молодежи и женщин.

 

1.2 Охрана труда молодежи

Ситуация на молодежном рынке труда довольно сложная. Заметно повысился интерес к работе в свободное от учебы время у молодежи, в том числе и у несовершеннолетних подростков.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодежного рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования молодежной занятости и достижения ее эффективного уровня.

Участие в труде 14 - 15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отличается у 16 - 17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 - 20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21 - 24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

Именно в возрасте 21 - 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Законодатель выделил специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием.

Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162. Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. [17, стр.60] Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет - 3 кг; 15 лет - 3 кг; 16 лет - 4 кг. Для девушек 14 лет - 2 кг; 15 лет - 2 кг; 16 лет - 3 кг; 17 лет - 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час.(Приложение №2) Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расторжение договора с работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормы выработки устанавливаются пропорционально (для этих работников) сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки.

При повышенной оплате труда заработная плата работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время на которое сокращается производительность их ежегодной работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Глава II. Социальная защита труда женщин и молодежи на производстве.

2.1 Права женщин на труд.

В данной главе уделяется внимание одному из важнейших социальных прав российских граждан -- праву на труд, основным аспектам его реализации относительно женщин.

В настоящее время существует неограниченное количество путей реализации права на труд в связи с многообразием форм собственности, возможностью применения своих предпринимательских способностей, а также знаний и умений в эффективном протекании трудовых отношений, зависящих от форм и видов собственности, самостоятельно устанавливающих нормы права, что же касается норм, относящихся к охране труда женщин, льгот, предоставляемых беременным женщинам, матерям, имеющим детей, то эти нормы носят общий характер и применяются независимо от того, в чьей собственности находится предприятие, организация, учреждение.

Женщина, желающая поступить на работу, заключает соглашение с предприятием (трудовой договор), в соответствии с которым обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому порядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором или соглашением сторон.

Нормы трудового законодательства запрещают необоснованный отказ в приеме на работу. Недопустим отказ в работе по мотивам пола, расы, национальности или религиозной принадлежности. Не только запрещается, но и преследуется в уголовном порядке отказ в приеме на работу по причинам, связанным с беременностью или кормлением ребенка.

Поступая на работу, женщинам следует знать, что в законодательстве есть ограничения в приеме на определенные виды работ как для всех трудящихся независимо от пола, так и специально касающиеся женщин. Так, например, запрещается принимать на работу лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена давностью.

Не допускается прием женщин на подземные работы, за исключением руководящих должностей, а также некоторых видов работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Понятно, что запрещение женщинам трудиться на вредных и тяжелых работах не является дискриминацией. Речь идет об охране здоровья, о том, чтобы вредная работа не отразилась на новых поколениях.

Женщинами могут выполняться и работы, связанные с физическими нагрузками -- в этих случаях запрещается женщинам переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы, которые хотя и базируются на определенных медицинских данных, т.е. согласованы с Министерством здравоохранения, вызывают справедливую критику тех, кому приходится выполнять подобные работы. (Приложение №3)

Основной критерий, которым должна руководствоваться администрация, -- это деловые качества работницы, ее способность выполнять ту или иную работу. С целью проверки этих качеств при заключении трудового договора может быть установлено условие об испытании. Срок испытания, как правило, не должен превышать трех месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и те дни, когда работница отсутствовала по уважительной причине. Когда результаты испытаний не удовлетворяют администрацию, она вправе расторгнуть с работницей трудовой договор до истечения периода испытания. Увольнение в этом случае производится без выплаты выходного пособия. Согласия профсоюзного комитета на увольнение не требуется. Работница может не согласиться с мнением администрации и обжаловать ее решение в суде.

При переводе, вызванном производственной необходимостью, оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Беременные женщины (с момента установления этого факта) не должны привлекаться к работам, требующим значительного нервно-эмоционального напряжения, особенно связанным с опасностью аварии, взрыва, т.е. с риском для жизни собственной и других людей, а также к работам, выполняемым в условиях резкого дефицита времени, например, на конвейере с принудительным ритмом. Рекомендуются работы, выполняемые в спокойном режиме, не связанные со срочностью выполнения задания, запрещается работа, связанная с перегреванием и переохлаждением организма.

Вопросы увольнения рабочих и служащих относятся к одним из самых важных в трудовом праве. Они непосредственно связаны с гарантиями права на труд. Наряду с общими нормами о порядке прекращения трудовых отношений существуют специальные правила, охраняющие труд женщины в период, когда она готовится стать матерью или имеет малолетних детей. Среди оснований прекращения трудового договора наиболее распространено, конечно, прекращение трудовых отношений по инициативе работника или работницы.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, работник или работница могут расторгнуть в любое время и по любой причине. Закон обязывает лишь письменно предупредить администрацию за два месяца, а при наличии уважительных причин -- за один месяц.

Работница может подать заявление об увольнении в любое время, в том числе находясь в отпуске и во время болезни.

Женщина, занимающая любую должность, вправе по своей инициативе прекратить трудовые отношения, предупредив об этом администрацию. В случаях, когда по истечении срока предупреждения ни сама работница не настаивает на увольнении, ни администрация не издает приказ о расторжении договора, последний считается продолженным (на неопределенный срок).

При достижении женщиной 55 лет и при наличии у нее права на полную пенсию администрация с согласия работницы может заключить (перезаключить) с нею срочный трудовой договор на период до 2 лет. Если такой договор был заключен, то в течение его срока администрация не вправе прекратить трудовые отношения на том основании, что работница достигла пенсионного возраста.

Одно из оснований по инициативе администрации -- обнаружившееся несоответствие рабочего и служащего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.

Иногда женщина вынуждена длительно отсутствовать на работе из-за болезни ребенка. Эта причина не может послужить основанием к ее увольнению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.