ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания........................................... ......... 7
1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании..............................
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании —
2.1.2. Основные задачи..................... :.................................................... 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания.......................................................................... 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании........................................... 28
1. Специфические средства и методы.................................................................... , —
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения.....................................................................................
1.1.2. Техника физических упражнений.............................................. 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил'а техничного
выполнения физических упражнений................................ 35
1.1.3. Эффекты упражнения.................................................................. ........ 44
1.1.4. Классификация физических упражнений..................................... ........ 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения................................ *....................................................... . 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ....
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58
1.3. Специфические методы физического воспитания.................................. 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ....
1.3.2. Игровой и соревновательный методы.......................................... 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспи тании ................................................................................................................ 77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия.................................. ....... 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения ... 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности........................................ ....... ЯП
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение.............................................. 81
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспи танию .......................................................................................................................... 85
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха
3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий
и адаптивное сбалансирование их динамики.......................................... ........ 101
3.3. Циклическое построение системы занятий........................................... ....... 105
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям............................................ 114
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспи тании ............................................................................................................... —
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования —
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям .... 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126
2. Особенности этапов обучения.............................................. :........................... ...... 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия).................................. ....... —
2.1.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —
2.1.2. Типичные средства и методы........................................................ ....... —
2.1.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 132
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия)............................... ' 139
2.2.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —
2.2.2. Типичные средства и методы........................................................ 140
2.2.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 142
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия)......................... : 146
2.3.1. Решаемые задачи............................................................................ ....... —
2.3.2. Типичные средства и методы......................................................... 147
2.3.3. Определяющие черты методики.............................................. ,• 148
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка...................................... 156
Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей....................... 158
1. Объект и задачи............................................................................................... —
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей 163
2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 165
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей —
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных сними способностей 170
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие . . —
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений 177
Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей.................................... 181
1. Воспитание силовых способностей................................................................... ....... —
1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию ................................ —
1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей...................... —
1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185
1.2. Средства и определяющие черты методики........................................... 190
1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовых
способностей .................. ..................................................... —
1.2.1.1. Средства............................................................................... ....... 190
1.2.1.2. Основы методики................................................................ ....... 196
1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-
силовых способностей................................................................. ....... 206
1.3. К общей характеристике процесса......................................................... ....... 211
2. Воспитание скоростных способностей............................................................. 213
2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию........................... ........ —
2.2. Средства и определяющие черты методики...................................... . 219
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям . ... —
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений . . 223
2.3. К общей характеристике процесса........................................................... 229
Глава VII. Воспитание выносливости........................................................................ 230
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию........................................................ ....... —
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости......................................... —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости .... 236
2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 242
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости........................... ....... —
2.1.1. Средства.......................................................................................... ....... —
2.1.2. Методы............................................................................................. ...... 246
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической вы носливости ............................................................................................ ...... 252
2.2.1. Особенности средств..................................................................... ....... —
2.2.2. Особенности методики................................................................ ...... 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий....................................................................................................... ...... 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания
на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262
1. Воспитание осанки.............................................................................................. ....... —
1.1. Объект и задачи......................................................................................... —
1.2. Средства и особенности методики.......................................................... ...... 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела.................................................... ...... 273
2.1. Объект и задачи..................................................................................... ....... —
2.2. Средства и особенности методики........................................................ ...... 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии................................................................................ .' . —
3.2. Предпочтительные средства и методы................................................... ...... 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ' —
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического вос питания .................................................................................................................... 298
1. Решающие факторы направленного формирования личности........................ —
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий ...• —
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого .... 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива............................. 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания........................................................................................................... 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание ... —
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание....................................... ...... 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контрольв физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий........................................................................ ...... 322
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий................................. —
2. Урочные формы занятий............................................................................... 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направ-
ленной организации занятий ................................................................... 327
2.2. Логика и методика построения урока................................................. 329
2.3. Анализ урока....................................................................................... ...... 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной
практике . ..................................................................................................... 347
3.1. Малые формы......................................................................................... 348
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физ-культурно-рекреативного характера 353
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании 356
Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании............................. 359
1. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания —
2. Планирование...................................................................................................... ...... 361
2.1. Предпосылки к планированию............................................................
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования................................... 363
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования 370
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования.......................
2.3.2. Этапное планирование.................................................................... 379
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование ..... 390
3. Контроль.............................................................................................................. 396
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания ... —
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411
Часть вторая
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Раздел I. Спорт, спортивная тренировка
Глава XII. Спорт в системе социальных явлений..................................................... 425
1. Конкретизация понятий, относящихся к спорту..............................................
2. Многообразие видов спорта.............................................................................. 427
3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений................................ 429
V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного дви жения ................................................................................................................ 433
к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от усло вий функционирования ....................................................................... —
4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спор тивного движения..................................................................................... 439
Глава XIII. Спортивная тренировка....................................................................... ......... 442
1. Специфическая направленность спортивной тренировки и ее место в системе физического воспитания —
2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной тренировки 446
2.1. Средства и методы...............................................................................
2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450
3. Специфика закономерностей спортивной тренировки..................................... .... 455
4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса) 464
4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) .... 465
4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) ................... 469
4.3. Структура многомесячных циклов тренировки ................................... 474
4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки...........................
4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477
4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс ............................... 487
Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры
Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП);..... 492 1. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; ре шаемые в ней задачи............................................................................................ ....... 493
2. Средства и методические основы построения ППФП...................................... 501
2.1. Особенности состава средств ППФП.......................................................... —
2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504 Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации труда 509
1. Социальное значение и задачи направленного использования физической культуры в системе научной организации труда (НОТ) —
2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе
НОТ .................................................................................................................. ....... 512
2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса............................. ....... 514
2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520
2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры . . 522
Приложение . . . ........................................................................................... ....... 524
Предметный указатель............................................................................................. 532
Учебник
Матвеев Лев Павлович
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|