Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 3.5. Рефрейминг





Цели:

- освоить на практике методику рефрейминга, поз­воляющего отказаться от прошлого опыта и уви­деть предмет исследования по-новому, в много­образии признаков;

- помочь участникам тренинга преодолеть внут­ренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

- продемонстрировать в ходе игры различия, при­сущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие мето­ды и подходы к ее разрешению.

Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Можно было бы назвать это задание "Антирекла­ма" по аналогия со смыслом предыдущего упражне­ния. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличи­тельного. Напротив, оно поможет переосмыслить ве­щи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборот­ную сторону медали"...

Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!



Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспекти­вах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других лю­дей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффектив­ное общение. Открытый подход к собесед­нику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, мож­но придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-со­бачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминги. Измените угол зре­ния, сфокусируйте внимание на иных аспек­тах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".



В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группы на пары. В каждой паре про­сим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком восприни­мается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 .минут каждому участнику пары необхо­димо будет приготовить свой взгляд на это качест­во с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчи­востью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природ­ной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеяд­ность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеаль­ного...

На следующем этапе методика рефрейминга долж­на быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, ко­микса и т.д. - в форме, которая максимально отра­жает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успеш­нее результат упражнения.



Завершение: обсуждение упражнения.

Обращение к героям рефрейминговых переверты­шей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному?

Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях.

- Чем понравилось задание?

- В чем оно оказалось сложным?

- Что я открыл я себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища?

Упражнение 3.6. Игра в цвета

Цели:

- тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;

- создать активную творческую атмосферу и пози­тивный настрой в группе;

- побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изо­бретательности, наблюдательности и воображения.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке. Время: 15-20 минут.

Ход игры

Нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.

Вернувшись к команде, ведущий обращается к ко­му-нибудь из игроков с вопросом о том, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ве­дущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином ви­де в том месте, где проходит игра). Если информа­ция недостаточна или ведущий сомневается в правилъности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.

Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы - это субъективные актерские ассоциа­ции с тем или иным зрительным или эмоциональ­ным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.

Завершение

- Поправилась ли вам игра и почему?

- Кто из товарищей, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием?

- Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?

Примечание: В качестве добровольца может быть каждый участник по очереди. Эту игру можно проводить двумя способами. Первый описан выше. Второй - соревно­вание на самого проницательного игрока: в этом слу­чае чемпионом станет тот, кому для определения за­гаданного цвета потребуется меньше всего времени или количества вопросов.

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

Красным цвет

Человек, отдающий ему предпочтение, - прирожденный лидер. Ему присуши энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подоб­ная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Идя на все "ударом рога", можно стать заложни­ком собственных желаний, перестать верно "читать карту местности", воспринимать ок­ружение адекватно.

Желтый цвет

Те, кто любят этот цвет, — люди с широ­ким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в обще­нии, творчески подходят к решению большинства проблем. Любят поговорить, вербальное общение доставляет им не только радость, но и по­могает внятно сформулировать самые сме­лые проекты, которые до тех пор роились в голове как не вполне оформленные мысли.

Зеленый цвет

Считается, что выбирающие зеленый цвет скорее всего люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенно­сти. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

Голубой цвет

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостат­кам, не копить обид по отношению к окру­жающим его людям, а высказывать их, про­ясняя ситуацию и отношения.

Фиолетовый цвет

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительст­вующего, дающего другим. Он легко справ­ляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться другим выскочкой, везунчиком, но на са­мом деле его достоинства - следствие боль­шой внутренней работы над собой.

Упражнение 3.7. Ширма

- мобилизовать творческие возможности участников;

- побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышле­ния, изобретательности, наблюдательности, воображению;

- развить путем упражнения спонтанность участ­ников тренинга.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: ширма или переносная кулиса, желатель­но - размером не менее полутора-двух метров в ши­рину и высотой около двух метров.

Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.

Время: до 20 минут.

Ход упражнения

- Это упражнение театральное, так что готовьтесь превратиться хоть на некоторое время в актеров. Любой участник входит за ширму, а потом выходит, изображая кого-то (например, мышонка, кота, человека изнывающего от холода или от жары и т.д.)

Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпают­ся идеи участников. По опыту первые два-три десят­ка вариантов предлагаются и отыгрываются без про­блем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии уга­сания, но еще до того, как оно наскучит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.