Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная ценность права





Таким образом, право является не просто одним из регуляторов общественных отношений. Это самый эффективный, наиболее значимый регулятор. Он безусловно занимает центральное место в системе социальных регуляторов. Это положение определяют и его признаки, и функции, и принципы деятельности. Действительно, как мы выяснили, право обладает такими свойствами (нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная принудительность, особый порядок реализации), которые обеспечивают полноту и определенность регулирования, реальность правовых предписаний, их практическую реализуемость. Одновременно праву свойственны специфические демократические и гуманистические принципы (гуманизм, справедливость, законность и т.д.). Именно благодаря им в общественную жизнь вносятся идеи добра, справедливости, гуманизма и человечности. Наконец, право воздействует на общественные отношения в самых различных направлениях, осуществляет самые разнообразные функции (статическую, динамическую, охранительную, воспитательную), что позволяет обеспечить динамику и устойчивость общественных отношений, их стабильность и защиту.



Учитывая эти особенности права, можно сказать, что оно не просто эффективный регулятор, а социальное явление, имеющее известную ценность. Причем в науке отмечается две стороны ценностной оценки права. Отдельные авторы утверждают, что право имеет инструментальную ценность. Действительно, право является важнейшим инструментом в руках государства. Без права государство не только не могло бы осуществлять свои функции, но и не могло бы существовать как самостоятельное явление.

Однако большинство авторов не ограничиваются такой характеристикой, а видят в нем самостоятельную социальную ценность. Ценность права чрезвычайно широка.

Оно весьма ценно для личности, отдельного человека. Благодаря праву обеспечивается социальная свобода личности, обеспечиваются и охраняются от нарушений ее права, такие, как право на жизнь, на собственность, политические и личные права и свободы.

С другой стороны, право весьма ценно не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Благодаря праву обеспечивается его стабильность, эффективное и целенаправленное развитие. Из общественной жизни благодаря праву исключается произвол, своеволие и бесконтрольность отдельных индивидов и их групп, обеспечивается соответствие социальной системы иным социальным ценностям и идеалам. И, наконец, как указывалось, право ценно и для государства, ибо без права не было бы государства как явления, способного осуществлять присущие ему функции.



Следовательно, право представляет собой высочайшую самостоятельную социальную ценность наряду с такими ценностными, общественно значимыми явлениями как свобода, власть, государство. Поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без постоянного совершенствования права, улучшения его функционирования, совершенствования его принципов, форм и методов регулирования.

Вместе с тем, значимость права не беспредельна. При характеристике его ценности и эффективности следует видеть и учитывать их пределы. Как указывалось в литературе, «право – фактор общественного развития, пределы действия которого детерминированы социально обусловленной мерой использования его социально полезных свойств» [20]. Прежде всего, следует учесть, что посредством права в эксплуататорском обществе осуществлялись различные формы эксплуатации (в частности, рабовладельческом праве рабы не признавались его субъектами). В тоталитарных режимах господствующая элита использовала право в том числе и для снижения демократизма, ущемления прав и свобод индивидов. Именно с помощью права формировались такие недемократические режимы, как фашистский, расистский и др. Ненадлежащая использование в целом полезных свойств права может привести к негативным результатам. В частности, формальная определенность права может породить его «формализм», исключающий учет не только индивидуальных особенностей, но и излишнюю «зарегулированность», снижающую свободу деятельности, участников отношений. Излишний формализм процесса способен привести к его затягиванию. Государственно - принудительный характер права при соответствующих политических условиях может привести к усилению репрессивных мер, к ущемлению прав и свобод человека. Поэтому, подчеркивая социальную ценность, положительные свойства права, следует учитывать и пределы, и границы возможностей права.



Литература к теме

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 1988.

Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. - М., 1998.

Выгорбина А.Е. Этика права. - М.: Вузовская книга, 2005.

Болдырева Д.П. Правовая культура. - М.: Моск. юрид. институт, 1988.

Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

Корпоративное право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Мальцев Г.В. Нравственные основания права. - М.: Изд-во СГУ, 2008.

Минниахметов Р.Г. Право и социальные нормативы общества. - М.:Изд. дом «Право и государство», 2005.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986.

Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М.: Норма, 2002.

 

 

Глава 9. Право в системе социальных связей

1 Право и государство.2. Право и экономика. 3. Право и политика. Правовая политика. 4. Право и культура.

---------------------------------------------------------------------------------

Право и государство

Право непосредственно связано с государством.

Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Это разложение родового строя, возникновение социальных противоречий внутри рода и организации принципиально новых форм власти и управления.

Речь идет о характере их взаимоотношений в ходе государственно-правовой организации общества. В науке существует две довольно противоречивых концепции об их взаимоотношениях. Одни ученые полагают, что первичным в их отношениях является государство, поскольку право – результат правотворческой деятельности государства. Другая группа ученых делает вывод о первичности права. Они исходят из приоритета естественных прав человека перед властью, которая лишь обеспечивает и охраняет эти права. Для решения данного вопроса следует исходить из положения о единстве государства и права. Это единство заключается в следующем:

1. Государство и право возникают одновременно, в одну историческую эпоху и в силу одних и тех же экономических и социальных причин.

2. Государство и право прошли общий исторический период развития. Поэтому они имеют единую типологию. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип права (и наоборот).

3. Государство и право основаны на едином экономическом базисе, имеют единую социальную и духовную основы.

4. Они имеют единое функциональное предназначение. И государство, и право являются средствами обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем.

5. Они имеют как однородный характер способов и методов воздействия на членов общества, так и единый государственно-правовой характер принудительного воздействия на них.

Но при всей близости государство и право – самостоятельные социальные явления, отличные как по своим признакам, свойствам, так и по роли в социальном регулировании.

1. Государство – это орудие политической публичной власти. Право же – социальный регулятор поведения людей.

2. Первичным элементом государства является орган, первичной ячейкой права – норма, правило поведения.

3. Различна и их внутренняя структура. Государство представляет собой механизм (по Марксу – машина), состоящий из органов власти, а право – это структурное образование ,включающее в себя отрасли и институты.

4. Различны и их формы. Форма государства включает в себя форму правления, государственного устройства и политический режим. Форма же права – это формальные источники: нормативный акт, прецедент и т.д.

Вместе с тем, государство и право находятся в постоянном взаимодействии и воздействии друг на друга.

Государство воздействует на право в следующих направлениях:

- именно государство творит право, издает его нормы различными способами, путем перевода объективных потребностей на язык юридических норм;

- государство осуществляет контроль над реализацией правовых норм и обеспечивает эту реализацию;

- государство осуществляет охрану правовых предписаний от нарушения.

В силу этого для осуществления указанных функций в механизме государства имеются соответствующие органы: правотворческие, контрольно-надзорные, правоприменительные и правоохранительные.

В свою очередь, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве. Именно право осуществляет воздействие на государство, обеспечивая его существование и функционирование:

- право конституирует власть как суверенную, государственную. Власть и конкретные органы потому и называются государственными, что издают правовые предписания;

- право структурирует, организует государственный аппарат. Структура государства, порядок формирования и функции его осуществляются на основе норм права;

- право является орудием в руках государства, ибо без права функционирование государства невозможно.

Единство государства и права как социальных явлений предопределило и тот факт, что их изучение осуществляется в рамках единой науки – теории государства и права.

Право и экономика

Не менее сложны связи права и экономики. Эти два явления разноплановые, разнопорядковые, однако, находятся в не менее тесной взаимосвязи, чем право и государство.

Экономика – система общественных отношений, связанная с производством материальных благ. По мнению основоположников марксизма, экономика представляет собой базис, на котором строится надстройка, к числу ее элементов относятся и государство, и право. При этом марксисты подчеркивали, что уровень экономического развития непосредственно определяет содержания права. Для такого утверждения есть серьезные основания. Действительно, характер экономических отношений непосредственно определяет тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Заявляя о первенстве экономики перед правом, марксистская теория подчеркивает, что «право не только определено экономикой, оно не может быть выше, чем экономический строй общества». Жизнь, юридическая и политическая практика показали правильность этого вывода. Примерами может служить практика продразверстки в России, «великий скачок» в Китае, мероприятия по ограничению содержания скота в личной собственности граждан в СССР.

