|
Порядок технической эксплуатации подвижного состава и СПС
Об утверждении Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта
Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 августа 2015 года № 11897
В соответствии с подпунктом 34-12) пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта. 2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»; 3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов; 4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан А. Исекешев
«СОГЛАСОВАН» Министр национальной экономики Республики Казахстан ___________Е Досаев 8 июля 2015 года
«СОГЛАСОВАН» Министр внутренних дел Республики Казахстан ___________К. Касымов 17 июня 2015 года
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544
Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта
Общие положения
1. Настоящие Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 34-12) пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 «О железнодорожном транспорте» (далее – Закон) года и определяют порядок технической эксплуатации железнодорожного транспорта. 2. В настоящих Правилах используются следующие термины: 1) автоматическая локомотивная сигнализация - система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков; 2) малодеятельные участки - участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки; 3) перегонная связь - связь для ведения служебных переговоров между дежурными по железнодорожным станциям и работниками, выполняющими работы и находящимися на перегоне; 4) перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами; 5) специальный подвижной состав (далее - СПС) - самоходные и несамоходные железнодорожные транспортные средства, предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию, восстановлению и ремонту магистральной железнодорожной сети и подъездных путей; 6) бригада специального подвижного состава (далее – бригада СПС) - работники, назначаемые для управления и обслуживания СПС. Для управления СПС назначается бригада - машинист и помощник машиниста или водитель и помощник водителя дрезины (в соответствии с инструкцией по эксплуатации соответствующего транспортного средства); 7) поезд грузовой тяжеловесный - грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда; 8) стрелка - часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелка входит и крестовина; 9) стрелочный пост - один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых одним дежурным стрелочного поста; 10) стрелочный район - группа смежных стрелочных постов, находящихся под контролем одного старшего дежурного стрелочного поста; 11) стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины бывают с неподвижным или подвижным сердечником. Основными элементами крестовины без подвижных элементов являются сердечник, два усовика, два контррельса, прикрепители и подкладки, стыковые скрепления и болты с шайбами и гайками для объединения усовиков и сердечника в единую конструкцию при сборных крестовинах; 12) стрелочная связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурным по железнодорожной станции с исполнительными и распорядительными постами железнодорожной станции по вопросам приготовления маршрутов (включая проверку свободности железнодорожных путей и стрелок) и закрепления железнодорожного подвижного состава на смежных железнодорожных путях; 13) нейтральная вставка - участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором отсутствует напряжение, обеспечивающий электрическую изоляцию сопрягаемых участков при прохождении токоприемников электроподвижного состава; 14) блок-участок - часть межстанционного перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченный проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка); 15) боковой путь - путь, при следовании на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу; 16) особые путевые знаки - границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны; 17) путевой знак - постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий; 18) пассажирский поезд - поезд для перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, сформированный из пассажирских и багажных вагонов; 19) пассажирский остановочный пункт - пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров, который не является раздельным пунктом; 20) руководитель работ - ответственное лицо по эксплуатации железнодорожных путей; 21) скоростной пассажирский поезд - пассажирский поезд, обращающийся со скоростями движения до 200 километров в час; 22) габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором не выходя наружу помещается как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути; 23) средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда - аппаратура, позволяющая в автоматическом режиме обнаружить и передать информацию дежурному по впереди лежащей станции, поездному диспетчеру, машинисту о наличии и расположении в поезде неисправного подвижного состава и виде неисправности; 24) подталкивающий локомотив - локомотив, назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона (в хвосте поезда); 25) гарантийный участок - участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда; 26) межпостовой перегон - перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией; 27) уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии (подъем, спуск); 28) габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не заходят никакие части сооружений и устройств. Исключение составляет лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды); 29) служебное торможение – торможение ступенями для снижения скорости или остановки поезда в предусмотренном месте; 30) локомотив - подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов; 31) локомотивная бригада - работники, назначаемые для обслуживания локомотивов, а также моторвагонных поездов; 32) маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, производящим маневры. Локомотив, сцепленный с одним вагоном, также рассматривается как маневровый состав; 33) моторвагонный подвижной состав - моторные и прицепные вагоны, из которых формируются моторвагонные поезда (электропоезда, дизель – поезда, рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров; 34) обгонный пункт - раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой; 35) стрелка централизованная - стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечником) переводятся специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта; 36) стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки; 37) особо интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных участках - более 48 пар в сутки; 38) интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках от 50 до 99 пар поездов и на однопутных участках от 24 до 47 пар в сутки; 39) поездная диспетчерская связь - связь для ведения служебных переговоров между диспетчером поездным и дежурными по железнодорожным станциям, входящих в обслуживаемый диспетчерский участок; 40) радиоблокировка – система интервального регулирования движением поездов на основе сети цифровой радиосвязи; 41) разъезд - раздельный пункт на однопутных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов, который может выполнять коммерческие