Сделай Сам Свою Работу на 5

Человек, питающий собой природу





 

Пытаясь построить для себя идеальную диету, мы рано или поздно приходим к необходимости понимания того, как развиваются и функционируют сложные системы. Потому что мы сами являемся такими системами, и вопросы правильного питания и крепкого здоровья невозможно решить, не встав на системную точку зрения.

Мы состоим из многих триллионов живых клеток, бактерий и вирусов. Не забудем и о грибках. Как нам проникнуть в этот микромир, как увидеть скрытые пружины, управляющие его движением?

Почему некоторые наши клетки не хотят следовать единому плану нашего организма, пытаются выбиться из общей упряжки, нанося и себе, и нам существенный вред?

К счастью, что вверху, то и внизу. И поэтому вместо того чтобы искать мощный микроскоп и разглядывать свои микроскопические части, нам достаточно оглядеться вокруг. И обнаруженные нами в ближайшем социальном окружении законы и системные закономерности напрямую могут быть перенесены в микрокосмос человека.

Давайте попытаемся встать на место этих недовольных клеток или микроорганизмов, вызывающих болезни, и постараемся понять, что ими руководит, почему они чувствуют себя ущемленными. Ведь для того чтобы установилась гармония, необходимо взаимное движение навстречу. Может быть, наши организмы не обладают определенным и очень необходимым нам опытом? И где его в таком случае взять?



Вполне возможно, что мы сможем обрести этот опыт и соответствующие ему состояния бытия, гармонично встраиваясь в превосходящую нас целостность, для начала – социальную.

В этом Дополнении я попытаюсь очертить, как связаны между собой части – отдельные люди, и объемлющее их Целое – общество, природная среда, планета в целом.

Очень многие проблемы и неполадки в нашей современной жизни, в том числе и описанные в первой главе процессы физической дегенерации, проистекают из непонимания того, что в своем бытии мы достигли некоторой особой точки. Степень соединенности и взаимной зависимости людей превысила некоторый порог, за которым наша жизнь изменилась радикально. Но большинство людей этого еще не осознают.

Мы стали в гораздо большей степени Единым Целым, чем были ранее. Все человечество превратилось в единый живой организм.



Принадлежность к этому организму отличается от нашей встроенности, например, в какую-либо организацию. Действительно, мы можем войти в политическую партию, общественную организацию или бизнес-структуру или выйти из них. От этого мы можем иметь или некоторые приобретения, или понести потери.

Но если мы выходим из организма планетарной жизни, то мы теряем саму возможность нашей биологической жизни. Мы становимся подобными листу, который оторвался от ветки дерева – впереди его ждет лишь усыхание, и этого вовсе не скомпенсирует торжество обретенной «свободы».

 

*** Поток единой жизни

 

Есть лишь одна Жизнь, и она наполняет собой все миры и вселенные. Все, что мы наблюдаем вокруг – это ее части, системы и подсистемы. Каждый природный объект, каждое живое существо. Жизнь трудно определить, но очень легко распознать.

Да и зачем искать научных определений – ведь мы сами являемся жизнью и знаем ее как самих себя. Вопрос не в том, чтобы ее как-то изучать или определять. Наше назначение – включить эту жизнь в действие в своем собственном существе, подчинив ей свой рассудок, свои чувства и направив на преображение окружающей среды, неся ей благо и радость.

Единственное препятствие на этом пути – это упрямое невежество, для которого конвульсия животной страсти важнее, чем радостный свет творчества. Средство преодоления этого препятствия известно и широко применяется Природой: это болезни и связанные с ними страдания. Увы, человечество до сих пор активно отторгало добрые советы. Но, быть может, сейчас ситуация изменится к лучшему?



 

*** Человек и общество

 

Итак, давайте оглядимся вокруг и внимательно рассмотрим, частью каких природных коллективов являемся мы сами.

Человек познает Единую Жизнь и служит ей через принадлежащие ей структуры: сначала через семью, затем путем участия в социальных организациях, потом – через государство и общество. Встав же на путь духовности, человек включается в прямое служение всей целостности Вселенной. С этого момента его принадлежность к той или иной социальной группе условна, и он может захотеть в какой-то момент выйти из нее. И никто не вправе ему помешать.

