|
Будущее этики социальной работы.
Социальные работники с момента появления этой профессии всегда обсуждали ценности и этику своей работы. Социальная работа имеет длительную историю борьбы за социальную справедливость и благородной честной работы во имя помощи нуждающимся людям. Многие из этических факторов, касающихсясовременныхпроблемэтойпрофессии, были предметом пристального внимания в течение десятилетий, другие фикторы возникли в недавнее время. Изменения в профессии в будущем, без сомнения, вызовут новые этические проблемы и вопросы.
Не существует способа узнать со всей определенностью, какие факторы встретятся в будущем. Однако некоторые тенденции можно прогнозировать. Во-первых, социальным работникам важно уделять пристальное внимание этическим проблемам, связанным с технологическим развитием. Например, развитие компьютерной технологии продолжает ставить трудные вопросы относительно частного характера и конфиденциальности сообщений. С развитием медицинской технологии встают вопросы заботы о здоровье, права жить и права умереть. Развитие промышленной технологии оказывает влияние на занятость и таким образом поднимает этические вопросы о праве на работу и праве на получение общественной помощи. В связи с этим многие учреждения социальной работы создают комитеты по этике, чтобы дать необходимые знания и советы практическим работникам, которые встречают трудные этические дилеммы.
Вторая тенденция относится к сдвигу в занятости самих социальных работников. Например, можно отметить, что в течение последнего десятилетия все большее число социальных работников посвящают себя психологической сфере, причем многие в порядке частной практики. В то же время число социальных работников в учреждениях общественной помощи уменьшилось. Такие сдвиги ставят важные вопросы о назначении социальной работы и ее ценностях. До какой степени общественная помощь бедным должна быть в центре социальной работы? Какая часть профессиональных ресурсов должна быть отдана клиническим проблемам в противоположность проблемам организации общества или защите наиболее уязвимых слоев? Сколько внимания должно уделяться людям с недостаточными финансовыми средствами в противоположность людям с достаточными ресурсами или обеспеченными страховкой для уплаты за услуги?
Кроме того, когда в социальной работе создаются новые сферы деятельности, возникают новые этические вопросы и проблемы ценностей. Например, когда усилилась социальная работа в промышленности и возросла вовлеченность социальных работников в программы помощи занятости, усилились и проблемы конфиденциальности, частных сообщений и противоречий между лояльностью практических работников по отношению к клиентам и работодателям. Вследствие существенного увеличения специализированной частной практики социальных работников, по-видимому, появятся вопросы относительно этики рекламирования, некорректной практики, несовпадения размеров гонорара и компетенции.
И, наконец, продолжается вечное противостояние между общественным и частным секторами в их деятельности по созданию социального благополучия. Степень ответственности за социальное благополучие, которую общественный сектор принимал на себя, в разное время увеличивалась и уменьшалась. В ЗО-е и 60-е годы существовала значительная поддержка широкомасштабного правительственного вмешательства в обеспечение помощи бедным, немощным и другим нуждающимся. В другое время официальные лица на федеральном уровне и в штатах и гражданское общество значительно меньше поддерживали общественные гарантии социальному благополучию. В начале 80-х годов, например, ответственность за социальное обеспечение перешла в основном к частному сектору, включая частные учреждения социального обеспечения, благотворительные организации, религиозные группы и другие добровольческие ассоциации. Положительной стороной этого процесса были широкие дебаты о новых возможностях социальной работы.
Будущее социальной работы не может быть предсказано с очень большой точностью, но определенно, что ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии. Хотя некоторые из этих проблем изменятся в соответствии с новыми тенденциями и развитием, фундаментальные проблемы ценностей и этики в социальной работе (такие, как долг практических работников помогать тем, кто в этом нуждается, и границы профессиональных обязательств) сохранятся. Для социальных работников всегда будет важно исследовать эти проблемы, так как в конечном счете их решение закладывает основы этой профессии.
Фредерик Г. Ример.
См. также: Этические проблемы в социальных исследованиях.
• Callahan D., Bok S. (Eds.) (1980). Ethics Teaching in Higher Education. N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Culver C. M., Gert B. (1982). Philosophy in Medicine: Conceptual and Ethical Issues in Medicine and Psychiatry. N. Y.: Oxford University Press. • Levy С S. (1976). Social Work Ethics. N. Y.: Human Sciences Press. • ReamerF. G. (1982). Ethical Dilemmas in Social Service. N. Y.: Columbia University Press.
ЦЕРКОВНЫЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.
Отношение религии и ее институтов к быту и здоровью важно для понимания социальной работы в США. Сегодня во многих социальных структурах церковь, по-разному и в разной мере, воздействует на цели, статьи дохода, программы и характеристики социальной работы.
Историческое развитие.
Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных — им следует воздать то, чего они лишены, и к состраданию к ним—сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Добродетели милосердия в то время были связаны с необходимостью выживания. Первые иудеи и христиане были членами слабых, гонимых, доведенных до нищеты сект. Взаимопомощь была существенным компонентом в их борьбе за существование. Хотя иудео-христианское понятие милосердия носит универсальный и трансцендентный характер, распространяется на человеческие отношения в целом как свидетельство преданности Богу, акты милосердия со стороны иудео-христианских сект в историческом плане часто выражались в помощи верующим. Независимо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем в иудейской и христианской религии.
Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа — на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма, основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудео-христианские заповеди. Если говорить более конкретно, большинство современных форм социальной работы имеет в основном религиозное начало: в церковной программе, во вдохновленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства и мирян, которые следуют зову своей совести.
Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных был священник униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона были предприняты в начале ХIX в. по его же собственным проектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение, в свою очередь, способствовало появлению Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи.
В XIX в. еще один священник — Чарлз Лоринг Брейс — создал первую широкомасштабную программу по определению детей на воспитание, в рамках которой беспризорных детей из городов, расположенных в восточной части страны, отдавали на воспитание в семьи, живущие на Западе. Христианский союз молодых людей —движение, отвечающее социальным и духовным потребностям молодых иммигрантов в больших городах, — был выражением евангелического протестантизма XIX в. Сходными движениями были создание миссионерских организаций в городах с независимыми протестантскими группами, такими, как Армия спасения, и организация программ помощи со стороны протестантских церквей.
Среди первых приютов для несовершеннолетних детей и престарелых были заведения, основанные римско-католическими орденами. Начало таким формам помощи было положено открытием приюта для сирот в I727 г. в Новом Орлеане по инициативе сестер—урсулинок. Эти первые католические учреждения перенесли на американскую почву созданные в Европе институциональные структуры, существовавшие за счет католических сестринских общин. Европейские сестринские общины и дальше продолжали служить источником развития специализированных институтов стационарного типа в США, включая новые структуры, обеспечивающие защиту девочек.
Если принять во внимание эти исторические факты и учесть при этом, что значительный объем мероприятий по линии государственных и внеконфессиональных структур социального обеспечения за последнее столетие проводился людьми, действующими по религиозным мотивам, необходимо согласиться с выводом Ф. Эрнста Джонсона (1941) о том, что христианская церковь является "матерью социальной работы". В значительной степени последующее развитие добровольческого сектора в системе социального обеспечения США можно проследить по двум основным направлениям: 1) сохранение или (в некоторых областях) развитие религиозных форм организации и 2) освобождение от церковного влияния (секуляризация) организации и программ, созданных под покровительством священнослужителей или стимулированных религиозными мотивами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|