|
А. после падения Византии
В османскую эпоху А. оставался под покровительством (хотя и не всегда бескорыстным) тур. султанов, что позволило Св. Горе сохранить хотя бы часть своей былой славы. Афонская община имела своих представителей при тур. администрации: 1 - в Фессалонике и 2 - в К-поле (при Патриархе и Высокой Порте). А. пользовался относительной независимостью и являлся своего рода оазисом для христиан, где укрывались притесняемые, стремившиеся в безмолвии и аскезе забыть о своем порабощении. А. оставался совершенно обособленным от остального мира, и лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. Монахи жили в покое, не интересуясь политикой, чем обезопасили себя от произвола турок. Во время тур. владычества монашеская жизнь была сосредоточена гл. обр. в 19 мон-рях, к к-рым в 1541/42 г. добавился мон-рь Ставроникита (о численности братии отдельных мон-рей и на А. в целом в кон. XV - 2-й пол. XVIII в. см.: Фотић. С. 98-99). Так сложилась существующая и поныне группа из 20 основных обителей, между к-рыми была поделена вся область Св. Горы, и никто, кроме них, не мог отныне владеть землей на А.
Фирман султана Селима I. 1513 г. (мон-рь Дионисиат)
В 1513 г. султан Селим I торжественно был принят на Св. Горе (сопровождавшие его воины занимались грабежом). Султан издал фирман, касающийся мон-ря Ксиропотам, и подтвердил привилегии Св. Горы. То же сделали позже султаны Ахмед III, Селим III, Махмуд II и др. По законам ислама запрещалось строить и восстанавливать христ. здания, однако для А. подобное разрешение давалось без затруднений. Впрочем, турки далеко не всегда и не во всем проявляли благосклонность. На всех насельников Св. Горы был наложен весьма высокий подушный налог (харадж), размер и порядок взимания к-рого определяли султанские фирманы, Патриаршие сигиллии и проч. документы. Несмотря на отдельные налоговые послабления, предоставляемые султанами, ежегодный сбор этой суммы становился день ото дня тяжелее (см.: Фотић. С. 63-78). С мон-рей также не раз взимались непосильные дополнительные подати и поборы, нередко производилась конфискация монастырских подворий и владений за пределами А.
Продолжавшиеся пиратские набеги, внутренние распри и самоуправство турок имели печальные последствия: мн. обители приходили в упадок и могли бы исчезнуть без поддержки извне. Стало очевидно, что невозможно сохранить жизнь в мон-рях только за счет возделывания земель. Часть расходов покрывалась пожертвованиями и милостынями, к-рые собирали монахи, посылаемые во все уголки правосл. мира. Благодаря этим дарам монашеское сообщество Св. Горы не только смогло выжить, но и обогатилось почитаемыми реликвиями и св. мощами, священными сосудами, драгоценными облачениями. Перестройка и восстановление мон-рей способствовали расцвету искусства на А.
Мон-рь Ставроникита. Вид с юга
Основными дарителями со 2-й пол. XV в. были правосл. правители Валашского и Молдавского княжеств (см. разд. «А. и румын. княжества»). После того как с кон. XV в. были установлены офиц. отношения между А. и московскими вел. князьями и митрополитами, Россию регулярно посещали посольства афонских мон-рей для сбора материальной помощи Св. Горе (см. разд. «А. и Россия»). Несмотря на богатые пожертвования правосл. государей, мон-ри продолжали существовать в бедности из-за непосильных долгов. Имения в придунайских странах приносили невысокий доход из-за трудностей сообщения и неустойчивой политической ситуации, путешествия монахов в Россию за сбором средств ненамного облегчали общее оскудение.