Общество и государство не должно дискриминировать таких людей и объединять их в своих представлениях и в своем отношении с бомжами и неудачниками. Наоборот, социум очень выигрывает, когда находит возможность получать советы и помощь от таких людей, предоставляя им взамен некоторые особые условия существования – внутри общества, но как бы вне его.

 

*** Новое дворянство: сообщество экспертов

 

Я надеюсь, читатели еще не устали от потока моих утопий. Я сейчас, как минимум, рассчитываю вас развлечь. А может быть, и увлечь!

Потому что речь пойдет о создании нового общественного слоя или даже класса – класса экспертов, роль которого в современном обществе будет не меньше, чем роль дворянства в феодальной России.

С течением времени даже самым закоренелым оптимистам стало ясно, что одни только совершенные социальные институты и идеальное законодательство не гарантируют социального прогресса. Потому что есть еще другие чрезвычайно важные факторы: уровень психического, культурного, профессионального и духовного развития людей. Если человека примитивного и жадного сделать чиновником, то он неизбежно станет взяточником. И даже честный и вполне положительный человек, не имеющий способности к социальным коммуникациям, оказавшись в парламенте, будет лишь орудием в закулисной борьбе каких-нибудь темных сил.

Извечный вопрос о том, кто же будет контролировать контролеров, на самом деле решается просто. Контролировать, осуществлять мониторинг, создавать идеи для нового законодательства, проверять эффективность разнообразных общественных мер будут люди, принадлежащие к слою общественных экспертов, не имеющих личного интереса внутри социума. И войти в него должны будут только те, кто внутренне для этого созрел – а это созревание подразумевает полное растворение личного интереса в интересах Жизни как таковой.

Не спешите мне возразить, что в состав подобных экспертов немедленно устремятся все виды мафии или ее представители. Сейчас я сформулирую условия вступления в этот слой, и все станет ясно.

Общественным экспертом может стать только тот, кто ярко проявил себя на определенном поприще – совершил героический или высокоморальный поступок. Или заслужил общественное признание своим талантом. Например, вручая кому-либо государственную награду, высокопоставленный чиновник тем самым уже делает предложение, открывает потенциальному кандидату двери новых возможностей.

Но… далеко не каждый, как мне кажется, захочет принять подобное предложение! Потому что стать общественным экспертом будет означать: полный отказ от своих личных материальных интересов – финансовых и профессиональных. Отказ от любой крупной собствен-

ности, включая все виды недвижимости. В некотором смысле это будет принятием обета социального монашества.

Об обычном монахе заботится Господь Бог. А о социальном монахе проявляет заботу само государство. Эксперт получает своего рода пенсию, содержание. Ему оплачиваются все необходимые перемещения – но лишь в эконом-классе, и расходы – по списку разрешенного. Он получает бесплатное жилье – в нижнем ценовом секторе, но не в собственность, а в пользование. И никакого наследования! Эксперту запрещается действовать в пользу своих родственников или получать от них какие-либо средства или подарки. Не говоря уж о других лицах. Все пожертвования на поддержку его деятельности должны совершаться открыто, направляться адресно на специальный счет. С указанием, на что они должны быть потрачены, и не сопровождаться никакими иными условиями.

Предполагается, что эксперт будет активно заниматься теми или иными социальными проектами. Степень его активности определяет он сам. Ведь экспертами будут становиться люди с высочайшим само-осознанием, и никто другой не сможет так или иначе их направлять.

Много ли найдется таких людей в нашей стране? Наберется ли хотя бы несколько тысяч? Я надеюсь, что да. И это будет реальная, великая сила социального прогресса. В ней соединятся компетентность, неподкупность и духовная высота – эти три качества одно без другого не могут существовать. Это будет сила, замыкающая собой обратные связи системы управления, настраивающая нервную систему общества.

И породить такую систему управления сможет только такой общественный лидер, который сам дошел до полного отречения от личных интересов.

