|
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ
В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ
(середина XVI – XVII вв.)
Общественный строй
Период сословно-представительной монархии можно охарактеризовать как период развитого феодализма, важной особенностью которого было полное закрепощение крестьян. В отношениях между крестьянами и землевладельцами оброк отходил на второй план, уступая место барщине. Кроме барщины крестьяне продолжали нести и другие повинности.
Быстрыми темпами развивались ремесло и торговля, росли города, увеличивалось посадское население. В конце XVI – середине XVII вв. в России начали появляться мануфактуры, основанные не только на крепостном труде, но и применявшие, пока достаточно ограниченно, труд наемных рабочих. Одновременно усиливается процесс экономического слияния отдельных областей страны, что приводит к ускоренному формированию единого всероссийского рынка.
Крупнейшим феодалом в стране, как и ранее, был монарх. Главе государства принадлежали дворцовые и чернотяглые (черносошные) земли. Помимо земель в руках царя концентрировались и другие богатства. Иван IV прилагал большие усилия по пополнению государственной казны и из иных источников, что обеспечило ему относительную экономическую независимость от крупных феодалов.
Все феодалы обладали рядом привилегий. Они не платили налоги, не несли повинностей, могли занимать чиновные должности, а также имели преимущества в уголовном процессе. В отношении холопов и крепостных крестьян феодалы пользовались правом вотчинной юстиции за исключением дел о краже, разбое и убийстве. Они распоряжались судьбой крепостных, осуществляли полицейский надзор над ними, вторгались в сферу их брачно-семейных отношений, могли уплачивать свои долги имуществом крестьян. В тоже время землевладельцы отвечали за выполнение крестьянами государственных повинностей.
Структурно класс феодалов не был однороден. Он состоял из нескольких социальных слоев (групп), интересы которых зачастую сильно расходились. В первую группу входила боярско-княжеская аристократия, которая в свою очередь делилась на две подгруппы. Первая – это бывшие удельные князья, которые достаточно долго (до введения опричнины) сохраняли свое экономическое влияние, но постепенно утрачивали политические привилегии. Они стремились ослабить царскую власть, являясь противниками централизации государства. Именно против этой подгруппы и была направлена, главным образом, опричнина. После своего окончательного политического поражения и подрыва экономической самостоятельности данная подгруппа слилась со второй подгруппой крупных и средних бояр, которая поддерживала царскую власть и ее усилия по укреплению государства.
Наиболее многочисленной группой было дворянство, представлявшее слой мелких феодалов. Экономическая основа их существования, связанная с трудом закрепощенных крестьян, объединяла их интересы с интересами боярства, но у дворян были и свои собственные интересы, которые отличались, а порой прямо противоречили интересам боярства. Мелкие феодалы жили в поместьях, пожалованных за службу, которая была правовым основанием владения ими и получения доходов. Главным нанимателем выступал царь, хотя и другие крупные феодалы нанимали на службу дворян, однако основная их масса все же была зависима от монарха. Именно поэтому его внутреннюю и внешнюю политику поддерживали дворяне. Царь превратил дворянство в социальную опору своей власти и за счет роста поместного землевладения добился укрепления централизованного государства.
В годы опричнины Иван VI осуществлял террор против боярской аристократии силами преданных ему дворян, которые, как правило, не были связаны с титулованным боярством. Опричные дворяне получили не только экономические привилегии, но и земельные пожалования, представлявшие лучшие земли, конфискованные у боярства.
Церковь продолжала оставаться крупным феодалом, обладавшим помимо земли и другими богатствами. Она имела непререкаемый нравственный авторитет. Наставления церкви были обязательны и для первого лица государства, и для всех его подданных.
Монастыри являлись очагами культуры, примером организации духовной жизни народа. Крупные монастыри, аккумулируя значительные материальные средства, обладали большим влиянием на общество. На службе у них находились десятки и даже сотни детей боярских, дворян и других лиц, исполнявших военные и административные функции. Большое количество крепостных крестьян работало на монастырских землях. Как правило, население монастырских земель освобождалось от налогов, не подлежало суду местных властей. Помимо этого монастыри выполняли и социально значимую функцию по призрению людей, не имеющих возможности самостоятельно добыть себе пропитание (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние, сироты, душевнобольные и другие).