операции; 42) рефрижераторный поезд – поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов; 43) предохранительный тупик - путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов; 44) затяжной спуск - спуск при значениях крутизны и протяженности согласно приложению к настоящим Правилам; 45) железнодорожная станция (далее – станция) - пункт, разделяющий магистральные пути на участки, имеющий путевое развитие, обеспечивающий регулирование движения, пропускную способность и позволяющий производить операции по приему, отправлению и (или) скрещению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров, приему, выдаче багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и (или) грузов, а также маневровую работу; 46) дежурный по станции - сменный помощник руководителя станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемо - отправочным путям станции (где нет маневрового диспетчера - и по остальным путям); 47) поездная межстанционная связь - связь для ведения служебных переговоров между дежурными по железнодорожным станциям соседних железнодорожных станций; 48) межстанционный перегон - перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами; 49) станционный пост централизации - пост на железнодорожной станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов; 50) тормозной путь - расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машинисту или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное); 51) железнодорожно-строительные машины - один из видов СПС, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонтов, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железнодорожного транспорта; 52) технологическое окно - время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ; 53) габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, размещается груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути; 54) контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава; 55) национальный оператор инфраструктуры – юридическое лицо, контрольный пакет акций которого принадлежит Национальной железнодорожной компании, осуществляющее эксплуатацию, содержание, модернизацию, строительство магистральной железнодорожной сети и оказывающее услуги магистральной железнодорожной сети; 56) улавливающий тупик - путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении; 57) хозяйственный поезд - поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железнодорожной организации, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств магистральной железнодорожной сети; 58) экстренное торможение - торможение, применяемое для остановки поезда путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы; 59) устройство безопасности - устройство, обеспечивающее безопасность движения локомотивов и моторвагонных подвижных составов, а также предотвращающее аварийные и предаварийные ситуаций.
Порядок технической эксплуатации подвижного состава и СПС
3. Подвижной состав, СПС, выходящий на железнодорожные пути, независимо от принадлежности и форм собственности, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. 4. Каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи: 1) наименование владельца железнодорожного подвижного состава; 2) номер, табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки; 3) идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях; 4) дату и место производства установленных видов ремонта (кроме локомотивов); 5) массу тары (кроме локомотивов). Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи: 6) на локомотивах, мотор-вагонном железнодорожном подвижном составе и СПС - конструкционная скорость, серия и бортовой номер, наименование места приписки, таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов; 7) на пассажирских вагонах, моторвагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, на котором предусматривается доставка работников к месту производства работ и обратно - число мест; 8) на грузовых, почтовых, багажных вагонах - грузоподъемность. На каждый локомотив, вагон и единицу моторвагонного подвижного состава и СПС ведется технический паспорт завода-изготовителя, содержащий технические и эксплуатационные характеристики. 5. Не допускается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, в том числе СПС, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения. 6. Подвижной состав и СПС должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание. Не допускается выпускать в эксплуатацию СПС, оснащенный путеизмерительной и дефектоскопной аппаратурой, не прошедшей ежегодную метрологическую поверку, плановые ремонты аппаратуры согласно эксплуатационной документации производителя, но не реже: техническое обслуживание не реже 1 раза в год, средний ремонт не реже 1 раза в 2 года, модернизация не реже 1 раза в 4-6 лет. 7. Владельцы железнодорожного подвижного состава и работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие, обеспечивают исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и соблюдение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава. 8. Техническое состояние подвижного состава и СПС должно систематически проверяться при техническом обслуживании локомотивными бригадами или бригадами СПС, комплексными и специализированными бригадами в пунктах технического обслуживания, в грузовых и пассажирских депо, на заводах и в ремонтных базах, путевых машинных станциях и депо для СПС, оснащенных современными диагностическими средствами. 9. Работники, непосредственно осуществляющие техническое обслуживание и ремонт, мастера и руководители соответствующих заводов, депо, ремонтных предприятий, в том числе депо для СПС, путевых машинных станций, дистанций, мастерских и пунктов технического обслуживания следят за качеством выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасностью движения подвижного состава и СПС. 10. Тяговый подвижной состав, а также пассажирские вагоны, СПС осматриваются комиссионно два раза в год (весной и осенью). 11. Локомотивные, а также установленные на пассажирском, моторвагонном и СПС устройства безопасности и поездной радиосвязи периодически осматриваются на контрольном пункте с проверкой действия и регулировкой этих устройств. Периодичность осмотра устройств безопасности и поездной радиосвязи устанавливается владельцами инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. 12. Стоящие в рабочем состоянии локомотивы, моторвагонные и СПС остаются под наблюдением работника, знающего правила их обслуживания, а на станционных путях – машиниста, водителя СПС или их помощников на деповских путях и путях хозяйствующих субъектов. 13. Внесение изменений в конструкцию эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, влияющих на его эксплуатационные характеристики, осуществляется при условии соблюдения требований эксплуатационной документации. 14. Порядок продления срока службы грузовых и пассажирских вагонов, тягового подвижного состава установлен в соответствии с приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 февраля 2011 года № 93 «Об утверждении Правил продления сроков службы грузовых и пассажирских вагонов и тягового подвижного состава» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6845).
