Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и особенности различных форм физической культуры в системе НОТ





Рассматривая в целом место физической культуры в системе НОТ, можно выделить три сферы, или уровня, ее целесообраз­ного использования: 1) непосредственно в рамках трудового про­цесса; 2) в связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требо­ваниями (в системе профессионально-прикладной подготовки, ши­роких физкультурно-реабилитационных мер и т. д.) (рис. 56).

Рис. 56. Общая схема компонентов физической культуры в системе рациональной организации труда (порядок включения производственной гимнастики в трудовой процесс дан в одном из типичных вариантов):

ВГ - вводная гимнастика, ФП — физкультпауза, ФМ — физкультминута (остальные пояснения в тексте)



 


Первые две сферы составляют производственную физическую куль­турув прямом смысле этого понятия, а третья является как бы пе­реходной, связывающей производственную и другие формы физи­ческой культуры.

2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса

Целесообразность использования физической культуры непос­редственно в рамках трудового процесса определяется логикой этого процесса, его закономерностями и условиями оптимальной организации. Иначе говоря, непосредственно в процессе труда на-, ходят применение лишь такие факторы физической культуры илишь такие методы их использования, которые содействуют повы­шению производительности и эффективности труда. То же самое относится к нормированию физических нагрузок, связанных с фи­зической культурой в процессе труда: оправданными являются лишь такие нагрузки, которые способствуют оптимизации трудо­вого процесса, а не препятствуют этому. Отсюда понятно, что вы­бор средств и методов физической культуры и порядок их исполь­зования в трудовом процессе в наибольшей мере зависят от его особенностей (по сравнению с другими формами физической куль­туры).



Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнас­тикой, которая имеет в основном три формы: вводная гимнастика, физкультурные паузы и физкультминуты. Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной гим­настики заключается прежде всего в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максималь­ной производительности труда без ущерба для здоровья работа­ющих.



Некоторые предпосылки управления динамикой оперативной работоспособности в течение рабочего дня.Оперативная работо­способность человека, как показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего дня претерпевают ряд закономерных последовательных изменений*. В типичном слу­чае — при достаточно высоком темпе трудовых действий, значи­тельной напряженности и продолжительности рабочего дня — по-

* Под «оперативной работоспособностью» здесь подразумевается текущая реа­лизация способности человека выполнять работу, заданную производственными (или служебными) требованиями. Ее целостный внешний показатель — количество и качество результатов труда, зависящих от выполняющего работу (в сопоставимых технических и технологических условиях). Многочисленные исследования ее дина­мики фундаментально обобщены, напр., в работе М. И. Виноградова «Физиология трудовых процессов» (М., Медицина, 1966). См. также С. А. Косилов. Психофизио­логические основы научной организации труда. М., Экономика, 1979.


8 Часы работы

Рис. 57. Схема динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (один из типичных вариантов):

а, — период начального врабатывания; б\ — период устойчивого проявления работоспособ­ности на повышенном уровне; в\ — период первого относительного снижения уровня опе­ративной работоспособности; аг — период повторного врабатывания; бг — второй период устойчивого проявления работоспособности; в2 — период нарастающего снижения уровня оперативной работоспособности; г — феномен «конечного порыва»



казатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются и в кон­це дня снижаются (рис. 57). При этом чередуются три периода (или фазы):

период врабатывания (примерно первые 0,5—1 ч работы), ког­да на основе «настраивания» регуляторных процессов и активи­зации функций организма увеличиваются внешние показатели реа­лизуемой работоспособности, растет соответственно производитель­ности) труда (рис. 57, б\ и бг);

период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности (соответственно и производитель­ности) труда (рис. 57, б\ и б?);

период относительного и прогрессирующего снижения оператив­ной работоспособности (период утомления), когда производитель­ность труда уменьшается (рис. 58, в\ и вг)-

Представленная динамика оперативной работоспособности в различных условиях трудового процесса видоизменяется. Нередко на фоне утомления (непосредственно перед обеденным перерывом и особенно в самом конце рабочего дня) показатели произво­дительности труда временно повышаются (рис. 58, г). Это яв­ление получило название «конечного порыва» (предполагаемая физиологическая основа его, по М. И. Виноградову, — стимулиру­ющая условнорефлекторная реакция на время предстоящего окончания работы). Но общая тенденция динамики оперативной работоспособности при достаточной напряженности и продолжи-

17* 515


тельности работы всегда характеризуется последовательной сменой указанных трех периодов.