В применении к нашим организмам это означает: мы сами должны так переформатировать свою личность, чтобы встроиться в вышестоящие структуры жизни. Тогда наши собственные клетки и микроорганизмы-сопрофиты потянутся за ними и будут с охотой участвовать в нашем физиологическом симбиозе.

 

*** Два потока развития и Россия

 

Когда одного духовного учителя Востока спросили, как он видит будущую эволюцию человечества, он ответил: «Единство, чистота, божественность». Этот необычный ответ заставляет нас усомниться в возможности успешного развития поодиночке. Хотя многие поколения духовных подвижников уединялись, совершая аскетические подвиги, и нам всегда казалось, что это – единственно возможный путь духовного совершенствования, доступный, увы, лишь немногим.

Оказывается, желание добиваться чистоты и совершенства в одиночестве может быть очень опасным: усиливается и крепнет монстр эгоизма, любующийся своими достижениями и презирающий остальное павшее человечество. Недаром Серафим Саровский говорил, что в монастыре бесы как мухи, а в пУстыни – как тигры и львы.

Индивидуальный прогресс опасен, если он происходит в отрыве от социального окружения. Если же подобный отрыв от окружения происходит на государственном уровне, то он ведет к национальному самолюбованию и, в конечном счете, к фашизму.

Открывая же себя всем остальным людям, мы избавляемся от демона эго в самом начале своего пути. Мы учимся смотреть на мир глазами единого человеческого организма и даже всей живой природы.

Я хотел бы подчеркнуть эту мысль: любые личные усилия не могут быть полностью свободны от эгоизма, и лишь растворение в коллективном осознавании автоматически делает нас чистыми и открывает дальнейшую дорогу роста. Это – главное условие, на котором Жизнь открывает нам свои двери, делая нас сильными и непобедимыми, совершенными и счастливыми.

Надеюсь, что никто не заподозрит меня в пропаганде коммунистических идей. Реальный коммунизм прошлого – это объединение низшего против высшего, это бунт, нарушающий равновесие в природе. Это попытка насильно привить другим свое собственное узкое и ограниченное понимание счастья путем подавления и жестокости. Подытоживая опыт тысячелетий прошлого, мы можем обнаружить, что есть два главных потока развития человечества. Один из них, который мы условно назовем греко-римским, преувеличивает роль героев, выдающихся личностей. Важен только победитель – его имя закрепится в веках, а все остальные превратятся в пыль, и поэтому неважны – ими можно пренебречь, их можно раздавить, поработить. Это путь так называемого технического прогресса, и это же есть путь разъединения и разобщения. Человеческие силы вкладываются во внешние достижения, происходит как бы переплавка (и поэтому омертвление) высших человеческих творческих состояний в форму предметов материальной культуры. Сам же человек регрессирует, слабеет, попадает во власть пороков и болезней. Цивилизация самобетонируется – и точно так же микроорганизмы окружают себя кальциевой оболочкой.

Второй поток развития признает абсолютную самоценность каждой малой жизни. Даже слабый и лишенный видимых достоинств человек выполняет в этом мире свою уникальную роль, которую неспособны исполнить другие, даже более сильные. В этом потоке нет быстрого внешнего прогресса, но зато присутствуют сострадание, безусловная любовь и единение. Поэтому в нем происходит ускоренная эволюция человека как биологического существа, в нем накапливаются огромные природные силы, которые затем создают совершенство человеческой структуры.

Точно так же среди живущих в наших телах микроорганизмов в обычных условиях нет принципиальных патогенов – даже стафилококки играют свою незаменимую роль. И только если «сверху» совершаются ошибки, эти бактерии могут взбунтоваться. Но стоит нам исправить ошибку – все сразу же становится на место.

Кажущийся быстрым прогресс современного общества происходит лишь благодаря постоянному вовлечению в индустриальный процесс наций, обладающих древней национальной культурой. Это, прежде всего, этносы юго-восточной Азии. Относящиеся к ним люди внимательны, дружелюбны, спокойны и открыты. Уровень осознанности этих людей чрезвычайно высок. Поэтому они очень легко адаптируются даже, казалось бы, к весьма сложным современным производствам. Работая за очень малую с точки зрения жителей «цивилизованного» мира зарплату, они обеспечивают нам товарное (а часто и интеллектуальное) изобилие, по ошибке часто ассоциируемое с прогрессом.