К-польский Патриарх Иеремия II попытался устроить жизнь афонских обителей. Прибыв в Фессалонику, он созвал афонских отцов для обсуждения проблем Св. Горы. В 1573 г. на А. был направлен Александрийский Патриарх Сильвестр, рассмотревший на месте положение дел и составивший новый афонский типикон, в 1574/75 г. утвержденный сигиллием К-польского Патриарха (Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 215-218). Монахам запрещалось для урегулирования внутренних споров обращаться за пределы Св. Горы, следовало решать все на месте, мирно и в соответствии с церковным обычаем; запрещалось сеять на Св. Горе пшеницу или ячмень, разрешалось возделывать только бобовые; запрещался сбор орехов на продажу за пределы А. и торговля монашескими одеяниями; устанавливались твердые внутренние цены на орехи, черешню и растительное масло; было строго запрещено пребывание на Св. Горе детей, безбородых юношей и животных жен. пола, а также проживание афонских монахов на подворьях вне А. вместе с «сестрами»; мирян, проживших на А. 3 года, предписывалось постригать в монахи или изгонять; келлиотским монахам запрещалось покидать А. для сбора милостыни; запрещалось не только изготовление и употребление виноградной водки (ракия), но и даже возделывание виноградников (за исключением неск. лоз столового винограда) в скитах. Однако эти меры лишь частично достигли своей цели.
Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра)
Когда бывш. К-польский Патриарх Анфим II посетил Вел. Лавру (1623), он нашел там всего 5 монахов, живших в нищете, преодолеть к-рую не помогли ни возвращение к общежительному уставу по инициативе Иеремии II, ни поступившие дары. Лишь с 1630 г. этот знаменитый мон-рь понемногу начал приходить в порядок, особенно после того, как там нашел приют Патриарх Дионисий III (1665), подаривший обители свое личное имущество. В XVII в. наблюдался резкий экономический упадок и запустение мн. афонских мон-рей (Ксенофонта, Русика, Кастамонита и др.). Лишь отдельные обители находились в относительно процветающем положении, напр. Иверский (в XVII в. 300 монахов проживали в самом мон-ре и 100 - за его пределами), Хиландарский, Ватопед и особенно известный особой строгостью устава мон-рь прп. Дионисия, к-рый занял 5-е место в списке афонских мон-рей, потеснив Ксиропотам.
Кавсокаливитский скит
В XVI в. происходило возвращение нек-рых мон-рей к древнему общежительному уставу (Вел. Лавра, Ватопед), но на протяжении XVII в. мон-ри один за другим начали переходить к идиоритмии, и с 1784 г. все афонские обители стали особножительными. Др. особенностью этой эпохи, к-рая, возможно, явилась реакцией на широкое распространение особножительства, было начавшееся со 2-й пол. XVI в. появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из неск. домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм - кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от мон-рей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (δικαῖος, от δίκαιος - справедливый) с неск. помощниками. В появлении скитов, возможно, отразилось противодействие строгих аскетов распространению идиоритмии, к-рую они считали отклонением от древних традиций и признаком упадка и обмирщения. Первым был основан скит св. Анны, принадлежавший Вел. Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI-XVII вв. появились др. крупные скиты: св. Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь), св. Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румын. скит св. Димитрия (мон-рь Св. Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), прор. Илии (Пантократор).
Мон-рь Ксенофонт. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в.
В течение XVIII в. большие долги продолжали обременять мон-ри и экономическое положение большинства из них оставалось плачевным; непрестанная забота иноков о материальных нуждах сказывалась на их духовной жизни. В этой ситуации возникла потребность в преобразованиях. Патриарх Гавриил IV издал в 1783 г. новый типикон Св. Горы (Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 243-248). Его главной целью было восстановление древних обычаев сурового иноческого жития, к-рым давно перестали следовать. Было запрещено есть мясо, без разрешения покидать Св. Гору и уходить из мон-ря в скит, ограничивалось число мирян, проживавших в Карее. Восстанавливалась упраздненная с 1585 г. должность прота, к к-рому были присоединены 4 соуправителя, избиравшиеся из числа монахов 20 мон-рей. Образованная т. о. Свящ. Эпистасия (попечительство) принимала на себя заботу по надзору за жизнью и поведением монахов. Прот избирался пожизненно и получал рукоположение от Патриарха. Он хранил ключи от зала собраний, каждый из эпистатов получал 1/4 часть печати Св. Горы. Также были приняты меры для ликвидации долгов. Одним из важнейших результатов преобразований Гавриила IV стало постепенное возвращение к общежительству. На киновийный устав перешли мон-ри Ксенофонт (1784), Эсфигмен (1796), Симонопетра (1801), Свято-Пантелеимонов (1803), прп. Дионисия (1803), Каракал (1813), Кастамонит (1818), Св. Павла (1839), за ними вскоре последовали мон-ри прп. Григория, Зограф и Кутлумуш.
