И изменения в общественном и государственном строе России
К середине XIX в. общий кризис феодально-крепостнической системы достиг наибольшей остроты. Экономика России неуклонно развивалась по капиталистическому пути.
Кризис феодальных отношений стал очевидным. В связи с этим некоторые помещики полностью переводили крестьян на оброк или пытались перейти к использованию наемного труда, другие просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьян в банках. Владельцы посессионных крестьян, получив соответствующее право, освобождали крепостных, а затем брали их на свои предприятия по вольному найму. Однако, значительная масса помещиков продолжала увеличивать повинности своих крестьян, которые нередко стали превышать хозяйственные возможности крепостных. Это препятствовало развитию промышленности, так как нищее крестьянство, ведя натуральное хозяйство, не могло покупать промышленные товары. Следовательно, промышленность не имела необходимого рынка сбыта. Ей недоставало свободной рабочей силы, потому что основная масса населения была закрепощена.
Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, стала Крымская война 1853 – 1856 гг., закончившаяся поражением России. Война показала отсталость и бессилие крепостнического строя, экономики страны. Росло число массовых стихийных выступлений крестьян.
В этой обстановке правительство сочло необходимым предпринять меры для спасения самодержавия, и, прежде всего, приступить к подготовке крестьянской реформы с тем, чтобы отмена крепостного права произошла сверху, а не снизу, под давлением народных масс.
Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов соответствующих законодательных актов. Существовало три основных варианта осуществления реформы: 1) отменить крепостное право единым указом, без наделения крестьян землей; 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп; 3) перевести крестьян в положение временнообязанных на срок. Все предложения по реформе концентрировались в Министерстве внутренних дел.
В январе 1857 г. по указанию императора Александра II был создан Секретный комитет, которому поручалось выработать основной проект отмены крепостного права. Через год он был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав входило 12 высших сановников под председательством царя. Кроме того, в 1858 – 1859 гг. было образовано около 50 губернских дворянских комитетов, от которых также исходили предложения по проведению реформ. В Главном комитете и комиссиях шла борьба либерального и консервативного направлений. Обсуждение продолжалось долго, и, наконец, был подготовлен окончательный проект, который был рассмотрен и одобрен Государственным советом.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе. Всего было разработано 17 актов, в которых получили свое разрешение четыре вопроса: а) о личном освобождении крестьян; б) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; в) о выкупе крестьянами своих земельных наделов; г) об организации крестьянского самоуправления. Реформа проводилась среди помещичьих крестьян в 34 губерниях (великорусских, левобережной и южной Украины и восточной Белоруссии).
С момента обнародования Манифеста крестьяне получали личную свободу. Прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работу, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне наделялись личными и имущественными правами: самостоятельно вступать в брак, заключать договоры с частными лицами и казной, свободно заниматься торговлей и промышленностью, приобретать движимую и недвижимую собственность, наследовать имущество, вести свои судебные дела, участвовать в работе органов общественного самоуправления, поступать на службу, на учебу и некоторыми другими правами.
Законом был установлен двухлетний срок для определения земельных взаимоотношений помещиков и крестьян. В течение этого времени крестьяне, хотя и получившие личную свободу, обязаны были отбывать прежние повинности в пользу помещиков.
Наделение землей производилось в различных районах страны в соответствии с местными положениями. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую именно землю получали крестьяне. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками, назначавшимися Сенатом по представлению губернаторов. Грамоты обсуждались на крестьянских сходах. По предложениям крестьян в них могли вноситься поправки. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с окончательным текстом, а посредник признавал её содержание соответствующим требованиям закона.
Земля, получаемая крестьянами при освобождении, а ею наделялись только лица мужского пола, подразделялась на приусадебный участок и полевой надел. За землю крестьяне должны были заплатить обязательный выкуп, причем усадьбу можно было выкупить в любой момент, а полевой надел – с согласия помещика и общины. Дворовые слуги помещика земли не получали, но и выкуп не платили. Наделение землей происходило в обязательном порядке, причем крестьянин не мог отказаться от этой земли в течение 9 лет после издания Манифеста. Установление такого порядка объяснялось нежеланием быстрой пролетаризации крестьянской массы, а также полицейскими соображениями, поскольку в городах могло скопиться большое количество лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян.
Сами земельные наделы крестьяне получали с подписанием уставной грамоты, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а у крестьян она находилась только в пользовании. За это крестьяне несли оброк и барщину, сниженную до 30 – 40 дней в году. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении 9-летнего срока с момента выпуска Манифеста в случае, если крестьянин отказывался от надела.