Люди Востока не так часто выделяются какими-то особыми личными достижениями. И не потому, что не талантливы – просто их культура не позволяет им «высовываться» и навязывать себя. Зато никакие сообщества «гениальных» индивидуальностей Запада не сравнятся со слаженным коллективом людей Востока. Восточные люди умеют становиться единым организмом, превращаясь в колоссальную социальную силу.

Общепризнано, что Россия – это мост между Западом и Востоком. Мы, с одной стороны, не чужды идеи личных достижений, а с другой – мы умеем (к сожалению, в основном лишь во времена суровых испытаний) становиться и единым организмом, перед которым пасует отлаженная организационная машина Запада.

Каков же наш уникальный путь? Какова парадигма нашего социального развития? В чем состоит главная русская идея?

Я рискну предположить, что такой идеей как раз и является творческий синтез личной свободы и коллективного бытия, соборности. Но чтобы это предположение обросло конкретными идеями и практическими рекомендациями, я предлагаю еще раз внимательно рассмотреть идею единства и осознать, как она реализуется в живой природе.

 

*** Единство в мире природы

 

Собственно говоря, каждый живой организм уже является конкретной манифестацией идеи единства. Огромное количество живых клеток растения или животного удерживаются в гармоничном взаимодействии лишь благодаря множеству обратных связей, поддерживаемых потоками управляющей информации. Этим способом целостный организм внедряет в составляющие его части и подсистемы идею единого бытия. Если клетки принимают эту идею, организм живет и развивается. Если нет – происходит распад.

Если в живой природе вдруг отменить исполнение идеи единства, все организмы немедленно распадутся на одноклеточные составные части. Да и эти клетки долго не продержатся. Потому что если бы та же самая идея не пробивала себе дорогу в мире «неживой» природы, то вместо атомов и молекул пространство заполняли бы лишь элементарные частицы и поля. Хотя, как нам говорят современные физики, «элементарных», бесструктурных частиц не бывает. Каждая частица является своего рода окном, через которое можно увидеть отражение взаимодействия сотен других частиц.

Так называемые коллективные насекомые живут большими семьями – в десятки и сотни тысяч особей, в которых все нити управления стягиваются к матке – главному живому организму семьи, который вбирает в себя силы других организмов и благодаря этому становится способным вырабатывать необходимые управляющие сигналы. Эти сигналы обычно передаются на гормональном уровне.

Известно, что в случае гибели пчеломатки рой пчел сразу же становится беспомощным. Пчелы бестолково летают и даже не смеют ужалить агрессора. Иное дело, когда матка в полном здравии – пчелы тогда демонстрируют удивительную слаженность и взаимодействие.

Так что коллективный центр управления имеется не только у группы войск, но даже и у насекомых!

Интересно, что пчелы или муравьи не могут долго жить вне улья. Им жизненно необходимы гормоны, вырабатываемые маткой. Стоит пчеле или муравью отбиться от своего дома, они вскоре погибают от истощения – несмотря на то, что еды вокруг может быть предостаточно. Заблудившийся муравей умирает, не получив вовремя живительного гормонального мазка, которым в муравейнике награждают всех успешно работающих особей. Вырабатывать этот жизненный гормон самостоятельно рабочий муравей не в состоянии – его тело слишком неразвито для этого.

Едиными организмами живут, например, крысиные семьи. В них более сильные особи помогают более слабым, кормят их и даже уступают своих брачных партнеров! Что не мешает им, однако, поедать детенышей из соседних родов.

В волчьей стае, несмотря на частое выяснение отношений, волки никогда не наносят друг другу увечий – все сводится к демонстрации угрозы сильного слабому. Сильный никогда не тронет сдавшегося – подставившего шейную артерию. Это, между прочим, предполагает способность слабого оценить свои шансы и суметь вовремя сдаться – качество, которое человечеством в значительной степени утрачено.

