Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретическое обоснование.





 

Взаимодействие нужно понимать как не­прерывный взаимный обмен в системе "от­дельная личность — окружающая среда", при котором каждая из сторон постоянно из­меняет форму, показатели или как-то влияет на другую сторону. Этим взаимодействие от­личается от более привычного действия — формы линейной причинной связи, при кото­рой одно существо воздействует на одно или несколько других в заданный промежуток времени, не меняясь само в этом процессе. Несмотря на то что линейная причинно-след­ственная связь может объяснить простые си­туации, она малопригодна по сравнению со взаимной причинно-следственной связью при описании сложных ситуаций, подобных тем, что наиболее часто встречаются в соци­альной работе.

При применении взаимной причинной связи потребности и проблемы людей рас­сматриваются как результат обмена "люди — окружающая среда", а не как нечто, вызван­ное лишь одним человеком или только окру­жающей средой. (Имеется, однако, и важное исключение — определенные проблемы мо­гут быть вызваны только экологическими или только социальными процессами и влиять при этом на часть населения или на все насе­ление.) Насколько важна личность, настоль­ко же важна и окружающая среда, настолько же важен и их взаимообмен.



Биологическая, познавательная, эмоцио­нальная и социальная адаптация является ак­тивным усилием, направленным либо на до­стижение личностных перемен с целью приведения личности в соответствие с требо­ваниями окружающей среды и получения возможных преимуществ, либо на изменение воздействия окружающей среды, чтобы со­циальное и физическое окружение больше соответствовали потребностям, правам и це­лям людей (явным исключением является ре­шение остаться пассивным для защиты или выживания в экстремальной ситуации).

В концепции жизненного стресса рас­сматривается либо положительное, либо отрицательное соотношение "человек — ок­ружающая среда". Это соотношение положи­тельно в случае, когда экологический процесс или событие воспринимаются как вызов и, таким образом, связываются с положитель­ными чувствами, благоприятным уровнем самооценки. Соотношение отрицательно в слу­чае, когда существующие или осознаваемые требования окружающей среды, угрозы, по­тери и конфликты (или риск их появления в будущем) превышают имеющиеся или осоз­наваемые возможности противостоять им. Этот тип жизненного стресса связывается с чувством опасности и вызывает такие нега­тивные эмоции, как чувство беспокойства, вины, ярости, беспомощности, отчаяния, а также занижение самооценки.



Концепция противостояния относится к социальной адаптации, вызванной внутрен­ним стрессом. Две основные и независимые функции противостояния — решение про­блем и управление отрицательными эмоция­ми. Каждая из них требует как личностных, так и экологических ресурсов, в связи с чем противостояние частично отражает соотно­шение "человек — окружающая среда". Если усилия по противостоянию успешны, то мож­но избежать воздействия, вызвавшего стресс, или справиться с его последствиями. Однако, если активность противостояния (познава­тельного, поведенческого или защитного) не­достаточна и сильный стресс сохраняется или нарастает, это может привести к физическим нарушениям, эмоциональному расстройству или нарушению общественных функций. Это, в свою очередь, может вызвать дальней­ший стресс по нисходящей спирали, причем от него будет трудно избавиться.

Две дополнительные экологические кон­цепции полезны для работы в сообществах. Это концепции ниши и ареала. Для выжива­ния, роста и воспроизведения рода все орга­низмы должны занимать соответствующую экологическую нишу — как видовую, так и индивидуальную. Определение ниши, благо­приятной для человека, различно в разных сообществах и в различные исторические эпохи. Мы точно не знаем, какие элементе ниши определяют появление способностей человека.



Однако в городских и сельских сообществах, различающихся по национальности, цвету, этническому происхождению, возрасту, сексуальной ориентации, трудоспособности, уровню бедности и прочим личным и культурным характеристикам, миллионы людей вынуждены занимать ниши, не соответствующие их потребностям.

В экологии ареал определяется как участок обитания организма. Для людей ареалом являются определенные физические и социальные условия, взятые в культурологическом контексте. Физические условия, такие, как жилище, здания, деревни и города, должны поддерживать социальные условия для семейной, общественной, рабочей, религиозной жизни, соответствующие возрасту, происхождению, культуре. Ареалы, не поддерживающие здоровье и социальную деятельность отдельных людей и систем, способствуют возникновению чувства изоляции, дезориентации и отчаяния. Такие эмоции могут затем оказывать влияние на основные функции семейной жизни и жизни сообщества.