С точки зрения физиологии труда смена этих периодов в процессе работы объясняется взаимодействием процессов врабатывания, поддержания оптимального функционального состояния органов и систем, играющих ведущую роль в данной трудовой деятельности, и утомления. В основе врабатывания лежит, по-видимому, активизация нервно-регуляторных связей, образующих рабочий динамический сте­реотип, суммация следов возбуждений по мере повторения рабочих или анало­гичных действий и повышение в связи с этим уровня функциональной актив­ности обеспечивающих работу органов и систем (по типу разминки). Устойчи­вость достигнутого функционального состояния зависит, обобщенно говоря, от фак­торов "выносливости по отношению к данной трудовой деятельности, режима ра­боты и других условий, способствующих мобилизации функциональных резервов организма или, наоборот, препятствующих этому. Утомление развивается по мере увеличения длительности работы. Как полагают, это связано прежде всего с нару­шениями нервно-регуляторных процессов, происходящими в результате многократного воздействия раздражителей (уменьшается возбудимость и лабильность нервных цент­ров, появляются функциональные помехи в рабочем динамическом стереотипе — по С. А. Косилову), а также с исчерпанием энергетических ресурсов и другими функ­циональными сдвигами в организме, которые усугубляются по мере продолжения работы и лимитируют ее длительность*.

Существенно, что динамика оперативной работоспособности во всех ее фазах зависит не только от внутренних факторов (свойств и закономерностей функционирования организма), но также от режима труда, его общей организации и ряда других условий, в том числе от направленного использования физической культуры. Воздействуя на динамику оперативной работоспособности в целях оптимизации трудового процесса, следует стремиться выполнять в первую очередь следующие требования:

на протяжении всего рабочего дня должна проявляться воз­можно высокая в данных условиях работоспособность, выражен­ная в высокой производительности труда (при хорошем самочув­ствии и настроении работающего);

для проявления высокой работоспособности необходимо обеспе­чить ускорение периода врабатывания (без ущерба для последую­щего состояния организма), удлинение периода поддержания дос­тигнутого уровня оперативной работоспособности и по возмож­ности уменьшить степень его снижения под влиянием утомления;

во время коротких перерывов, вводимых в режим труда, не­обходимо создать условия для возможно быстрого восстановления оперативной работоспособности до уровня, близкого к оптималь­ному.

Исследованиями показано (обзор — лит. 1), что при рацио­нальном режиме труда и отдыха, ориентированном на сформули­рованные положения, можно существенно увеличить производи­тельность труда. Исходя из этого, намечают подходы к направ­ленному использованию производственной гимнастики и других факторов физической культуры в процессе труда. В методике про-

* Подробнее динамика работоспособности в процессе труда, ее физиологи­ческие и психофизиологические механизмы освещены в ряде специальных источ­ников, упомянутых, в частности, на стр. 514.


изводственной гимнастики, как и вообще в методике производствен­ной физической культуры, сохраняет свое значение ряд общих мето­дических принципов (сознательности и активности, доступности, систематичности и др.)- Однако в производственной физической культуре действуют закономерности не только физического воспи­тания, но и оптимальной организации труда. Они придают содер­жанию и методике занятий ряд особенностей, которые находят свое отражение в специальных правилах подбора комплексов упражне­ний, дозирования нагрузок и порядка их включения в трудовой процесс применительно к специфике трудовой деятельности и ее условиям.

