Упражнение 3.31. Ведущий дискуссии
Цели:
-освоить активный стиль общения и развитьв группе отношения творческого партнерства;
-потренироваться в умении вести спонтанную беседу, играть образ, заданный условиями игры;
- совершенствовать лидерские умения управлять группой;
- поупражняться в риторике - науке убеждать.
Размер группы: какой угодно большой.
Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник","Философ", "Дипломат", "Альтернативный лидер", "Равнодушный".
Время: 30-60 минут.
Ход игры
Руководить собранием, обсуждением, дискуссией особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:
- быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;
-владеть аудиторией, вниманием слушателей; ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;
-четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.
В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. Затем определяют тему, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)
Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу избранной для обсуждения темы и в связи с полученной ролью. Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.
Завершение
Обсуждение строится на нескольких уровнях.
Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.
Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был "спорщиком", кто "альтернативным лидером", а кто "занудой". Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?
Третий уровень - самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем - его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателямииспользовал ведущий?
Упражнение 3.32. Личный багаж
Цели:
- развить способности составления психологического портрета человека;
-освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства; - помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: бумага для записи вещей, входящих личный багаж участников, и ручки.
Время: в зависимости от количества участников.
Ход упражнения
- Группа уже немало времени провела вместе, познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж. Мы будем собирать рюкзак вместе. Что положит в рюкзак товарища группа? При этом договоримся. класть в него не вещи, а личные качества товарища! Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать.
Есть у этой игры еще несколько правил.
Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.
Второе: мы не можем положить в рюкзак качества характера, за которые не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в личный багаж вашего товарища.
Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем каждому собранному нами в дорогу игроку.
Завершение:
-Что вам понравилось в игре?
-Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?
Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Какие из составляющих багажа вы хотели бы все же оставить?
Упражнение 3.33. Лото
Цели:
- через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций;
- развить способность видеть проблему в многообразии подходов;
- способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи;
- снять излишнюю зависимость в ориентации н. привычные идеи и мнения других, дать пример: плюралистического подхода к решению творческой групповой задачи.
Размер группы: какой угодно большой.
Ресурсы: флип-чарт или листы ватмана, маркеры, самоклеющиеся листки бумаги или листки с булавками/кусочками клейкой ленты, кнопки.
Время: 30-60 минут.
Ход упражнения
Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной
доске: расчерчивает его на 6-8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определенная тема. Участники встречи получают маленькие листки бумаги с самоклеющимся краем (если таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью клейкой ленты).
Каждый из участников получает 5-10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На листочке записывается круг дилемм, связанных с выбранной проблемой, могут присутствовать и какие-то оценки, чувства и т.д. Затем заполненный личный листок приклеивается в соответствующий квадрат. В итоге наша огромная карточка "Лото" заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в которых подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи. Личные карточки, вклеенные в данный квадрат, - это прекрасный материал для начала работы.
Вот один из примеров.
Один из больших квадратов на расчерченной нами доске заявлял тему "Охрана окружающей среды". После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими записями:
- "Есть ли у "маленького человека" хоть какая-то возможностъ противостоять загрязнению природы промышленными отходами?!"
-"Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, ане предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги?"
-"Что важнее для города - зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле дешевого
социального жилья?"
- "Надоел треп об охране природы. От кого ее охранятъ - от человека? Ха-ха-ха!"
- "Вместо того чтобы отпускать деньги на "экологическую промывку мозгов" населению не лучше ли тому же самому населению помочь? Или у нас уже
нет нуждающихся?"
Среди тем, которые можно выставить на обсуждение, можно предложить такие:
- Добро должно быть с кулаками?
- Деньги ради жизни или жизнь ради денег?
- Мой последний герой - это…
- Вечна ли проблема отцов и детей?
- Лучше быть первым среди средних или последним в ряду лучших?
-Всегда ли партнерство - залог успеха?
- Заменит ли компьютер человека?
- Что значит быть вполне хорошим?
Упражнение 3.34. Шесть шляп[47]
Цели:
- научить пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности;
- освоить метод Э.де Боно как инструмент дляпреодоления явлений неадекватности, путаницы и излишней эмоциональности в процессе мышления;
- развить способность видеть проблему в многообразии подходов, быть гибким и успешным в попытке использовать все шесть шляп мышления.
Размер группы: какой угодно большой.
Ресурсы: шесть шляп разного цвета или обычных шляп, на которых повязаны платки красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов.
Время: 40-60 минут.
Ход упражнения
Эвард де Боно — один из мировых лидеров в развитии и популяризации различных моделей творческого мышления - придумал метод шести шляп[]. Метод помогает справиться с тремя проблемами, с которыми мы сталкиваемся при мышлении:
- «Я не знаком с проблемой и не знаю, с какого конца за нее взяться» - ощущение неадекватности.
- «Я не могу удержать в уме все варианты. Путаница фактов, подробностей, деталей делает меня беспомощным охватить это многообразие».
- «Я слишком эмоционально погружен в проблему. Мои чувства, интуиция, стереотипы не позволяют очистить проблему от субъективности».
Э. де Боно утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными. В цветной печати основные цвета по отдельности наносятся на лист, и лишь их смешение дает эффект цветной печати. "Шесть шляп" позволяют каждый раз использовать отдельный аспект мышления , который, дополняя пять остальных, позволяет нам видеть объемную целостную картину.
По методу Боно за каждым типом мышления закреплена определенного цвета шляпа.
Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства, предрассудки. Что я чувствую в этой связи? Какие чувства обуревают меня, когда я вижу/думаю/делаю это?
Черная шляпа - скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит?
Желтая шляпа - оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получиться о'кей? Что помогает мне принять эту ситуацию, идею? Почему проект кажется мне перспективным?
Зеленая шляпа - творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск.
Белая шляпа - факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.
Синяя шляпа — системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов и перспективное планирование с учетом полученных итогов.
Шляпы - это отнюдь не способ разделения людей по цветам - типам их мышления. Это возможность осознания, в какой шляпе я нахожусь сейчас, как я мыслю. Метафорическая формализация образа мысли позволяют нам с большей легкостью отделаться от той или иной шляпы - сменить ее! Менять шляпы так же естественно, как менять социальные роли. Смена шляп - свидетельство нашей адекватности ситуации, уместности. Переключение мышления с одного способа оценки ситуации на другой - это тренировка «творческой мышцы», возможность использовать весь спектр анализа и восприятия ситуации, проблемы, идеи.
В ходе тренинга можно поработать с идеей Э. де Боно следующим образом.
1.Рассказываем участникам об идее шести шляп мышления.
2. Просим каждого из участников представиться и попытаться определить, в какой шляпе он склонен находиться большую часть времени?
3. Используя (буквально — надевая на себя при произнесении определенного рода сентенций!) желтую, черную и красную шляпы, проанализировать, в чем преимущества и возможные недостатки такой привязанности к определенному способу мышления.
4.Наденьте, пожалуйста, белую шляпу и в ней оцените успешность предыдущего этапа упражнения, эффективность, логичность и внятность своей позиции при обсуждении.
5.Примерьте шляпу зеленого цвета, чтобы в ней обсудить предложения о том, насколько метод Э. де Боно может быть полезен для вас в повседневной жизни.
6. Идеи, возможные действия, перспективы развития метода. Подведение итогов пяти предыдущих этапов проводим в синей шляпе. Чего достигли? Как воспринимаем себя и группу?
РАЗДЕЛ 7.РЕКОМЕНДАЦИИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|