ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО (МОСКОВСКОГО) ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕГОСУДАРСВТЕННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
(XIV – первая половина XVI вв.)
Предпосылки образования
Русского централизованного государства
Процесс образования централизованного государства на Руси имел свои особенности. Несмотря на большой урон хозяйству, причиненный монголо-татарским нашествием, вследствие чего экономическое развитие Руси было задержано, с конца XIII в. восстанавливалось хозяйство, заново возводились города, расширялась торговля. Борьба с внешними врагами явилась ускоряющим фактором в образовании централизованного государства на Руси.
Создание русского единого государства по времени совпало с образованием великорусской народности, которое на базе экономической, культурной, языковой, территориальной общности ускорило рост национального самосознания, способствующее объединению русских земель. В свою очередь, единое государство способствовало формированию великорусской народности.
Основными экономическими предпосылками образования Русского централизованного государства были рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений и рыночных связей в стране. В силу медленного развития городов, ослабленных в результате монголо-татарского нашествия, основной опорой государства стало дворянство (мелкие и средние феодалы – великокняжеские слуги). Рост дворянского землевладения был также одной из экономических предпосылок централизации.
В крестьянском хозяйстве большое значение имели добывающие промыслы (охота, рыболовство, бортничество). Земледелие в качестве основного занятия крестьян сочеталось с домашними ремеслами.
Трудом непосредственных производителей – крестьян – создавались материальные предпосылки для дальнейшего подъема экономики как условия государственной централизации.
Образование Русского централизованного государства происходило в обстановке нараставшей классовой борьбы в деревне (между зависимым крестьянством и феодалами-землевладельцами) и в городе (между городскими низами, тесно связанными с окрестным сельским населением, и господствующими верхами). Эта борьба, проявлявшаяся в разных формах, ослабляла позиции феодалов и объективно содействовала делу объединения Руси.
Большинство феодалов было заинтересованно в укреплении великокняжеской власти. Создание сильного централизованного государства отвечало также и интересам крестьянства, поскольку княжеская междоусобица, набеги золотоордынских ханов разоряли крестьян, разрушали их хозяйство.
Имелись и другие предпосылки, способствовавшие образованию Русского централизованного государства. В учебной литературе все они, как правило, разделяются на три основные группы.
1. Экономические предпосылки:
- зарождающееся поместное землевладение;
- необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий для развития торговли;
- постепенное разрушение натурального сельского хозяйства;
- углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства;
- необходимость введения единой денежной системы, единых мер и весов в целях обеспечения благоприятных условий для развития торговли;
- рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров.
2. Политические предпосылки:
- сохранение Северно-Восточной Русью, находившейся в податной зависимости от монголо-татар, своей государственности и православия;
- переживание Золотой Ордой с конца XIV в. феодальной раздробленности, приведшей к ее значительному ослаблению;
- дальновидная политика московских князей;
- превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса кафедры митрополита из Владимира в Москву;
- повышение роли Московского княжества как общенационального центра освободительной борьбы.
3. Социальные предпосылки:
- потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладавшей эффективным административным аппаратом и вооруженной силой для подавления народных восстаний;
- потребность слуг вольных и детей боярских в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу;
- потребность помещиков в закрепощении крестьян;
- потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами.
Важнейшей составной частью процесса формирования единого государства являлись централизация всего государственного аппарата, создание общерусского законодательства, единой системы права. Образование сильного, одного из самых больших государств в Европе, помогло русскому и другим народам Руси освободиться от монголо-татарского владычества, сохранить независимость в последующие периоды своей истории.
Общественный строй
В процессе централизации государства общественный строй включал феодалов, зависимых от них крестьян и различные слои городского населения.
Класс феодалов в период XIV – XV вв. имел довольно сложную структуру. Он формировался теперь не только из московских бояр и дворян, но и из феодалов других княжеств. В ходе присоединения соседних княжеств к Москве их боярство вливалось в состав московского. Когда присоединяли к Московскому государству татар, башкир и другие народы, их феодальную верхушку уравнивали в правах с московскими боярами и дворянами. Структуру этого класса составляли служилые князья, бояре, слуги вольные и дети боярские, а также слуги под дворскими.