Сдаваясь, более слабый как бы жертвует свою личность в пользу более сильного, а далее по индукции – единому бытию стаи. От этого выигрывают и сильные, и слабые. Биологический потенциал стаи не расходуется зря и применяется по назначению.

У птиц система сдачи на волю сильного отсутствует. Например, голуби, традиционно символизирующие мир и сотрудничество, могут методично заклевать до смерти побежденного соперника. Однако и у птиц можно наблюдать выраженное сотрудничество и взаимодействие во время сезонных перелетов, то есть в ситуациях, когда должны быть использованы все резервы, иначе неминуема гибель. Птицы очень организованно сменяют друг друга в перелетном косяке и подчиняются воле вожака.

Таких примеров в биологии имеется великое множество. Грибы сотрудничают с водорослями, птицы чистят зубы крокодилам. Эти факты только на первый взгляд кажутся курьезными и разрозненными. На самом деле они являются проявлением важного закона природы, в результате действия которого формируется и развивается природная среда – всеединство жизни, питающее и поддерживающее каждый живой организм.

Этот закон природы можно было бы попытаться сформулировать так.

 

Единство живой природы строится путем подчинения (жертвы) своего интереса как индивидуального существа в пользу своего же интереса как общественного (объединенного) существа.

 

Обратите внимание на разницу между этим законом и вульгаризированным представлением о принесении себя в жертву! В природе жертва себя не означает самоубийства. Она означает переориентацию усилий. Такая жертва становится естественной и оправданной, если посмотреть вокруг и на себя самого глазами единого организма Жизни. От такого переключения восприятия, гештальта, выигрывают и индивидуальный организм, и природная среда в целом.

Попытка сохранения индивидуальности любой ценой приводит к утрате взаимосвязей с природным целым – энергетических и информационных, остановке развития и физической гибели существа.

Если же вы смотрите на себя самого как на часть Природы, имеющую свои собственные права, то не станете причинять вреда ни себе, ни другим. Вы будете стараться оптимизировать ситуацию, минимизируя зло в масштабах всей Природы.

Однако для того, чтобы удерживать в себе этот достаточно «тяжелый» взгляд всей единой Природы, живое существо должно затрачивать значительное количество своего информационного ресурса. Постоянное созерцание целого – довольно трудоемкая задача, требующая освоения высоко абстрактных поведенческих функций и развитого мышления. Поэтому чем примитивнее организм, тем меньшее количество времени он способен проводить в объединенном состоянии. И поэтому жизнь идет путем циклического объединения-разъединения, частота которого нарастает в процессе эволюции.

 

*** Демократия и невежество

 

Высокоразвитые природные организмы состоят из дифференцированных, специализированных клеток, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию. Даже без какой-либо одной из этих функций макро-организм заметно теряет в жизненности. Так что все клетки организма, как бы они ни различались, важны для Целого. И у них есть равные права на питание, дыхание и очищение. Они принимают от нервной системы управляющие сигналы и через нее же сигнализируют о своих нуждах.

На этом равенство заканчивается! Относительное влияние клеток или органов пропорционально важности тех жизненных функций, которые они выполняют. Но от этого различия никто не страдает – наоборот, весь организм выигрывает.

Клетки печени или желудка не пытаются указывать мозгу, что ему делать. Их функция – переваривать пищу, посылать информацию мозгу и подчиняться его сигналам. А уж на основании этой информации мозг принимает решения. Например, чем заняться всему организму: прилечь отдохнуть или отправиться на поиски пищи.

А вот сообщества патогенных бактерий и близкие к ним по духу раковые опухоли вполне «демократичны». В них все члены более-менее одинаковы и заняты только одним: ухватить для себя как можно больше, не заботясь ни о чем другом. Они ничему не подчиняются и уважают только силу. Именно для обуздания таких клеток организм должен создавать и держать наготове иммунную систему. Патогенные бактерии и раковые клетки не признают существование Целого и своим поведением всячески стараются разрушить любое проявление организованности и конструктивного взаимодействия.