XVII-XVIII вв.
На протяжении неск. столетий тур. ига культура и образованность греч. народа постепенно приходили в упадок, что не могло не отразиться и на А. Мн. монахи начали покидать большие общежительные мон-ри, уходя в скиты, к-рые постепенно стали крупными монашескими общинами, напоминавшими древние лавры Египта, Сирии и Палестины. В крупных мон-рях оставалось все меньше насельников, заботившихся о книжных сокровищах обителей, практически прекратилось переписывание рукописей.
В нач. XVII в. на А. попытались развернуть свою деятельность иезуиты, стремившиеся убедить афонских подвижников принять унию. Папа Григорий XV послал на А. униатов Антония Василопула и Канакия Россиса, к-рым удалось организовать в Карее школу, действовавшую с 1636 по 1641 г. Управлял школой Николай Россис, посещало ее ок. 20 монахов. В 1641 г. по требованию К-польского Патриарха тур. власти вынудили иезуитов закрыть школу и покинуть А.; школа была перенесена в Фессалонику.
Несмотря на общий культурный упадок, афонская книжность в эти трудные столетия не прекращала своего существования. В нач. XVII в. иером. Иерофей продолжает составление «Повести об Иверском монастыре», начатой в XVI в. Феодосием. В кон. XVII в. иером. Григорий из мон-ря Кастамонит написал «Записку об основании сего монастыря и монашеского жительства на Афоне». Агапий Ланд принял монашеский постриг на А. и прожил ок. 2 лет в окрестностях Вел. Лавры, где выполнил значительную часть своих переводов житий святых на народный греч. язык.
В XVIII в. духовная жизнь на А. оживилась благодаря основанию духовных школ и усилению культурных контактов с Западом и слав. странами. Афонский мон. Иерофей Ивирит(1686-1745) изучал и переводил на народный греч. язык творения прп. Ефрема Сирина и жития святых. Учеником Иерофея был Кесарий Дапонтис, жизнь к-рого также тесно связана с А. В 1757 г., уже будучи монахом, он пришел в Ксиропотамскую обитель и в том же году был отправлен собирать милостыню для мон-ря. После долгих лет, проведенных в странствованиях, он вернулся на А. в 1765 г. и 20 лет прожил в Ксиропотаме, где написал главные свои сочинения.
В сер. XVIII в. была основана Афонская академия - Афониада (см. ниже). Ее нек-рое время возглавлял знаменитый Евгений (Булгарис). Многое сделал в области духовного просвещения ученик Булгариса Косма Этолийский. В 1742 г. он пришел на А. и принял постриг в мон-ре Филофея. С 1760 г. он действовал как проповедник сначала в окрестностях К-поля, затем на греч. островах, основав 10 крупных и ок. 200 народных школ.
