Сделай Сам Свою Работу на 5

Список использованных источников





Климович Л.А.

Задания по международному маркетингу.

 

Задание по проекту.

 

Продвижение любого товара белорусских производителей (по вашему выбору) на любой зарубежный рынок (исключить рынок России и Украины).

В проекте необходимо:

Выбрать реально существующие на белорусском рынке предприятия и товары и услуги. Дать краткую характеристику фирмы и товарного ассортимента. Исследовать информацию по внутреннему рынку. Выбрать рынки на которых товар или услуга еще не присутствуют.

1. Исследовать зарубежный рынок. Выбрать те характеристики среды, которые влияют на ваш конкретный товар. Выявить основных конкурентов и определить ваши слабые и сильные стороны (представить SWOT-анализ). Сослаться на конкретные методы исследования (по возможности найти источники первичных исследований или провести самостоятельные опросы, интервью, фокус-группы и т.д.) и источники информации.

2. Обосновать выбор рынка и товара. Стадию МЖЦТ. Сегмент рынка и целевую группу, определить характеристики позиционирования на данном рынке.

3. Кратко разработать комплекс маркетинга (4Р).

4. Определить маркетинговые стратегии, которые вами использованы для продвижения данного товара. Желательно продвигать товар с позиций белорусского бренда.



5. Укажите конкретные методы коммуникационной политики, которые, по вашему мнению, могли бы помочь в реальном продвижении данной продукции.

6. Определите какие конкретные препятствия существуют в продвижении данного товара на зарубежные рынки.

Проект выполняется письменно в свободной форме. Обязателен список источников информации и ссылки на него по тексту. Защищается устно всеми авторами проекта одновременно. Работа выполняется малыми группами по 2-3 человека

 

 

Вопросы и задания к семинарам:

 

Пример выполнения и оформления проекта

 

«Травяные чаи на рынке Казахстана»

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Минская овощная фабрика» функционирует с 1963 года. В сентябре 2004 года предприятие было переведено в коммунальную собственность города Минска.

«Минская овощная фабрика» располагается в Минском районе, в п/о Тростенец и является крупнейшим производителем свежих овощей защищенного грунта [13]. Помимо открытого грунта у Минской овощной фабрики есть и молочно-товарная ферма в деревне Старина Минского района.



Фабрика специализируется также на выращивании лечебных и пряно-ароматических трав, содержит богатую коллекцию лекарственных растений европейской и дальневосточной флоры – около 100 видов (буквица, бадан, родиола, репешок, женьшень, валериана, мята, календула, душица, шалфей, малина, плоды шиповника, черной смородины, рябины обыкновенной, малины, боярышника и т.д.) [10].

В начале 2007 года на Минской овощной фабрике был открыт цех по переработке лекарственных растений и производству чайных напитков. Тогда же предприятие представило свою новую торговую марку FAVIT – Фабрика витаминов [2]. Специалисты предприятия совместно с учеными Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси создали серию чайных напитков на основе трав, листьев, цветков, плодов и ягод растений собственного производства.

В цех поступают собранные и высушенные травы, цветки, ягоды. Здесь они дорабатываются (измельчаются, просеиваются), смешиваются по рецептурам и поступают на фасовку. Чайные напитки Минской овощной фабрики - полностью натуральный растительный продукт, который не содержит ароматизаторов и консервантов.

Условно чайные напитки Минской овощной фабрики делятся на тонизирующие, успокоительные и общеукрепляющие:

· Бодрящие, тонизирующие

«Богородский», «Любимый», «Малиновое утро», «Зеленые травы», «Душистый» «Живинка».

· Успокаивающие



«Вечерний», «Доброй ночи», «Малиновый сон», «С легким паром!», «Луговые цветы».

· Общеукрепляющие

«Боярыня», «Витаминный малиновый», «Девять сил», «Свежесть», «Смородиновый», «Душечка», «Летний», «Ягодка моя», «Чабарок» [21].

Вся продукция предприятия полностью сертифицирована. Безопасность и качество продукции подтверждают следующие сертификаты:

· Сертификаты ТУ РБ 190239501,064;

· СТБ 902-2001;

· Удостоверение о качестве;

· Удостоверение о ГГР [6] .

Все разновидности чайных напитков имеют также Российские сертификаты, т.к. в настоящие время продукция предприятия помимо национального представлена также и на российском рынке [13].