Признавая приоритет экономики над правом, нельзя не отметить и обратного воздействия - права на экономику. Политическая практика показывает, что в период социальных революций это влияние возрастает многократно. Положение о том, что право не только соответствует характеру общественных отношений, но и «творит» их, относится и к сфере соотношения права и экономики. При этом правовое регулированием экономики может как способствовать экономическому развитию, так тормозить его (Маркс, Энгельс. Соч. Т. 37. С.416). Характер воздействия права на экономику зависит от господствующих форм собственности. В условиях социалистической (прежде всего государственной) собственности на орудия и средства производства государство как собственник в правовом порядке регламентировало все стороны экономических отношений. Оно в нормативно-правовом порядке определяло формы и порядок осуществления отношений собственности, цены товаров, возможных субъектов гражданско-правовых отношений, их правовой статус, размеры и формы оплаты туда работников и т.д. Это приводило к снижению самостоятельности работников и производителей и производственной инициативы, а в конечном счете – и производительность труда. В условиях разнообразия форм собственности современной России воздействие права на экономику производится по иным направлениям: разгосударствления экономики, повышения самостоятельности предприятий, развития частного предпринимательства, придания рыночной экономике социально ориентированного характера и т.д.

Таким образом, проблема соответствия права и экономики не сводится к определению приоритета одного над другим, а заключается в выработке оптимальных направлений.

Право и политика

Регулирующее воздействие права распространяется не только на экономическую, но и на политическую сферу. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, государствами, крупными социальными общностями, главным направлением которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Безусловно, основным направлением осуществления политики является деятельность по захвату, сохранению и укреплению государственной власти. В связи с этим актуально положение В.И.Ленина о том, что «политика есть участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства».

Однако проблему соотношения права и политики нельзя рассматривать так же, как и вопрос о соотношении права и государства. Политика связана не только с деятельностью государства, но с функционированием всей политической системы. Поэтому, прежде всего, обратимся к понятию «политика».

Политика в литературе понимается достаточно широко: как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями [21]. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны[22].

Наряду с политическими отношениями существуют экономические, моральные, духовные, личностные, религиозные. Особенность политической сферы в том, что она в большей степени, чем другие, характеризуется организационными и регулятивными началами. Именно поэтому она самым тесным образом связана с государством и правом, с государственно- правовым регулированием. Аристотель в своем знаменитом труде о политике определял ее как искусство управления государством. В буквальном переводе с греческого политика означает то, что относится к государству, его устройству, сущности, форме, функционированию. Не случайно В.И.Ленин характеризовал политику как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства…». Самое существенное в политике, по его мнению, это «устройство государственной власти».

Связь политики с правом в марксистской и советской науке догматизировалась, по существу политика и право отождествлялись. Так, по Энгельсу, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу», а Ленин прямо указывал, что «закон есть мера политическая, есть политика». Отрицая крайности этих утверждений, политику как явление следует рассматривать в неразрывной связи с государственно-правовым регулированием. Другое дело, что между ними следует видеть и функциональные, и генетические связи, учитывая их объективные свойства и социальную роль.

При исследовании указанных феноменов основное внимание уделялось анализу их соотношения. Что является первичным: право или политика? Этот вопрос ставился всеми авторами.

В советской юридической науке и практике право рассматривалось в утилитарно-прагматическом ключе, как инструмент, орудие власти, средство проведения в жизнь государственной политики, как способ оформления политических решений. То есть в основе лежало положение о примате политики над правом. Более того, в политике было приемлемо положение: если закон мешает революции, его можно отложить в сторону. То есть право не имело ни какой самостоятельной ценности, особенностей и закономерностей развития. Поэтому в этих условиях вообще не было смысла вести речь о какой-либо правовой политике.

Однако право представляет собой самостоятельное явление, институциональное образование, имеющее свои особенности, свойства, принципы, функции. Оно развивается по своим закономерностям, но в соответствии с потребностями общественного развития, посредством законотворческой деятельности государства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.