Боярин теперь становится чином, который жалуется великим князем лишь самым знатным, богатым и влиятельным феодалам, главным образом, бывшим удельным князьям из Рюриковичей и Гедиминовичей. Бояре «вводятся» в этот чин великим князем и именуются «боярами введенными». Титул боярина, по крайней мере, до второй половины XV в., был наследуемым достоинством известных фамилий, относящихся к феодальной аристократии. Боярство первоначально принадлежало потомкам этих фамилий, без учета отношения их к службе. Но с образованием централизованного государства оно уже жалуется как высший чин государства и дается великим князем за службу. Остальные феодалы возводились в чины окольничих, стольников, чашников, постельничих и другие чины. Бояре и окольничие составляли Боярскую думу.
Начиная с XV в. значительно расширяется слой мелких феодалов – детей боярских и дворян. Бояре, не попавшие в два первых чина, сливались с детьми боярскими, а затем и с дворянами и несли различную военную или административную службу. Жаловались им либо чины думных дворян и думных дьяков, либо недумные чины стольников, дворян московских, ниже которых шли только дворяне городовые. Некоторые из этих средних и мелких феодалов владели землями на вотчинном праве, другие становились условными держателями земель, пожалованных им великим князем, постепенно сближаясь по своему положению с дворянством и сливаясь с ним.
Дворянство составляло основную вооруженную силу великокняжеской (царской) власти и формировалось из средних и мелких землевладельцев (детей боярских, слуг под дворским слуг вольных и др.). Поэтому великие князья стремились обеспечить дворян землей, так как в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян.
Русская церковь и монастыри выступали в то время как крупнейшие землевладельцы-вотчинники. Такие монастыри, как Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, владели десятками тысяч десятин земли в различных уделах, вели значительные торговые операции.
Церковь выступала и как серьезная политическая сила. Русская православная церковь освободилась от влияния византийского патриарха, перестала от него зависеть. Избрание митрополита осуществлялось теперь с одобрения великого князя русским освященным собором.
В отличие от светских феодалов, церковные приходы, епархии и монастыри еще сохраняли свои привилегии, в том числе в области суда (за исключением изъятых из их подсудности дел о душегубстве, разбое и воровстве), их владения были свободны от государственного тягла и службы. Все духовенство относилось либо к белому(приходские священнослужители, настоятели соборов и т.п.), либо к черному(монашествующие). Собственность на землю у черного духовенства принадлежала монастырям, а у белого – церковным организациям. Церковная верхушка формировалась из обеих частей духовенства – белого и черного.
Светские и духовные феодалы обладали рядом общих привилегий: только они могли являться собственниками земли и владеть крестьянами, освобождались от государственного тягла и ряда повинностей, полностью освобождались от ответственности за правонарушения, либо несли ее в меньшем размере, чем непривилегированное население. Кроме того, духовенство находилось под юрисдикцией церковного суда.
Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и усилению социального дифференциации его состава.
Высшие слои московского купечества включали две корпорации: гостей – «сурожан» (гостинные сотни), ведших торговлю с Югом, и суконщиков (суконные сотни), торговавших с Западом. Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики – сукном. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации «сотни». Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы, владевшие крупным имуществом. Они нередко давали в долг деньги, в том числе и боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством. Виднейшие купцы нередко привлекались к сбору налогов и к работе в приказах. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства. В ряде законодательных актов содержится обязательство великого князя «блюсти» гостей и суконщиков, которые имели привилегию судиться непосредственно у великого князя.
«Черные люди», то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свои организации. Они проявляли нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялись боярам. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами. Среди посадских людей встречались и лица, работавшие по найму: лодочники, грузчики и другие. Например, в Новгороде в 1523 г. существовала «гильдия носильщиков». «Сотни», «братчины», «гильдии» были не только производственными, но и территориальными, а также военными организациями. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. На случай осады городские сотни были расписаны по участкам обороны (стенам и воротам). Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности – «тягло» – в пользу великого князя (царя), и потому называлось тяглым или черным.
С ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения, что привело к созданию в середине XVI в. «земских изб» во главе с выборными земскими старостами и «целовальниками». Земские органы собирали налоги и вели борьбу с «разбойниками, татями, душегубцами». Царская власть стремилась найти в лице посадского населения опору в деле укрепления централизованного государства.
Для обозначения сельского населения, начиная с XIV в., постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «христиане»). Крестьяне делились на две основные категории: чернотяглых (черносошных) и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших вотчинникам и помещикам, а чернотяглые – на остальных землях, принадлежащих непосредственно князю как главе государства. Черносошные крестьяне несли все государственные повинности, совокупность которых составляло тягло.