На белорусском рынке чайные напитки «Favit» позиционируются как:

1) полностью натуральный растительный продукт, который не содержит ароматизаторов и консервантов;

2) экологически чистый, не «засоренный» лишней дозой пестицидов и нитратов продукт;

Это подтверждается тем, что на фабрике используются лишь собственные выращенные травы, листья, цветки, плоды и ягоды растений из собственных рецептов. Минская овощная фабрика – одна из немногих в Беларуси, где работают с биологическими средствами защиты растений.

3) качественный продукт, т.к. все растительное сырье, используемое для приготовления чайных напитков, проходит лабораторный контроль. Для того чтобы добиться высокого качества сырья и чайной продукции, специалистами соблюдаются все нормы и правила сбора, хранения и переработки сырья;

4) продукт, разнообразный по ассортименту - имеется достаточно большой выбор видов чайных напитков в соответствии с предназначением: бодрящие, успокаивающие, общеукрепляющие;

5) продукт, который заботится об окружающей среде, т.к. предприятием используется специальное энергоэффективное оборудование;

6) продукт с индивидуальным подходом к выращиванию культур - с первых дней образования на фабрике работает агрохимлаборатория. Здесь готовят питание для растений по специально составленному рациону. Учитываются индивидуальные особенности и потребности каждой культуры;

7) продукт, доступный по цене (цена на белорусском рынке не превышает 10 000 бел. руб.)

8) вкусный и полезный продукт - травяные чаи FAVIT соединяют в себе полезные лечебные свойства и приятный аромат. Они содержат богатый набор микроэлементов, витаминов, эфирных масел, а также оказывают общеоздоровительное действие, утоляют жажду, улучшают пищеварение [21].

Выбор данного товара для продвижения на зарубежный рынок обоснован рядом преимуществ:

1) Почвенно-климатические условия Беларуси подходят для выращивания лекарственных трав и растений, которые могут использоваться для приготовления чайных напитков [5].

2) Лекарственные травы выгодно возделывать из-за низкой себестоимости, их высокой прибыльности и рентабельности.

3) Лекарственное сырье может долго храниться, и оно легко транспортабельно, а также не требует особых условий транспортировки.

4) Для выращивания лекарственных трав можно использовать выведенные из сельскохозяйственного оборота почвы, которые наименее благоприятных для земледелия.

5) Лекарственные растения являются естественной экосистемой, способной уменьшить степень влияния на организм неблагоприятных факторов внешней среды. Они повышают сопротивляемость и устойчивость организма, многие из них обладают защитными от радиации свойствами.

6) Для употребления травяных чаёв почти не существует противопоказаний, т.е. их действие на организм безопасно.

7) Менталитет населения свидетельствует о доверии чаям на основе лекарственных трав и вере в их полезные свойства [1].

Для оценки ситуации на рынке Казахстана были проведены различные исследования. Рассматривались политическая, демографическая, экономическая, а также социокультурная среда страны. Чтобы оценить непосредственно рынок чая Казахстана, были изучены публикации, статьи, исследования, экспертные оценки, касающиеся этой темы.

По версии журнала Newsweek (за 2010 год) Казахстан занял 61 место в списке «Лучшие страны мира» (англ. The world's best countries). По размеру территории страна находится на 9 месте в мире - 2 724 902 км²

Далее наиболее важные для исследования показатели выделены подчеркиванием.

 