Вопросы регулирования семейных отношений практически полностью находились в ведении церкви, что еще больше усиливало ее влияние в обществе.
В то же время государство часто использовало церковь как элемент государственного аппарата (отправление в отдаленные монастыри опальных лиц под надзор, насильственное пострижение в монахи с дальнейшим пребыванием в монастыре и т.п.).
Активная экономическая и социальная роль церкви в обществе не могла не вызывать реакции со стороны монарха. Иван IV пытался ограничить влияние церкви, например, проведением в 1581 г. частичной секуляризации (конфискации церковных земель).
Крестьянство продолжало оставаться основным производительным элементом общества. Оно, как и прежде, разделялось на чернотяглое и частновладельческое. До 1581 г. крестьяне сохраняли право перехода из владений одного землевладельца во владения другого на Юрьев день. Этот порядок устраивал обе стороны, поскольку в стране массовой миграции населения не наблюдалось. Уход же крестьянина с обрабатываемого участка был скорее исключением, чем правилом, так как причины перехода из одной местности в другую были, чаще всего, личного характера (женитьба, межличностные конфликты, экономическая выгода). Многих связывали узы родственных отношений, не менее прочно удерживавшие человека на месте его обитания, чем экономическая выгода.
Ситуация начала коренным образом меняться, когда из-за ежегодных крымских разорительных набегов, затяжной Ливонской войны, голода из-за следующих друг за другом неурожайных лет, опричного террора хозяйство страны стало приходить в упадок. Уже в последние годы правления Ивана IV в связи с разорением хозяйств крестьяне стали покидать земли, на которых они ранее жили. В голодные годы землевладельцы сами поощряли массовый отход крестьянского населения со своих земель. Такое положение подрывало устои государства. Миграция крестьян ставила под сомнение экономическое и политическое существование класса феодалов в целом, но больнее всего этот процесс ударил по дворянам и мелкопоместным боярам, которые составляли социальную опору царской власти. Реакцией на такое положение стало закрепощение крестьян, т.е. прикрепление их к месту проживания и лишения права менять его без воли землевладельца. С 1581 г. стали вводится «заповедные лета», в период которых не действовало правило «Юрьева дня». В 1597 г. устанавливается пятилетний срок давности сыска и возвращения беглых крестьян и холопов – «урочные лета». В 1607 г. этот срок увеличивается до пятнадцати лет, а в 1649 г. Соборное уложение вообще отменило «урочные лета», сделав сыск беглых бессрочным. Лица, принимавшие и укрывавшие беглых крестьян и холопов (в том числе помещики) несли ответственность. Самих беглых возвращали вместе с семьями и имуществом прежнему владельцу. Крестьянин стал полностью лично зависим от владельца земли. Ранее на таком положении находились крестьяне-холопы (страдники). В то же время холопы не имели своего хозяйства и были мало заинтересованы в результатах своего труда, поэтому к барщине во все больших масштабах привлекались крестьяне, а доля оброка постоянно снижалась. В этот период начинает формироваться новая категория зависимого населения – кабальные люди (кабальные холопы). Они делились на две неравнозначные группы, которые объединяла в основном только личная зависимость от их господина. Первая и наиболее многочисленная группа – это свободные крестьяне (главным образом безземельные), которые занимались сельским хозяйством. Вторая группа, которая была социально выше, чем первая, но правовой статус имела тот же – это дворяне, ищущие покровительства у могущественных князей и бояр, дабы избежать службы у царя (служба у боярской аристократии была несравнимо легче и лучше оплачивалась, чем у царя). Процесс имел такие масштабы, что в 1550 г. был введен запрет на принятие служилых людей в холопы боярам и князьям.
Прикрепление крестьян к земле и феодалу оформлялось как потомственное состояние. Ответом крестьян на государственную политику их закрепощения был рост числа бежавших на окраины страны, участвовавших в открытых выступлениях против власти. Это привело к поддержке крестьянами антиправительственного движения, возглавляемого Лжедмитрием I (его похода на Москву в 1605 г.), к поддержке вооруженного мятежа, возглавляемого Болотниковым в 1606 – 1607 гг.