В XV – первой половине XVI вв. происходит постепенное прикрепление чернотяглых крестьян к земле и усиление закрепощения владельческих крестьян. Прикрепление чернотяглых крестьян к земле происходило в форме закрепления их за определенным уделом – путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощение владельческих крестьян к определенной вотчине или поместью шло путем лишения их возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому, искать лучшее место. От крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы – дворяне, которые стремились к принятию соответствующих мер правового принуждения. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами стали прикреплять к землевладельцам некоторые группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы – крестьяне, издавна жившие на земле того или иного феодала, тесно связанные с данным владением в хозяйственном отношении и несшие в пользу своего хозяина обычные феодальные повинности, а также тягло государству.
Старожильцам противопоставлялись люди, пришедшие в данное феодальное владение из других мест. Этих людей называли новоподрядчиками (новоприходцами), пришлыми. Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали их в свои вотчины и поместья. Это были или крестьяне, бежавшие от своих феодалов, или крестьяне, переманиваемые у других феодалов путем предоставления определенных льгот. Пришлый человек освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей сроком на 5 и более лет, получая от хозяина помощь или ссуду. Новоприходцы имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. По истечении определенного срока новоподрядчик становился старожильцем.
Одной из групп зависимых людей были серебреники – крестьяне, взявшие у феодала «серебро» (деньги) в долг, и обязанные отработать его. Высокие проценты по таким долгам годами не позволяли ему уйти от хозяина.
Ещё одну группу зависимых людей представляли половники. Они не имели наделов, пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая хозяину половину урожая.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли, которые получали у феодалов жилища, иногда и землю, не облагаемую налогами. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви, а если жили на черных землях, то зависели от крестьянской общины.
Юридическому оформлению крепостного права положил начало Судебник 1497 г. Им было установлено, что крестьяне могут уходить от своих господ только за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), заплатив при этом необходимую сумму – пожилое.
В XV – XVII вв. еще существовало холопство. Однако законодательство того времени свидетельствует о постепенном изживании этого института. Часть холопов наделялась землей и средствами производства и переходила в категорию крепостных крестьян – «страдников», которые не пользовались правом перехода даже и в Юрьев день. Судебник 1497 г. определил источники закрепощения, а Судебник 1550 г. сократил их. Ключники и тиуны (приказчики) не считались холопами, если противное не было оформлено специальной грамотой. Дети, родившиеся до поступления их родителей в холопство, также не были холопами. Запрещено было принимать в холопы служилых детей боярских и дворян, находившихся на государственной службе. В 1559 г. была введена смертная казнь для лиц, составивших подложную грамоту о холопстве на вольного человека. В 1560 г. запрещалось поступать в холопы должникам даже при их желании.
Однако, вместо холопства с XV в. появляется новая форма зависимости – «служилая кабала». Внешне она носила форму «свободного договора». Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли крестьяне, оказавшиеся не в состоянии сохранить свое хозяйство в условиях развития товарно-денежных отношений. К кабальным часто относились как к холопам, поскольку они фактически не могли освободиться от неволи, не имея возможности собрать деньги для уплаты долга. В феврале 1597 г. был издан указ, серьезно изменивший положение кабальных. Они лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Указ предписывал взять принудительно «служилые кабалы» у всех свободных людей, которые работали у своих хозяев добровольно, без «крепостей». Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего Суда. В Соборном Уложении содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, воспроизводившая, в основном, указанные выше положения.
Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и к их полному закрепощению.
Государственный строй
Образование единого Русского государства сопровождалось централизацией государственного аппарата. Значительно усиливается власть великого князя (царя), оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления – приказы. В формировании централизованного государства великокняжеская (царская) власть опиралась на многочисленное дворянство и на купечество. Дворянству передается управление на местах путем замены наместников выборными дворянскими губными старостами. В городах им соответствовали купеческие земские старосты. Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы – на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись земли. Существовали также разряды – военные округа, губы – судебные округа.
С точки зрения формы правления Русское государство до середины XVI в. можно рассматривать как переходное от раннефеодальной к сословно-представительной монархии.
С падением власти удельных князей великий князь московский стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись лишать свободы своих ближайших родственников – удельных князей, пытавшихся противостоять их воле. Следовательно, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. После Куликовской битвы эта зависимость стала формальной, а с 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями.
С ликвидацией самостоятельных княжеств вассальные отношения стали заменяться отношениями подданства и обязательной службы великому князю. Ограничивались привилегии феодальной знати. Дела о наиболее опасных преступлениях – убийствах, разбоях и т.п. – изымались, из-под их юрисдикции и переходили к государственным судебным органам. Социальная база централизованной феодальной монархии расширялась за счет роста основной и многочисленной опоры великокняжеской власти в лице мелких и средних землевладельцев и городских торговых верхов.