В 1754 г. на А. начались споры о поминовении усопших. Монахи-келлиоты из скита св. Анны, работавшие в своем скиту на строительстве соборного храма (кафоликона), могли совершать поминальную службу только по воскресеньям. Это вызвало недовольство др. монахов, видевших в этом нарушение традиции, распространенной и на А., поминать усопших в субботу. Спор вылился в раздоры и нестроения, затронувшие все скиты и мон-ри Св. Горы. Сторонников «субботнего» поминания (среди них были Неофит Кавсокаливит, Афанасий Паросский, Христофор из Арты, Агапий Киприот, Иаков с Пелопоннеса, отшельник Паисий) стали называть савватианами (субботниками) или колливадами. К-польские Патриархи не раз пытались вмешаться в конфликт и разрешить все споры. Так, Патриарх Софроний издал указ с осуждением Афанасия, Иакова, Агапия и Христофора, постановив, что поминовение усопших может совершаться в любой день недели (1776). Афанасий Паросский был вынужден написать «оправдательное» письмо, официально принятое в 1781 г. Патриархом Гавриилом.
В то же время на А. активно обсуждался вопрос, как часто следует причащаться Св. Таин. Патриарх Феодосий в указе 1772 г. постановил: «Точный срок не определять, но несомненно необходимо предварительное приготовление через покаяние и исповедь». Афанасий Паросский в соч. «Изложение, или Исповедование истинной и православной веры» подчеркивал, что не должно приступать к Божественному Причащению каждый день, а необходимо прежде покаяться в грехах и исповедаться. В 1785 г. Патриарх Гавриил под угрозой отлучения запретил святогорцам слишком часто причащаться. Однако в 1789 и 1794 гг. Патриарх Неофит отменил этот указ своего предшественника, а Григорий V указом от 1819 г. постановил, что причащаться следует по воскресеньям.
Одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни этого периода был прп. Никодим Святогорец. В 1775 г., в возрасте 26 лет, он пришел на Св. Гору и поселился в мон-ре Дионисия, где через 2 года был пострижен в монахи. Изучив рукописные сокровища мон-ря, он по просьбе прп. Макария подготовил к изданию «Добротолюбие», выверив и дополнив текст по различным рукописям (1782). Прп. Никодим издал также «Собрание богопрореченных слов и поучений богоносных святых отцов» и соч. Неофита Кавсокаливита «О частом божественном Причащении». Мн. творения св. отцов были переведены им на народный греч. язык. Прп. Никодиму принадлежит сборник канонов, посвященных Божией Матери (Θεοτοκάριον - Богородичник), он перевел и издал трактат «Невидимая брань», где подробно описана практика духовной жизни. В спорах о дне поминовения усопших Никодим поддерживал колливадов и в трактате «Апология веры» настаивал на том, что следует придерживаться древнего предания и поминать усопших по субботам. Это сочинение, опубликованное лишь в 1819 г., послужило причиной издания указа Патриарха Григория V, утверждавшего и повторившего его же указ от 1807 г. о допустимости поминания в любой день. Умер прп. Никодим на Св. Горе. В 1955 г. по инициативе афонских монахов К-польский Патриархат причислил его к лику святых.
В XVIII в. возрос интерес монахов к истории Св. Горы. В сер. века Макарий Тригонис из Вел. Лавры составил «Проскинитарий лавры»; примерно в то же время мон. Евфимий написал стихотворный «Проскинитарий лавры» и Житие прп. Афанасия Афонского. Иаков из мон-ря Григория перевел сначала на валашский, а затем на новогреч. язык описание этой обители, сделанное в 20-х гг. XVIII в. рус. паломником В. Г. Григоровичем-Барским. Феодорит, игум. Эсфигменского мон-ря, написал историю своей обители.
Мн. видные иерархи той эпохи (среди них - неск. Патриархов) удалялись на покой на Св. Гору. А. не раз посещал св. Макарий Нотара (1731-1805), поднимавший пелопоннесских греков на борьбу против тур. ига во время русско-тур. войны при Екатерине II. Духовный подъем на А. не мог не затронуть и монахов негреч. происхождения. Прп. Паисий Хиландарский составил в сер. XVIII в. первую историю болг. народа, к-рая получила широкое распространение в Болгарии. Румын. мон. Филофей Святогорец перевел на румын. язык «Христианские учения» и «Цвет муз». Мн. воспитанники Афонской академии распространяли свои знания в Молдавии и Валахии. Распространение святогорской духовной практики в России связано с именем прп. Паисия (Величковского).
