|
ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ЙОГОВСКОГО ДЫХАНИЯ ИЛИ ПРАНАЯМЫ
Теперь мы будем иметь дело с упражнениями в ПРАНАЯМЕ. Первый урок ПРАНАЯМЫ заключается в том, чтобы научиться управлять, движением легких. Причина делать так состоит в том, чтобы почувствовать более тонкие движения, которые совершаются в теле, которыми, как говорит йога, можно научиться управлять движением ПРАНЫ, проявляющимся в легких.
Прежде чем перейти к дыхательным упражнениям, давайте рассмотрим вкратце механику дыхательных движений. Дыхание происходит благодаря эластичным движениям легких и деятельности боков и низа грудной полости. Туловище разделено на две части: грудную полость и брюшную полость. Грудная полость занята в основном легкими и сердцем и ограничена позвоночным столбом, ребрами, грудной костью и, внизу легких, диафрагмой. Имеется двадцать четыре ребра, расположенные по двенадцать с каждой стороны позвоночного столба. Имеется два типа ребер; истинные ребра и ложные ребра.
Верхние семь пар ребер являются истинными ребрами, которые прикреплены непосредственно к грудной кости, а нижние пять пар ребер являются ложными. Грудная полость отделена от брюшной полости мышечной перегородкой, называемой диафрагмой, которая играет важную роль в дыхании.
В процессе ребра двигаются межреберными мышцами, а диафрагма опускается в брюшную полость. Движения ребер и межреберных мышц и опускание диафрагмы растягивают два эластичных легких. Когда легкие растянуты этими дыхательными мышцами, в легких образуется разрежение и наружный воздух устремляется в них.
Наука ПРАНАЯМЫ начинается с правильного управления диафрагмой и дыхательными мышцами, которое приводит к максимальной степени растяжения легких, чтобы поглотить наибольшее количество животворной энергии из воздуха.
Для того, чтобы обеспечить наибольшее количество воздуха с минимальными усилиями, вы можете выполнить следующие тесты. Это тесты для вашей дыхательной системы, из которых вы узнаете, что некоторые типы дыхания приносят максимальное количество воздуха в легкие при наименьших усилиях.
ТЕСТ 1. Сядьте прямо, держа позвоночник, шею и голову на одной прямой. Расслабьте мышцы живота. Не поднимайте грудь и не наклоняйтесь вперед. Если у вас есть часы с секундной стрелкой, заметьте продолжительность вашего вдоха. Теперь сделайте длинный вдох, позволяя диафрагме опускаться, но не поднимайте грудь и плечи.
Движется ваша диафрагма правильно или нет, легко можно определить, наблюдая за движением живота. Когда диафрагма сокращается и ее куполообразный центр становится плоским, она давит на содержимое брюшной полости и живот вытягивается. Здесь ребра и межреберные мышцы будут находиться в покое. С другой стороны, если живот сжат, диафрагма, естественно, не может опуститься. Следовательно, основой теста является наблюдение за движениями живота и вы можете легко обнаружить, что при вдохе куполообразная диафрагма уплощается, увеличивая тем самым объем груди. Выполните такое дыхание несколько раз и затем сравните с результатами следующих двух тестов. Заметьте, сколько секунд потребуется вам для наполнения легких в каждом из этих трех тестов, и можете также отметить, при каком из тестов в легкие поступает максимум воздуха.
ТЕСТ2. Сесть прямо. Держать диафрагму неподвижной. Не позволять животу выпячиваться, так как если живот выпячивается при вдохе, то, естественно, показывает, что диафрагма работает как в тесте № 1. Теперь расширьте грудь и сделайте длинный глубокий вдох. Здесь межреберные мышцы частично растягивают легкие, но диафрагма находится в нейтральном положении. Следовательно, вдох осуществляется только с помощью усилий связанных с ребрами межреберных мышц. Повторите такой вдох несколько раз и отметьте разницу между дыханием в тестах № 1 и № 2. Заметьте, сколько времени занимает вдох и количество воздуха, которое вы можете вобрать в легкие за время вдоха. Если вы хотите более четко уловить разницу между этими двумя видами дыхания, повторяйте оба теста друг за другом: сначала тест № 1, затем тест № 2. Понаблюдайте, при каком из этих тестов больше воздуха поступает в легкие. Тест покажет, что йоговское дыхание является правильным способом дыхания, а что такое йоговское дыхание, будет рассмотрено после получения результатов третьего теста.