Политическая среда
  • Форма правления – президентская республика
  • По политической обстановке тот же журнал (Newsweek, 2010) присвоил стране 81 место.
Демографическая среда · Население (60 место в мире) – 17,5 млн. (2012) · Плотность населения – 6,12 чел./км2 · Образование — 15 место (Newsweek, 2010) · Уровень грамотности — 10 место · Здоровье — 82 место (Newsweek, 2010) · Ожидаемая продолжительность жизни — 127 место: · По стране — 67,0 лет, · мужчины — 61,6 лет, · женщины — 72,4 года.
Экономическая среда
  • ВВП (ППС, 51 место) - 216.785 млрд. $ (2011)
  • ВВП на д/нас. (69 место в мире) - 13,001 $
  • Качество жизни – 45 место в мире (Newsweek, 2010)
  • ИРЧП - высокий – (68 место в мире 2011) - 0,745
  • Динамизм экономики – 43 место в мире (Newsweek, 2010)
  • Индекс глобальной конкурентоспособности — 72 место в мире (Всемирный экономический форум, 2011—2012)
  • Индекс экономической свободы – 65 место в мире (2011), страна перешла из категории «несвободных стран» в «умеренно свободные».
  • Рейтинг «DoingBusiness» – 47 место (Отчет всемирного банка, 2011), страна прибавила 11 позиций по сравнению с 2010 г.
  • Импорт в Казахстан в основном производится из следующих стран (2011):
Россия – 42,8%, Китай – 13,2%, Германия – 5,5%, Украина – 4,6%.
  • Уровень безработицы в Казахстане – 5,4 % (2012)
  • Среднемесячная заработная плата – 680 $ (март 2012)
  • Инфляция: (апрель 2012г. к марту 2012г., %) 0,7
(апрель 2012г. к декабрю 2011г., %) 1,7
  • Население с уровнем жизни ниже черты бедности: 8,2%
 
Социокультурная среда Официальные языки Казахстана: казахский — государственный, русский — официальный (таким образом, можно оставить русскоязычные надписи на упаковках). Возрастная структура населения Казахстана за 2011 год:  
0-14 лет: 21.6% 15-64 лет: 71% 65 и старше: 7.4%  
М- 1,709,929 М- 5,373,755 М - 392,689  
Ж - 1,637,132 Ж- 5,654,461 Ж - 754,407  
Этн ческий состав
Казахи - 63.1%, Русские - 23.7%, Узбеки - 2.8%, Украинцы - 2.1%, Уйгуры - 1.4%, Татары - 1.3%, Немцы - 1.1%, Другие - 4.5%

 

Религиозные воззрения Мусульмане – 47%, Русские православные – 44%, Протестанты – 2%, Другие – 7%.  
Имеют доступ к интернету – 44 место – 5,3 млн.  
         

Примечание: Источники - [1], [3], [25].

Чай – один из популярных и любимых напитков в Казахстане. Там также развита культура потребления этого напитка. Казахстан входит в «пятерку» стран с самым высоким потреблением чая, являясь лидером среди других стран СНГ [7]. Ежегодно казахи выпивают примерно 3 миллиарда литров напитка или заваривают 22 миллиона килограммов [8].

Годовой объем рынка - 24 млн. кг чая. Среднегодовой темп роста 3%. Рынок чая в Республике Казахстан характеризуется своей стабильностью и слабо подвержен макроэкономическим изменениям [24].

Социологические исследования показывают, что чай употребляет 99 % казахстанского населения [20]. Потребители привержены определённым выработанным чайным привычкам, но всегда готовы попробовать что-то новое [23].

Рынок чая в Казахстане довольно многообразен. На рынке представлены различные сорта чая, среди них: черный чай, зеленый чай, ароматизированный чай, травяные сборы, чаеподобные напитки (матэ, каркадэ, ройбос и т.д.). По предпочтению типов чаю казахского населения доля черного чая без добавок составляет 69%, с добавками 9%, зеленого чая 6%, каркадэ 1%, лечебный чай 1%. Тип чая не имеет значения для 14%, что важно при продвижении на рынок нашего товара [14].

Самую крупную долю на рынке занимает черный чай. Но наблюдается быстрый рост в сегментах травяных, фруктовых и зеленых чаев, т.к. у потребителей повышается интерес к здоровому образу жизни, здоровому питанию, появляется желание разнообразить свой быт. Рост сегмента травяного чая связан также с тем, что количество исходных ингредиентов даёт бесконечное количество вариаций вкусов.

В Казахстане в основном потребляются следующие виды чаёв:

  • рассыпные (листовые или гранулированные);
  • пакетированные;
  • прессованные;
  • экстрагированные (представлены в Казахстане в основном в разовых пакетиках).

Население Казахстана отдаёт предпочтение рассыпному чаю, но доля пакетированного чая растёт [22].

По ценовой характеристике на рынке чая Казахстана разнообразие сортов варьируется от эконом класса (13%) – дешевые сорта чая и среднего (70%) ценового сегмента до чая премиум класса - дорогой чай (17%).

Важная тенденция – развитие, по мнению экспертов, получает сегмент premium, но наиболее популярным является чай в среднеценовом уровне.