XIX в.
В нач. XIX в. положение Св. Горы улучшилось. Сбор пожертвований увеличился, долги выплачивались, росло число скитов. Все мон-ри, в особенности Вел. Лавра, Ватопед и Иверский, переживали период процветания благодаря значительным доходам, получаемым с владений на Халкидике, на островах Эгейского м., в М. Азии, в Македонии, во Фракии, в Румынии и в России. В 1810 г. был принят новый устав, утвержденный тур. наместником в Фессалонике (Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 603-604). Органом управления монашеского сообщества А. стал Свящ. Кинот, органом надзора - Свящ. Эпистасия. Должность прота была упразднена окончательно. Возвращение к общежительному уставу привело к нравственному и духовному расцвету.
После начала греческого восстания (1821) Св. Гора претерпела новые большие тяготы. В период тур. владычества святогорцы избегали вмешиваться в политику, не желая вызвать гнев поработителей. Однако в кон. XVIII в., после бегства с А. сосланного туда Патриарха Серафима II, к-рый укрылся во враждебной туркам России, Св. Гора навлекла на себя подозрения османских властей. Возникла угроза оккупации, к-рой удалось избежать в последний момент благодаря посредничеству Патриарха Феодосия в обмен на увеличение суммы собираемых налогов.
Свято-Андреевский скит. Литография. 70-е гг. XIX в.
Во время греч. народно-освободительного движения 20-х гг. XIX в. часть монахов присоединилась к восставшим. В апр. 1821 г. на А. высадился предводитель повстанцев в Македонии Эммануил Паппас, собрав нек-рое число монахов (особенно молодежи), он поднял знамя вооруженной борьбы против турок. В качестве ответных мер османские власти начали арестовывать и подвергать страшным мучениям святогорцев, живших за пределами А. Немало проблем создавало и присутствие на А. 5 тыс. беженцев, женщин и детей. Отряд Паппаса потерпел поражение в Халкидике, но монахи, отступившие к А., организовали на перешейке оборону полуострова. Фессалоникийский паша Абдул Абут предложил монахам амнистию в обмен на выдачу Паппаса, укрывшегося на А., но тот бежал на Идру и в пути умер. 15 дек. 1821 г. паша во главе армии из 3 тыс. курдов оккупировал А., наложил на мон-ри огромную контрибуцию, потребовал сдачи оружия и предоставления ему в заложники святогорских игуменов. В следующем году он, оставив в каждом мон-ре по хорошо вооруженному гарнизону, отплыл вместе с заложниками в К-поль. Тур. отряды оставались на А. до 1830 г., и это время стало для Св. Горы наст. бедствием: захватчики пытали и убивали монахов, грабили мон-ри и храмы, сожгли афонскую типографию в Вел. Лавре, мн. рукописи были пущены на растопку. Присутствие гарнизонов стало причиной, по к-рой опустели мн. мон-ри, и численность монахов на А. сократилась до 2,5 тыс. чел. С 1869 г. Св. Гора управлялась тур. каймакамом, резиденция к-рого находилась в Карее. Он подчинялся тур. финансовому ведомству и обладал весьма ограниченными правами, в основном ведал сбором налогов и исполнял полицейские функции.
