Сделай Сам Свою Работу на 5

Административное устройство





АФОН

[Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п-ове Айон-Орос (Св. Гора, Афонский п-ов). Находится под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата. На Св. Горе, пребывающей под покровительством Божией Матери и называющейся уделом Пресв. Богородицы, уже более тысячи лет непрестанно возносятся к Богу молитвы иноков (в наст. время число монашествующих превышает 1700).

География


Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. Афон

Афонский п-ов является крайней вост. оконечностью п-ова Халкидики. Его протяженность с северо-запада на юго-восток - ок. 60 км, ширина - от 7 до 19 км, территория - ок. 360 кв. км. Рельеф полуострова постепенно повышается к юго-востоку и переходит в скалистую горную цепь, заканчивающуюся мраморной пирамидой горы Афон (высота - 2033 м). В месте, где низменный перешеек переходит в холмистую равнину, носящую название Мегали-Вигла (Μεγάλη Βίγλα - дословно «Великая стража»), расположен г. Уранополис (Урануполи); к востоку от него с 20-х гг. XX в. проходит адм. граница Св. Горы (ранее она проходила северо-западнее, по сухому руслу «Ксерксова канала»).




Карта Св. Горы Афон с 12 видами монастырей. Цветная литография. 1840 г.

Полуостров имеет более 20 мысов, крайние оконечности на юге - мыс Пинес (св. Георгия, Нимфеон, Капо-Санто), на востоке - мыс Акратос (св. Иоанна Предтечи, Смерна). В крутых скалистых берегах имеется всего неск. крупных бухт, главной из к-рых является Дафни - порт Св. Горы, куда прибывают суда с материка и где находятся таможенный, почтовый и полицейский участки. Адм. центр Св. Горы - Карея (совр. Карье, Карьес; Καρεαί, Καρυαί, Καρυές) находится в самом центре А. и соединен с Дафни дорогой. Грунтовые шоссейные дороги, проложенные в основном с сер. 80-х гг. XX в., ведут отсюда и в др. концы полуострова, автотранспорт используется преимущественно для перевозки грузов. За исключением юж. пика и прилегающих к нему скал, почти весь А. покрыт богатой растительностью: еловыми, каштановыми, дубовыми лесами, густым кустарником. На нижней части горных склонов много платанов, в верхней зоне - вересковых пустошей. Здесь выращивают цитрусовые, яблони, груши, черешню, грецкие орехи, насажены виноградники и плантации оливковых деревьев. Снег выпадает редко и держится недолго. Источниками питьевой воды служат стекающие с гор ручьи.



Уставная хартия


Вид Св. Горы Афонской с юго-зап. стороны. Хромолитография. XIX в. (ГИМ)

В древности порядок монашеской жизни на А. определяли как неписаные обычаи, так и письменные монастырские и общеафонские уставы (типиконы), а также указы и постановления визант. императоров, тур. султанов и К-польских Патриархов. В 1860, 1862 и 1877 гг. османские власти пытались установить законодательство для А., но эти акты (канонизмы) не были приняты монашеским сообществом. В 1911 г. при содействии К-польской Патриархии афонские старцы определили «Главные канонизмы Св. Горы» (Γενικοὶ Κανονισμοὶ τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους), к-рые не были утверждены тур. правительством по причине начавшейся войны.

В 1912 г. А. стал частью Греческого гос-ва и в 1924 г. получил в этом качестве окончательное международное признание. 10 мая 1924 г. пятичленная комиссия чрезвычайного Двойного собрания Св. Горы выработала «Уставную хартию Св. Горы Афонской» (Καταστατικὸς Χάρτης τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους ̀ρδβλθυοτεΑθω; известна также как «Новый канонизм»; далее - Устав). После доработки комиссией правоведов Устав был утвержден правительством и парламентом Греции (законоположение от 10 сент. 1926). Устав из 188 статей был объявлен «вытекающим из императорских хрисовулов и типиконов, Патриарших сигиллиев, султанских фирманов, действующих Главных канонизмов и древнейших монашеских уставов и правил» (ст. 188). В наст. время этот документ является основным законодательным актом, действующим на А.



Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (αἱ ἐν ῾Αγίῳ ̀ρδβλθυοτεΟρει ῾Ιεραὶ Βασιλικαὶ Πατριαρχικαὶ καὶ Σταυροπηγιακαὶ Μοναὶ), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγίστη Λαύρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδίου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, ̓Ιβήρων) в честь Успения Богородицы, 4)Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρίου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5)Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσίου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш(Κουτλουμουσίου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκράτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτάμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγράφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρίου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακάλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь(Филофей, Θιλοθέου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σίμωνος Πέτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (῾Αγίου Παύλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικήτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφῶντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορίου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, ̓Εσφιγμένου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικόν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμονίτου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (῾Iερὰ ̓Εξαρτήματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).