В XVI – XVII вв. отмечается рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры. Среди городского населения усилилось социальное расслоение. Городская знать – богатые купцы, владельцы мастерских, состоятельные горожане и ремесленники, дворы монастырей и светских феодалов (белые люди, состав белых слобод) – обладала рядом привилегий. Она осуществляла распределение и сбор тягла со всего посадского населения, могла участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы. Крупные купцы могли покупать с разрешения царя земельные владения, получать звания думных дьяков и, как исключение, думных дворян. Остальную, большую часть городского населения, составляли мелкие торговцы и небогатые ремесленники (черные люди), которые входили в состав черных сотен и слобод.
Основными постоянными податями посада были: прямая государева подать, ямские деньги, полоняночные деньги. Как чрезвычайные сборы использовались пятая деньга, десятая деньга, т.е. сумма, определяемая стоимостью части имущества. На посадских людей также возлагалось выполнение различных тяглых служб: подводная повинность, постройка и ремонт городских укреплений и т.п. Необходимо заметить, что в составе городского населения значительную часть составляли служилые люди «по прибору», стрельцы, пушкари, казаки и другие. С 1649 г. белые слободы были упразднены по требованию восставших в 1648 г. представителей черного люда Москвы. Эти требования были вызваны тем, что белые люди не несли государственного тягла, их крестьяне и холопы, жившие при дворах, не платили городские налоги, а несли повинности в пользу своих хозяев. При переходе работных людей из черных слобод в белые, в условиях круговой поруки оставшимся жителям черных слобод приходилось платить налоги и за перешедших. Ситуация обострялась еще и тем, что ремесленники, которые работали на белых людей (беломестцев), имели льготы, чем создавали сильную конкуренцию черным ремесленникам.
Государственный строй
В середине XVI в. в государственном аппарате произошли существенные изменения, которыми ознаменовался переход к сословно-представительной монархии. Важнейшим событием этого периода стало возникновение представительных органов. В то же время и прежние органы власти претерпели существенные изменения.
При Иване IV влияние Боярской думы в государстве значительно снизилось. В борьбе с боярской аристократией царь с 1549 г. опирался на «ближнюю» думу («Избранную раду»), в которую входили особо приближенные к нему лица.
После введения опричнины в 1565 г. в стране временно образовались две системы власти и управления. Боярская дума продолжала осуществлять свои функции на территории земщины под контролем царя, который существенно ограничил ее права. На территории опричнины неограниченная власть принадлежала царю. Но он не смог ввести подобный режим на территории всей страны, несмотря на то, что в рамках опричнины уже функционировала система параллельных органов власти: опричная дума, опричные приказы, опричное войско, опричная казна.
Неудачи в Ливонской войне, разорительные набеги крымских татар, нарастающие трудности в экономике вызвали в народе недовольство опричниной. Серьезный удар по опричнине нанесло выступление против нее духовенства в лице Митрополита Филиппа, который прямо потребовал отмены опричнины, за что был смещен с поста и заключен в монастырь. В этих условиях попытка террором преодолеть развивающийся кризис провалилась. Иван IV был вынужден в 1572 г., отменить опричнину и не смог полностью подавить оппозиционную боярскую аристократию. Опричнина дестабилизировала отношения в обществе и привела к экономическому упадку в стране. Более того, опричники оказались не в состоянии самостоятельно без земских воинских формирований защитить государство от внешних врагов.
После смерти Ивана IV в годы правления его сына Федора и Бориса Годунова (1584 – 1605 гг.) роль Боярской думы на время возросла. Ее влияние в государстве особенно усилилось в «Смутное время», когда после смерти Бориса Годунова и последовавшей затем гражданской войны в 1605 г. на престол вступил Лжедмитрий I. Через год Лжедмитрий I был убит и на престол избирается «боярский царь» Василий Шуйский. Когда в результате борьбы различных боярских группировок в 1610 г. и он был свергнут с престола, страной управляла группировка из нескольких влиятельных бояр – «семибоярщина». Именно она несет ответственность за вторжение польских интервентов в Москву, освобожденную вторым земским ополчением в 1612 г. В государстве было утрачено централизованное управление. Только в 1613 г., с избранием на царство Михаила Романова, закончилось Смутное время, и начался процесс восстановления государства и укрепления царской власти, который в основном завершился к середине XVII в.
