Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы

Глава I. Целенаправленность физического воспитания........................................... ......... 7

1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания

2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкрет­ной постановки их 11

2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании..............................

2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспи­тании —

2.1.2. Основные задачи..................... :.................................................... 14

2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе
физического воспитания.......................................................................... 21

Глава II. Средства и методы в физическом воспитании........................................... 28

1. Специфические средства и методы.................................................................... , —

1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —

1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического
упражнения.....................................................................................

1.1.2. Техника физических упражнений.............................................. 33

1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —

1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил'а техничного

выполнения физических упражнений................................ 35

1.1.3. Эффекты упражнения.................................................................. ........ 44

1.1.4. Классификация физических упражнений..................................... ........ 48

1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса
упражнения................................ *....................................................... . 50

1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ....

1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58

1.3. Специфические методы физического воспитания.................................. 63

1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ....

1.3.2. Игровой и соревновательный методы.......................................... 73

2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспи­
тании ................................................................................................................ 77



2.1. Методы вербального (речевого) воздействия.................................. ....... 78

2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения ... 79

2.3. Средства и методы обеспечения наглядности........................................ ....... ЯП

2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение.............................................. 81

2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физиче­ском воспитании 83

Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспи­
танию .......................................................................................................................... 85


1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспи­тания 85

2. Основные требования к реализации в физическом воспитании обще­методических принципов 86

3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96

 

3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха

3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий

и адаптивное сбалансирование их динамики.......................................... ........ 101

3.3. Циклическое построение системы занятий........................................... ....... 105

3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9

Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического вос­питания

Глава IV. Основы обучения двигательным действиям............................................ 114

1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспи­
тании ............................................................................................................... —

1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; законо­мерности их формирования —

1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям .... 123

1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126

2. Особенности этапов обучения.............................................. :........................... ...... 130

2.1. Первый этап (начальное разучивание действия).................................. ....... —

2.1.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —

2.1.2. Типичные средства и методы........................................................ ....... —

2.1.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 132

2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия)............................... ' 139

2.2.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —

2.2.2. Типичные средства и методы........................................................ 140

2.2.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 142

2.3. Третий этап (результирующая отработка действия)......................... : 146

2.3.1. Решаемые задачи............................................................................ ....... —

2.3.2. Типичные средства и методы......................................................... 147

2.3.3. Определяющие черты методики.............................................. ,• 148

2.4. Проблема перестройки двигательного навыка...................................... 156

Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей....................... 158

1. Объект и задачи............................................................................................... —

1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений —

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координа­ционных и некоторых связанных с ними способностей 163

2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 165

2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координа­ционных способностей —

2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и свя­занных сними способностей 170

 

2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие . . —

2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173

2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулиро­вать пространственные параметры движений 177

Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей.................................... 181

1. Воспитание силовых способностей................................................................... ....... —

1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию ................................ —

1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей...................... —

1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способ­ностей 185

1.2. Средства и определяющие черты методики........................................... 190

1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовых

способностей .................. ..................................................... —


1.2.1.1. Средства............................................................................... ....... 190

1.2.1.2. Основы методики................................................................ ....... 196

1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-

силовых способностей................................................................. ....... 206

1.3. К общей характеристике процесса......................................................... ....... 211

2. Воспитание скоростных способностей............................................................. 213

2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию........................... ........ —

2.2. Средства и определяющие черты методики...................................... . 219

 

2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям . ... —

2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений . . 223

2.3. К общей характеристике процесса........................................................... 229

Глава VII. Воспитание выносливости........................................................................ 230

1. Выносливость и задачи по ее воспитанию........................................................ ....... —

1.1. Сущность, показатели и типы выносливости......................................... —

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости .... 236

2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 242

2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости........................... ....... —

2.1.1. Средства.......................................................................................... ....... —

2.1.2. Методы............................................................................................. ...... 246

2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической вы­
носливости ............................................................................................ ...... 252

2.2.1. Особенности средств..................................................................... ....... —

2.2.2. Особенности методики................................................................ ...... 253

2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система
занятий....................................................................................................... ...... 260

Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания

на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262

1. Воспитание осанки.............................................................................................. ....... —

1.1. Объект и задачи......................................................................................... —

1.2. Средства и особенности методики.......................................................... ...... 268

2. Направленное воздействие на гибкость тела.................................................... ...... 273

2.1. Объект и задачи..................................................................................... ....... —

2.2. Средства и особенности методики........................................................ ...... 279

3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283

3.1. Задачи и критерии................................................................................ .' . —

3.2. Предпочтительные средства и методы................................................... ...... 287

 

3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ' —

3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражне­ний для устранения избыточной массы тела 293

Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического вос­
питания .................................................................................................................... 298

1. Решающие факторы направленного формирования личности........................ —

1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздей­ствий ...• —

1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого .... 300

1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива............................. 302

2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического
воспитания........................................................................................................... 303

2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание ... —

2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание....................................... ...... 311

2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315

Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контрольв фи­зическом воспитании

Глава X. Формы построения занятий........................................................................ ...... 322

1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий................................. —

2. Урочные формы занятий............................................................................... 327

2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направ-


ленной организации занятий ................................................................... 327

2.2. Логика и методика построения урока................................................. 329

2.3. Анализ урока....................................................................................... ...... 343

3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной

практике . ..................................................................................................... 347

3.1. Малые формы......................................................................................... 348

3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физ-культурно-рекреативного характера 353

3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом вос­питании 356

Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании............................. 359

1. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания —

2. Планирование...................................................................................................... ...... 361

 

2.1. Предпосылки к планированию............................................................

2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования................................... 363

2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и кратко­срочного планирования 370

 

2.3.1. Формы и способы перспективного планирования.......................

2.3.2. Этапное планирование.................................................................... 379

2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование ..... 390

3. Контроль.............................................................................................................. 396

3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания ... —

3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411

Часть вторая

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Раздел I. Спорт, спортивная тренировка

Глава XII. Спорт в системе социальных явлений..................................................... 425

1. Конкретизация понятий, относящихся к спорту..............................................

2. Многообразие видов спорта.............................................................................. 427

3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений................................ 429

V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного дви­
жения ................................................................................................................ 433

к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от усло­
вий функционирования ....................................................................... —

4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спор­
тивного движения..................................................................................... 439

Глава XIII. Спортивная тренировка....................................................................... ......... 442

1. Специфическая направленность спортивной тренировки и ее место в сис­теме физического воспитания —

2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной трени­ровки 446

 

2.1. Средства и методы...............................................................................

2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450

 

3. Специфика закономерностей спортивной тренировки..................................... .... 455

4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса) 464

 

4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) .... 465

4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) ................... 469

4.3. Структура многомесячных циклов тренировки ................................... 474

 

4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки...........................

4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477

4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс ............................... 487


Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры

Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП);..... 492
1. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; ре­
шаемые в ней задачи............................................................................................ ....... 493

2. Средства и методические основы построения ППФП...................................... 501

2.1. Особенности состава средств ППФП.......................................................... —

2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504 Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации труда 509

 

1. Социальное значение и задачи направленного использования физиче­ской культуры в системе научной организации труда (НОТ) —

2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе

НОТ .................................................................................................................. ....... 512

2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса............................. ....... 514

2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520

2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры . . 522

Приложение . . . ........................................................................................... ....... 524

Предметный указатель............................................................................................. 532


Учебник

Матвеев Лев Павлович



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.