После совершения выкупной сделки крестьяне получали права свободных сельских обывателей. Вместе с тем, они оставались податным сословием, были обязаны нести повинности, платили подушную подать, могли быть подвергнуты телесным наказаниям, от которых были освобождены привилегированные сословия.
Размеры полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и порядок их выкупа были определены, прежде всего, с учетом интересов помещиков.
Вся земля в местностях, где проводилась реформа, делилась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную. Полоса подразделялась на несколько районов с учетом качества почвы, численности населения, уровня экономического развития. Для каждой полосы местными положениями были установлены высшие и низшие нормы наделения крестьян землей. Однако, эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Поэтому в ходе реформы крестьяне лишились свыше 5 млн. га, что составило около 20 % крестьянских земель.
Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенного крестьянского оброка. Был установлен годовой 6 % капитализированный оброк, в среднем равнявшийся дореформенным годовым доходам помещика. Он и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли и фактически включал стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. руб., крестьяне же должны были за нее заплатить 867 млн. руб.
Чтобы обеспечить реальный выкуп земли правительство взяло на себя организацию выкупной операции: 20 – 25 % выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75 – 80 % помещики получали от государства, которое, в свою очередь, взыскивало данную ссуду с крестьян в рассрочку в течение 49 лет из расчета 6 % годовых. Всего за 40 лет крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. руб., т.е. вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.
В Великороссии, большей части Украины и Белоруссии сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как именно она, а не каждый отдельный крестьянин, выкупала землю. Внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и исполняла повинности, распределяя их между своими членами. Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностей и выкупных платежей были связаны круговой порукой и за неплательщиков платили исправные плательщики. Но община, в свою очередь, могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки по решению сельского схода или принудительно отправить его на заработки. Уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга при гарантии, что другую половину выплатит община. Сохранение общинной собственности на землю, связывая инициативу и предприимчивость крестьян, серьезно тормозило экономическое развитие деревни.
В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования, устанавливался подворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно было лишь по истечении 9 лет с момента объявления реформы.
В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена и на другие категории крестьян. Удельные, принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов, и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, а полевой надел – лишь в том случае, если он у них был до реформы.
Формируется крестьянское самоуправление, органами которого в сельских обществах, объединявших крестьян-домохозяев, являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, исключения из общины и приема в нее, взыскания недоимок.
Сельские общества объединялись в более крупные единицы – волости с населением от 300 до 2 000 человек. Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел – один человек от 10 дворов. Волостные сходы избирали волостного старшину и волостных судей.
Выборные должностные лица общин и волостей обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. В период временнообязанного состояния староста был фактическим помощником помещика. Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов.
Таким образом, крестьянская реформа, несмотря на то, что сохраняла некоторые признаки феодальных отношений, носила буржуазный характер и открывала дорогу развитию капитализма в стране.
Отмена крепостного права внесла существенные изменения в общественный строй Российской империи.
Потеряв власть над крестьянами, многие дворяне обуржуазились и вступили на путь капиталистического предпринимательства. Часть дворян разорялась и продавала земли. Тем не менее, при общем сокращении помещичьего землевладения к концу XIX в. 30 тыс. дворян-помещиков владели 70 млн. га земли.
Основные привилегии дворянства оставались неизменными. Дворянство сохраняло сословные организации в виде губернских и уездных дворянских собраний. Оно было самой влиятельной силой в стране и определяло основные направления внутренней и внешней политики. За пятьдесят пореформенных лет сословный состав высшей бюрократии почти не изменился. Если в 1853 г. в Сенате было 95 % дворян, то к началу XX в. – 88 %, а Государственный совет в те же годы почти полностью состоял из дворян. Вместе с тем, число земельных собственников среди этой прослойки к концу XIX в. значительно сократилось.
В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Соответственно шло социальное расслоение крестьянства. Появились батраки – сельский пролетариат и кулаки – сельская буржуазия, которые эксплуатировали беднейшую часть крестьянства.
С отменой крепостного права отпали факторы, сдерживавшие развитие свободного рынка, поэтому буржуазия быстро организовывалась в класс. Значительную его часть составляло дореформенное купечество. В результате промышленного переворота 70-х годов XIX в. усилились позиции крупной промышленной буржуазии. Она была тесно связана с государственным аппаратом и политика государства в экономической сфере отвечала ее интересам.
Вместе с тем, политические позиции буржуазии в обществе были недостаточно сильны. При отсутствии политических партий буржуазия создавала различные общества. В 1866 г. было создано Русское техническое общество, в 1867 г. – Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли. В 1870 г. в столице состоялся первый официальный торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. В 80-е годы XIX в. проявились процессы монополизации, особенно в нефтяной и сахарной промышленности.
