Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 3.31. Ведущий дискуссии





Цели:

-освоить активный стиль общения и развитьв группе отношения творческого партнерства;

-потренироваться в умении вести спонтанную бе­седу, играть образ, заданный условиями игры;

- совершенствовать лидерские умения управлять группой;

- поупражняться в риторике - науке убеждать.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник","Философ", "Дипломат", "Альтерна­тивный лидер", "Равнодушный".

Время: 30-60 минут.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией особое искусство. От руководителя в этой роли требу­ется немало умений:

- быть доброжелательным и тактичным по отно­шению к аудитории;

-владеть аудиторией, вниманием слушателей; ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

-четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки веде­ния публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написан­ного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. За­тем определяют тему, которая по-настоящему зани­мает всех присутствующих. После краткого обсужде­ния, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тре­нинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к то­му, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)



Объявляется трехминутный перерыв, необходи­мый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу из­бранной для обсуждения темы и в связи с получен­ной ролью. Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем груп­па переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.



Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был "спорщиком", кто "альтернативным лидером", а кто "занудой". Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализи­руют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень - самоанализ и обсуждение груп­пой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мне­ние меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем - его несомненный успех? Соответст­вовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содер­жание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимули­рующие выражение собственного мнения слушателямииспользовал ведущий?

Упражнение 3.32. Личный багаж

Цели:

- развить способности составления психологического портрета человека;

-освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства; - помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага для записи вещей, входящих личный багаж участников, и ручки.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения

- Группа уже немало времени провела вместе, познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж. Мы будем собирать рюкзак вместе. Что положит в рюкзак товарища группа? При этом договоримся. класть в него не вещи, а личные качества товарища! Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать.



Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качества характера, за которые не проголосовала вся груп­па. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в личный багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем каждому собранному нами в дорогу игроку.

Завершение:

-Что вам понравилось в игре?

-Что заставило задуматься над тем, как воспри­нимает вас группа? Какие вещи, данные вам в доро­гу группой, явились для вас неожиданностью?

Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Какие из составляющих багажа вы хотели бы все же оста­вить?

Упражнение 3.33. Лото

Цели:

- через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций;

- развить способность видеть проблему в многообразии подходов;

- способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи;

- снять излишнюю зависимость в ориентации н. привычные идеи и мнения других, дать пример: плюралистического подхода к решению творчес­кой групповой задачи.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: флип-чарт или листы ватмана, маркеры, самоклеющиеся листки бумаги или листки с булав­ками/кусочками клейкой ленты, кнопки.

Время: 30-60 минут.

Ход упражнения

Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной

доске: расчерчивает его на 6-8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определенная тема. Участники встречи получают ма­ленькие листки бумаги с самоклеющимся краем (ес­ли таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью клейкой ленты).

Каждый из участников получает 5-10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На ли­сточке записывается круг дилемм, связанных с выбранной проблемой, могут присутствовать и какие-то оценки, чувства и т.д. Затем заполненный личный листок приклеивается в соответствующий квадрат. В итоге наша огромная карточка "Лото" заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в которых подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи. Личные карточки, вклеенные в дан­ный квадрат, - это прекрасный материал для начала работы.

Вот один из примеров.

Один из больших квадратов на расчерченной нами доске заявлял тему "Охрана окружающей среды". После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими запися­ми:

- "Есть ли у "маленького человека" хоть какая-то возможностъ противостоять загрязнению природы промышленными отходами?!"

-"Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, ане предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги?"

-"Что важнее для города - зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле дешевого

социального жилья?"

- "Надоел треп об охране природы. От кого ее охранятъ - от человека? Ха-ха-ха!"

- "Вместо того чтобы отпускать деньги на "экологическую промывку мозгов" населению не лучше ли тому же самому населению помочь? Или у нас уже

нет нуждающихся?"

Среди тем, которые можно выставить на обсужде­ние, можно предложить такие:

- Добро должно быть с кулаками?