Со времени правления Ивана Калиты великий князь московский превратился в единодержавного монарха. После завоевания турками Константинополя и брака Ивана III с Софьей Палеолог Москву стали называть «третьим Римом». Вначале Иван III, затем его сын Василий III официально титуловали себя «государями всея Руси», а в отношениях с некоторыми государствами – даже и царями. В 1547 г. 17-летний сын Василия III Иван IV был торжественно венчан первым русским царем.
В механизме Русского государства XV – XVI вв. великий князь (царь) был главой государства, в его руках сосредоточивались государственная, военная и судебная власть. Управление осуществлялось вместе с Боярской думой, которая выросла при великом князе из совета при князе, существовавшем еще в древнерусском государстве.
Боярская дума была постоянно действующим совещательным органом при великом князе. В зависимости от стадии развития государства количество членов Думы изменялось. При Иване III в ее состав входили 13 бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей; при его сыне Василии Ивановиче – 20 бояр, 1 окольничий и 1 казначей. При правлении Ивана Грозного число бояр сократилось вдвое, но увеличилось количество дворян. В состав Боярской думы, кроме указанных лиц, стали входить и думские дьяки. Они составляли проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Думы и важнейших приказов. Нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты.
Боярская дума была постоянным органом и заседала регулярно, хотя никакого регламента работы не имела. Заседания Думы проходили в царском дворце, как правило, в Золотой палате. В особо важных случаях в ее заседаниях принимали участие митрополиты и другие иерархи церкви. Бояре могли решать государственные вопросы и без царя, но их решения обязательно должны были утверждаться им. В постоянных заседаниях Думы участвовали не всегда все члены, а лишь те из них, которые на момент заседания находились в Москве.
В Боярской думе, как и во всех государственных органах, действовала система местничества. Первый разряд составляли бывшие великие князья, второй – потомки крупных удельных князей и первостепенные московские бояре, третий – бывшие мелкие удельные князья и второстепенные московские бояре и т.д.
Духовенство оказывало значительное влияние на работу Боярской думы и на решение государственных вопросов. Церковные соборы обсуждали многие проблемы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви светская власть.
Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и его централизация вступали в противоречие со старыми формами управления.
В едином централизованном Русском государстве различные отрасли управления («пути») поручались («приказывались») отдельным лицам из великокняжеского окружения. Вокруг «путних» бояр складывался штат помощников, возникало учреждение. Эти органы государственного управления получили названия приказов. Первые сведения о них относятся к концу XV в., но основная масса приказов создается в 50 – 70 гг. XVI в. и получает свое развитие в XVII в., когда действовало до 80 приказов. Вместе с тем постоянных приказов насчитывалось до 40, а остальные образовывались по мере надобности, без определенного плана и сферы компетенции.
Приказы подразделялись на: 1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны, 2) ведавшие управлением определенными территориями, 3) ведавшие дворцовым управлением.
Из приказов с общегосударственной компетенцией важнейшие были: Посольский, Разряд, Ямской, Разбойный, Челобитный, Стрелецкий, Пушкарский, Холопьего Суда, Поместный, Большого приказа и Большой казны.
Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу. Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.
Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства за исключением Москвы. Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах. Споры о холопах рассматривал Приказ Холопьего суда.
К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой; Казанского дворца, ведавший территорией бывшего Казанского ханства; Сибирский.
К третьей группе относились дворцовые приказы. Приказ Большого дворца управлял дворцовый хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы. Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный – царскими конюшнями.
Строго централизованное приказное управление явилось крупным шагом в деле укрепления государственного аппарата. Однако неопределенность компетенций, подотчетность только высшим органам власти и безответственность перед населением порождали бюрократизм, взяточничество и волокиту.
Как уже отмечалось, в административно-территориальном делении, наряду с уездами и волостями, существовали станы, являвшиеся частью уезда или даже волости. Иногда волость была частью стана. Сохранялось также деление присоединенных районов на четверти, пятины (бывшие новгородские владения). Этими территориями управляли, как правило, дворцовая администрация на местах (в дворцовых селах и станах), либо наместники (в уездах) и волостели (в волостях) в чернотяглых селах и слободах, либо сами вотчинники в их собственных владениях.
Ряд функций, связанных с землевладением, военной службой, осуществлением государственных повинностей населением, судом по наиболее опасным преступлениям и т.п., был изъят у феодалов и передан государственным органам. Другие вопросы управления феодально-зависимым населением (все повинности в пользу феодала, суд по менее тяжким правонарушениям) сохранялись за вотчинниками.