ТЕСТ № 3. Теперь мы знаем разницу между дыханиём по тесту № 1 и тесту № 2. Давайте посмотрим, в чем разница между дыханием по тесту № 2 и тесту № 3.
Сядьте прямо, как с предыдущем положении. Сожмите живот и втяните его в грудную полость. Теперь сделайте глубокий вдох, поднимая плечи и ключицы, оставляя живот втянутым. Повторите так несколько раз и сравните с тестом № 2, посмотрите при котором из них поступает больше воздуха.
После теста № 3 постарайтесь найти сами различие между этими тремя типами дыхания и определить, которое из них приносит больше воздуха в легкие с минимумом усилий. Результат тестов вы можете видеть сами: дыхание по тесту. № 1 обеспечивает больше поступление воздуха, чем № 2 и № 3. Дыхание по тесту № 2 хуже дыхания по тесту № 1, и приносит меньше воздуха, чем дыхание по тесту № 1. Но дыхание по тесту № 2 лучше, чем по тесту № 3. Худшим из всех является дыхание по тесту № 3, когда плечи и ключицы поднимаются, а живот втянут во время вдоха.
Многие люди дышат этим третьим типом дыхания, тратя максимум энергии, чтобы получить очень мало воздуха. Много болезней органов речи и дыхательной системы отмечается у тех, кто пользуется этим методом дыхания.
Я проверил себя на некоторых учениках, которые приходили в мой класс йоги с астматическими заболеваниями. Почти каждый из них при вдохе поднимал плечи и ключицы, а грудь почти не расширялась. Я заметил, что у них не было вообще движения диафрагмы вниз. Многие из них избавились от острых приступов астмы исправлением дыхательных привычек вместе с правильной диетой.
Дыхание по тесту № 1 называется глубокое дыхание, по тесту № 2 — грудное дыхание и по тесту № 3 — верхнее дыхание.
Во время вдыхания диафрагма играет большую роль, Эга часть вдоха, когда диафрагма выполняет основную роль, есть дыхание по тесту № 1, глубокое дыхание, или нижнее дыхание. Диафрагма представляет собой большую мышечную перегородку, которая отделяет грудную полость от брюшной полости. Она куполообразна или, иначе, она представляет собой в покое поверхность, обращенную вогнутостью к брюшной полости. Когда диафрагма приводится в действие при нижнем дыхании, она надавливает на органы брюшной полости и выпячивает живот. Естественно, при этом типе дыхания легким отводится стесненная роль, чем в других двух типах дыхания.
Хотя этот тип брюшного дыхания является наилучшим, однако, согласно йоговской системе дыхания, такое дыхание не является полным дыхательгым упражнением. Причина заключается в том, что каждый тип дыхания заполняет только часть легких: нижнее дыхание — нижнюю и среднюю части грудное дыхание — среднюю и часть верхушки; верхнее дыхание — верхушки легких.
В йоговской системе дыхания первый урок посвящается обучению использования всех трех методов дыхания одновременно, начиная с нижнего дыхания, переходящего в грудное дыхание и заканчивающееся верхним дыханием. Тогда, во время этого процесса вдоха, вся дыхательная система в нем участвует и нет ни одного кусочка легких, который не наполнялся бы свежим воздухом. Этот тип дыхания известен как йоговское дыхание, при котором весь дыхательный организм реагирует на этот метод дыхания.
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ВДОХОМ И ВЫДОХОМ
В йоговском дыхании большое внимание уделяется процессу выдоха. Соотношение между вдохом и выдохом 1:2, то есть если вдох равен одной секунде, то выдох будет равен двум секундам. Причиной, заставляющей делать выдох длиннее вдоха, является получение максимального регулирования легких, чтобы старый нечистый воздух мог быть выдавлен из воздушных мешочков.
Здесь будет уместно рассказать о легких, чтобы легче было понять, почему йоги делают упор на выдох, а не на вдох. Пока воздушные мешочки (альвеолы) заполнены старым воздухом, никакое усилие, прилагаемое при вдохе, не может доставить в них свежий воздух из атмосферы. При обычном дыхании мы выдавливаем очень маленький объем воздуха из верхушек легких, оставляя остальную часть легких почти бездеятельной.