Демократия часто превращается во власть безликой толпы, за которой стоит некто, умело дергающий за ниточки в своих личных интересах. Многочисленные протестные движения современного общества стартуют в социальных низах и приводятся в движение низшими инстинктами, но направляются ловкими манипуляторами. К таким протестующим позднее притягиваются уже люди с самым различным уровнем благосостояния или образования, объединяемые именно отрицанием организующей роли Целого. И тогда на сцену выходят злые гении. Такая «демократия» – это всегда апофеоз индивидуализма и эгоизма, конец развития и начало деградации.

Пытаться внедрить демократию в среду неразвитых существ – это преступная ошибка, за которой всегда прячется корыстный интерес.

 

*** Чингисхан, Римская Империя и древние славяне

 

И на уровне живых клеток, и на более высоких этажах жизни действуют одни и те же закономерности, одни и те же способы организации. Человек, в свою очередь, сам является всего лишь клеткой социального организма, если смотреть на него с высоты общества в целом. Можно выделить три способа взаимной координации и управления, которые присутствуют в любом живом организме. В костно-мышечной системе всегда присутствует «палочная» дисциплина. Мы не позволяем своим ногам идти туда, куда они захотят – мы сами принимаем решение об этом. Это – аналог восточной деспотии, которая устанавливается, когда основная масса населения неразвита, а коммуникации практически отсутствуют.

Своим внутренним органам мы уже позволяем изрядную долю самостоятельности: они способны работать автономно. Мы решаем, что съесть на обед, а переваривание пищи – это уже зона ответственности желудка и печени, область их суверенитета. Это – аналог демократии по римскому и американскому сценарию. Народ обязан подчиняться закону, но цезарь и сенат стоят выше любых законов.

Наконец, среди нейронов головного мозга имеет место полная демократия по западно-европейскому типу: все нейроны примерно равноправны и эквивалентны. Чтобы в социуме надежно установился такой тип управления, надо, чтобы население было поголовно приобщено к цивилизации и высотам культуры, было способным устанавливать многочисленные связи с себе подобными.

К какому уровню организации принадлежит живая клетка, зависит от степени ее дифференциации, развития. Если она способна перерабатывать большое количество информации, участвовать во множестве коммуникационных процессов, то ее место – в голове. А если она тяготеет к выполнению какой-то одной-единственной функции, то ей лучше всего пребывать где-нибудь в костях. В любом случае принадлежность к какой-то системе организации есть благо. А вот когда клетка отрицает организацию как таковую, то это уже онкологический случай. К этому варианту относятся все виды социального анархизма.

А теперь давайте посмотрим с точки зрения развитых выше представлений на социальное устройство современного мира.

Внимательно приглядевшись, мы вдруг с удивлением обнаруживаем, что многие сильные государственные идеи, которые, казалось бы, давно умерли вместе с породившими их государствами, через столетия или даже тысячелетия вдруг всплывают в других социумах, охватывая собой огромные территории и людские массы.

Одной из таких идей является римская государственность. Многие ли в настоящее время понимают, что США и Великобритания являются прямыми наследниками Рима? Даже неискушенному наблюдателю становится очевидным, что, например, география самых активных европейских участников северно-атлантического союза (НАТО) с высокой точностью совпадает с территорией Римской империи в период ее расцвета. Ведь римские легионеры в свое время добрались до северной Европы, до Балтийского моря! Хотя европейские сторонники свободы и независимости еще тогда отчаянно боролись с Римом (например, галлы), но делали это далеко не всегда успешно.

США, конечно же, в идейном смысле есть порождение Великобритании. И с точки зрения идеологии государственного устройства и управления эти страны должны рассматриваться если не как одно целое, то как естественные союзники. А ведь Лондон, как мы знаем, был основан римлянами и являлся колонией Рима. И поэтому, кстати говоря, Англия до сих пор не может решить своих проблем с Ирландией и Шотландией, населенных потомками коренных жителей этих мест. Ведь речь идет о конфликте цивилизаций, культур, мироощущений. И поскольку в основе разделения лежит насилие, осуществленное в прошлом, кровоточащие раны срастаются очень медленно – такие проблемы решаются тысячелетиями.

