|
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?
А.Рубб
Бесед об эстрадных концертах
Содержание
Вместо вступления
Разговор об особенностях эстрадного искусства
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?
Беседа вторая. У каждой пташки свои замашки.
Беседа третья. Эстрадные жанры и режиссура
Разговорные жанры
Конферанс. Парный конферанс. Эстрадный монолог. Бытовой устный рассказ. Интермедия. Миниатюра. Пародия. Куплеты. Частушки.
Музыкальные жанры.
Песня. Русская народная песня. Старинный городской и цыганский романсы.
Беседа четвертая. Об эстрадном концерте.
Виды и формы эстрадных концертов.
Дивертисментный (сборный) концерт. Варьете. Кабаре. Шоу. Обозрение. Мюзик-холльное представление.
Беседа пятая. Знать и уметь.
Нужен ли концерту режиссер? Если нужен режиссер, то какой?
Я ставлю дивертисментный (сборный) концерт.
Беседа шестая. Задумывать и видеть. Замысел сборного эстрадного концерта. Предлагаемые обстоятельства.
Беседа седьмая. Просмотр и отбор номеров.
Беседа восьмая. О композиции концерта.
Беседа девятая. На одном дыхании.
Я ставлю театрализованный тематический концерт.
Беседа десятая. Театрализованный тематический концерт.
Беседа одиннадцатая. О сценарии.
Беседа двенадцатая. О предлагаемых обстоятельствах.
Беседа тринадцатая. О конфликте и сюжетном ходе.
Беседа четырнадцатая. О форме театрализованного тематического концерта.
Беседа пятнадцатая. Об эпизодах театрализованного тематического концерта.
Беседа шестнадцатая. Об эпизодах и монтаже номеров.
Беседа семнадцатая. Из реки по имени Факт. Про документальность.
Беседа восемнадцатая. О композиции театрализованного концерта.
Беседа девятнадцатая. О связках эпизодов и опять о темпоритме.
Сказание о Победе. Сценарий.
Беседа двадцатая. Особенности постановки театрализованного концерта.
Беседа двадцать первая. Выразительные средства.
Беседа двадцать вторая. О зримом образе концерта.
Беседа двадцать третья. О музыке в театрализованном концерте.
Беседа двадцать четвертая. О кино и других технических средствах.
Беседа двадцать пятая. О партитуре театрализованного концерта.
Беседа двадцать шестая. Режиссер-организатор.
Беседа двадцать седьмая. Художественно-постановочная группа.
Беседа двадцать восьмая. Последовательность осуществления театрализованного концерта.
Беседа двадцать девятая. Итак, репетиции.
Беседа тридцатая. Последняя.
Приложение. План-график подготовки и выпуска концерта.
Для того чтобы создавать
Произведения искусства,
Надо уметь это делать.
А. Блок
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Существует устойчивый интерес к эстрадным концертам, и особенно к тому, как делается концерт, поэтому я и позволил себе написать эту книгу.
Книга, которую вы держите в руках, - не учебник по режиссуре, не рассказ о собственном опыте постановки различных театрализованных концертов, хотя по ходу наших бесед я буду обращаться и к нему, и уж конечно, не сборник режиссерских рецептов. Да и могут ли быть в искусстве, в частности, в искусстве режиссера, рецепты на все случаи жизни?
Рецепты в искусстве - вещь сомнительная. Они лишают художника самостоятельных раздумий, поиска. Более того - неизбежно приводят к потере творческой индивидуальности, к ремесленничеству. Муки творчества, даже самые горькие, приносят художнику радость созидания.
Творчество - процесс сугубо личностный, индивидуальный. То, что может пригодиться в определенный момент одному (метод, прием, ход рассуждений, приспособления и т.д.), другому не принесет пользы. Ведь здесь имеет значение все: мироощущение режиссера, жизненный опыт, свойства характера, волевые качества, природа его темперамента, образ мышления, память, наблюдательность, фантазия, образование, возраст, привычки... Подлинное, живое творчество - это всякий раз хождение в неизвестное, открытие для себя новых истин. Словом, каждый идет своей дорогой.
И в то же время все сказанное не означает, что нет объективных законов творчества. Они есть. Есть и определенная, выработанная практикой многих режиссеров методология, которая помогает организовать творческий процесс, определить его последовательность. Именно поэтому я и считаю себя вправе вести разговор и о постановке эстрадного концерта и о постановке театрализованного тематического концерта, поскольку в основе их создания лежат одни и те же принципы.
