Сделай Сам Свою Работу на 5

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц





Вступивший в силу нормативный акт начинает действовать, то есть осуществлять регулирующее воздействие на поведение людей. Однако в силу своей определенности он действует не везде и на все отношения, в строго определенных пределах, определяемых временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативных актов во времени

Нормативные акты действуют точно определенный промежуток времени от вступления в силу и до момента утраты этой силы. Нормативные акты вступают в силу:

· со времени, указанного в тексте нормативного акта (оперативные нормы);

· с момента опубликования. Например, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу. Таким образом, например, вступил в силу указанный выше закон РФ от 23 апреля 1999 г.;

· с момента принятия. При наличии специальных указаний в законе он может вступить в силу не с момента опубликования, а с принятия. Такое положение не вполне соответствует теоретическим положениям правотворчества, однако, на практике реализуется;



· со времени, установленного для каждого акта специальным законом (или иным нормативным актом). Таков, например, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

· со времени осуществления специального установленного в законе факта (принятия соответствующего акта, объявления военного положения и т.д.). Например ст.12 федерального закона РФ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение, что «Глава 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации…».

Утрата юридической силы происходит при наличии следующих обстоятельств:

· истечением срока, если нормативный акт принят на определенный срок;

· прямой отмены нормативного акта другим актом, принятым компетентным органом;



· принятие по регулируемому актом конкретному вопросу акта более высокой юридической силы;

· фактической отмены, либо путем принятия нового акта, изменяющего содержание предыдущего акта;

· отмены нормативного акта компетентным органом в случае его противоречия Конституции и федеральным законом. Такое право имеют Президент РФ в отношении Постановлений Правительства (п.3 ст. 115 Конституции РФ), Конституционный Суд в отношении актов, признанных им неконституционными (п.6 ст. 125 Конституции РФ).

Нормативные акты во времени действуют только «вперед», то есть на те отношения, которые возникнут после его вступления в силу. « Закон обратной силы не имеет», следовательно, он не может регулировать отношения, имеющие место до его вступления в силу. Однако данное правило имеет исключения. В частности, обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание. Однако уголовный закон, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Эти положения закреплены в п. 1 ст. 10 Уголовного кодекса РФ. Обратную силу конкретному закону может дать и законодатель, руководствуясь экономическими либо политическими мотивами. Наличие обратной силы объясняется гуманистической сущностью права.

Юридическая практика знает и иное положение, как бы противоположное обратной силе, которое определяется как «переживание» закона. В этом случае, закон, утративший силу, продолжает действовать на отдельные, указанные в нем отношения. Это касается, главным образом, длящихся отношений, которые не могут быть прекращены моментально (например, семейные отношения).



Важное практическое значение имеет вопрос о пространственных пределах действия нормативного акта, которые характеризуются как «действие нормативных актов в пространстве». В силу государственного суверенитета нормативные акты действуют исключительно на его территории. Однако они могут действовать либо на всей территории, либо на ее части. Такое действие существует в силу федеративного устройства и административно – территориального деления государства. Совершенно понятно, что акты, принимаемыми органами субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию данного субъекта, а акты муниципальных органов- на территорию муниципалитета. Кроме того, отдельные акты действуют на территории с характерными географическими, климатическими и др. условиями (например, районы крайнего севера). Вместе с тем, эти правила знают исключения. В частности, на территории государства имеются такие участки, на которые действия государственных актов не распространяются. Такое положение называется «экстерриториальностью». Ею обладают территории посольств иностранных государств. На их территории действуют законы того государства, посольство которого расположено на соответствующей территории. Кроме этого, право экстерриториальности распространяется и на военные корабли, находящиеся в иностранных портах.

Действия нормативных актов по кругу лиц

Нормы права носят общеобязательный характер. Однако это не означает, что они в равной степени действуют на всех без исключения лиц. Нормативные акты и содержащиеся в них нормы распространяют свое действие на определенный круг лиц. В гражданском праве одни нормативные акты содержат нормы, регулирующие поведение граждан, другие – деятельность юридических лиц. Существуют нормативные акты, регламентирующие отношения с участием пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных и т.д. Наконец, локальные акты регламентируют деятельность только работников конкретного предприятия. Такой четко дифференцированный подход к действию нормативных актов обеспечивает определенность и эффективность правового регулирования.

Коллизии в праве. Коллизионные нормы

Рассматриваемые направления воздействия правовых актов могут противоречить друг другу и тем самым порождать правовые коллизии. Коллизии могут возникнуть в случае, когда принятые по одному вопросу, но в разное время акты противоречат друг другу (темпоральные коллизии). Коллизию порождает и положение, когда один и тот же вопрос по-разному регламентирован актами различной юридической силы. Наконец, противоречия возможны и в силу федеративного устройства государства, когда акты субъектов Федерации противоречат положениям федеральных актов. Для разрешения противоречий в праве существуют специальные коллизионные нормы, указывающие какую из противоречивых норм следует применять в конкретном случае. Среди основных коллизионных норм можно отметить следующие:

· при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, действует более поздний акт;

· при расхождении актов, изданных различными органами ,действует акт более высокой юридической силы;

· при расхождении федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон.

Систематизация в праве

Систематизация – деятельность по упорядочению нормативных актов путем объединения их в единых сборниках. Необходимость систематизации объясняется системностью как свойством права и большим количеством нормативных актов. Науке и практике известны две формы систематизации: кодификация и инкорпорация.

Кодификация – это форма систематизации, заключающаяся в переработке нормативного материала и объединении его в новом нормативном акте. Эти акты могут называться «кодекс», «устав», «правила», «положение», «закон» и т.д. Преимущественно эти акты имеют отраслевой характер (Уголовный, Гражданский, Трудовой кодекс). Следовательно, кодификация выступает как особый вид правотворчества.

Другая форма систематизации – инкорпорация. Она заключается в объединении действующих нормативных актов в едином сборнике без какого-либо текстуального изменения. В отличие от кодификации здесь не образуется новый нормативный акт. Вошедшие в сборник акты не утрачивают юридической силы. Инкорпорация может осуществляться как по отраслевому, так и по временному, хронологическому признаку. В первом случае в сборник объединяются акты, регулирующие определенный вид общественных отношений (например, «Сборник законодательных актов о труде»). Во втором случае объединению подлежат акты, принятые за определенный промежуток времени (например, еженедельно издаваемый сборник - Собрание законодательства Российской Федерации).

Кроме того, инкорпорированные сборники могут носить как официальный, так и неофициальный характер. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. При реализации норм права следует руководствоваться именно этими сборниками (например, «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»).

Неофициальная инкорпорация осуществляется субъектами , не имеющими государственно- властных полномочий. Это могут быть учебные либо научные учреждения, издательства и т.д. Содержащиеся в них акты не получают юридическую силу, на их тексты нельзя ссылаться при реализации содержащихся в них норм.

Особый вид систематизации – консолидация. Он заключается в объединении нормативных актов определенной отрасли права. В отличие от кодификации здесь не образуется единый самостоятельный нормативный акт. Эта форма близка к инкорпорации. Однако в отличие от последней консолидация допускает определенную переработку нормативного материала: устранение противоречий, устаревших положений и т.д. Примером консолидированного акта может служить «Свод законов».

Литература к теме

Каргин К.В. Юридические документы. - М.: Юристъ, 2008.

Марченко М.Н. Источники права. - М., 2005.

Поленина С.ВА. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 1996.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1998.

Тихомиров Ю.А. Действие закона. - М., 1992.

Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. - М.: Норма, 2005.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.