В связи с развитием промышленности резко увеличивалась численность городского населения. Число работавших по найму к концу XIX в. достигло 10 млн. человек. Но большую долю рабочих сначала составляли лица, не порвавшие окончательно с сельскохозяйственным производством и сезонной работой. Постепенно бывшие крестьяне, закрепляясь на производстве, перевозили в город свои семьи и становились кадровыми рабочими – пролетариями, свободными от собственности на средства производства.
Порядки на фабриках и заводах многое унаследовали от дореформенной эпохи. Отношения рабочих и нанимателей были слабо урегулированы законодательством. Пользуясь этим, наниматели устанавливали продолжительный рабочий день, произвольные штрафы, расплачивались с рабочими натуральными продуктами из местных лавок, задерживали выдачу им зарплаты.
Формируясь как класс, пролетариат постоянно боролся за свои права, организуя забастовки и стачки. В результате в 80-е годы XIX в. условия труда и заработная плата были несколько улучшены, усилилось значение фабричных инспекторов.
Произошли некоторые изменения в государственном строе, свидетельствующие о постепенном превращении феодальной монархии в буржуазную.
Император сохранял закрепленный в основных законах Российского государства статус неограниченного монарха. В кругах, близких к Александру II, вынашивались идеи о переходе России к конституционной монархии, об ограничении власти царя выборными органами. Но после убийства народниками императора в 1881 г. эти планы были отвергнуты, и взошедший на престол Александр III подписал Манифест о незыблемости самодержавия.
Высшим законосовещательным учреждением России оставался Государственный совет, на который в ходе реформ 60 – 70-х гг. легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения), комиссии (по охране государственного порядка) и совещания (Особое совещание для охраны спокойствия и пр.). Члены Государственного совета назначались пожизненно и иногда вели себя независимо, что не нравилось Александру III, который при решении государственных вопросов больше стал опираться на Комитет министров.
Сенат продолжал быть высшим судебным органом государства, выполнявшим, кроме того, некоторые административно-надзорные функции. В результате проведения судебной реформы 1864 г. его положение несколько упрочилось. В 1866 г. в составе Сената открылись уголовный и гражданский кассационный департаменты. В 1872 г. создается Особое присутствие для рассмотрения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах, а в 1885 г. учреждается Высший дисциплинарный суд для разбора правонарушений, совершенных судьями. В 1898 г. существовавшие в составе Сената апелляционные департаменты были объединены в единый Судебный департамент.
Накануне реформ в 1857 г. (официально – в 1861 г.) был учрежден новый высший орган – Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие ведомствами. Председательствовал в Совете император. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством и имел только совещательные функции.
Важную роль в системе высших государственных органов некоторое время продолжала играть Собственная его императорского величества канцелярия. Но в 1880 г. было упразднено её Третье отделение, а в 1882 г. – Второе.
Аппарат министерств в 1860 – 1870 гг. был значительно перестроен. Многие министерства стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов. В составе последнего были созданы казенные палаты, ведавшие прямыми налогами, акцизное управление, осуществлявшее косвенное обложение, Главное выкупное управление, департамент торговли и мануфактур. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществляя подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора.
Министерство внутренних дел после упразднения III отделения получило функции политического сыска и управления Отдельным корпусом жандармов. В 1880 г. создается Департамент полиции – важнейшая часть министерства, а в 1879 г. – Главное тюремное управление. На местах МВД имело подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и другие.
Постепенное превращение монархии феодальной в монархию буржуазную явилось главной предпосылкой целого ряда государственных реформ, последовавших в России вслед за крестьянской реформой 1861 г.
Земская и городская реформы. Глубокому реформированию подверглась система местного управления. Дореформенная система отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. В период же поступательного развития капиталистических отношений буржуазия хотела ликвидировать часть сословных привилегий и получить доступ к «рычагам власти», пусть пока и на местном уровне. Крестьянская реформа также настоятельно требовала перестройки местного управления.
1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В 34 губерниях были созданы органы местного самоуправления: уездные и губернские земские собрания в качестве представительных и распорядительных органов и их исполнительные органы – земские управы.
Функции земских органов ограничивались хозяйственными вопросами: заведованием имуществом, капиталами и денежными сборами земств, а также взаимным земским страхованием имущества; содержанием земских зданий, школ, больниц, приютов, устройством подъездных путей; попечением о местной торговле и промышленности, продовольственном снабжении, санитарном состоянии.