3. Порядок технической эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава
15. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав, (специальный самоходный подвижной состав) оборудуются средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов (в случае эксплуатации на инфраструктуре), скоростемерами с регистрацией установленных показаний, локомотивными устройствами автоматической локомотивной сигнализации и устройствами безопасности. 16. Пассажирские локомотивы оборудуются устройствами управления электропневматическим торможением, отбора мощности для высоковольтного отопления. Локомотивы грузовых поездов оборудуются устройством, приборами для контроля плотности тормозной магистрали. 17. Поездные локомотивы и моторвагонные поезда при обслуживании одним машинистом дополнительно оборудуются следующими средствами и устройствами безопасности: 1) системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности, а также системой контроля бодрствования машиниста; 2) зеркалами заднего вида или другими аналогичными устройствами; 3) автоматической пожарной сигнализацией и системой пожаротушения; 4) блокировкой тормоза; 5) системой автоведения. Моторвагонный подвижной состав оборудуется сигнализацией контроля закрытия дверей и связью «пассажир - машинист». 18. Маневровые локомотивы, обслуживаемые одним машинистом оборудуются: 1) устройствами дистанционной отцепки их от вагонов; 2) вторым пультом управления; 3) зеркалами заднего вида; 4) устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку на случай внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива. Разрешается обслуживание одним машинистом локомотивов, занятых на вывозной, передаточной, диспетчерской, хозяйственной и других видах работ, при маневровой работе в грузовом движении на малодеятельных участках, не имеющих затяжных спусков и подъемов, а также поездных локомотивов в пассажирском движении на локомотивной тяге, за исключением моторвагонного подвижного состава. 19. Поэтапное введение обслуживания локомотивов и моторвагонного подвижного состава одним машинистом осуществляется по мере обеспечения и оборудования их устройством безопасности. 20. Локомотивы и моторвагонные подвижные составы, выработавшие установленный срок службы под грузовые и пассажирские поезда, не выдаются. 21. Несколько локомотивов или соединенных секций обслуживаются одной локомотивной бригадой управляемые из одной кабины. 22. Не допускается выпускать локомотивы, моторвагонный и подвижной состав в эксплуатацию, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей: 1) неисправность прибора для подачи звукового сигнала; 2) неисправность пневматического, электропневматического, ручного тормозов или компрессора; 3) неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя; 4) неисправность автоматической локомотивной сигнализации или устройств безопасности; 5) неисправность автостопа или устройства проверки бдительности машиниста; 6) неисправность скоростемера и его привода, регистрирующего устройства; 7) неисправность устройств поездной и маневровой радиосвязи, а на моторвагонном подвижном составе - неисправность связи «пассажир - машинист»; 8) неисправность гидродемпферов, аккумуляторной батареи; 9) неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация; 10) неисправность системы подачи песка; 11) неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора; 12) трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессора, излом рессорного листа; 13) трещина в корпусе буксы; 14) неисправность буксового или моторно-осевого подшипника; 15) отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на путь; 16) трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи; 17) неисправность кожуха зубчатой передачи, вызывающая вытекание смазки; неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры; неисправность токоприемника; 18) неисправность средств пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации (предусмотренные в конструкции локомотива); 19) неисправность устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля; 20) появление стука, постороннего шума в дизеле; 21) отсутствие защитных кожухов электрооборудования; 22) неисправность микропроцессорной системы управления локомотивом. 23. Установленные на локомотивах и моторвагонном подвижном составе манометры, предохранительные клапаны, а также аппараты и приборы, регистрирующие расход электроэнергии и топлива, пломбируются. 24. Устройства электрической защиты, средства пожаротушения, пожарная сигнализация и автоматика, манометры, предохранительные клапаны, воздушные резервуары на локомотивах и моторвагонном подвижном составе подвергаются испытанию и освидетельствованию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|