По стране производителя чая населения Казахстана предпочитает следующие виды:

1) Индийский;

2) Цейлонский;

3) Не имеет значения (именно в эту категорию мы постараемся вписаться);

4) Китайский;

5) Индонезийский;

6) Кенийский;

7) Вьетнамский;

8) Японский [22].

Иностранные компании малочисленны и представлены в премиальном ценовом сегменте [8]. Их ведущие позиции обоснованы широким ассортиментом чаев и высоким качеством [15].

Иностранные компании-лидеры рынка (большинство из них производят черный чай):

- Пиала;

- Ассам;

- Липтон;

- Алматинский чай;

- Принцесса Нури;

- Тенгри;

- Наурыз [15], [22].

Компании Казахстана по производству травяного чая:

- Корпорация Тяньши;

- НПО Звезда Темиртау [18].

Структура покупок чая по каналам дистрибуции представлена следующим образом. Большинство казахов (60%) предпочитает приобретать чай в магазине или супермаркете, 37% покупает чай на базаре и оставшаяся часть, которая составляет 3%, покупает чай в киосках или с рук [14].

На основе имеющейся информации и полученных данных из исследования рынка был составлен SWOT-анализ, представляющий наши сильные, слабые стороны, возможности и угрозы.

 

SWOT-анализ

S · Вкус + польза; · высокое качество; · экологически чистое и безопасное производство; · натуральный продукт; · низкая себестоимость продукта и высокая рентабельность производства; · сертифицированная продукция; · отличие ассортимента трав, произрастающих в нашей стране, от трав, произрастающих в Казахстане. W · неизвестность торговой марки на зарубежном рынке; · сильная конкуренция; · приверженность потребителей к продукции производителей определенных стран (Индия и Цейлон); · сезонность продукции и отсроченность коммерческой отдачи от посевов.
O
  • Расширение рынков сбыта;
  • дальнейшее развитие собственного производства.
T · возможное недоверие зарубежных потребителей к белорусскому производителю; · нестабильность валютных курсов; · насыщенность рынка чая.

 

Рынок Казахстана для продвижения продукции был выбран по ряду причин. Как уже упоминалось ранее, страна является 5ой в мире и 1ой в СНГ по потреблению чая. По сравнению с другими странами Центральноазиатского региона рынок Казахстана является:

· самым платежеспособным;

· самым европеизированным;

· самым привычным с точки зрения потребительских вкусов [9].

В настоящие время отношения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан интенсивно развиваются, они является партнерами по Таможенному союзу, что значительно упрощает их экономические отношения.

Страны объединяет общее историческое прошлое и общий официальный язык, что позволит не переводить упаковку, документация, рекламу.

Отличие климатических и природных условий Казахстана от условий Республики Беларусь, и как следствие различие в произрастающих растениях и травах, позволит представить на рынке Казахстана новые виды вкусов травяных чаёв, новые сочетания компонентов.

Основные лечебные травы Казахстана и Беларуси:

 

Беларусь Казахстан

Буквица   Бадан толстолистный  
Женьшень Горечавка  
Валериана   Душица обыкновенная  
Мята Иван-чай  
Календула Золотой корень  
Шалфей Красный корень  
Плоды шиповника Маралий корень  
Черная смородины   Можжевельник  
Рябина обыкновенная Мята  
Малина Солодка  
Боярышник   Щетка красная

Примечание: Источники – [10], [11].

 

Продукция под маркой «FAVIT» будет представлена на рынке чая в сегменте травяных чаев.

Для целевой группы были выбраны замужние женщины среднего возраста и выше, которые ценят время в кругу семьи и заботятся о самочувствии и здоровье всех её членов, предъявляют высокие требования к натуральности продукции. Они относятся к чаю как к полезному натуральному напитку, который не только доставляет удовольствие своим вкусом, но и помогает прийти в себя – в зависимости от ситуации тонизирует или расслабляет.

На рынке Казахстана продукт находится на стадии внедрения. На этой стадии предстоит добиться признания посредством информирования потребителей о пользе, которую несет новая продукция; побудить покупать новую продукцию и ввести товар в сбытовые сети.

Позиционироваться товар будет, как экологически чистый натуральный растительный продукт с полезными свойствами по доступной цене.

Слоган: травяные чаи «FAVIT» — дар лета.