Новым высшим сословно-представительным органом государства, появившимся в середине XVI в., стал Земский собор. В его состав входили царь, Боярская дума, высшее духовенство (Освященный собор), а также представители дворянства, посадов (торговые люди, купечество) и некоторых других слоев населения.
Земские соборы собирались по наиболее важным вопросам жизни общества и государства, они в большинстве случаев созывались по инициативе царя. Однако были земские соборы, которые проходили и без царя, к ним относились те соборы, на которых царей выбирали. Земские соборы чаще всего проходили в Кремлевских палатах, открывал собор дьяк или сам царь, на обсуждение ставились определенные вопросы. Заседания, как правило, проходили по сословиям, решение соборов оформлялись в специальных протоколах, именуемые соборными актами, которые скреплялись печатями царя, патриарха (митрополита до 1589 г.) и высших чинов государства. По своей продолжительности Земские соборы продолжались от нескольких часов до нескольких лет.
Земские соборы созывались в наиболее острые моменты русской истории, при обострении классовых противоречий, решении вопросов о мире, войне, избрании царя, изгнании интервентов, при изыскании средств, для преодоления экономической разрухи и др.
Первый собор (Собор примирения) был созван в 1549 г. в связи с восстанием граждан в Москве, что восстановило социальный мир, в дальнейшем соборы созывались особенно часто, после преодоления Смутного времени с 1613 по 1622 гг., в первые годы правления Михаила Романова. Правительство остро нуждалось в поддержке различных слоев населения, особенно богатых торговых людей. Главными вопросами, обсуждавшимися на этих соборах, были вопросы экономики и внешнеполитические дела. С 20-х годов XVII в., когда власть царя достаточно окрепла, земские соборы стали собираться реже.
С середины XVI в. происходит дальнейшее развитие системы приказов как центральных органов отраслевого управления. В этот период важную роль играли военно-административные приказы, осуществлявшие реорганизацию армии.
Иван IV создал стрелецкое войско, вооруженное как холодным, так и огнестрельным оружием. Вербовались стрельцы на добровольных началах из посадских и вольных людей, получали из казны жалование, которое, впрочем, было небольшим и выплачивалось нерегулярно. Поэтому источниками дохода стрельцов являлись торговля, ремесло и огородничество. Стрелецкое войско не было регулярной армией, казарменная дисциплина там не вводилась. Стрельцы жили в своих домах с семьями (стрелецкие слободы). Их делами управлял Стрелецкий приказ.
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу и перемещения в должностях. Существовал также Казачий приказ, который управлял казачьими войсками.
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Он же вел активную борьбу с беглыми крепостными крестьянами.
В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и другие), которые выполняли функции высших судебных органов. Они рассматривали непосредственно наиболее важные и сложные дела, а также апелляции на приговоры местных судов. В дальнейшем все судебные приказы слились в единый Судный приказ.
В 1549 г. был создан Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До возникновения этого приказа вопросами внешней политики государства занимались другие органы (комиссия Боярской думы, казначеи, дворецкие дворцовых приказов). Отсутствие единого центра посольского дела осложняло выработку и проведение эффективной внешней политики.
Посольский приказ возглавил подьячий Висковатый, хотя в соответствии с принципом местничества такой важнейший орган должен был возглавлять титулованный боярин. Однако Иван IV поставил во главе приказа лицо, явно худородное, но отлично знавшее свое дело. В этом случае наглядно проявилась основная линия политики Ивана Грозного, которая состояла в том, чтобы оттеснить родовитых бояр от государственного управления. На Посольский приказ возлагалась и особая дополнительная функция – контролировать неофициальные отношения русских бояр и духовенства с иностранными государствами.