Многие бедные сельские и городские сообщества различной этнической принадлежности, не имеют атрибутов ареала, поддерживающих благосостояние человека.

Помимо этих концепций при экологическом подходе внимание обращается на различные объекты (причем с учетом уровней биологического, эмоционального, познавательного и социального развития и активности индивида) и на динамические процессы, протекающие в парах, семьях, группах, соседствах и организациях. Однако развитие и активность отдельных личностей и коллективов всегда рассматриваются как результаты взаимодействия в контексте культурного и экологического разнообразия и для разлиных генетических потенциалов, которые в благоприятной окружающей среде высвобождаются, а в неблагоприятной — подавляются. При экологическом подходе особое внимание уделяется четырем дополнительным концепциям — родственности, навыка, самосовершенствования и самоуважения, понимание взаимодействия которых также помогает профессионалу сфокусировать внимание на личности, окружающей среде и их взаимовлиянии.

Понятие родственности, основанное на теории связи, отличается от понятия связей объекта, выведенного из теории стимула. Широкие исследования показывают роль поддерживающих систем, в которые входят родственники, друзья, соседи, коллеги по работеи домашние животные, в защите людей от болезненных жизненных стрессов. Наличиенеформальной поддержки является основным внешнимисточникомпротивостояния стрессу. Люди, сталкивающиеся со стрессовыми ситуациями, но имеющие систему социальной поддержки, получают меньшие физические, эмоциональные и социальные нарушения, чем люди, не имеющие систем поддержки.

Родственность учитывает также роль социальной и эмоциональной изоляции, отношение человека к природе в эволюционном смысле единства природы и человека.

Родственность зависима от навыков, самосовершенствования и самоуважения. Навык—это знание, приобретение которого начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Когда младенцы достигают повторяющегося успеха, заставляя тех, кто за ними ухаживает, быстро и без ошибок реагировать на подаваемые младенцем сигналы о своих потребностях, начинается развитие чувства эффективности своих действий, т. е. понимание того, что они влияют на окружающую среду. Накопление этого опыта приводит к появлению навыка. Для последующего развития социальная и физическая окружающая среда должна обеспечивать появление разнообразных стимулов и возможностей для обучения и поддержания опыта и для самосовершенствования, соответствующих возрасту, и это должно сопровождать человека на всем протяжении жизни—от младенчества до старости. Профессиональные знания и опыт в этой области пока ограниченны, но уже учитываются в некоторых программах «мать — младенец» и некоторыми службами помощи для асоциальных групп, престарелых и т. п.

Родственность и навык влияют на развитие самосовершенствования. Это понятие сходно с тем, что в классической психологии определяется как относительная независимость человека от внешних и внутренних потребностей и воздействий. Такая автономность достигается и поддерживается за счет активных усилий человека, старающегося укрепиться с внешними и внутренними потребностями, оставаясь в то же время связан­ным с ними. Самосовершенствование учитывает такие показатели, как духовная и физическая сила, положение в социальной структуре и среде взаимодействующих социальных сил, которые влияют на возможность выбора при воздействии на окружающую среду.

Два более практических понятия, связан­ные с экологической концепцией, помогают прояснить составляющие самосовершенство­вания. Это понятие подавления (отказа от со­противления силам доминирующих групп), основанное на показателях возраста, проис­хождения, сексуальной ориентации, расы и народности, религии, социального положе­ния, на наличии физических недостатков или умственной отсталости, и деструктивных факторов, которое подразумевает такие явления, как бедность, безработица, гонка ядер­ных вооружений, неадекватные системы распределения жилья, здравоохранения, об­разования и распределение благ и, кроме то­го, технологическое загрязнение воздуха, во­ды, пищи; наличие токсичных веществ на рабочих местах, в школах и жилищах; появ­ление опасных отходов. Эти источники стрес­са побуждают профессионала участвовать в изменении общественной политики, ценно­стей и ориентиров.

При экологическом подходе рассматри­вается также сложная и динамичная природа окружающей среды. Окружающая среда включает в себя социальные и физические условия, взаимодействующие друг с другом, изменяющие и формирующие друг друга во времени.

