Упражнение 3.5. Рефрейминг
Цели:
- освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по-новому, в многообразии признаков;
- помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
- продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.
Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Можно было бы назвать это задание "Антиреклама" по аналогия со смыслом предыдущего упражнения. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличительного. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборотную сторону медали"...
Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!
Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.
"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминги. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.
Разбиваем группы на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 .минут каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеального...
На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, комикса и т.д. - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях.
- Чем понравилось задание?
- В чем оно оказалось сложным?
- Что я открыл я себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища?
Упражнение 3.6. Игра в цвета
Цели:
- тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;
- создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе;
- побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке. Время: 15-20 минут.
Ход игры
Нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.
Вернувшись к команде, ведущий обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом о том, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином виде в том месте, где проходит игра). Если информация недостаточна или ведущий сомневается в правилъности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.
Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы - это субъективные актерские ассоциации с тем или иным зрительным или эмоциональным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.
Завершение
- Поправилась ли вам игра и почему?
- Кто из товарищей, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием?
- Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?
Примечание: В качестве добровольца может быть каждый участник по очереди. Эту игру можно проводить двумя способами. Первый описан выше. Второй - соревнование на самого проницательного игрока: в этом случае чемпионом станет тот, кому для определения загаданного цвета потребуется меньше всего времени или количества вопросов.
Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.
Красным цвет
Человек, отдающий ему предпочтение, - прирожденный лидер. Ему присуши энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Идя на все "ударом рога", можно стать заложником собственных желаний, перестать верно "читать карту местности", воспринимать окружение адекватно.
Желтый цвет
Те, кто любят этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем. Любят поговорить, вербальное общение доставляет им не только радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты, которые до тех пор роились в голове как не вполне оформленные мысли.
Зеленый цвет
Считается, что выбирающие зеленый цвет скорее всего люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.
Голубой цвет
Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
Фиолетовый цвет
Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться другим выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.
Упражнение 3.7. Ширма
- мобилизовать творческие возможности участников;
- побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению;
- развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: ширма или переносная кулиса, желательно - размером не менее полутора-двух метров в ширину и высотой около двух метров.
Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.
Время: до 20 минут.
Ход упражнения
- Это упражнение театральное, так что готовьтесь превратиться хоть на некоторое время в актеров. Любой участник входит за ширму, а потом выходит, изображая кого-то (например, мышонка, кота, человека изнывающего от холода или от жары и т.д.)
Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников. По опыту первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно наскучит.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|