Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм правового регулирования





Итак, механизм правового регулирования - это система правовых средств, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование, то есть воздействие права на общественные отношения.

Обратим внимание, что речь идет не о совокупности средств, а именно о их системе (отсюда и образованный с их помощью механизм). С другой стороны – речь идет о системе именно правовых средств, то есть специфических юридических феноменов (сюда не включаются субъекты, участники отношений, органы и т.д.).

Рассмотрим эти элементы:

На первой стадии таковыми являются нормы права. Именно они составляют основу (базу) правового регулирования. А поскольку речь идет о позитивном праве в нормативистском его понимании, то эти нормы закрепляются и «живут» в нормативных актах.

На второй стадии осуществляется уточнение, конкретизация общих нормативных предписаний применительно к конкретным случаям, отношениям и конкретным субъектам. Здесь основным средством выступает правовое отношение (правоотношение), то есть отношение между конкретными субъектами. Но для образования правоотношений недостаточно наличия только норм права. Здесь необходим еще юридический факт, своеобразный «ключик» для включения нормы в действие.



В итоге в рамках правоотношения субъекты, участники правоотношений получают субъективные права и юридические обязанности.

На третьей стадии средством реализации этих субъективных прав и обязанностей выступают специфические правовые акты - акты их реализации.

Кроме того, в необходимых случаях государство вновь вмешивается в действие механизма правового регулирования. В процессе правоприменения оно помогает осуществлению регулирования путем издания правоприменительных актов, являющихся важным (отнюдь не вспомогательным) элементом механизма правового регулирования.

Характеристика механизма правового регулирования будет не полной, если помимо указанных правовых средств, его составляющих, не указать средства обеспечения его эффективности. Сюда относятся такие правовые явления, как правосознание и законность.

Участники правового регулирования должны знать, понимать содержание правовых актов. Эти знания характеризуются правосознанием субъектов. С другой стороны, юридическим фактором, обеспечивающим функционирование всего механизма, на всех его стадиях, выступает режим законности.



Рассмотрим действие механизма правового регулирования на примере.

Ст. 43 Конституции гласит, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование. Кроме того, в каждом учебном заведении имеются Устав и правила приема, содержащие нормы, регламентирующие порядок приема и обучения.

Непосредственно реализовать это право человек может не абстрактно, а лишь поступив в соответствующее учебное заведение. Для этого он предъявляет в приемную комиссию учебного заведения соответствующие документы об образовании, сдает вступительные экзамены (это и будут юридические факты). На основании их ректор института издает приказ о зачислении в учебное заведение (правоприменительный акт). На основе юридических фактов и приказа возникает образовательное правоотношение, сторонами которого является гражданин (студент) и учебное заведение. Гражданин теперь имеет не просто право на образование, а право на обучение в конкретном институте, на конкретном факультете, в конкретной академической группе. Администрация института обязана обеспечить его методическими материалами, преподавателями, предоставить учебные аудитории и т.д. В итоге, реализуя эти права и обязанности, студент реализует свое конституционное (общее для всех) право на образование. Если же он нарушает свои субъективные юридические обязанности (прогуливает занятия, не готовится к ним), ректор института объявляет ему письменно выговор в приказе (правоприменительный акт). Если он оказывает на студента влияние, тот исправляется и реализует свое право и обязанности.



Естественно, для того, чтобы реализовать свои права и обязанности, создать нужный юридический факт, гражданин должен знать соответствующие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. В этом и заключается суть правосознания. Кроме того, весь процесс правового регулирования осуществляется в рамках законодательства и не должен нарушаться. В этом заключается суть законности.

Таким образом, во взаимодействии указанных средств и осуществляется процесс правового регулирования.

В рамках теории права как раз и изучаются последовательно все указанные элементы, средства (нормы, формы, правоотношения, акты применения и т.д.).То есть теорию права можно определить и как теорию правового регулирования.

Литература к теме

Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юрид.лит., 1989.

Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е издание. - М.: Изд-во «Проспект», 2008.

Бобылев А.И. Теоретические проблемы правового регулирования// Право и политика. - 2002. - № 8.