Термин "социальные условия" относится к окружению человека или к остальным лю­дям, находящимся в жизненном пространстве человека или сообщества. Социальное окру­жение включает в себя также более крупные общественные структуры — экономические, законодательные и политические, системы здравоохранения, образовательные, жилищ­ные, юридические, исправительные систе­мы, политику, проводимую на местном, сред­нем и высшем уровне; системы занятости и рабочих мест; религиозные структуры и т. д.

Физическое окружение — это географи­ческое расположение (различия между горо­дом и деревней, местность и климат), флора и фауна, вид местности и расположение объ­ектов на ней, распорядок дня, так как все это отражает черты личности, особенности куль­туры и социальных структур. Оно может включать такие продукты деятельности чело­века, как средства коммуникации, компью­теры и роботы, их влияние на здоровых и больных людей; биомеханические техноло­гии, вызывающие новые этические дилеммы и моральные конфликты; транспортные сис­темы, которые могут быть в наличии, отсут­ствовать или быть недоступными; архитектурные и жилищные объекты, создающие те или иные условия для взаимоотношений лю­дей. Эти физические показатели часто явля­ются: 1) источниками жизненного стресса (например, социогеографическая изоляция, технологическая или структурная безработи­ца, отсутствие жилья); 2) объектами перемен (например, изменение временного или про­странственного уклада жизни в семье или на производстве); 3) инструментами помощи (например, домашние растения и животные, средства массовой информации и использо­вание их для просвещения общества). К тому же место рождения нередко является факто­ром самоидентификации, и привязанность к "родному дому" может послужить смягчению чувства потерянности.

Таким образом, экологический подход, основанный на идеях взаимодействия, пред­полагает, что нельзя воспринимать людей и окружающую среду без учета их взаимосвя­зи.

 

Области применения.

 

На практике экологический подход мо­жет быть применен в таких областях, как ра­бота с детьми, здравоохранение, психические расстройства, старение, социальная работа по трудоустройству, социальная работа в школах, работа с безнадежно больными, пре­ступность и правонарушения среди молоде­жи, системы социальной поддержки, пробле­мы групп и др. Исследования, связанные с экологической ориентацией, в основном изу­чали не ее эффективность, а отношения "лич­ность — окружающая среда" и неформаль­ные системы поддержки, состоящие из родственников, друзей и соседей.

Важно отметить, что в работе под редак­цией К. Мейера (1983) описан и экосистемный подход, основывающийся на понятиях теории общих систем, который применим в любой практической области клинической социальной работы. Кроме того, благодаря экологическому подходу появилось три но­вых практических метода: метод семейного центра, метод навыка и метод жизненной мо­дели. Их общей отличительной чертой явля­ется стремление оперировать экологически­ми понятиями, описанными в данной работе. Однако, как и следовало ожидать, между ни­ми есть определенные различия. Например, при социальной работе по методу семейного центра экологический подход применяется для работы в семьях; при работе по методу навыка основное внимание уделяется выра­ботке взаимодействия человека с окружающей средой; а при применении метода жизненной модели экологический подход используется, чтобы соединить социальную политику с отдельными лицами и сообществами. Многие социальные работники способствовали совершенствованию метода жизненной модели, который будет описан в следующим разделе.

 

Оценка и вмешательство.

 

Метод жизненной модели использует практические принципы, основанные скорее на широких жизненных процессах, чем на индивидуально-отклоняющихся процессах протекающих в случаях болезней и других нарушений. Само понятие впервые были использовано Б. Бандлером (1963), психоаналитиком из Бостона, при обсуждении патронажной работы. Он предположил, что системой ориентиров в такой работе должна стать "сама жизнь, естественные процессы роста, развития и увядания, методы pазрешения проблем и удовлетворения нужд". Он также отметил, что, хотя конструктивное начало в людях иногда может ослабляться препятствиями и трудностями, оно тем не менее сильнее деструктивных тенденций. Поэтому задача практической деятельности — помочь устранить препятствия и мобилизовать, поддержать конструктивный потенциал, присущий человеку. Идеи Б. Бандлера дали возможность разработать практический метод, использующий категории экологического подхода. Это позволяет, во-первых, применить положение К. Левина (1964) о жизненном пространстве (его "психологическая среда", "вторгающаяся среда" и более обширная внешняя среда, или «чуждая оболоча») на практике, определив область внимания социального работника, и, во-вторых, разделить жизненное пространство на три независимые сферы — жизненные переходы, межличностные процессы и свойства окружающей среды.