Чтобы наши беседы не носили абстрактно-теоретический характер, разговор я буду вести, как бы осуществляя вместе с вами постановку конкретных концертов, сначала сборного, а затем и театрализованного тематического.
Правда, сразу хочу предупредить: творчество - не догма!
Дело в том, что, хотя в работе режиссера над концертом и есть определенная последовательность, сам процесс его создания не однозначен, не прямолинеен. Многое в нем идет одновременно, параллельно. В этом нетрудно убедиться. Достаточно вспомнить, что режиссер не только возглавляет и направляет весь творческий процесс создания концерта (представления, спектакля), не только определяет его идейную направленность и объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, но и является организатором всего комплекса работ.
Кстати, особенности каждого этапа работы эстрадного режиссера я постараюсь раскрыть в относительной последовательности. Так, в начале книги мы будем говорить о постановке сборного концерта, а затем театрализованного тематического. Вызвано это тем, что, несмотря на общие принципы режиссуры, как для одной формы концерта, так и для другой, осуществление театрализованного тематического концерта во многом имеет свою специфику. Конечно, в чем-то мне придется повторяться - это неизбежно. Хотя, даже при повторении последовательности работы режиссера, ставящего театрализованный тематический концерт, каждый этап имеет свою, порой принципиальную особенность.
И еще. Адресована эта книга не столько профессиональным режиссерам, сколько тем, кто по той или другой причине интересуется, как же делается эстрадный концерт и что должен знать человек, которому придется его провести. Поэтому, прежде чем придти к конкретному разговору об эстрадном концерте, позволю себе начать наши беседы с разговора о таком виде сценического искусства, как Эстрада. Ибо ее особенности во многом обусловливают вообще творчество эстрадного режиссера, и уж, конечно, определяют круг проблем, которые режиссер решает при постановке эстрадного концерта.
Итак: Разговор об особенностях эстрадного искусства
Беседа первая. Эстрада. Что это такое?
Как и всякое искусство, эстрада (слово «эстрада» (исп.) - «настил» (помост, возвышенная площадка). В русском толковании слово «эстрада» означает искусство малых форм, область зрелищ, концертов. На Западе же слово «эстрада» означает только специальные подмостки) есть художественное отражение реальной действительности и утверждение определенной идеи в определенной форме. Естественно, что она, как и все другие виды искусства, эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовному началу. Ведь, как правило, эстрадное произведение несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей.
О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной утверждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скоморошьих игрищах. Другие же, что русская эстрада родилась в первой четверти XX века под непосредственным влиянием западной эстрады, в частности, французской. Мне представляется, что истина лежит где-то посередине. Конечно, русская эстрада испытывала и испытывает огромное влияние западной. Но еще с середины X века в России на ярмарках и во время народных гуляний широкое распространение получили выступления скоморохов и различные зрелища, преимущественно комического характера (например, балаганы). Было бы неправильным отрицать влияние последних (в частности, их репертуара) на многие стороны русской эстрады, как и влияние скоморохов. Вот почему с первых же дней своего существования эстрада сформировалась как близкое и понятное народу демократическое искусство. Ведь возникла-то она в недрах народа. Скоморохи, острословы, балаганные деды-зазывалы, народные гуляния, празднества с хороводами, частушками, плясками - вот та почва, на которой стремительно развивалось и выросло искусство русской эстрады. Собственно, именно в нем, в народном творчестве, лежат ее демократические корни. Здесь же истоки и ее зрелищности, занимательности, сочности и яркости красок (при целомудренности ее грубоватых забав, игр, шуток). Здесь же и приемы народной игры, идущие от стихии празднеств и балаганов; здесь и корни одной из основных особенностей эстрады: непосредственный, прямой контакт исполнителя с аудиторией, со зрителями. Именно здесь родились открытость, доверительность и откровенность манеры исполнения, открытость актерского мастерства.
Как известно, еще скоморохи, петрушечники, бродячие музыканты строили свои выступления с учетом настроения и реакции, окружающих их зрителей, которые не только ждали от них чего-то нового, интересного, но и становились активными участниками действия. Можно говорить и о том, что именно тогда родилось и принципиальное отличие эстрады от театра: почти полное отсутствие отделения сцены (подчеркнутое рампой) от зрительного зала. Для эстрадного действия нет нужды в оборудованной занавесом, кулисами, штанкетами, софитами и пр. сцене-коробке.
Исторически сложилась и многожанровость эстрады. Родилась она еще в старинных народных гуляниях, скоморошьих игрищах, где наряду с плясками, песнями, игрой на различных инструментах (дудках, домрах, гудках, гуслях), наряду с вождением медведей, которые показывали, как пьяный барин или купец в луже валяется, звучали частушки, а Петрушка торговал у цыгана-барышника беззубую клячу, расплачиваясь с ним тумаками или же расправлялся с квартальным надзирателем.