Парфенов А.В. Правовое состояние. - М.: Юристъ, 2007.

Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений// Правоведение. - 2003. - № 1.

Субачев В.В. Законные интересы в механизме правового регулирования. - М.: Юристъ, 2007.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). - СПб., 2003.

Шамсумова Э.Ф. Категория «правовой режим» в юриспруденции: Монография. - Екатеринбург, 2003.

Тема 14. Нормы права

1.Понятие и признаки норм права. 2. Структура норм права. 3. Виды норм права. 4. Норма права и статья нормативного акта.

 

Понятие и признаки норм права

Нормы права - отправное звено правового регулирования. Это основные «кирпичики», из которых строится право, это исходный элемент всей системы права. Являясь частью единой системы, нормы права обладают относительной самостоятельностью, имеют собственные признаки, характеризующие их форму и содержание, но одновременно включают в себя основные черты права как социального явления.

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, гарантированное государством правило поведения общего характера.

Основные признаки норм права: нормативность, формальная определенность, общеобязательность, государственно-властная гарантированность (указанные признаки были рассмотрены в гл. 7 настоящей работы).

Структура норм права

Несмотря на первичный характер, норма права структурно организована, имеет определенную структуру. (Некоторые авторы видят в этом системный характер нормы права, что вряд ли правильно). В качестве структурных элементов нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – часть нормы, которая указывает на условие ее действия. В ней содержатся фактические обстоятельства (юридические факты) при наличии которых субъекты совершают определенные действия. Гипотеза может заключать в себе указание на субъекта права, какое-либо событие, действие, время. Примером может служить норма , закрепленная в п. 1 ст 463 ГК РФ: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Гипотезой этой нормы является первая (подчеркнутая) часть.

Диспозиция как часть нормы содержит само правило поведения, то есть указывает на права, обязанности или запреты, которые необходимо реализовать при наличии условий, указанных в гипотезе. В указанной выше норме оставшаяся часть нормы является диспозицией, так как указывает на право покупателя отказаться от исполнения договора.

Третий элемент структуры – санкция. В ней содержатся меры принуждения, применяемые к лицам в случае нарушения требований диспозиции Так, в ст. 114 УК РФ закреплено, что «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года». Подчеркнутая часть является санкцией нормы.

То есть логически структуру нормы права можно выразить следующим образом: «если….(гипотеза)….то (диспозиция)…в противном случае (санкция)».

Действительно, в силу формальной определенности в правовой норме должно быт точно определено правило поведения, должны быть указаны условия действия. Но поскольку реализация правовой номы обеспечивается принудительной силой государства (а это признак права), эти меры должны быть закреплены нормативно. Следовательно, с точки зрения формальной логики правовая норма содержит три указанных элемента.

Но всякая ли норма содержит все указанные элементы? Среди ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Отдельные авторы полагают, что каждая норма должна содержать все элементы. Другие утверждают, что правовая норма содержит только два из указанных элементов.

Данный спор возник по причине того, что нередко происходит отождествление нормы и ее текстуального выражения, содержащегося в нормативном акте (статья нормативного акта). Действительно, анализ статей нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем числе случаев там содержится именно два элемента. Подобный вывод вполне согласуется и вытекает из сложного содержания норм права. В литературе подчеркивается сложный характер содержания нормы, включающий в себя три составляющих. Поэтому в ней следует различать:

а) логическое содержание, сводящееся к заключенному в ней суждению;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение, логическую модель которого и представляет норма;

в) волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства в волевом порядке урегулировать общественные отношения и обеспечить реализацию норм.[32]

Полное триединое содержание возможно закрепить только в единстве всех элементов нормы. Но для реализации каждого из указанных составных компонентов содержания достаточно двух ее элементов.

А поскольку свойственная праву определенность может быть выражена только формально, путем письменного закрепления, норма - предписание содержит именно два элемента : гипотезу и диспозицию, либо диспозицию (негативного характера) и санкцию.