Римская идея, которая настолько пропитала жизнь современного западного общества, что стала уже как бы незаметной, состоит в том, что все стороны жизни общества вроде бы регулируются правом, законом. Однако для сильных мира сего этот закон трактуется одним образом, а для слабых – другим (это также часть древнеримской идеи). Так что двойные стандарты возникли не сегодня и даже не вчера.

А что у нас есть кроме римской идеи? Многим может показаться некорректной или даже кощунственной мысль о том, что Российское государство в течение последних трехсот лет является практически воплощенной мечтой Чингисхана! В начале второго тысячелетия Чингисхан, не знавший ни одного военного поражения, создал великое государство, которое простиралось от Тихого океана до западной Европы. В него, правда, не вошли территории русского севера и Белоруссии. На таком фоне даже победы Александра Македонского кажутся мелкими и незначительными. Однако наследники Чингисхана не удержали такой ноши, и огромная империя вскоре рассыпалась.

Это государство также жило по законам – установленным самим Чингисханом. Практически за все прегрешения назначалась смертная казнь. И пока этот закон не знал исключений даже для высших вельмож, империя росла и побеждала. Она, фактически, была основана на личной харизме Чингисхана, которую, как говорили, он получил от самого Хана Тенгри – Властителя Неба.

Мы не должны осуждать жестокость этих законов – ведь они были установлены на фоне чудовищной первобытной жестокости, процветавшей в то время на территории монгольских степей. Потенциальная жестокость законов Чингисхана останавливала и прекращала реальную жестокость жизни того времени, когда грабежи и насилия приобрели невиданный размах. Один из его законов гласит, что смерть назначается тому, кто поднял руку на женщину с ребенком. А другой требовал смерти тому, кто не дал приюта страннику. И ведь не назовешь эти законы плохими?

Надо сказать, что Чингисхан осуществлял направленный подбор людей, которые были способны пренебречь личными интересами во имя своего долга перед империей, за которой стояла воля самого Властителя Неба. Из таких людей он и строил свою администрацию. Чингисхан не любил города и разрушал их, потому что видел, как собственность сковывает человеческую свободу и делает людей рабами. Так что те, кто мог перешагнуть через ограничения своей личности и умел целиком слить себя с интересами великой империи, чувствовали себя в системе Чингисхана вполне комфортно и безопасно. Более того, они приобретали в свое распоряжение огромные силы, которые могли использовать разумно и творчески.

Что же принесло славянам татаро-монгольское нашествие? С точки зрения человеческой – огромное горе и лишения. С точки зрения государственной – традиционная славянская раздробленность и свободолюбие были побеждены и вытеснены ханской властью. Так был дан импульс возникновению российского самодержавия. Татаро-монголы принесли с собой и укоренили в России идею сильной, неограниченной центральной власти. Можно сказать, что при Иване Грозном ханская ставка переехала в Москву и закрепилась здесь до настоящего времени. Эту государственную идею в меру своих сил последовательно развивали русские цари, но свою кульминацию она получила при Сталине. При нем Организация Варшавского договора продвинулась на Запад даже дальше, чем прошли войска Чингисхана.

Известно, что в древности славяне всегда были очень свободолюбивы и не допускали у себя рабства. Князья не принимали над собой чьей-либо власти, да и по отношению к своему народу они были равными среди равных. Отсюда, из этой традиции вышли и свободные города средневековой Европы. Вас не удивляет странное совпадение названий государственных образований: Пруссия, Боруссия, Белоруссия? На севере Германии, к разочарованию многих местных археологов, все раскопки раз от разу вскрывают славянские корни этих мест. Так что славянское свободолюбие постепенно мигрировало на запад, и там закрепилось.

Но это свободолюбие не могло противостоять деспотизму в прямом столкновении и всегда проигрывало, когда начиналась война. В конце концов, свободные города Европы канули в лету, и везде утвердились вполне деспотические монархии. А ранее та же судьба настигла и вольные независимые города этрусков и пелласгов.