Легкие являются ноздреватыми, пористыми, и их ткани очень эластичны. Сами легкие содержат бесчисленное множество воздушных мешочков. Правое легкое состоит из трех долей, а левое — из двух. Каждое легкое состоит из верхушки и базальных отделов. Базальные отделы примыкают к диафрагме, а верхушка расположена наверху, около основания шеи.
Когда мы вдыхаем, мы втягиваем воздух носом, затем он проходит через носовые ходы, глотку и гортань, проходит в дыхательное горло, или трахею, которая в свою очередь ветвится на бесчисленные миленькие трубочки, называемые бронхиолами. Бронхиолы оканчиваются ходами с группой воздушных мешочков (альвеол) которых в легком огромное число. Каждая из альвеол содержит порцию вдохнутого воздуха, из которой кислород через стенки проникает в легочные капилляры. Затем кровь забирает кислород и отдает углекислый газ, выделенный отходами, которые были собраны кровью из всех частей организма. Благодаря контакту с кровью альвеолы освобождаются от кислорода в заполняются углекислым газом из крови. До тех пор, пока этот накопленный нечистый воздух не выдавлен из крошечных альвеол, мы не можем принести в них свежий воздух. Пока альвеолы заполнены старым воздухом, никакие усилия при вдохе не смогут принести свежий воздух из атмосферы. При обычном дыхании мы выдавливаем только очень небольшое количество воздуха из верхушек и их остальная часть остается почти бездеятельной, заполненной спертым воздухом. Некоторые люди используют при дыхании только нижнюю часть легких, оставляя верхнюю бездеятельной.
Многие врачи считают, что туберкулез легких обусловлен главным образом пониженной жизнеспособностью, могущей быть приписанной недостаточному количеству вдыхаемого воздуха. Неполный выдох, или неполное освобождение легких позволяет значительной части легких оставаться неактивной и также части их представляют благоприятное поле для бацилл, которые атакуют ослабленные ткани. Здоровые ткани будут противостоять нападению и лучшим и единственным путем иметь хорошие, здоровые ткани является правильное использование легких, выдыхая весь испорченный воздух и наполняя их вновь свежим воздухом. Это одна из причин того, что йоговское дыхание делает упор на длительном глубоком выдохе, чтобы максимально возможное количество старого спертого воздуха могло быть удалено и заменено свежим воздухом Чем больше воздуха выдавлено, тем больше свежего воздуха поступает в легкие из атмосферы, так как не может быть какого-либо вакуума в альвеолах.
Поэтому, при тренировке йоговского дыхания первый урок начинается со вдоха и выдоха, поддерживая состояния 1:2, начиная со вдоха в четыре секунды и двойной продолжительности выдоха, то есть восемь секунд. Затем пропорция медленно увеличивается и под руководством учителя каждый сможет со временем достичь более высоких соотношений.
Когда обучающиеся правильно освоили вдох и выдох, следующий шаг состоит в пропорциональной задержке дыхания. Согласно йоговскому дыханию соотношение между вдохом и задержкой 1:4. Задержка в четыре раза длиннее вдоха, а выдох всегда в два раза длительнее вдоха. Следовательно, соотношение между длительностями вдоха, задержки и выдоха составляет 1:4:2. Программой минимум для начала является вдох в четыре секунды, задержка в шестнадцать секунд и выдох в восемь секунд и затем медленно двигаться к соотношению пять, двадцать, десять; восемь, тридцать два и шестнадцать.
Удивительно то, что некоторые люди могут задерживать дыхание на большое время, но при длительном медленном выдохе они вскоре изнемогают. Это показывает, что дышат они неправильно. Некоторые люди могут делать длительный глубокий вдох, но когда их просят выдыхать в два раза дольше чем вдыхать, они находят, что это очень трудно. Для получения максимальной пользы от пранаямы (йоговского дыхания) ученикам всегда рекомендуется начинать со вдоха и выдоха под руководством компетентного учителя, который знает в чем заключаются трудности и который сам прошел через различные трудные ступени. Всегда рекомендуется делать все дыхательные упражнения под руководством преподавателя йоги. Настоящая подготовленность и квалификация преподавателя йоги заключается в том, что он высоко Духовен, добросердечен, обладает широким кругозором и отсутствием предвзятости и, более того, он абсолютно бескорыстен в своих занятиях и никогда не превращает в источник дохода свою профессию. Только под руководством таких учителей можно добиться действительного прогресса в пранаяме и духовной практике. Более того, настоящий учитель не будет просто обучать только физическому дыханию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|