Св. Гора

Мон-ри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Свящ. Кинотом (ст. 9). Большинство ныне действующих монастырских канонизмов были приняты в 1920-1980 гг. Внутренний устав определяет устройство монастырского жительства, порядок избрания монастыреначальников, их права и обязанности, общие предписания относительно монашеской жизни, в т. ч. богослужебные указания, хранение книг, попечение о св. мощах, святынях и б-ках. По своему устройству мон-ри делятся на общежительные (киновиальные) и особножительные (идиоритмийные). Общежительный мон-рь не разрешается превращать в особножительный, но особножительный преобразуется в общежительный по требованию большинства старших братий (чей постриг превышает 6 лет); решение о преобразовании мон-ря в общежительный принимается Свящ. Кинотом и доводится до сведения К-польского Патриарха на предмет издания соответствующего сигиллия (Патриаршего указа) (ст. 85). В 1960 г. особножительными были 9 афонских мон-рей; с 1992 г. все мон-ри являются общежительными.


«Внутренний вид Лавры на Афонской горе». Худож. П. Бирман. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ)

Скиты зависят от мон-рей, на земле к-рых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиц. канонизмами и Патриаршим сигиллием (ст. 143). В Уставе перечислены 12 действующих на А. скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресв. Богородицы (Мариинский, Βογορόδιτσα) Свято-Пантелеимонова мон-ря, 2) скит во имя св. прор. Илии (Свято-Ильинский, Προφήτου ̓Ηλιού) при мон-ре Пантократор, 3) скит св. Иоанна Предтечи (Предтеченский, Τιμίου Προδρόμου) при Вел. Лавре, 4) скит во имя св. Андрея Первозванного (Свято-Андреевский, Серай, ῾Αγίου ̓Ανδρέου) при мон-ре Ватопед. Особножительные: 1) скит во имя прав. Анны (῾Αγίας ̀ρδβλθυοτεΑννης) и 2) скит во имя Св. Троицы (Кавсокаливийский, ῾Αγίας Τριάδος τῶν Καυσοκαλυβίων) при Вел. Лавре, 3) скит во имя вмч. Димитрия (῾Αγίου Δημητρίου) при Ватопеде, 4) скит во имя св. Иоанна Предтечи (Τιμίου Προδρόμου) при Иверском мон-ре, 5) скит во имя вмч. Пантелеимона (῾Αγίου Παντελεήμονος) при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресв. Богородицы (Новый Скит, Νέα Σκήτη) и 7) скит во имя вмч. Димитрия (Лакку, ῾Αγίου Δημητρίου Λάκκου) при мон-ре Св. Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Εὐαγγελισμοῦ τῆς Θεοτόκου) при мон-ре Ксенофонт (ст. 142). Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из к-рых имеет 1-2 комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. С XVIII в. мн. скиты имели национальную принадлежность, отличную от того мон-ря, на землях к-рого они находились: скит Богородицы был болг. (до сер. 80-х гг. XX в.), Андреевский - рус., Ильинский - укр., Предтеченский - румын. (остается таковым до наст. времени). Подобное явление было характерно и для мн. келлий.


Мон-рь Кутлумуш. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в.

Келлии (κελλία) представляют собой отдельные монашеские жилища, обычно это двух- или трехэтажное здание с пристроенным к нему храмом. Главенствующий мон-рь уступает келлии за определенную плату посредством оформления долгового соглашения в преемственное владение малым общинам, состоящим из старца и 2-3 его учеников, составляющих синодию (συνοδία - свита, спутники) (ст. 161). Келлиоты живут своим трудом, возделывая виноградники, масличные сады и огороды на приписанных к келлиям земельных участках, находящихся в их исключительном пользовании (кроме лесных угодий, право на пользование к-рыми принадлежит главенствующему мон-рю).


Свято-Ильинский скит. Фотография. 2000 г.

Каливы (καλύβαι - хижины) являются жилыми постройками небольших размеров и в отличие от келлий не имеют земельных участков. Каливиты занимаются рукоделием или выполняют за определенную плату работы для др. обителей. Группы калив образуют небольшие поселки: Капсала близ Кареи, Малая св. Анна, Катунакии (Катунакья, Κατουνάκια), св. Василия, Карулии (Каруля, Καρούλια), Провата и др.