Следствием активизации в XIX в. национального самосознания греч. и др. правосл. народов явились попытки вовлечения Св. Горы в межнациональные противоречия. С давних времен на А. рядом с греками проживали сербы, румыны, болгары, русские, грузины, греч. монахи традиционно составляли подавляющее большинство, и с возникновением Греческого гос-ва многие из них почувствовали свою причастность к делу общегреч. политического и духовного возрождения. Наряду с этим в течение XIX в. значительно усилился интерес к А. со стороны России, самой сильной правосл. державы. Несмотря на противодействие нек-рых греч. мон-рей, число рус. монахов на А. стремительно росло, чему способствовала щедрая материальная и дипломатическая поддержка России. При покровительстве имп. дома с невиданным размахом шло строительство рус. скитов св. Андрея Первозванного и Илии пророка, но главным центром рус. присутствия на А. стал мон-рь св. Пантелеимона, издревле носивший название Русского. Если в нач. XIX в. здесь практически не было рус. монахов, то к 1874 г. на 200 греков в мон-ре приходилось 300 русских; был впервые избран рус. игум. Макарий (1875), число насельников непрерывно увеличивалось. Несмотря на то что в кон. XIX - нач. XX в. К-польский Патриархат и тур. правительство начали проводить политику сдерживания «русской экспансии», к 1912 г. рус. монахи составляли половину населения Св. Горы. В 1913 г. их число резко сократилось в результате депортации с А. более 800 приверженцев движения имяславцев. Революция 1917 г. и последующие события привели к прекращению притока монахов из России.
После 1912 г.
В начале 1-й балканской войны (1912-1913) в храме Протата был отслужен молебен о победе греч. оружия. Когда к А. в сопровождении неск. эсминцев подошел греч. крейсер «Авероф» и над вершиной Св. Горы был поднят флаг правосл. гос-ва - Греческого королевства,- это событие было встречено торжественным звоном тысяч колоколов афонских храмов (2 нояб. 1912). Многовековое тур. владычество закончилось.
Свято-Ильинский скит
Лондонская мирная конференция послов (1913) в форме временного постановления утвердила статус А. как автономного и независимого монашеского гос-ва под совместным протекторатом балканских правосл. держав. Однако, согласно одной из статей Севрского договора (1920), подтвержденной в 1923 г. в Лозанне, А. был официально признан частью Греции. По этому соглашению греч. власти формально гарантировали неприкосновенность монахам негреч. происхождения. В 1924 г. была выработана «Уставная хартия» Св. Горы, к-рая до наст. времени определяет управление А.
Греч. правительство прилагало усилия для восстановления материального положения А., к-рое резко ухудшилось после прекращения поступлений от владений афонских мон-рей в России и конфискации гос-вом афонских подворий в Греции и за ее пределами в пользу греков, выселенных из Турции после т. н. малоазийской катастрофы 1923 г. С той же целью греч. власти выкупили часть территории А. между «Ксерксовым каналом» и Уранополисом.
Свято-Пантелеимонов мон-рь
Во время второй мировой войны А. вместе со всем греч. народом терпел невзгоды оккупации. В послевоенные годы Греция была охвачена гражданской войной и на А. укрывались многочисленные беженцы, что нанесло обителям Св. Горы существенный ущерб. Именно тогда в последний раз на А. в составе партизанских отрядов оказались женщины. В то же время правительства Польши, Болгарии, Румынии и Югославии конфисковали афонские имения на территориях своих стран, что еще более ухудшило экономическое положение А.
Число насельников А. постоянно снижалось вплоть до 70-х гг. XX в. В 1971 г. был отмечен минимум - 1145 чел.; в 1972 г. их количество впервые увеличилось, что было воспринято как знаменательное событие. С тех пор численность святогорского монашества постоянно росла, увеличиваясь в год примерно на 30 иноков. В наст. время состав агиоритов интернационален, среди них помимо славян есть выходцы из Зап. Европы, Америки, Австралии.
В 1981 г. при греч. правительстве был учрежден Центр по охране святогорского наследия (Κέντρο Δυαφύλαξης ῾Αγιορειτικῆς Κληρονομίας - ΚεΔΑΚ), взявший под свой контроль учет и сохранение афонских ценностей, а также новое строительство на А. Большую финансовую поддержку реставрации афонских памятников оказывает Европейское Сообщество, что, впрочем, вызывает у нек-рых старцев опасения о неизбежной косвенной компенсации в будущем (напр., разрешением жен. паломничеств на А.). В наст. время греч. правительству удается при заключении объединительных европ. договоров отстаивать своеобразие устройства А. Важнейшим событием стала выставка в Фессалонике «Сокровища Св. Горы» в 1997 г. На выставке были представлены многочисленные памятники афонского наследия, большинство из к-рых впервые покинули А.