Во второй половине XVI в. образуется центральное учреждение, ведавшее делами о холопах – Холопий приказ. Главная его функция заключалась в регистрации кабальных записей в особых кабальных книгах. Кроме регистрации приказ рассматривал иски по холопьим делам. Действовало правило, согласно которому иск о беглых холопах мог рассматриваться только после установления факта регистрации в кабальной книге кабальной грамоты на лицо, которое истец считал своим беглым холопом.
В середине XVI в. была проведена реформа местного управления, удовлетворявшая требования дворянства и верхушки посада. Система кормления была заменена системой губного и земского самоуправления. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Этот же приказ определял старосте его полномочия. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими людьми и представителями чернотяглого крестьянства. Каждый губной орган имел специальную канцелярию – губную избу, делопроизводство в которой вел губной дьяк. Вначале губные старосты избирались бессрочно, затем выборы стали проходить ежегодно. Губные органы расследовали и рассматривали дела об убийствах, разбое, краже, а также наблюдали за тюрьмами.
Одновременно с созданием губных органов проводилась земская реформа. Посадские люди, крестьяне черных волостей и дворцовых земель получили право выбирать из своей среды земских старост и лучших людей. За право иметь свои органы самоуправления крестьяне черных волостей и посадские люди выплачивали деньги в казну. Кроме земских старост и целовальников выбирались также земские дьяки, которые вели делопроизводство в земских избах.
К ведению земских органов относились, прежде всего, сбор податей и рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел. Более крупные дела рассматривали губные органы. За деятельностью органов местного самоуправления наблюдал Разбойный приказ, а также приказы, ведавшие соответствующими местностями.
События Смутного времени показали, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно вводились должность воевод, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился город или уезд, где он должен был служить. Воеводы получали от государства жалованье.
Одна из основных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они осуществляли надзор за сбором государственных налогов. Важнейшей функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом, в том числе и по контролю за деятельностью губных и земских органов, особенно по военным и полицейским вопросам.
Развитие права
Важным источником права в это время был Судебник 1550 г. По содержанию он представлял собой редакцию Судебника 1497 г., в которой отразились изменения в законодательстве за прошедший период.
Большое значение имело положение Судебника о том, что все последующие законодательные акты должны включаться в его состав. Однако на практике это правило не соблюдалось. Обычно новые законы записывались в книги тех приказов, к ведению которых они относились. Так сложился еще один источник права – уставные и указные книги приказов.
Крупнейшим законодательным памятником эпохи стало Соборное уложение 1649 г., основным поводом для принятия которого послужило восстание посадских людей Москвы в 1648 г. В сентябре того же года начал работу Земский собор, состоявший из представителей боярства, духовенства и дворянства. После обсуждения в палатах Собора проекта Уложения и внесения в него некоторых изменений оно было утверждено и вступило в силу с 29 января 1649 г.
Соборное уложение состояло из 25 глав, включавших 967 статей. В нем были систематизированы правовые нормы, действовавшие ранее, и содержались новые нормы, отражавшие, главным образом, интересы дворянства и посадов.
Гражданское право. В рассматриваемый период получает дальнейшее закрепление в законодательстве право собственности на землю в виде трех основных видов феодального землевладения. Первый вид – собственность государства и непосредственно царя (дворцовые земли, а также земли черных волостей).
Второй вид феодальной собственности – вотчинное землевладение. Землевладелец-вотчинник мог не только владеть и пользоваться вотчиной, но также и распоряжаться ею. Вотчины передавались по наследству. Законодатель позаботился о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось (было предусмотрено право выкупа родовых вотчин родственниками продавца в течение 40 лет после их продажи). Вотчины сохранялись в виде единого земельного массива, находившегося во владении определенного боярского рода.
Третий вид феодального землевладения – поместья, которые давались за службу, главным образом, военную. Размер поместья определялся служебным положением лица, несшего службу. Дворянин пользовался им до тех пор, пока служил. Поместья нельзя было продавать, передавать по наследству и обменивать.