Разнообразие форм, жанров и тем, множество исполняемых номеров, их синтез (сочетание в одном концерте) - не количественная, а качественная особенность, определяющая природу эстрады, ее специфическая черта. При этом следует заметить, что некоторые теоретики, основываясь на расцвете в последние годы сольных шоу-концертов, считают, что отсутствие сборных концертов - признак коренных изменений, произошедших ныне в эстрадном искусстве. Я не могу согласиться с таким мнением, которое, как мне представляется, есть дань моде, влияние шоу-бизнеса. Да, сегодня действительно на центральных подмостках (прежде всего Москвы и Петербурга) царствуют грандиозные эстрадные феерии. Но если обратить внимание на жизнь эстрады вообще, и в частности, в провинции, то можно увидеть, что в своей массе жизнь сборных концертов продолжается.
Конечно, эстрада, как и любое искусство, находится в непрерывном развитии. Что-то рождается, что-то отмирает, что-то возрождается вновь, что-то видоизменяется, что-то обогащается. Идет постоянный процесс поиска новых форм, стремление к оригинальности, к самобытности. Но глубинная суть искусства эстрады - многожанровость, многоликость и разнообразие - остается неизменной. Да, сегодня наиболее распространенная форма эстрадной программы — сольный концерт. Но и при этом именно многожанровость не исчезла. Она сохраняется в различного рода ревю (обозрениях), в мюзик-холльных и шоу-программах.
В отличие от театра, в эстраде в одном концерте, представлении может быть показано все: и песня, и танец, и интермедия, и акробатика, и вентрология (чревовещание), и мнемотехника, и иллюзии, и куклы, и игра на самых различных музыкальных и не только музыкальных инструментах (бутылках, пиле, поленнице дров, стиральной доске, колокольчиках и т.п.). Словом, по своей сути эстрадное искусство — есть своеобразное соединение всех видов временных и пространственно-временных искусств. Именно в синтетичности эстрадного искусства, объединяющего различные, казалось бы, несоединимые формы и стили художественного творчества, заключается его существенное отличие от театра.
Несмотря на то, что большинству эстрадных жанров, как и театру, присущи зрелищная природа и лицедейство, все же отождествлять эстраду с театром было бы неверно. Более того, в последние годы мы становимся свидетелями того, что театр заимствует у эстрады ее способность к острому, броскому репризному характеру творчества, ее афористическую яркость, открыто включая ее в ткань драматургии (в этом, например, одна из особенностей пьес Г. Горина). Заимствование можно проследить во многих спектакля Марка Захарова в Лейкоме, в спектаклях Марка Розовского в театре «У Никитских ворот», да и в спектаклях многих других театров. В свою очередь, и эстрада испытывает очевидную тягу к театрализации, доверительной интонации, к психологической точности и тонкости. Влияние театра проявляется и в том, что сегодня все больше и больше появляется эстрадных представлений, объединенных какой-либо единой темой, забавным сюжетным ходом. Скажем, эстрадные спектакли Е. Шифрина (не случайно в наши дни существует «Шифрин-театр», театры Е.Петросяна, В.Винокура, В.Толкуновой и других). В этом же ряду и представление «Моя Одесса» М.Жванецкого в исполнении Р.Карцева. Можно вспомнить и М.Миронову с А.Менакером, которые, по выражению Б. Поюровского, «явились родоначальниками «Театра двух актеров». Если Л.Миров и М.Новицкий, Ю.Тимошенко и Е.Березин всегда выступали в образах персонажей, не меняющих не только своего внешнего облика, но и характеров, то М.Миронова и А.Менакер, выходя на сцену, каждый раз создавали совершенно разные образы в зависимости от драматургии исполняемого произведения. В этих спектаклях они действовали по законам театра, как по этим же законам жил и творил легендарный Аркадий Исаакович Райкин. Было бы ошибкой не заметить, пройти мимо этого явления в эстрадном искусстве. Вот почему, когда я говорю о зрелищности искусства эстрады, то я имею в виду не измену строгим вкусам, а то, что открытое и сформулированное К.С. Станиславским учение о сверхзадаче и сквозном действии, о жизни на сцене «человеческого духа», как основе зрелищного искусства, не чужды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески.
Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим образам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Ведь то и другое искусство родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры» (о последних - дальше), их дороги принципиально разошлись не только в общественном сознании, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|