Используемые стратегии выхода товара на рынок:

· стратегия развития рынка (выходим на новый для рынок с уже освоенным товаром на национальном рынке и на рынке Российской Федерации);

· стратегия стандартизации;

· стратегия оптимальных издержек заключается в повышении потребительской ценности наших продуктов за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже [16].

 

Комплекс маркетинга “4P”

Product

Планируется представить все три основных типа чая. 6 видов чая из всего ассортимента продукции (из 20; широкий ассортимент чая играет большую роль на данном рынке). Для продажи на рынке Казахстана были выбранные следующие виды:

· Бодрящие, тонизирующие

- «Малиновое утро» - имеет насыщенный рубиновый цвет, обладает необычным освежающим вкусом и лимонным ароматом. Содержит эхинацею. Дает заряд бодрости и хорошего настроения на целый день.

Состав: цветки каркадэ, трава мелиссы, котовника, эхинацеи.

· Успокаивающие

- «Доброй ночи» - травяной чай с легким лимонным ароматом.

Состав: трава котовника, мелиссы, лист малины и мяты, плоды боярышника.

- «Луговые цветы» - яркие цветы, полезные травы наполняют бодростью, возвращают стройность, заряжают красотой и здоровьем.

Состав: трава мелиссы лимонной, цветки ромашки, крапива (лист), листья мяты перечной, цветки ноготков.

· Общеукрепляющие

- «Девять сил» - содержит эхинацею и девясил – «придающий сил», благотворно влияющий на самочувствие. Обладает нежным анисовым ароматом.

Состав: трава душицы, мелиссы, многоколосника и эхинацеи, корень девясила.

- «Ягодка моя» - вкусные и спелые плоды и ягоды – это дары лета, которые дарят тепло и радость, наполняют живительной силой и бодростью.

Состав: плоды шиповника, листья черной смородины, плоды черной смородины, ягоды черноплодной рябины, трава эхинацеи пурпурной, листья мяты перечной.

- «Чабарок» - чайный напиток с лесными травами, насыщенным ароматом и ярким вкусом. Наполнит воспоминаниями о солнечном детстве.

Состав: трава шалфея мускатного, плоды шиповника, трава зверобоя, трава чабреца, иссоп обыкновенный [21].

Товар будет выпускаться в картонной коробке. Ее содержимое - рассыпной чай массой 100 г. и для пакетированного чая – вместимостью 25 пакетиков [19]. Объем и вес упаковки является минимально необходимым. Упаковку можно использовать многократно, она удобна в применении и является экологически чистой.

Price

Товар будет продаваться в среднем ценовом сегменте. Упор будет сделан на использование двух ценовых стратегий:

- ценовая стратегия «среднерыночных цен» — выпуск новых товаров по среднеотраслевой цене;

- ценовая стратегия неокругленных цен – у потребителей создаётся впечатление тщательной работы по расчету цены и желание сделать ее минимальной [12].

Placement

Т.к. большинство населения Казахстана (67%) предпочитает приобретать чай в магазинах или супермаркетах, то товар будет поставляться в их наиболее популярные среди жителей сети:. «Рамстор», «Дастархан», «Cash&Carry», «Пятерочка». «Интерфуд», «Магнум».

При сбыте товара акцент будет делаться на продажу в столице – в Астане, т.к. значительную часть населения этого города составляют чиновники, работники бюджетных организаций, имеющие стабильный доход. Также продаваться товар будет в городах, которые находится ближе к РФ (Уральск, Петропавловск, Павлодар, и т.д.), там преобладает русский язык, и население более европеизировано, туда также проще и дешевле организовывать доставку продукции.

Распространяться т.о. товары будут через независимых розничных и оптовых торговых посредников.

 

Promotion

Коммуникационная политика будет проводиться путём информирования потребителей о продукции через 2 самые популярные радиостанции страны: “Радио Астана” и “Радио Positive”.

Т.к. интернет в Казахстане широко распространён, то он также будет задействован для рекламы товаров через Женскую социальную сеть: http://womens.kz/, сайт по кулинарии http://hosiaika.ukoz.kz/ и женские форумы.

Рекламироваться товар будет также в женских журналах, таких как:

«Лиза. Приятного аппетита!», «Добрые советы. Люблю готовить!». Будут публиковаться статьи о товаре и в журналах о здоровье: «Доброго здоровья», «Здоровье от природы».