- Деньги ради жизни или жизнь ради денег?

- Мой последний герой - это…

- Вечна ли проблема отцов и детей?

- Лучше быть первым среди средних или последним в ряду лучших?

-Всегда ли партнерство - залог успеха?

- Заменит ли компьютер человека?

- Что значит быть вполне хорошим?

Упражнение 3.34. Шесть шляп[47]

Цели:

- научить пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятель­ности;

- освоить метод Э.де Боно как инструмент дляпреодоления явлений неадекватности, путаницы и излишней эмоциональности в процессе мыш­ления;

- развить способность видеть проблему в многооб­разии подходов, быть гибким и успешным в по­пытке использовать все шесть шляп мышления.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: шесть шляп разного цвета или обычных шляп, на которых повязаны платки красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов.

Время: 40-60 минут.

Ход упражнения

Эвард де Боно — один из мировых лидеров в развитии и популяризации различных моделей творческого мышления - придумал метод шести шляп[]. Метод помогает справиться с тремя проблемами, с которыми мы сталкиваемся при мышлении:

- «Я не знаком с проблемой и не знаю, с какого конца за нее взяться» - ощущение неадекватности.

- «Я не могу удержать в уме все варианты. Путаница фактов, подробностей, деталей делает меня беспомощным охватить это многообразие».

- «Я слишком эмоционально погружен в проблему. Мои чувства, интуиция, стереотипы не позволяют очистить проблему от субъективности».

Э. де Боно утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными. В цветной печати основные цвета по отдельности наносятся на лист, и лишь их смешение дает эффект цветной печати. "Шесть шляп" позволяют каждый раз использовать отдельный аспект мышления , который, дополняя пять остальных, позволяет нам видеть объемную целостную картину.

По методу Боно за каждым типом мышления закреплена определенного цвета шляпа.

Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства, предрассудки. Что я чувствую в этой связи? Какие чувства обуревают меня, когда я вижу/думаю/делаю это?

Черная шляпа - скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит?

Желтая шляпа - оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получиться о'кей? Что помогает мне принять эту ситуацию, идею? Почему проект кажется мне перспективным?

Зеленая шляпа - творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск.

Белая шляпа - факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.

Синяя шляпа — системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов и перспективное планирование с учетом полученных итогов.

Шляпы - это отнюдь не способ разделения людей по цветам - типам их мышления. Это возможность осознания, в какой шляпе я нахожусь сейчас, как я мыслю. Метафорическая формализация образа мыс­ли позволяют нам с большей легкостью отделаться от той или иной шляпы - сменить ее! Менять шля­пы так же естественно, как менять социальные ро­ли. Смена шляп - свидетельство нашей адекватности ситуации, уместности. Переключение мышления с одного способа оценки ситуации на другой - это тренировка «творческой мышцы», возможность использовать весь спектр анализа и восприятия ситуа­ции, проблемы, идеи.

В ходе тренинга можно поработать с идеей Э. де Боно следующим образом.

1.Рассказываем участникам об идее шести шляп мышления.

2. Просим каждого из участников представиться и попытаться определить, в какой шляпе он склонен находиться большую часть времени?

3. Используя (буквально — надевая на себя при произнесении определенного рода сентенций!) жел­тую, черную и красную шляпы, проанализировать, в чем преимущества и возможные недостатки такой привязанности к определенному способу мышления.

4.Наденьте, пожалуйста, белую шляпу и в ней оцените успешность предыдущего этапа упражнения, эффективность, логичность и внятность своей пози­ции при обсуждении.

5.Примерьте шляпу зеленого цвета, чтобы в ней об­судить предложения о том, насколько метод Э. де Боно может быть полезен для вас в повседневной жизни.

6. Идеи, возможные действия, перспективы разви­тия метода. Подведение итогов пяти предыдущих этапов проводим в синей шляпе. Чего достигли? Как воспринимаем себя и группу?

 

РАЗДЕЛ 7.РЕКОМЕНДАЦИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.