Ист.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Афонский Патерик. М., 1897, 1994р; Millet G., Pargoire J., Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes du Mont Athos. P., 1904; Billetta R. Der heilige Berg Athos in Zeugnissen aus 7. Jh. W.; N. Y.; Dublin, 1992-1996. 4 Bde. Акты: Actes de Chilandar / Publ. par L. Petit et B. Korablev // ВВ. 1911. Т. 17. Прилож. I-III. C. 1-368; 1915. Т. 19. Прилож. I. С. 369-651; То же. Amst., 1975r; Actes de Chilandar: Des origines à 1319: [Texte. Album] / Ed. M. Živojinović, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. (Archives d'Athos [далее AA]; 20); Actes de Dionysiou / Ed. N. Oikonomidиs. P., 1968. (AA; 4); Actes de Docheiariou: [Texte. Album] / Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (AA; 13); Actes d'Esphigménou / Ed. L. Petit, W. Regel // ВВ. 1907. Т. 13. Прилож. I. C. 1-123; Actes d'Esphigménou / Ed. J. Lefort, 1973. (AA; 6); Actes d'Iviron. T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle / Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d'H. Métrévéli. P., 1985; T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. 1990; T. 3: De 1204 à 1328. 1994; T. 4: De 1328 au début du XVIe siècle. 1995. (AA; 14, 16, 18, 19); Actes de Kastamonitou / Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (AA; 9); Actes de Kutlumus / Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (AA; 2); Actes de Lavra: 897-1178 / Ed. G. Rouillard, P. Collomp. P., 1937. (AA; 1); Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204: [Texte. Album] / Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970; Pt. 2: De 1204 à 1328: [Texte. Album]. 1977; Pt. 3: De 1329 à 1500: [Texte. Album]. 1979; Pt. 4: Études historiques. Actes serbes: [Texte et planches] / Avec la collab. de S. Ćirković. 1982. (AA; 5, 8, 10, 11); Actes du Pantocrator / Ed. L. Petit // ВВ. 1906. Т. 12. Прилож.; Actes du Pantocrator: [Texte. Album] / Ed. V. Kravari. P., 1991. (AA; 17); Actes de Philothée / Ed. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev // ВВ. 1914. T. 20. Прилож.; Actes du Prôtaton: [Texte. Album] / Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (AA; 7); Actes de Saint-Pantéléèmôn: [Texte. Album] / Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. Ćirković, 1982. (AA; 12); Actes de Xénophon / Ed. L. Petit // ВВ. 1903. Т. 10; То же. Amst., 1964; Actes de Xénophon: [Texte. Album] / Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (AA; 15); Actes de Xéropotamou / Ed. J. Bompaire. P., 1964. (AA; 3); Actes de Zographou / Ed. L. Petit, W. Regel // ВВ. 1911. T. 17. Прилож.; Byzantine Monastic Foundation Documents / Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998 (= http://www.doaks.org/typ000.html [Электр. ресурс]).
Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 1-2; он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεδεών Μ. ῾Ο ̀ρδβλθυοτεΑθως. ̓Αναμνήσεις, ἔγγραφα, σημειώσιες. Κωνσταντινούπολις, 1885; Петрушевский П. Святые места и святыни на Востоке и в России. СПб., 1902; Вышний покров над Афоном. М., 19029; Γεράσιμος ̓Εσφιγμενίτης (Σμυρνάκης), μον. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος. ̓Αθῆναι, 1903.Καρυαί, 19882; Κοσμὰς ῾Αγιωρείτης (Βλάχος), μον. ῾Η χερσόνησος τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους ̀ρδβλθυοτεΑθω καὶ αἱ ἐν αὐτῷ Μοναὶ καὶ οἱ Μοναχοὶ πάλαι τε καὶ νῦν. Βόλος, 1903; Lake K. The Early Days of Monasticism on Mount Athos. Oxf., 1909; Χριστόφορος (Κτενᾶς), ἀρχιμ. ̀λδβλθυοτεΑπαντα τὰ ἐν ῾Αγίῳ ̀ρδβλθυοτεΟρει ἱερὰ καθιδρύματα εἰς 726 ἐν ὅλῳ ἀνερχόμενα, καὶ αἱ πρὸς τὸ δοῦλον ἔθνος ὑπηρεσίαι αὐτῶν. ̓Αθῆναι, 1935; Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. Münch., 1943; idem. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Dölger F.,Weigand E., Deindl A. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Hofmann G. Rom und der Athos. R., 1954; Amand de Mendieta E. La presqu'île des caloyers: Le Mont-Athos. Bruges; P., 1955;idem. Mount Athos. B.; Amst., 1972; Darrouzès J. Une république de moines. P., 1956; Dahm Chr., Bernhard L. Athos: Berg der Verklärung. Offenburg, 1959; Sherrard Ph. Athos: der Berg des Schweigens. Olten, 1959; idem. Athos: the Mountain of Silence. L., 1960; ̓Αλέξανδρος Λαυριώτης (Λαζαρίδης), μον. ῾Ο ̀ρδβλθυοτεΑθος̇ ̓Αγῶνες καὶ θυσίαι (1850-1855)̇ ̓Εγγραφα Μακεδονικῆς ̓Επαναστάσεως. ̓Αθῆναι, 1962; Millénaire du Mont Athos. Chevetogne, 1963-1964. 2 vol.; Huber R. Athos. Zürich, 1969; Μαμαλάκης Ι. Π. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος διὰ μέσου τῶν αἰώνων. Θεσσαλονίκη, 1972; Карпов С. П. Трапезундская империя и Афон // BB. 1984. T. 45. C. 95-101; Nastase D. Les débuts de la communauté œcumenique du Mont Athos // Σύμμεικτα. 1985. T. 6. Σ. 251-317; Wittig A. M. Der Heilige Berg von Byzanz. Würzburg, 1985; Δωρόθεος, μον. Τό ̀λδβλθυοτεΑγιο ̀ρδβλθυοτεΟρος. Κατερίνη, [1986]; Χρήστου Π. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος̇ ̓Αθωνικὴ πολιτεία - ἱστορία, τέχνη, ζωή. ̓Αθήνα, 1987; Παπαχρυσάνθου Δ. ̓Ο ἀθωνικὸς μοναχισμός̇ ̓Αρχὲς καὶ ὀργάνωση. ̓Αθῆνα, 1992; Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος χθές - σήμερα - αὔριο. Θεσσαλονίκη, 1996; Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни православной Церкви // он же. Богословские труды. Н. Новг., 1996. С. 40-68; Mount Athos and Byzantine Monasticism / Ed. A. Bryer, M. L. Cunningham. Aldershot, 1996; Τὸ καθεστὼς τοῦ ̓Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους ̀ρδβλθυοτεΑθω. ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος, 1996; ̓Ο ̀ρδβλθυοτεΑθως στοὺς 14o-16o αἰῶνες. ̓Αθήνα, 1997; Καβαρνός Κ. Τό ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος. ̓Αθήνα, 2000; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001; http://www.macedonian-heritage.gr/Athos; http://www.mathra.gr/kedak [Электр. ресурс].
Библиогр.: Просвирнин А., свящ. Афон и Русская Церковь: Библиогр. // БТ. 1976. Т. 15. С. 185-256 [полный аннот. указ. рус. публикаций об А., более 900 позиций].
И. В. Т.
Современный А.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|