Уездные земские собрания избирались по трем избирательным куриям:
- первая – курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, владевших земельной собственностью определенного размера (от 200 до 800 десятин в зависимости от местности). В курию также входили торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия с капиталом более 6 тыс. руб.;
- вторая – городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством, или владеть предприятием определенного размера, или владеть недвижимостью стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. (в зависимости от величины города);
- третья – сельская (крестьянская) курия. Имущественный ценз в ней установлен не был, но вводилась система трехступенчатых выборов: крестьяне-домохозяева, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
Выборы в губернские уездные собрания проводились гласными уездных земских собраний.
Земские управы как исполнительные органы заведовали текущей деятельностью земств и состояли из председателя и двух членов. В их структуру входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы. Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога (в 1866 г. было запрещено облагать налогом торговые и промышленные предприятия).
Собрания и управы избирались на три года. Председателями земских собраний были предводители дворянства. Председатели уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.
Государственные органы жестко контролировали деятельность земств. Так, губернатор мог приостановить любое постановление земства по соображениям противоречия государственным интересам. Земствам запрещалось публиковать свои постановления без разрешения губернатора. Сенат запретил сношение земств друг с другом.
В целом создание в России земских органов имело прогрессивное значение. Земства много сделали для развития местного хозяйства, просвещения, здравоохранения, и именно в них концентрировались оппозиционные царизму буржуазно-либеральные слои общества.
Городская реформа, как и земская, явилась следствием развития капиталистических отношений после отмены крепостного права. Буржуазия требовала создания бессословных органов городского самоуправления.
Ещё в 1846 г. для Петербурга было выработано Городовое положение, по которому закреплялось пять городских сословий (а не шесть разрядов, как было по Жалованной грамоте городам 1785 г.), восстанавливалась общая городская дума, избираемая напрямую. Общая дума выбирала распорядительную (исполнительную) думу. Городской голова избирался представителями всех сословий. Однако, в 50-х годах XIX в. численность общей думы была уменьшена вдвое, и был установлен двухступенчатый порядок её выборов. В 1863 г. Петербургское положение было распространено на Москву и Одессу.
Новое Городовое положение было утверждено императором 16 июня 1870 г. На основе данного закона в 509 городах России были созданы органы местного самоуправления: городские думы и городские управы, избиравшиеся населением, независимо от сословной принадлежности, сроком на четыре года.
Гласных в городскую думу, являвшуюся распорядительным органом, могли избирать только достигшие 25-летнего возраста плательщики городских налогов, причем в зависимости от размера уплачиваемых податей и налогов избиратели подразделялись на три курии. Первая курия состояла всего из нескольких десятков лиц, уплачивающих 1/3 городских налогов, вторая – из нескольких сотен, третья – из тысяч налогоплательщиков. Каждая из курий имела равное число гласных. Юридические лица участвовали в выборах через представителей.
Исполнительным органом самоуправления была городская управа. Половина её состава должна была обновляться каждые два года. Председателем думы был городской голова, он же возглавлял управу, причем мог приостановить её решение.
Городское самоуправление находилось под контролем государственной администрации. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского – министром внутренних дел. Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников под председательством губернатора. Губернатор также разрешал разногласия между думой и управой и контролировал смету доходов и расходов думы.
В компетенцию городской думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок; установлении правил о заведовании городскими имуществами, приобретении городской недвижимости, о займах. В пользу города дума могла устанавливать оценочный сбор с недвижимости, сборы с документов на право торговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений, собак, аукционов.
Таким образом, как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государства. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию российских городов.
Финансовая реформа. Она проходила в 1862 – 1868 гг. Немного раньше – в 1860 г. был создан Государственный банк. Выкупная операция потребовала создания Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, осуществлявших кредитование. Кроме того, возникла целая сеть частных коммерческих банков. Реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованному порядку формирования государственного бюджета. Бюджет калькулировался в Министерстве финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Исполнялся бюджет с 1864 г. по принципу единства кассы через государственное казначейство. Дореформенные подати и винные откупы, были заменены поземельными и акцизными налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета.
Полицейская реформа. Эта реформа начала проводиться с 1862 г. на основе Временных правил об устройстве полиции. Вотчинная полиция в связи с освобождением крестьян была упразднена. Уездная и городская полиции уездных городов были объединены и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством.
Был расширен низовой аппарат полиции. В 1878 г. в мелких территориальных единицах – станах учреждались должности участковых урядников и создавался полицейский резерв – отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.п.).
