Методические рекомендации к курсу
Качественная подготовка к семинару и эффективное использование времени, отведенного на его проведение, является исключительно важным для развития у обучаемых навыков публичных выступлениях, логического построения излагаемого материала, ведения дискуссий, поскольку при подготовке, в ходе и после его завершения обучаемые смогут:
- закрепить, систематизировать и углубить знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, расширить представления об изучаемом предмете;
- проверить эффективность своей самостоятельной работы;
- развить навыки поиска, обобщения и анализа учебного материала;
- развить навыки творческого мышления, т.е. способность делать на основе большого количества зачастую противоречивых по содержанию данных простые, ясные для понимания и определенные выводы и идей;
- развить умения и навыки логичного мышления, т.е. способности установления причинно-следственных связей между различными предметами, явлениями и другими составляющими;
- развить умения и навыки применения творческих знаний в практической деятельности, объяснения явлений действительности;
- развить навыки и правила публичного выступления, ведения дискуссии, использования современных аудиовизуальных средств и другого демонстрационного оборудования;
- развить представление о методике подготовки и проведения публичных мероприятий для использования в своей дальнейшей деятельности.
Для обеспечения качественной подготовки к семинару обучающиеся должны:
- изучить содержание задания на семинар или плана его проведения, выданного преподавателем. Ориентировочное время - 10 мин.;
- уяснить указания преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки, которые он может дать в ходе групповой консультации. Ориентировочное время – 10 мин.;
- собрать и ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – 20 мин., для 4-х часового семинара – 40 мин.;
- подготовить развернутые планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – 15 мин., для 4-х часового семинара – 30 мин.
Углубленная работа с документальными источниками и ресурсами интернета. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – 40 мин., для 4-х часового семинара – 80 мин. В ходе данного этапа преподаватель может вызвать обучающихся для проведения собеседования.
При этом целесообразно продумать порядок поиска необходимых учебных материалов: электронных учебных пособий, учебной литературы.
При изучении задания на семинар или плана его проведения каждому обучающемуся необходимо уяснить: тему семинара, учебную цель, учебные вопросы, важные положения каждого вопроса, выносимые для обсуждения, темы рефератов и целевых сообщений, продолжительность обсуждения каждого учебного вопроса, продолжительность выступлений обучающихся (реферата, целевого сообщения, основного и дополнительных по каждому вопросу или важному положению вопроса), основную и дополнительную литературу, возможные сроки и порядок проведения преподавателем групповых и индивидуальных консультаций, порядок личной подготовки к семинару (место, даты и ориентировочную продолжительность подготовки).
При уяснении указаний преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки, обучающиеся должны уяснить: форму предстоящего семинара (основные формы – репродуктивная, поисково – эвристическая или их сочетание), наиболее важные вопросы, основные понятия и категории по теме семинара, порядок доступа к ним, а также работы с литературой и другие вопросы.
При ознакомлении с содержанием рекомендованной литературы по теме семинара необходимо оценить полноту изложения вопросов в различных источниках, выделить те из них, в которых материал изложен наиболее полно, оценить степень однозначности подходов различных авторов к определению основных понятий и категорий, выявить проблемы в данной предметной области. В ходе этого этапа также целесообразно оценить полноту данных об обсуждаемом предмете, имеющихся у обучающихся в контекстах лекций.
Развернутые планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара должен включать вводную, основную и заключительную части с указанием ориентировочного времени на изложение каждой части.
Во водной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные моменты выступления, такие как цель выступления, актуальность темы и ее важность для научной и практической деятельности.
В основной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные моменты выступления. К ним относятся сущность рассматриваемого предмета, основные элементы содержания и структуры рассматриваемого предмета, история развития представлений о сущности и содержании, частные выводы, их обоснование, справочные, библиографические и другие учебные пособия, законы и правила формальной логики, различные методы научного познания, как проявляется данный предмет на практике, существующие и возможные проблемы в данной области, т.е. что в реальной действительности не соответствует или в перспективе не будет соответствовать существующим в науке представлениям о содержании предмета или сделанным выводам, свое мнение по отношению к сущности, содержанию рассматриваемого предмета и путям разрешения проблем.
В заключительной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные моменты выступления: общие выводы, т.е. те положения выступления, которые должны быть лучше всего восприняты и уяснены всеми присутствующими. Это могут быть основные частные выводы, понятия и категории, их определения, проблемы и пути их разрешения, а также указание на те области теории и практики, познание которых будет способствовать успешному разрешению проблем.
В процессе углубленной работы с литературой и конспектом необходимо закрепить в сознании полученные знания, для чего целесообразно сделать выписки из энциклопедических изданий и справочных материалов определений основных понятий и категорий, предполагается использовать в ходе выступления или записать свои определения. Здесь же целесообразно поместить отдельные цитаты из выступлений высших должностных лиц Казахстана, ведущих государств мира, а также рисунки и схемы, которые планируется продемонстрировать в ходе выступления.
Указанная дисциплина изучается на протяжении 1 семестра и завершается экзаменом. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции семинарские занятия, индивидуальные консультации.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям.
В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов: развиваются навыки ведении публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать с практикой выдвигаемые в них положения.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен изучить рекомендованную учебную литературу и подготовить ответы на все вопросы семинара.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная внеаудиторная работа по курсу включает изучение учебной и научной литературы, повторение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, а также к текущему и итоговому контролю.
Практические занятия предусматривают совершенствование навыков работы с первоисточниками и историко-правовым материалом, методологии изучения предметной специфики курса. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или ответов на контрольные вопросы тем. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Обучающийся должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|