В магазинах и супермаркетах будут раздаваться листовки с подробным описанием травяных чаёв «FAVIT », их полезных свойств, компонентов и т.д.

Для информирования о продукции будет принято участие в Международной Казахстанской выставке «Чай. Кофе. Какао», которая начала проводиться с 2011г. в Астане по инициативе Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан [17]. На выставке будет представлен весь ассортимент продукции и будет проводиться её дегустация.

 

 

Список использованных источников

1. Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx. – Дата доступа: 12.05.2012.

2. Ведущие предприятия АПК РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apk.givc.by/?plant=104. – Дата доступа: 11.05.2012.

3. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа: 9.05.2012.

4. Возделывание лекарственных трав [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bfrir-pinsk.org/docs/article//061bf04.pdf. – Дата доступа: 12.05.2012.

5. Ждет ли расцвет отечественную отрасль лекарственных растений? // Tut.by Белорусский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/society/174421.html. – Дата доступа: 12.05.2012.

6. Информация о предприятии КУП "Минская овощная фабрика" // Export.by Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://export.by/?act=products&mode=view&id=6191. – Дата доступа: 11.05.2012.

7. Казахстан входит в пятерку главных потребителей чая в мире // Семья Журнал для всей семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://semya.kz/news/2009-03-26-1293. – Дата доступа: 14.05.2012.

8. Казахстанцы выпивают в год до 3 млрд. литров чая // CoffeeTea.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://coffeetea.ru/news-single/item/4023/. – Дата доступа: 14.05.2012.

9. Какому белорусскому бизнесу нужен рынок Казахстана? // Belinvest.info Бизнес-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belinvest.info/printart-341.html. – Дата доступа: 14.05.2012.

10. Лекарственные травы // КУП "Минская овощная фабрика" Фабрика Витаминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://favit.at.tut.by/herbals.html. – Дата доступа: 11.05.2012.

11. Лечебные травы Алтая // Западно-Алтайский заповедник портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poperechnoe.com/ru/zaz/11-lechebnye-travy-altaya.html. – Дата доступа: 12.05.2012.

12. Маркетинг. Ценовые стратегии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://100marketing.ru/index.php?file=cen_strat. – Дата доступа: 14.05.2012.

13. Минская Овощная Фабрика // Nestor Expo Пищевая индустрия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://food.nestorexpo.com/index.pl?act=INFO&stand=648. – Дата доступа: 11.05.2012.

14. Потребление чая в Казахстане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/05/14/31/. – Дата доступа: 14.05.2012.

15. Рынок чая в Республике Казахстан // Kase Казахстанская Фондовая Биржа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kase.kz/files/emitters/RGBR/rgbrb5_6_list.pdf. – Дата доступа: 12.05.2012.

16. Стратегии конкуренции // Ecollege.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook103/book/index/index.html?go=part-014*page.htm. – Дата доступа: 14.05.2012.

17. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cci.kz. – Дата доступа: 12.05.2012.

18. Травяной чай. Компании Казахстана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pulscen.kz/firms/402703-travjanoj-chaj. – Дата доступа: 14.05.2012.

19. Фабрика витаминов // Минская правда Центральная газета Центрального региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpraud.by/articles.php?id=24430&current_date=2012-02-23. – Дата доступа: 11.05.2012.

20. Чай – всему голова // Известия Казахстана Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.izvestia.kz/node/11897. – Дата доступа: 12.05.2012.

21. Чайные напитки // КУП "Минская овощная фабрика" Фабрика Витаминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://favit.at.tut.by/tea.html. – Дата доступа: 11.05.2012.

22. Черный чай в Казахстане может подорожать // Nur.kz Казахстанский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.nur.kz/122726.html. – Дата доступа: 14.05.2012.

23. Hot drinks in Kazakhstan Report // Euromonitor International leader in strategy research for consumer markets [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.euromonitor.com/hot-drinks-in-kazakhstan/report. – Date of access: 11.05.2012.

24. Tea in Kazakhstan Report // Euromonitor International leader in strategy research for consumer markets [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.euromonitor.com/tea-in-kazakhstan/report. – Date of access: 11.05.2012.

25. The World Factbook // Central Intelligence Agency [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/kz.html. – Date of access: 12.05.2012.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.