Для разрешения данного противоречия С.С.Алексеев предложил рассматривать две стороны правовой нормы: логическую норму и норму-предписание. Следуя логике нормативного правового содержания, логическая норма содержит все три элемента. Но формально для обеспечения правового веления (когда и что следует делать) достаточно наличия только двух элементов. И хотя логическая структура не закрепляется в статье нормативного акта, ее понимание и анализ имеет и теоретическое, и практическое значение. Она побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, позволяя принять правильное решение. Законодатель же, принимая конкретную норму, должен видеть и недостающий элемент. Принимая регулятивную норму, ему нужно предполагать и негативные последствия при ее нарушении, закрепив их другой (но логически связанной с первой) самостоятельной норме (охранительной).

Виды структурных элементов нормы

Структурные элементы по своему строению, по количеству составляющих компонентов могут быть простые, сложные и альтернативные.

Простая гипотеза предполагает наличие одного условия, при котором норма вступает в действие. Например, в указанной выше норме, предусмотренной ст. 463 ГК РФ, для отказа от исполнения договора купли продажи достаточно одного условия – отказ продавца от передачи проданного товара.

Простая диспозиция предполагает совершение одного варианта поведения. Из содержания рассматриваемой нормы (ст. 463) следует, что покупатель может только отказаться от исполнения договора. У него нет необходимости совершения каких-либо иных действий.

Простая санкция содержит одну меру наказания (государственного принуждения). Например, ст. 238 Трудового кодекса (ТК) РФ предписывает, что «работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб». Санкция нормы не предусматривает каких-либо негативных последствий кроме возмещения ущерба.

Сложная гипотеза содержит в своем составе несколько условий, лишь при наличии которых в совокупности норма вступает в действие. Примером может служить гипотеза нормы, закрепленной в п.1 ст.516 ГК РФ: «Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) (первое условие) и последний неосновательно отказался от оплаты ( второе условие), то поставщик вправе потребовать оплаты постпавленных товаров.

Сложная диспозиция предписывает совершать одновременно несколько действий. П.3 ст. 486 ГК РФ гласит: «если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (первый вариант поведения) и уплаты процентов …» (второе действие).

Сложная санкция указывает на несколько мер наказания, которые совместно применяются к правонарушителю. Например, санкция ст.290 УК РФ за получение взятки предусматривает помимо штрафа либо лишения свободы дополнительно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до трех лет.

Альтернативная гипотеза так же содержит несколько условий. Однако в отличие от сложной гипотезы для действия нормы достаточно одного из указанных фактов.

Аналогично альтернативная диспозиция требует совершения одного из нескольких указанных в ней вариантов поведения. Например, в соответствии с предписанием п. 1 ст. 475 ГК РФ: «Если недостатки товара не были оговорены продавцом (первое условие гипотезы), покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества (второе условие гипотезы), вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены (первый вариант поведения);

- безвозмездного устранения недостатков товара (второй вариант);

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров (третий вариант поведения).

Альтернативная санкция - применения к правонарушителю одного из нескольких указанных в ней мер государственного принуждения. Практически все нормы уголовного кодекса содержат альтернативную санкцию. Примером может служить санкция ст. 329 УК РФ: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской федерации – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет ( первая мера наказания), либо арестом на срок от трех до шести мсяцев (вторая мера наказания), либо лишением свободы на срок до одного года (третья мера наказания). При определении меры наказания суд выбирает одну из указанных мер.

Виды норм права

Нормы права весьма разнообразны как по своему характеру, так и по функциональному назначению. Поэтому их можно классифицировать по нескольким основаниям.

Прежде всего, нормы целесообразно различать по их функциям. По этому основанию различаются нормы регулятивные, охранительные и специализированные. Посредством регулятивных норм осуществляется регулятивная функция права. Они указывают на конкретное правило поведения и включают в себя гипотезу и диспозицию. Например, ст. 611 ГК РФ гласит: «Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначения имущества».

Охранительная функция права осуществляется посредством охранительных норм, которые указывают на меры государственного принуждения к правонарушителю. Поэтому они включают в себя в качестве структурных элементов гипотезу (диспозицию) и санкцию. Примером могут служить нормы особенной части УК РФ.

