Образец ведения дневника проверок
Дата
| Слово в левой руке
| Слово в правой руке
| Результат
| 1 июня
| Аня v
| мама
| +
| 2 июня
| мама
| папа v
| –
| 5 июня
| банан
| яблоко v
| +
| 6 июня
| нога v
| рука
| +
| 7 июня
| живот
| горшок v
| +
|
|
|
|
|
Значок (v) указывает на то, что Вы спрашивали ребёнка именно об этом слове.
Этот дневник позволит Вам контролировать усвоение материала и регулировать скорость прохождения программы.
Если правильных ответов будет более 80%, то можете смело увеличивать темп обучения. Если менее 80%, то, во-первых, не торопитесь вновь проверять ребёнка, и, во-вторых, задумайтесь, как процесс обучения сделать интереснее для ребёнка.
Процент успешности обучения подсчитать просто: если из 10 последних фактов проверки ребёнок 10 раз ответил правильно, то успешность обучения – 100%, если 8 раз – 80%.
Если Ваш ребёнок стабильно показывает 100%-й результат, это говорит о том, что Вы слишком медленно продвигаетесь вперёд и рискуете утратить интерес ребёнка.
Как мы отбирали слова для комплекта «Чтение с пелёнок»
При формировании списочного состава комплекта «Чтение с пелёнок» перед нами встали вопросы:
• Как при минимальных временных затратах вывести ребёнка в самостоятельное беглое чтение?
• Как облегчить процесс обучения и малышу, и родителям?
• Как сохранить интерес ребёнка при обучении?
Отвечая на эти и многие другие вопросы, мы и разработали критерии отбора слов для данного комплекта.
Мы стремились отразить в списочном составе особенности грамматического строя русского языка и нашей культуры, учесть психологические и возрастные особенности речевого развития ребёнка.
Критерии отбора слов
1. Наиболее употребляемые слова в возрастном диапазоне от рождения до 6 лет.
2. Слова, вызывающие интерес ребёнка (любимые слова).
3. Слова, дающие возможность составлять большое количество словосочетаний и предложений, – слова разных частей речи: прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы.
4. Слова, которые можно интересно продемонстрировать, «показать» ребёнку, сопроводив их действием, жестом, мимикой, интонацией («брови», «нос», «язык», «подмигнуть», «подпрыгнуть», «громко», «тихо» и т.п.).
5. Слова, с которыми можно устраивать игры (лото, «найди пару», «разбей на группы» и т.д.).
6. Слова, которые можно группировать по темам.
7. Слова, дающие возможность ребёнку самостоятельно осваивать различные грамматические особенности русского языка (склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов и т.д.).
8. Минимум слов, способных приблизить формирование у ребёнка понятийного чтения (вывести его в понятие буквы).
Слова в наборе разбиты по темам. Каждая тема может рассматриваться родителями как начальный список. Если интерес ребёнка к определённым темам повышен (например: техника, продукты питания, животные и т.д.), можно самостоятельно увеличивать список, изготавливая карточки при помощи компьютера и принтера либо вручную.
Практика показывает, что имеющихся слов в большинстве случаев достаточно для формирования у ребёнка стойкого навыка беглого чтения.
Описание слов 1-й части
Слова первой части напечатаны красным шрифтом. Это – самые крупные карточки, рассчитанные на начальный период обучения.
Начиная работу по данной программе, надо из первой части выбрать сначала самые любимые слова ребёнка и не менее двух недель показывать именно эти слова. В дальнейшем рекомендуем формировать комплекты карточек по темам. На одном занятии стремитесь показывать слова, относящиеся к одной теме (части тела, продукты, игрушки и т.п.).
Части тела (голова, рука, живот, пупок и т.д.) –это самые удобные слова для начального периода обучения, когда ребёнок ещё мало что знает. Их можно легко «объяснить» ребёнку, дотрагиваясь до соответ- ствующих частей тела малыша во время показа карточек. Эти слова вызывают и особый интерес у ребёнка, поскольку вообще самая интересная для него информация – это он сам.
Объекты (стул, стол, дверь, окно и т.д.).Данные слова обозначают предметы, непременно окружающие любого ребёнка с рождения.