Система местного управления в XIV – XV вв. носила название «кормление». Назначенные великим князем из числа бояр наместники (в уездах) и волостели (в волостях) со своими слугами-помощниками – тиунами, доводчиками, праветчиками – были полновластными хозяевами над подчиненным им населением. Натуральные корма – поборы взимались обычно несколько раз в году (при въезде на кормление и на большие праздники – Рождество, Пасху, Петров день) по общинной разверстке с городских и сельских поселений. Сроки пребывания кормленщиков в должности заранее не ограничивались, и кормление нередко передавалось по наследству.
Со временем стали ограничиваться сроки кормления (годом, реже двумя), в законодательном порядке определялись численность наместничьей администрации, нормы поборов (часто уже в денежном выражении). Непосредственный сбор кормов самим кормленщикам вести запретили, это стали делать местные выборные люди – сотские и старосты. К делам наместничьего (волостельского) управления стали привлекаться выборные лица из местного населения – сотские, старосты, пятидесятские, десятские, «добрые люди».
Выборные были выходцами либо из мелкого служилого люда, либо из достаточно зажиточных торговых слоев городов и пригородов, либо из волостной и сельской выборной крестьянской администрации, из более богатых крестьян. Роль этой администрации становилась все более значительной в делах местного управления. В ее компетенцию входили раскладка и сбор податей, административно-финансовая, судебно-полицейская и прочая деятельность.
В конце 30-х – начале 40-х гг. XVI в. стали предприниматься первые шаги по созданию местного выборного дворянско-купеческого управления. В 1539 – 1541 гг. на Руси сначала в северных районах, а позднее и в южных вводится губное управление (первая дошедшая до нас Белозерская губная грамота относится к 1539 г.). Это была система полицейско-судебных органов («губные избы»), возглавлявшихся выборными старостами из местных дворян. Первое время они сосуществовали с наместничье-волостельской администрацией, а во второй половине XVI в. полностью заменили ее.
В городском управлении также произошли существенные изменения. С образованием Московского государства многими городами стал управлять великий князь, а не удельные князья, которым подчинялись они раньше. Лишь некоторые мелкие города (а также белые слободы во многих городах) продолжали находиться во владении отдельных крупнейших феодалов. На города распространилась общая система государственного управления: либо дворцового (если посады находились на территории дворцовых путей, каким, например, был Переяславль Ростовский), либо наместников-кормленщиков. В Москве в конце XV – начале XVI вв. было даже несколько наместников для отдельных частей города, входивших в удельное управление братьев великого князя. Вместе с тем в посадах, пригородах (станах) существовала и выборная городская общинная администрация, в том числе и цеховая: старосты, сотские, пятидесятские, десятские, но их относительная самостоятельность была ограничена чисто внутренними делами городской общины (например, раскладкой тягла).
В городах стали создаваться местные центры военно-служилой организации дворян, детей боярских и других служилых людей, которые обороняли город, сидели в осаде, несли государеву службу. В XV – XVI вв. особое значение приобрело городовое дело, которое стало постоянной повинностью всего населения и от которого не освобождались даже монастыри.
В середине XV в. появились должности городчиков, или городничих. В первой половине XVI в. стали назначаться городовые приказчики из дворян и детей боярских, которые выступали в качестве военных комендантов городов. Постепенно в их ведение переходили самые разнообразные дела, связанные с тягловыми повинностями и различными службами городского и окрестного населения: сбор некоторых податей, надзор за судебной деятельностью кормленщиков, полицейско-охранная служба, надзор за тюрьмами и другие. При наличии вооруженного гарнизона аппарат городовых приказчиков являлся достаточно эффективным органом управления. Городовые приказчики действовали под прямым контролем центральной администрации.
Таким образом, и центральный, и местный аппарат Русского государства изменялся в сторону все большей централизации и становился преимущественно все более дворянским. В нем раньше всего и быстрее всего развивались и укреплялись те звенья, которые обеспечивали потребности класса феодалов и их государства (казенный, разрядный, разбойный приказы, губные избы, городовые приказчики). Для осуществления своих классовых задач правительство использовало выборных лиц из податного посадского и крестьянского населения, в частности, выборную волостную и сельскую администрацию крестьянской общины, все более превращая эту администрацию во вспомогательный фискально-полицейский аппарат феодального государства.