Со временем права помещиков (поместных владельцев) расширяются. Уже с 1618 г. поместья лиц, погибших или пропавших безвестно на войне, оставались во владении их жен и детей, что свидетельствовало о сближении правового положения вотчины и поместья. Это, в свою очередь, приводило к уравниванию в правах бояр и дворян, слиянию их в единое сословие. Поместные земли теперь могли передаваться по наследству, можно было также обменять поместье на вотчину, дать поместье в приданое, а по царскому указу поместные земли могли переводиться в вотчину. Дворяне получили право покупки вотчин, а бояре стали наделяться поместной землей.
Соборное уложение установило, что помещик, покинувший службу по старости или болезни, его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток».
В обязательственном праве широкое распространение имели договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и другие традиционные для того времени договоры. Соборное уложение, стремясь облегчить положение должников, особенно дворян, запретило взыскивать проценты по займу, определяя его как безвозмездный договор. Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет. Несмотря на запрещение, взыскания процентов по договору займа фактически продолжались, но они не имели правовой защиты в суде.
Законодательство предусматривало порядок заключения договоров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии не менее двух свидетелей. Мелкие сделки могли оформляться домашним способом. Однако в законе точно не определялся круг сделок, который должен был оформляться крепостным порядком.
Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Получили развитие правовые нормы, устанавливавшие гражданско-правовую ответственность несостоятельного должника. Различались две причины этой несостоятельности: несчастный случай и неправомерные действия должника. При несчастном случае, вызвавшем несостоятельность должника, давалась отсрочка уплаты долга сроком до 3 лет.
Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. Задержанный при потраве скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности.
Наследование осуществлялось, как и прежде, по завещанию и по закону. Наследники должны были отвечать за долги наследодателя.
Уголовное право. Соборное уложение считало преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их обычно «лихим делом».
Уложение сделало большой шаг вперед в дальнейшем развитии норм общей части уголовного права. Впервые в этом документе было проведено деление деяний на умышленные, неосторожные и случайные. Устанавливалась наказуемость обнаруженного умысла на совершение некоторых деяний, так называемого «голого умысла», в части, касающейся государственных преступлений. Впервые в российском законодательстве вводились такие уголовно-правовые понятия, как необходимая оборона, крайняя необходимость. Развивался институт соучастия. Законодательство различало теперь инициатора преступления, исполнителя, пособника, укрывателя.
Соборное уложение содержало многочисленные нормы особенной части уголовного права, устанавливавшие самые разнообразные рода и виды преступлений. При этом наибольшее внимание уделялось борьбе с преступлениями, посягавшими на основы государственного строя.
На первом месте законодатель поставил преступления против церкви. Им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя и его семьи). К тяжким деяниям относились также нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и некоторые другие. В законе имелись подробные описания различных составов преступлений – воинских, имущественных, против личности, нравственности.
Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний, которые становились все более разнообразными и жестокими. Ярко выраженной целью наказания в Соборном уложении было устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни, как простой, так и квалифицированной. Простыми видами смертной казни были отрубание головы, повешение, утопление. К квалифицированным видам смертной казни относились закапывание живыми в землю, сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания – отрезание уха, носа, руки; битье кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал незначительное место среди мер наказания.
Процессуальное право. В Соборном уложении содержалось важнейшее предписание о том, что правосудие должно осуществляться справедливо.
В законодательстве того времени все еще отсутствовало разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако четко различаются две формы процесса: состязательный – суд и следственный – розыск, причем последний имел большее значение.
По делам о религиозных и государственных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям и преступлениям против личности процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное следствие, которое состояло из самых неотложных действий (задержание подозреваемого, арест, допрос, в том числе под пыткой). В законодательстве регламентировались основания и порядок применения пытки.
Большинство гражданских дел и некоторые уголовные, главным образом частного обвинения, рассматривались в состязательном процессе. Он начинался и прекращался по воле сторон, которые представляли доказательства в обоснование своих требований. Продолжалось развитие системы формальных доказательств, характерной для феодального права. В качестве доказательства сохранилась присяга. В Соборном уложении она именуется крестным целованием, порядок которого подробно регламентируется.
Таким образом, столетие с середины XVI до середины XVII вв. ознаменовано целым рядом значительных государственно – правовых событий. Российское государство стремительно двигается к следующей стадии феодализма – абсолютизму.
ГЛАВА VI.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|