Сделай Сам Свою Работу на 5

Беседа четвертая. Об эстрадном концерте





 

Концерт (от лат. - состязаюсь) - публичное выступление артистов по определенной специально составленной программе.

Сегодня буквально нет в жизни общества какого-либо значительно­го события, даты, которые бы не отмечались каким-нибудь концертом.

Но что понимать под понятием «концерт»? Я не случайно задаю этот вопрос. К сожалению, из-за неверного понимания сущности его организации, создания и проведения, нередко концертом чаще всего называют литературно-музыкальную композицию. И вообще, концерт -это любое выступление артиста или определенная форма бытия сцени­ческого искусства?

Так вот, концерт - это особая законченная сценическая форма, в основе которой - номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Но и это еще не все. Несмотря на существование множества самых различных концертов, каждый из них по форме и содержанию имеет свои особенности.

 

Виды и формы эстрадных концертов

 

Открыв «Театральную энциклопедию», читаем: «Концерты бывают самых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чте­ние), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инстру­ментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые но­мера и др.)».



Не оспариваю данное определение видов концерта. И все же на практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два ос­новных вида: филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распро­странены концерты эстрадные. Как вы понимаете, о них я и веду речь.

 

Дивертисментный (сборный) концерт

Наиболее распространенной, если не сказать основной, традицион­ной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупно­сти номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства.



В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сбор­ный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего - «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров раз­личных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов».

К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого каче­ства. И происходит это чаще всего из-за неверного понимания сущности эст­радного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и ор­ганизационных особенностей этого вида искусства.

Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребля­ется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».

 

Варьете

Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного концерта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным ино­странным словом, красующимся на самых различных афишах, скрыва­ется тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступ­лений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусни­ков и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его программу хотя бы одно выступление того или другого популярного исполнителя.

Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадное действо (эстрадная программа), составленное из номеров разнообраз­ных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развле­чение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Поэтому в таких программах преобладают номера ориги­нальных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, в данном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практи­чески стерлись.



 

Кабаре

Кабаре (фр. - кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертис­ментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или рес­торана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками пуб­лику.

В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетите­лями которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элит­ных клубов.

В начале XX века кабаретные программы состояли из различных песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызываю­щий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной про­грамме!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры.

И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (а такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны отличаться атмосферой раскованности, импровизационное, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему режиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом».

В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились про­граммы, так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические но­мера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.СИЛИН). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.

 

Шоу

Шоу (англ. - 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространен­ный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обяза­тельным участием ходя бы одной эстрадной «звезды».

Шоу — это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракцио­нах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связка­ми, построенная на стремительном сценическом действии, близком ло своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореогра­фических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышно­стью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом, чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу но­меров, тем ярче сценическая форма шоу.

Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наме­тилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мю­зик-холльным программам, представлениям.

 

Обозрение (фр. - Ревю)

Обозрение — такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозре­ния строится на возникшей для героя (героев) необходимости совер­шать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолиро­ванное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение — эстрадное представление на заду­манную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объ­единенных в эпизоды разных номеров.

Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой фор­ме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожидан­ность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность.

В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и целого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонти­рованное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незави­симо от создаваемого представления (существующих или существо­вавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя дра­матургия. Ведь он сам - завершенное произведение, которое может со­противляться подчинению.

Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.