С образованием централизованного государства были произведены изменения в структуре вооруженных сил, которые являлись важнейшей частью государственного механизма для решения как внутригосударственных, так и внешнеполитических задач. Вместе с княжеским и боярским ополчением в вооруженные силы входило дворянское поместное ополчение, состоявшее из детей боярских и дворян. Служба дворян обеспечивалась материально путем наделения их землей на поместном праве. Создание конного поместного дворянского ополчения дало в руки великокняжеской власти многочисленную, надежную и послушную вооруженную силу, на которую она могла опереться и во внешней, и во внутренней политике.
Для больших войн, кроме поместной конницы, привлекалось и народное ополчение – «московская рать». Тяглое население отбывало воинскую повинность с «сохи». Поэтому и ополчение называлось также «посошной» ратью. Население обязано было вооружать и содержать во время службы ратников. Эта пешая рать существенно дополняла поместную конницу.
В конце XV – начале XVI вв. в составе русских войск появились «пищальники», вооруженные огнестрельным оружием – пищалями.
С середины XVI в. создаются стрелецкие полки. Стрельцы набирались из вольных людей, получали казенное оружие (пищаль, саблю, бердыш) и хлебное жалованье, правда, незначительное, что компенсировалось предоставлением им льгот в торговле, ремесле. Они селились слободами и сводились в полки (приказы) по 500 человек. На окраинных землях создавались на тех же основаниях отряды казаков. Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны, были служилыми людьми «по прибору» в отличие от служилых людей «по отечеству», то есть бояр и дворян.
С 30-х годов XVII в. начинается формирование рейтарских, драгунских и солдатских полков. Они комплектовались из обедневших дворян, вольных и «даточных» людей, к принудительному набору которых по одному с 20 – 25 крестьянских дворов прибегло правительство. Эти полки нового строя содержались за счет государства, имели хорошее вооружение и были единообразно обучены. С увеличением доходов государства число их возрастало. Общая численность русских войск доходила до 200 – 350 тыс. человек, а в походах участвовало до 150 – 180 тыс. человек.
Русская православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживавшую государство, но и соперничавшую с ним. Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала крупным имуществом, в первую очередь земельным. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церковь в Московском государстве получала иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов – городских, торговых, таможенных, судебных пошлин.
Увеличивая свое могущество, Русская церковь была зависима от великого князя, который защищал ее интересы и поддерживал авторитет. В обмен на сохранение в неприкосновенности ее земельной собственности церковь признала верховенство светской власти. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом, хотя еще во времена своего княжения Дмитрий Иванович, прозванный Донским, серьезно боролся против этого.
Создание централизованного Московского государства изменило порядок формирования и работу казначейства.Из дворцовой казны великого князя выделилась великокняжеская (государственная) казна, управление которой находилось в ведении Казенного приказа. Доходы казны Московского государства складывались из прямых и косвенных налогов, прибыли от перечеканки монет, от казенной промышленности и торговли.
После образования централизованного государства появились новые виды налогов, например, «стрелецкий хлеб». В начале XVII в. государство ввело чрезвычайные налоги – «запрос» и «пятинные деньги», то есть налог в размере 1/5 всех доходов и стоимости имущества плательщика. Это было связано с созданием специального государственного аппарата, увеличением численности вооруженных сил, строительством городовых укреплений.
Основанием налогообложения была «соха» (единица податного обложения на Руси). «Соха» не представляла собой постоянной единицы, размер ее менялся в зависимости от качества земли, классовой принадлежности плательщика и других факторов. Так, на землях дворян «соха» имела около 800 четвертей «доброй» земли (400 га), на церковных – 600, а на черносошных землях – 500. Таким образом, земли дворян облагались легче, чем земли монастырей и черносошных крестьян. Более того, сами дворяне не были податными и налоги за них платили крестьяне, жившие на дворянских землях.
В городах «соха» включала в свой состав от 40 до 160 тяглых дворов. Население черных сотен было связано круговой порукой, так как тягло накладывалось на всю сотню. Время от времени проводились переписи населения и земель, материалы которых и использовались для обложения.
Косвенные налоги состояли из таможенных и кабацких сборов, а также налогов на соль и т.д.
Важным средством упорядочения финансов явилась денежная реформа, проведенная в начале XVI в. В государстве была введена единая денежная система, право чеканить монету предоставлялось лишь великому князю, деньги удельных князей из обращения были изъяты.
В связи с общим подъемом экономики страны, развитием рынка, товарно-денежных отношений увеличивались и доходы государства, основная часть которых шла на содержание больших по своему составу армии и государственного аппарата.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|