Предметы ребёнка (коляска, погремушка и т.д.). Эти предметы принадлежат ребёнку, и только ему. Невозможно обойтись без этой группы слов, т.к. чувство собственности является доминирующим у любого малыша.
Действия (пить, есть, спать, гулять и т.д.).Поразительно, но даже грудничкам нравятся глаголы, поскольку они обозначают действия. До 6-7 месяцев ребёнок не может передвигаться в пространстве, он в это время – наблюдатель, и ему нравится наблюдать за происходящим вокруг него движением больше, чем рассматривать неподвижные предметы. Кроме того, эти слова можно легко объяснить ребёнку, сопровождая показ каждой карточки действием.
Продукты (молоко, хлеб, вода и т.д.).Эти слова ребёнок запоминает легко, поскольку может не только созерцать данные предметы, но и исследовать их вкусовые качества.
Антонимы –это слова с противоположным значением. Показывать их нужно парами. Родителям легче объяснить, а ребёнку легче осмыслить оттенки значения каждого слова, когда они демонстри- руются одно за другим. Когда Вы будете работать с этими словами и перед каждым последующим уроком перемешивать их, то помните: парные слова всегда перемешивать нужно парами. В данной группе взяты лишь прилагательные и наречия, но это – самые полезные слова для выхода на следующий этап обучения (словосочетание).
Транспорт (машина, би-би, руль, колесо и т.д).Всё, что движется, всегда привлекает внимание детей и пробуждает их любопытство. Даже в раннем детстве малыши легко научаются различать не только виды транспорта (автобус, трамвай, легковой автомобиль), но и марки легковых автомобилей.
Купание (купаться, буль-буль, бултых и т.д).Всем детям нравятся водные процедуры. Как правило, лю- бой ребёнок во время купания находится в особо приподнятом настроении. Все чувства ребёнка необычайным образом обострены, с особой интенсивностью работает его мозг. Поэтому, если Вы соедините купание с нашими занятиями, то сможете значительно продвинуться вперёд.
Электричество (лампа, лампочка, люстра и т.д.).Свет и тьма – это первые впечатления родившегося ребёнка. Резкая смена состояния окружающей среды ни для кого не сможет остаться незамеченной, поэтому детям нравятся слова горит – не горит, темно – светло, включить – выключить, которые способны повлиять на резкое изменение среды.
Дверь и травмы (открыть, закрыть, прищемить, больно и т.д.).Дверь – великолепное изобретение человечества. Для нас, взрослых, конструкция этого механизма давно исследована и особого интереса не вызывает. Другое дело – дети! Для них этот механизм – источник интереса и восхищения, травм и слёз. Со словами этой группы Вы можете придумать большое количество предложений, как на тему техники безопасности, так и воспитания мужественного переживания травм.
Телерадио (телевизор, мультик, реклама, пульт, сказка и т.д.). Слова этой группы связаны с самым мощным источником информации для ребёнка, поэтому особо им желанны.
В группу Разноевошли слова, которые слышишь каждый день (можно, нельзя, хочешь?, не хочу), и слова, связанные с повышенным источником опасности (чайник, утюг, горячий, уронить, пар).
Игры (догоню, прячься, целовать, обнимать, полетели, дай, кидай, мячик и т.д.).Невозможно представить ребёнка, равнодушного к играм. А подвижные игры интересны детям вдвойне, особенно в период их гиперактивности.
Бумага (рвать, газета, книга, карандаш, краски, бумага и т.д.). Развитие мелкой моторики руки – очень важный компонент общего развития ребёнка. Слова этой группы сами по себе провоцируют родителей обеспечить малыша необходимыми материалами для развития как пальчиков, так и мозга в целом.
Привет-пока (бай-бай, спи, засыпай и т.д.).Эти слова связаны с ежедневным этикетом и имеют существенную эмоциональную составляющую. Они будут полезны для развития у ребёнка общительности, формирования положительных эмоций.
Описание слов 2-й части
Карточки второй части – меньшего формата, чем первой. Тем не менее, при составлении словосочетаний и предложений Вы можете брать карточки и из первой, и из второй части. Пусть Вас не беспокоит, что в одном словосочетании будут слова разного размера. Вашему ребёнку это совершенно не мешает.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|