В крупных городах вместо прежних управ благочиния были созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) – во главе с обер-полицмейстерами или градоначальниками. Города делились на части (районы), в которых полицейский аппарат возглавляли частные приставы. Части, в свою очередь, делились на участки и околотки, в которые назначались участковые и околоточные надзиратели.
Жандармские округа в 1880 г. были упразднены, но в каждой губернии появилось губернское жандармское управление.
Полиция была освобождена от несвойственных ей функций. Хозяйственные дела после земской и городской реформ перешли к органам местного самоуправления, предварительное следствие после судебной реформы было передано судебным следователям, а полиция вела только дознание.
Изменились и принципы комплектования полиции. До военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках. После военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличивалось жалованье, вводились пенсии и иные льготы служащим полиции.
Судебная реформа. Дореформенный суд противоречил потребностям буржуазного развития страны. Он находился в полной зависимости от администрации, носил сугубо сословный характер и был основан на принципах феодального права, исключавших гласность и состязательность судебного процесса. В судах царили волокита, взяточничество и произвол. Это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.
Подготовка судебной реформы началась в 1861 г. с участием таких известных юристов, как С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, А.Ф. Кони. 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил четыре документа: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа провозгласила отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей, создание всесословных судебных органов, равенство всех перед судом, суд присяжных, выборность мировых судей, прокурорский надзор за законностью судопроизводства. Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, оценки доказательств по внутреннему судейскому убеждению и права обвиняемого на защиту.
Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых судов.
Мировые суды учреждались для рассмотрения незначительных гражданских дел с ценой иска до 500 руб. и мелких уголовных дел. Им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как арест сроком до 3 месяцев, заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму до 300 руб.
Мировой округ включал, как правило, уезд с входившими в него городами и делился на участки. Каждый участок имел мирового судью, который избирался сроком на три года уездным земским собранием из лиц с высшим или средним образованием и высоким имущественным цензом. Избранный судья утверждался Сенатом. Если мировой судья работал без жалования, он удостаивался чести стать почетным мировым судьей.
Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в апелляционном порядке в уездный съезд мировых судей, а в кассационном порядке – в Сенат. На созываемые съезды мировых судей возлагались обязанности рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.
Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Судебный округ совпадал с территорией губернии или объединял несколько уездов. В окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских.
Окружной суд функционировал в составе либо одного коронного суда из трех членов, либо коронного суда вместе с 12 присяжными заседателями. С участием присяжных рассматривались те уголовные дела, по которым предусматривались наказания, связанные с лишением или ограничением прав состояния, кроме дел политического характера. Коронные судьи назначались из числа дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в отставку.
Присяжным заседателем могло стать лицо мужского пола в возрасте от 25 до 70 лет с цензом оседлости в данной местности не менее 2 лет. Имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные допускались и лица, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении. Порядок подбора присяжных был следующим. Специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных на конкретные заседания.
Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей проходило следующим образом. Заседанием руководил председатель коллегии коронных судей. Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил в письменном виде вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, большинством голосов выносили вердикт – виновен или невиновен подсудимый и если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Коронный суд определял лишь меру наказания. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, считались окончательными, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы только в Сенат в кассационном порядке.
Второй (апелляционной) инстанцией по всем уголовным и гражданским делам за исключением уголовных дел, решенных с участием присяжных, выступали судебные палаты, по одной на 8 – 10 окружных судов. Судебные палаты рассматривали жалобы и протесты на приговоры окружных судов. Кроме того, они рассматривали в качестве первой инстанции дела по обвинению в государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела палаты рассматривали с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями.
Высшей судебной инстанцией был Сенат, в котором действовали кассационные департаменты. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавшему под общим надзором прокуратуры. Судебные следователи назначались министром юстиции и формально считались несменяемыми.
Главными задачами реорганизованной прокуратуры стали поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения, принесение протестов на приговоры и решения судов. Генерал-прокурором являлся министр юстиции, в каждом департаменте Сената был обер-прокурор, а при судебных палатах и окружных судах – прокуроры.
В ходе реформы учреждается институт адвокатуры. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных с высшим юридическим образованием, выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах.
Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было не закончено. Сенат являлся не только высшим судебным органом страны, но и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей также не соблюдался. Широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Всесословные по принципам организации мировые и общие суды фактически состояли из представителей дворянского сословия, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели, главным образом, дворяне.
Сохранены были сословные суды – духовные, которые кроме дел в отношении духовенства рассматривали бракоразводные дела светских лиц, и крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы крестьян. Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и промышленным делам. Параллельно также действовала система военных судов.
Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|