Жизненные переходы определяют стадии развития, такие, как созревание и старение; изменение статуса и роли — желаемые, принудительные или неблагоприятные; потери или иные кризисные события, с которыми сталкиваются отдельные личности и сообщства. Межличностные процессы включают взаимоотношения и общение в парах, семьях, группах, социальных системах, cooбществах или соседствах, а также в организациях. К свойствам среды относятся аспекты социальных и физических характеристик—их формальные и неформальные возможности и недостатки, оказывающие влияние на отдельных людей и на сообщества.

Эти три сферы представляют собой важные объекты внимания для социальных программ и служб, направленных на улучшение здоровья и благосостояния всего заинтересо­ванного населения. Они также являются гарантами предотвращения потенциально негативных последствий для отдельных лиц и групп в ситуациях, связанных с риском. Хотя некоторые лица и сообщества в тех же самых сфеpax могут сталкиваться и с болезненными, разрушительными проблемами. Это происходит на стыке объективной логики развития самой сферы и субъективного восприятия ее со стороны человека или группы. Вторым после «­жизненного пространства» практическим понятием, введенным для метода жизненной модели, было понятие "жизненные проблемы", определяющее человеческие за­труднения, связанные со стрессом. Такие жизненные стрессы могут возникнуть в сфере окружающей среды — например, на рабочем месте (что может влиять на развитие и психологическое здоровье человека). Если стрессам не противостоять, то они могут распространиться и на другие сферы — сферу межличностных семейных процессов (приводя к агрессивным конфликтам) или сферу жизненных переходов (создавая проблемы развития школьников в семье). Жизненный стресс мо­жет также возникнуть в сфере жизненных переходов или в межличностной, а затем распространиться на остальные сферы. Например, трудности в развитии, ролевые задачи или семейные проблемы могут повлиять на эффективность работы, создавая дополнительный стресс на рабочем месте.

Аналогично стресс может действовать во всех трех сферах жизненного пространства сообщества. Например, отсутствие необходи­мые служб (торговых заведений, банковских и медицинских учреждений и т. п.), доступных после работы, может создавать стресс на рабочем месте. Перемены в сообществе, когда одни уезжают, оставляя лиц старшего возраста, и другие приезжают, могут привести к конфликтам в межгрупповом общении и взаимоотношениях и к последующему стрессу в семьях и среди пожилых. Стесненные жилищные условия могут вызвать проблему в связи с растущими потребностями подрастающих детей и т. д.

Примечательно, что большинство обращающихся в социальные службы испытывают стрессовые нагрузки, превосходящие их личные или внешние возможности противостояния. Даже те, кому предлагается помощь, обычно считают, что они находятся в опасной ситуации, что им грозят стрессовые нагрузки, нарушения или утраты.

При оценке ситуации необходимо уста­новить источник стресса, определить сферу жизненного пространства или сферы, где этот источник находится. Если окружению уделе­но недостаточно внимания, то стресс, созда­ваемый, например, работой, может быть не­правильно отнесен к проблемам в семейных отношениях.

На основе оценки ситуации предприни­маются действия (вмешательство) для улучшения взаимоотношений "человек—ок­ружающая среда". Вмешательство направле­но на мобилизацию и улучшение личных и внешних возможностей, необходимых для противостояния стрессу, чтобы обеспечить поддержку, повысить самооценку и помочь в управлении и регулировании отрицательны­ми эмоциями, которые вызывает стресс, а также — при согласии клиента — на исполь­зование формальных и неформальных сис­тем помощи.

