Сделай Сам Свою Работу на 5

В 3 периоде обучения, когда осуществляется закрепление всех поставленных звуков, часть логопедических занятий отводится на обучение детей пересказу и составлению рассказа по картине или серии картин.





Задачи воспитания

Наряду с коррекционными задачами программа воспитания детей в специальных группах предусматривает физическое развитие, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности — в играх, посильном труде, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремиться сделать счастливым каждого ребенка.

Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. Благодаря этому условию успешно формируются социальные чувства, коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей.

Воспитатель и логопед последовательно осуществляют работу по всем разделам, предусмотренным программой воспитания детского сада общего типа. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов типовой программы детского сада. Они должны утверждаться решением педсовета в начале учебного года на основании всестороннего изучения детей.



Все изменения и некоторые перестановки внутри тем целесообразно осуществлять в течение 2-го полугодия с тем, чтобы к концу учебного года обеспечить усвоение программы в полном объеме.

Физическое воспитание в подготовительной группе предусматривает дальнейшее укрепление здоровья детей, содействует их правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствует функции организма, повышает его работоспособность. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости детей.

Важнейшими задачами для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости и силы) в соответствии с состоянием здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовкой детей, их индивидуальных особенностей.



Для успешного решения задач физического воспитания детей седьмого года жизни необходим хорошо налаженный систематический врачебно-педагогический контроль за физическим развитием дошкольников.

Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствования сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.

У детей формируются интеллектуальные умения и навыки: они учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях и делать обобщения, понимать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Задачи умственного воспитания детей не сводятся лишь к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения.

Нравственное воспитание предполагает воспитание начал гуманизма, любви к Родине, лучшим людям труда, защитникам Отечества; формирование коллективистских чувств и отношений, овладение способами сотрудничества, осознание себя членами коллектива; воспитание дисциплинированности, сдержанности, скромности, стремления к полезной деятельности, трудолюбия, бережного отношения к общественной собственности.



Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей способности воспринимать и чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни. Оно способствует обогащению их внутреннего мира, развивает у ребенка художественный вкус, музыкальный и поэтический слух.

В результате воспитательно-образовательной работы дети должны придти в школу физически здоровыми, уметь ответственно относиться к своим обязанностям, подчиняться требованиям взрослых, обладать достаточными знаниями об окружающем мире, уметь читать, писать, считать, пользоваться хорошо развитой и выразительной устной речью, быть способными к самостоятельной деятельности.

 

 

Примерный режим дня

  Подъем, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 — 8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.50
Подготовка к занятиям 8.50 — 9.00
1-е занятие (проводит логопед) 9.00 — 9.35
2-е занятие (проводит воспитатель) 9.45 — 10.20
Индивидуальные и групповое логопедические занятия 9.35 — 13.00
Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 — 12.45
Возвращение с прогулки 12.45 — 13.00
Подготовка к обеду, обед 13.00 — 13.25
Подготовка ко сну, дневной сон 13.25 — 15.00
Подъем, водные процедуры, игры детей, индивидуальные занятия по исправлению произношения (проводит воспитатель) 15.00 — 16.00
Подготовка к полднику, полдник 16.00 — 16.15
Фронтальные занятия (проводит воспитатель) 16.15 — 16.50
Подготовка к прогулке, прогулка 16.50 — 18.30
Подготовка к ужину, ужин 18.30 — 19.00
Спокойные игры, прогулка, гигиенические процедуры 19.00 — 20.45
Подготовка ко сну, ночной сон 20.45 — 07.30

 

Программа обучения на занятиях

Обучение на занятиях — основная форма коррекционной работы с шестилетними детьми.

Общая готовность детей к школе обеспечивается регулярностью проведения 17 фронтальных занятий каждую неделю, в течение 36 недель учебного цикла (сентябрь-май). 5 занятий проводит логопед. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи» на каждую группу утверждена должность логопеда.

В утренние часы ежедневно проводится по два фронтальных занятия с десятиминутными перерывами между ними: 1-е занятие с 9 часов до 9 часов 35 минут и 2-е — с 9 часов 45 минут до 10 часов 20 минут. В вечерние часы проводятся ежедневно (кроме субботы) одно занятие: с 16 часов 15 минут до 16 часов 50 минут.