Итак, на территории современного мира мы видим взаимодействие и столкновение трех государственных идей: изначального восточного деспотизма, деспотизма, замаскированного и спрятанного за покровами «демократии» (римская идея), и собственно демократии, продолжения древнеславянского духа (увы, давно утраченного и позабытого нами). Эти силы соответственно представлены (но не ограничены) Россией и Китаем, США и Англией, Западной Европой. Поэтому те, кто надеется с помощью тех или иных интриг или ухищрений сначала приструнить, а потом завоевать, например, Россию, делают большую ошибку, не замечая метаисторических титанов, стоящих за конкретными государствами. Метаисторический взгляд на мировое устройство был в свое время развит Даниилом Андреевым. Можно также вспомнить Оруэлла и его знаменитый роман, в котором территория мира была поделена между тремя сверх-государствами.

И если для западного европейца естественно самоопределяться и соответственно голосовать, то для многих азиатских народов естественно поступать так, как им скажет старший в роду. Даже если дать им возможность полного свободного волеизъявления, результаты голосования все равно будут практически единогласными. Это вовсе не свидетельствует о подтасовке – просто там действует иной социальный механизм.

Точно так же в человеческом организме все три системы организации, три «моды» организованного существования представлены одновременно. Среди нейронов головного мозга царит демократия, органы и системы связаны иерархическим соподчинением при наличии автономности, а мышцы и кости находятся под деспотическим влиянием нервной системы.

 

И нельзя сказать, которая из этих систем лучше или хуже! Все они нужны для того, чтобы тело человека было наполнено жизнью. Так манифестирует себя Живоначальная Троица в своих проявлениях: Сознание, Структура, Энергия.

 

 

*** Нация как ветвь древа жизни

 

Есть универсальный, архетипический образ жизни и развития: Древо Жизни. Многочисленные корни собирают энергию с огромного пространства и канализируют ее сначала в немногочисленных толстых корнях, а затем эта энергия объединяется в стволе дерева. Ствол – это единая физическая основа, тело живого существа. Получив в свое распоряжение природную силу, это существо распределяет ее по многочисленным ветвям – направлениям своей жизненной активности. И уже они приносят плоды – листья, цветы и семена.

Человек также является Древом Жизни. Нервная система человека является корнями, которые прорастают в почве его тела, которая неотделима от питательной среды окружения. Личность является стволом, из которого вырастают ветви чувств и умственных устремлений. А цветками являются высшие состояния человеческой души: мир, покой, радостность, равная любовь ко всему живому, творчество и созидательность, переживание Единства Бытия.

Говоря о развитии государства, мы обнаруживаем, что в этом случае корнями являются многочисленные этносы, малые народы, которые питают собой кажущееся (при взгляде издали) полностью однородным объемлющее государство. Это единое государство в нашей картине является стволом. Ветви – это направления социальной и хозяйственной деятельности, листья – это достижения культуры.

Не каждое дерево способно расцвести. И Древо Нации совершает свои попытки, хотя и без гарантии на успех. Но если ему это удается, то его цветы – это проявления высочайшей духовности, которые устанавливают связь со всем пространством Жизни, благоухая прекрасными ароматами и притягивая к себе своей красотой. Тогда откуда-то появляются пчелы, которые опыляют эти цветы и позволяют дереву размножить себя, утвердить в Вечности с помощью многочисленных семян, которые рассыпаются вокруг.

Чем больше этносов вобрало в себя государство, тем оно сильнее. Каждая малая национальная культура – это вытекающий из недр Природы источник силы общества. Стоит внимательно приглядеться к золотым медалистам олимпиад, чтобы убедиться: самые физически сильные люди приходят в столицу с дальних окраин – потому что там люди в гораздо большей степени связаны с Природой и поэтому они сильнее. А их национальная культура – это способ, механизм осуществления этой связи. Москвичи в значительной степени утратили навыки общения с живой природой. Выезды на берег реки с шашлыком, водкой и музыкой в стиле рэп только оскорбляют Природу и еще более отдаляют ее от нас.

Чем больше разнообразных, кажущихся противоречивыми факторов мы сможем объединить в своем сообществе – тем выше наша заслуга перед Жизнью, и соответственно мощнее обретаемая в результате этого сила. Способность объединять в себе все разнородное и конфликтное требует огромной воли, выдержки и таланта. Одной силой и подавлением тут не обойдешься. Надо уметь слышать и соединять интересы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.