Кафизмы (καθίσματα - седалища) - небольшие жилища, расположенные близ мон-рей и находящиеся на их содержании. Обычно здесь уединяются подвижники, достигшие высот созерцательной жизни, у к-рых при этом сохраняются и келлии внутри мон-ря.


Акафистная келлия. Гравюра. XIX в. (ГИМ)

Исихастирии (места безмолвия) и аскитирии (места подвижничества) находятся в пустынных и труднодоступных местностях Катунакии, Керасии (Керасья, Кераша, Κερασιά), Каруля, где в уединении или с одним братом-сподвижником подвизаются отшельники. Сюда обычно приходят иноки, прошедшие испытание киновиального жития и стремящиеся подражать духовным подвигам древних молчальников-исихастов.

Административное устройство


Келлия Пресв. Троицы. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в.

СтатусСв. Горы закреплен в ст. 105 действующей конституции Греции (принятой в 1975, дополнена в 1986; повторяет ст. 109-112 конституции 1927): «1. Афонский полуостров от Мегали-Вигла и далее, образующий округ Святой Горы, является в соответствии со своим древним привилегированным положением самоуправляющейся частью Греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным. В духовном отношении Св. Гора пребывает под непосредственной юрисдикцией Вселенской Патриархии. Все монашествующие на ней приобретают греческое гражданство без каких-либо формальностей, как только они принимаются в число послушников или монахов. 2. Св. Гора в соответствии со своим установленным порядком управляется двадцатью ее Священными Монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров, и ее земля не подлежит отчуждению. Управление осуществляется представителями Священных Монастырей, составляющими Священный Кинот. Категорически запрещается какое бы то ни было изменение системы управления или количества монастырей Святой Горы, их иерархического строя и их взаимоотношений с зависящими от них учреждениями. На ее территории запрещается пребывание иноверцев или раскольников. 3. Подробное определение святогорского распорядка и способа его действия содержит Устав Святой Горы, составленный и принятый двадцатью Священными Монастырями в сотрудничестве с представителем государства и утвержденный Вселенской Патриархией и греческим парламентом. 4. Строгое соблюдение святогорского распорядка в отношении его духовной части находится под верховным надзором Вселенской Патриархии, в отношении же административной части - под наблюдением государства, которому принадлежит исключительное право поддержания общественного порядка и безопасности. 5. Вышеизложенные полномочия государства осуществляются через губернатора, права и обязанности которого равно как и осуществляемая монастырским начальством и Священным Кинотом судебная власть и, наконец, таможенные и налоговые привилегии Святой Горы определяются законом».


«Келья близ русского мон-ря на Афонской горе». Худож. Ж. Гюе. Акварель 1835–1839 гг. (ГМИИ)

На А. существует 2 системы администрации - гражданская и монастырская. Территория А. составляет отдельную административно-территориальную единицу (ном) Греческой Республики. Гражданское управление осуществляет губернатор (управляющий, префект) Св. Горы (ΓενικὸςΔιοικητὴς τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους), подчиняющийся Мин-ву иностранных дел Греции. По традиции губернатор А. назначается из числа профессоров богословского фак-та Фессалоникийского ун-та. В его ведении находятся полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. В случае отсутствия губернатора его замещает секретарь. Гражданские ведомства находятся в Карее и Дафни. Губернатор поддерживает контакт с монастырскими органами управления. Своей властью он приводит в исполнение решения мон-рей и Свящ. Кинота, поскольку они принимаются в согласии с действующим Уставом (ст. 8 Устава).


Члены монастырской администрации Св. Горы перед зданием Протата в Карее

Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Св. Горы является Чрезвычайное двадцатичленное собрание (̀ρδβλθυοτεΕκτατος Εἰκοσαμελῆς Σύναξις), состоящее из настоятелей всех 20 мон-рей и собирающееся дважды в год: через 15 дней после Пасхи и 20 авг. (ст. 43). Исполнительная власть принадлежит Свящ. Киноту и Свящ. Эпистасии. Свящ. Кинот Св. Афонской Горы (῾Ιερὰ Κοινώτης) является постоянным органом и состоит из представителей (антипросопов) всех 20 мон-рей, каждый из них избирается своим мон-рем в течение 15 первых дней января сроком на 1 год (ст. 11 и 14). На заседаниях, проходящих 3 раза в неделю, должны присутствовать не менее 2/3 членов Кинота, по приглашению их может посещать губернатор Св. Горы.