Логопед ежедневно проводит одно фронтальное занятие (с 9 часов до 9 часов 35 минут). В летний период организуются только подгрупповые и индивидуальные занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся по системе, предусмотренной программой по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. Речевой материал фронтальных занятий всегда должен включать правильно произносимые звуки.

К фронтальным занятиям дети подготавливаются на подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся логопедом ежедневно с 9 часов 45 минут до 13 часов. Подгрупповые занятия являются основной формой логопедических занятий. В подгруппы объединяются 2-6 детей преимущественно с однородными нарушениями. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей с более или менее однородными дефектами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря, овладение грамматически правильной речью, анализом звукового состава речи, чтением и письмом, целесообразно перегруппировать с учетом всего объема речевой работы с каждым из них.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками речи (ринолалия, дизартрия и т.п.), кроме подгрупповых занятий, должны проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Занятия по развитию речи и закреплению произносительных навыков планируется совместно с логопедом.

Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует на нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия включены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или несколько детей на индивидуальную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп — исправить речь детей. Логопед, учитывая способности и индивидуальные особенности детей, заранее согласует с воспитателем, с какими детьми он будет проводить индивидуальную работу.

При оценке знаний детей применяются словесные и символические поощрения или тактичные указания на недостатки.

При проведении занятий логопед и воспитатель должны учитывать возрастные особенности детей и широко использовать разнообразные дидактические игры, игровые приемы, предметно-практические занятия, наглядные пособия и материалы.

Типовой учебный план

Виды занятий Количество занятий в неделю
1. ЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ  
Первый период обучения  
Произношение и развитие речи (фронтальные занятия)
Подгрупповые и индивидуальные занятия (СНОСКА: Первые две недели используются для обследования детей) ежедневно
Второй период обучения  
Фронтальные занятия  
- произношение и развитие речи
- обучение грамоте
Подгрупповые и индивидуальные занятия (СНОСКА: В июне проводятся только подгрупповые и индивидуальные занятия) ежедневно
2. ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (в течение года)  
Ознакомление с окружающим и развитие речи (одно занятие в неделю отводится на развитие монологической речи)
Развитие элементарных математических представлений
Письмо
Конструирование и аппликация
Рисование и лепка
Физкультура (СНОСКА: Дополнительно одно занятие по физкультуре проводится на прогулке)
3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

Логопедические занятия

Программа логопедических занятий состоит из следующих разделов:

1. Формирование произношения и развитие речи.

2. Обучение грамоте.

Система коррекционного обучения имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

В первый период обучения (сентябрь-октябрь) фронтальные занятия проводятся только по разделу «Формирование произношения и развития речи» (5 раз в неделю).

Во втором периоде обучения (ноябрь-февраль) выделяются специальные часы (2занятия в неделю) для обучения грамоте. Разделу «Формирование произношения и развития речи» выделяется 3занятия в неделю.

В третьем периоде обучения (март-май), когда появляется возможность включить в учебный материал любые звуки (постановка звуков к этому времени должна быть закончена) выделяются одно-два фронтальных занятия в неделю на развитие речи, одно-два занятия на формирование произношения. На обучение грамоте отводится 2 занятия в неделю. В июне-августе проводится индивидуальная коррекционная работа по закреплению пройденного материала.

Формирование произношения и развития речи

Формирование произношения

Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

- научить произносить слова различной слоговой сложности;

- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют осознанному овладению звуками речи. Это имеет громадное значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи (см. раз. 2).

Учитывая, что для детей, поступающих в группы компенсирующей напрвленности, характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 минуте) физкультминутки.

Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях.

Развитие речи

Задачи коррекционного обучения по данному разделу заключаются в том, чтобы на специально подобранном речевом материале развить у детей способность к наблюдениям и обобщениям в сфере речевых фактов путем сравнения и сопоставления грамматических форм слова; привлекать внимание к морфологическому составу слова и способам словообразования, к составу предложения и связи слов в предложении, воспитывать навыки практического использования усвоенного речевого материала.

Лексико-грамматические упражнения проводятся на правильно произносимом детьми материале, в звуковой состав которого входят исправленные звуки на стадии окончательного их закрепления. Умения слышать, выделять и правильно произносить значимую часть слова способствует накоплению наблюдений за языком, создает условия для самостоятельного совершенствования речи в дальнейшем.

Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей проводит воспитатель. Продолжая и углубляя эту линию речевого развития, логопед ставит перед собой задачу — расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значений слов и некоторым способам словообразования; активизировать имеющийся у детей словарь. Дети учатся подмечать общие и различные морфологические элементы слова, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом; образовывать новые слова путем присоединения суффиксов (мех - меховой), приставок (прибежать, убежать, подбежать…), путем словосложения (рыбу ловит — рыболов). Дети учатся понимать простейшие случаи многозначности слов, как существительных (иголка для шитья, уголки у ежа, иголки у елки), так и глаголов (идет человек, слон, поезд, автобус, дождь, снег…). Внимание их привлекается к смысловым оттенкам слов; словам с противоположным значением и близкими по значению.

Развитие внимания к морфологическому составу слов на всех этапах коррекционного обучения, так или иначе, сочетается с формированием грамматического строя речи. К этому разделу относится изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием. Привлечь внимание детей к изменению некоторых грамматических форм можно очень рано, несмотря на весьма ограниченный правильно произносимый фонд в это время. Так, начиная с первого периода обучения, а также на всех последующих этапах, усвоение правильного произношения слов сочетается с образованием множественного числа существительных, особенно тех, которые по тем или иным причинам могут вызвать у детей затруднения (колеса, блюдца, львы, уши и т.п.). Усваивают дети и способы образования родительного падежа во множественном числе (окон, стульев, гусят, полотенец и т.п.). Внимание детей привлекается к образованию глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени (стричь - стрижет, складывает - сложил и т.п.). Усвоенные детьми слова включаются в словосочетания, предложения, тексты.

Работа над предложением должна проводится систематически, постоянно усложняясь, в течение всего времени обучения. Знакомство с предложением дается в чисто практическом плане. Вся работа строится на наблюдении и практике речи. Дети учатся правильно строить простые распространенные предложения: наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; правильно строить сложные предложения. В процессе обучения дети овладевают навыками правильного употребления в речи основных грамматических категорий. Формируется и закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

Развитие связной речи на материале правильно произносимых звуков является лишь частью тех упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития разговорной и описательной речи. В 1 и 2 периодах обучения дети учатся рассказывать, точно придерживаясь текста, составлять связные тексты из данных предложений, заучивают стихотворения.

 

В 3 периоде обучения, когда осуществляется закрепление всех поставленных звуков, часть логопедических занятий отводится на обучение детей пересказу и составлению рассказа по картине или серии картин.

Обучение грамоте

Цель коррекционного обучения по данному разделу:

- сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

- научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами рече-звукового анализа и обучением чтению и письму.

Для того чтобы создать возможность успешного усвоения детьми навыков чтения и письма, предусматривается подготовительный период обучения, длительность которого два месяца. В течение этого времени специальных занятий по обучению грамоте не выделяется — подготовка к обучению грамоте осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков.

В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять отдельные звуки слова.

По отношению к грамоте в это время решаются две задачи:

- подготовить детей к анализу слов,

- научить слитно, без подбора букв читать простейшие прямые слоги типа СГ (С-согласный, Г-гласный).

«Букварный» период обучения длится 6 месяцев (ноябрь-апрель). В это время фронтальные занятия по грамоте проводятся два раза в неделю, подгрупповые — по мере надобности, кроме того, на каждом занятии по произношению выделяется около пяти минут на упражнения в чтении.

Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована, еще низок уровень лексико-грамматического развития. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.

Характерными особенностями букварного периода обучения являются следующие:

- Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произносительных навыков. При этом устные упражнения, направленные на произношение, различение на слух и дифференциацию в произношении отдельных звуков, а также на воспитание навыка правильного использования звуков и речи, постоянно сочетаются с анализом слов постепенно усложняющегося слогового состава и выделением из слов ударных и безударных гласных.

- Порядок изучения букв в основном соответствует последовательности усвоения детьми произнесения звуков.

- По возможности раздвигается во времени изучение букв, обозначающих близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки, то есть С-Ш, П-Б и т.д.

- При проведении первых упражнений на новую букву из материала заданий временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучающему звуку.

- Слова различного слогового состава включаются в материал, предназначенный для чтения, в определенной последовательности после устной подготовки, направленной на произношение и звуковой анализ этих слов.

- Максимальное внимание уделяется пониманию детьми читаемых слов, предложений, текстов. С этой целью применяются специальные приемы.

- В ходе обучения находят широкое применение различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.