Отличительной чертой концепции жиз­ненной модели является ее упор на интегри­рованный практический подход при социаль­ной работе с отдельными личностями и сообществами. При этом признается, что раз­витие, динамические процессы и функцио­нирование отдельных личностей отличаются от тех же процессов в сообществах и что зна­ние процессов обоих типов является частью постоянной профессиональной подготовки социального работника. Необходимо отме­тить, что межличностные, эмфатические, на­блюдательные, оценочные навыки, умение разрешать проблемы, способность к общению и прочие навыки одинаковы, независимо от того, рассматриваются люди как отдельные личности или как члены сообщества. Эти на­выки присущи и социальному работнику и играют важную роль в выполнении им своих функций, ролей и задач, а применяемые на практике методы отражают его индивидуаль­ность, стиль и творческие способности. При применении метода жизненной модели ис­пользуются те же профессиональные ориен­тиры и этические категории, что и во всех практических методах.

Практические принципы и навыки оцен­ки и вмешательства легко применимы в рабо­те с семьями и группами, а также в работе с соседскими и другими сообществами при на­лаживании: 1) взаимосвязи членов сообще­ства, включая социальные службы и системы взаимопомощи; 2) умения сообщества учи­тывать потребности и интересы его членов; 3) самосовершенствования сообщества при развитии и использовании ресурсов, имею­щихся в сообществе или получаемых им из­вне; 4) чувства общности и уважения в сооб­ществе. Экологические концепции ниши и ареала полезны для мобилизации членов со­общества на действия, направленные на из­менение физических и социальных характе­ристик в сообществе или соседской среде.

Для организаций и общественных групп были разработаны практические принципы и навыки, направленные на выполнение таких задач, как: 1) внутренняя защита для усиле­ния, где это необходимо, ответственности агентства и внешняя защита для помощи кли­ентам в получении необходимых ресурсов от других организаций; 2) юридическая защита для повышения восприимчивости социаль­ной политики к человеческим потребностям, улучшения качества и равномерности рас­пределения социальных ресурсов, повыше­ния степени их доступности.

Метод жизненной модели применяется для надзора, оценки, позитивных мер или противодействия в сферах здравоохранения, работы с детьми, работы с бездомными жен­щинами, пожилыми и при использовании естественных помощников в социальной ра­боте. Жизненная модель применяется, когда стоит широкая задача изменения ситуации. Метод навыков используется некоторыми со­циальными работниками для практических целей в работе с различными группами насе­ления.

Методы жизненной модели, семейного центра и навыков изучены еще недостаточно. Необходимы исследования эффективности этих методов при работе с разными группами населения, испытывающими воздействие различных источников стресса.

Экологический походд представляет со­бой развивающуюся систему идей и открыт для новых идей, теорий и знаний, которые продолжают раскрывать элементы взаимо­действия системы "человек — окружающая среда". По-видимому, продолжающееся внедрение новых теорий и знаний тоже вне­сет коррективы и дополнения в практику на основе метода жизненной модели.

 

Кэрол Джермэн,

Алекс Гиттерман.

См. также: Практика социальной работы: обзор основных направлений; Практика социальной работы: тенденции и проблемы.

 

Bandler 5.(1963). The Concept of I i< Supportive Psychotherapy. In: H. J l'ui«<R. R. Miller (Eds.). Ego-Oriented Сам-*иЯ (p. 27—44). N. Y.: Family Service Associating America. • Council on Social Work Edu (1983). Curriculum Policy for the M« Degree & Baccalaureate Degree Progr; Social Work Education (1982). N. Y.: Aullu*, Gordon W. E. (1969). Basic Constructs fn Integrative and Generative Conception of Sn Work. In: G. Hearn (Ed.). The General Sv*M Approach: Contributions Toward an Hold Conception of Sociai Work (p. 5—11). Council on Social Work Education. • Iswin\ (1964). Field Theory in Social Science. ■"" Harper & Row. • Meyer С. Н. (Ed.) (I4»| Clinical Social Work in the Eco-SyuM Perpective. N. Y.: Columbia University Ги-.ч», National Association of Social Workers (147f Conceptual Frameworks I [Special issurj « Social Work, 22(4). • National Association! Social Workers (1981). Conceptual Framowo II" [Special issue].— Social Work, 26(1), National Association of Social Workers (14Hi NASW Standards for the Practice of Cllnl) Social Work. Silver Spring, Md.: Author.

 

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА. См. Измерения в социальной работе; Исследования в социальной работе; Практика социальной работы: эффективность; Социальный диагноз.

 

ЭТИКА. См. Социальные проблемы: теории и определения; Ценности и этика; Этические проблемы в социальных исследованиях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.