Печать Свящ. Кинота

Свящ. Эпистасия, или Надзор (῾Ιερὰ ̓Επιστασία), собирается с нач. июня по кон. мая из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четвериц, на к-рые поделены 20 мон-рей: I) Вел. Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; II) Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; III) Иверский, Пантократор, Филофея, Симонопетра; IV) Хиландар, Ксиропотам, Св. Павла, Григория; V) Дионисия, Зограф, Русский, Кастамонит. Первый по порядку (прот, πρῶτος - первый) член четверицы носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота (ст. 28). Все эпистаты равны между собой; каждый из них получает 1 часть четырехчастной печати Свящ. Кинота с изображением Богородицы «Пространнейшей» (Πλατυτέρα); в отсутствие к.-л. эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не др. члену Эпистасии (ст. 29-31). В случае равного количества голосов принятие решения передается в Кинот. Свящ. Эпистасия следит за поддержанием чистоты и порядка в Карее, устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением и изгоняет нарушителей правил приличия силами блюстителей порядка (отряды сейменидов и сердаров), при необходимости прибегая к содействию находящихся в Карее гос. полицейских. Высшие адм. органы Св. Горы располагаются в Карее.


Карея. Фотография. 1999 г.

Постоянные монастырские суды (дикастирии) 1-й ступени состоят из игумена и собора старцев мон-ря. Суд 2-й ступени представляет Кинот Св. Горы, принимающий апелляции только на суровые наказания в течение 15 дней со дня оповещения обвиняемого; мелкие наказания считаются окончательными и отмене не подлежат. Высшая судебная власть принадлежит Чрезвычайному собранию. К-польский Патриарх и его Свящ. Синод выступают в качестве верховной судебной инстанции в вопросах духовного характера (касающихся чистоты церковного вероучения и канонической дисциплины) (ст. 41-83). Уголовные дела подлежат компетенции гражданского суда в Фессалонике (ст. 7).

История

Древнейший период

В эпоху античности гора, носящая, как считали древние (Steph. Byz. Ethnica. P. 36), имя мифического фракийского гиганта Афона (̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀ρδβλθυοτεΑθων - догреч. происхождения; др. название ̓Ακτή - Утес), была малонаселена и известна гл. обр. своей величиной. Мн. греч. авторы приводят древнее изречение, что вершина А. затеняет статую быка на о-ве Лемнос. У юж. скал А. во время греко-персид. войн в 493 г. до Р. Х. потерпел крушение персид. флот Мардония, и через 12 лет царь Ксеркс во время греч. похода приказал прорыть для прохода своих судов в самом узком месте полуострова канал; высохшее русло «Ксерксова канала» различимо до сих пор в местности, носящей название Провлакас. С IV в. до Р. Х., как и вся Халкидика, А. входил в состав Македонии. Легенда гласит, что знаменитый архит. Динократ предложил превратить А. в статую Александра Великого, совершающего ритуальное возлияние в виде потока, текущего меж 2 городов на противоположных склонах горы (Strabo. Geogr. XIV 1), но Александр счел за благо оставить А. в покое.


Св. Гора

Со II в. до Р. Х. полуостров входил в состав Римского гос-ва. На его территории и в непосредственной близости к нему было расположено неск. небольших городов-полисов: Афос, Аканф, Акроафоон (Акрофои), Аполлония, Асса, Дион, Клеоны, Олофикс, Пилор, Сана, Сарта, Сермилия, Синг, Стратоникия, Фисс (Plin. Hist. nat. IV 10; Steph. Byz. Ethnica, passim; см.: Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 110-112). В один из них, Аполлонию, находившуюся у перешейка, связывавшего А. с Халкидикой, по пути из Амфиполя в Фессалонику заходил ап. Павел, однако проповедь его не имела здесь успеха (Деян 17. 1). Предание о пребывании апостола спустя много веков сохранилось среди жителей возникшего на месте древней Аполлонии г. Иериссо (Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 134-135). Ко времени гонений нач. IV в. в Аполлонии уже было немало христиан; здесь пострадали мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Перегрин и градоначальники Руф и Руфин. Окончательно христианство утвердилось в этих краях во времена равноап. Константина I Великого, когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время появились первые храмы и на самом А. Не исключено, что наряду с храмами здесь в IV в. возникли и первые мон-ри. О посещении афонских обителей в нач. V в. преподобными Варнавой и Софронием рассказывает греч. Житие св. Варнавы, Софрония и Христофора (пам. греч. 17 авг.) из «Нового Лимонария» (Афонский патерик. М., 1897. С. VI).

В VII в. все древние города на полуострове пришли в упадок и прекратили свое существование. Между 670 и 675 гг. А., как и мн. др. местности сев. побережья Эгейского м., был опустошен арабами, осаждавшими К-поль. Постоянная угроза морских набегов араб. пиратов, укрепившихся на о-ве Крит, сохранялась до сер. X в. К кон. VIII - нач. IX в. на А. практически не осталось поселений, единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.