Кроме этих норм-регуляторов поведения в праве имеются нормы, которые сами по себе не имеют регулирующего значения, не содержат правил поведения. Они носят вспомогательный характер, обеспечивая действие регулятивных и охранительных норм.

Среди специализированных норм различают:

Общие нормы (иногда их называют закрепительные, декларативные, конститутивные) направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Такова, например, конституционная норма, закрепляющая форму Российского государства (ст.1 Конституции РФ).

Дефинитивные нормы дают обобщенную характеристику (дефиницию) юридических категорий. Например, ст. 48 ГК РФ дает определение юридического лица. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Оперативные нормы имеют целью ввести в действие, или отменить иные правовые предписания. Например, ст.1 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет: «Ввести в действие часть первую Гражданского кодекса Российской федерации с 1 января 1995 г…»

Наконец, различаются и коллизионные нормы. С их помощью разрешается коллизия, противоречие между нормами (которое к сожалению, имеет место). Например, согласно ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

Разнообразны нормы и по характеру предписаний, по способам, которые использовал законодатель при их формулировке. По этому основанию различают и нормы обязывающие, запрещающие и управомачивающие.

В основу первых положено обязывание, то есть указание на необходимость совершения определенных действий. Словесно это выражается в формулировках «необходимо», «следует», «обязан» и др. В соответствии с ч.3 ст. 91 ТК РФ «работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником».

Запрещающие нормы содержат запрет – необходимость воздержания от совершения определенных действий. Здесь предписания выражаются словами «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т.д. Ч. 2 ст. 91 ТК РФ предписывает, что «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю».

Управомачивающие нормы дают возможность самому определить характер своих действий, то есть посредством их предоставляется право совершать определенные действия (или воздерживаться от их совершения). Так, «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия» (ч.2 п.1 ст. 295 ГК РФ).

Различаются нормы и по характеру предписаний (в основе их лежит метод правового регулирования).

По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом вариантов поведения. В императивных нормах в категоричной форме указывается единственно возможный вариант поведения, отступление от которого влечет за собой применение мер государственного принуждения. К диспозитивным нормам принято относить нормы, которые предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определять взаимные права и обязанности договором или соглашением. Однако данные нормы содержат и императивный момент. Если участники отношения не определили права и обязанности, в норме властно содержится государственно-властный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны главным образом гражданскому праву, семейному, трудовому праву, что не исключает наличия в этих отраслях императивных норм. Императивные предписания характерны в основном для норм административного права. Так, согласно ст. 210 ГК РФ «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Отдельные авторы наряду с императивными и диспозитивными выделяют поощрительные и рекомендательные нормы, характер которых виден из их названия.

Нормы права носят формально определенный характер. Однако степень определенности норм не может быть одинаковой. Это зависит от характера общественных отношений. В одном случае при реализации норм следует учитывать особенности личности, особенности конкретных отношений и т.д. В других случаях требуется единообразное регулирование отношений, не допускающее разнообразия. Отсюда нормы права делятся на абсолютно определенные и относительно определенные.

Относительно определенные, властно предписывая содержание поведения, тем не менее допускают и закрепляют варианты выбора. Не следует эти нормы отождествлять с нормами диспозитивными. Диспозитивные нормы предоставляют возможность самостоятельного определения варианта поведения. Относительно определенные нормы допускают возможность выбора из предложенных законодателем вариантов. В соответствии с ч.1 ст. 58 ТК РФ «трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор)».

Абсолютно определенные нормы предписывают точный, единообразный вариант поведения. Так, ст. 63 ТК РФ предусматривает, что «заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет».

Другим основанием классификации является предмет правого регулирования. В зависимости от предмета (по отраслевой принадлежности) нормы делятся на уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционные и т.д.

По характеру регулирования нормы могут быть нормы материального права и процессуальные нормы. Первые закрепляют характер поведения (что регулируют?). Вторые же определяют как, в каком порядке осуществляется реализация материальных норм. Процессуальные нормы содержатся во всех отраслях права. Основные же отрасли (уголовного, гражданского и административного права) породили самостоятельные процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и административное процессуальное право), закрепленные в специальных актах – кодексах (УПК, ГПК).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.