Одно из таких правил — правило адекватности (соответствия) содержания комплексов производственной гимнастики особеннос­тям трудовых действий и фаз динамики оперативной работоспо­собности. Для соблюдения этого правила требуется, естественно, внимательный анализ специфики трудовой деятельности и ее компо­нентов (ее преимущественного характера — умственный или физи­ческий труд либо без преобладания того или другого, — состава ра­бочих операций и особенностей рабочей позы, степени разнооб­разия и монотонности рабочих действий, общей интенсивности и продолжительности трудовой нагрузки, характера возникающего утомления и т.д.). С учетом этих особенностей составляются комп­лексы производственной гимнастики. Определенная часть включае­мых в них упражнений должна быть аналогичной, подобной тру­довым действиям, с тем чтобы обеспечить настройку, усвоение тем­па и ритма трудовых операций. Вместе с тем в отдельных формах производственной гимнастики (в физкультурных паузах и физкульт-минутах) соблюдается правило контрастности: в них включаются наряду с другими упражнения, резко отличающиеся от трудовых действий по требованиям, предъявляемым к функциональному состоянию организма, и обеспечивающие тем самым эффект перек­лючения, активного отдыха. При нормировании объема и интен­сивности упражнений в производственной гимнастике имеет значе­ние и правило «умеренности нагрузки». Его смысл состоит, крат­ко говоря, в том, что нагрузка должна вызывать неутомление, а восстановление, создавать рабочий тонус, бодрое, деятельное настроение, хотя разовая величина физических нагрузок может быть в определенных случаях выше, чем в трудовых операциях*.

Характеристика наиболее распространенных разновидностей производственной гимнастики.Конкретная направленность, содер­жание и формы производственной гимнастики имеют свои осо­бенности, обусловленные ее местом в трудовом процессе. Соот­ветственно выделяют, как уже говорилось, вводную гимнастику, физкультурные паузы и физкультминуты.

Вводная гимнастика служит как бы введением в трудовой про-

* Эти и некоторые другие правила методики производственной гимнастики детальнее раскрыты в специальной литературе по внедрению физической культуры в организацию труда различных контингентов трудящихся (см., в частности, лит. 1-3).


цесс — она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей рабо­тоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнитель­но небольшая — 5—7 мин. Несмотря на это, она может, согласно исследовательским данным (Б. А. Душков, Н. Б. Никулин и др.), на треть и более сокращать фазу врабатывания и вместе с темсущественно увеличивать последующую фазу высоких показателей работоспособности.

Вводная гимнастика состоит чаще всего из 6—8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции. Согласно закономерностям врабатывания, некоторые из упражнений должны, особенно в заключительной части комплекса, моделировать трудовые действия, т. е. прибли­женно воссоздавать их особенности, в частности элементы коор­динации, темп и ритм движений (если трудовая деятельность имеет двигательную основу для «приведения в действие» рабочего динамического стереотипа). То же относится к факторам психи­ческой настройки. Ей могут способствовать идесмоторные, психо-регулирующие упражнения и соответственно подобранное музы­кальное сопровождение.

Физкультурные паузы (продолжительностью в несколько минут) проводятся для активизации текущего восстановления работоспо­собности по механизму активного отдыха. Число и периодичность их зависят от особенностей трудового процесса, особенно от его напряженности (первую паузу при умеренной напряженности тру­да вводят обычно спустя 2—3 ч после начала рабочего дня, а пос­леднюю — за 2—2,5 ч до его окончания; см. рис. 56).

Во время физкультурной паузы выполняется обычно 5—7 уп­ражнений, которые могут вызвать эффект восстановления работо­способности в результате переключения — смены характера дея­тельности или чередования работы различных звеньев двигательного аппарата. Даже простое чередование различных видов деятельнос­ти служит, по словам М. И. Виноградова, «мощным фактором под­держания высокой работоспособности и жизненного тонуса». Этот эффект бывает особенно значительным при оптимальном со­держании физкультурных пауз и введении их в момент появления первых признаков утомления.

Согласно закономерностям активного отдыха, часть упражне­ний в физкультурных паузах должна иметь подчеркнуто конт­растный характер по отношению к трудовым действиям (например, для работников тяжелого физического труда рекомендуются в уве­личенной дозе упражнения с выраженными моментами мышеч­ного расслабления, упражнения в растягивании и дыхательные упражнения, причем общий уровень интенсивности их должен быть сравнительно невелик; для работников умственного труда рекомен­дуются довольно интенсивные упражнения, вынуждающие актив­но функционировать основные мышечные группы. Вместе с тем в


заключительной части физкультурной паузы, как и в вводной гим­настике, должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые действия. Общая динамика физической нагрузки во время физкультурной паузы во всех случаях, когда трудовые дей­ствия не относятся к тяжелому физическому труду, характеризу­ется постепенным нарастанием с максимумом в середине паузы и последующим снижением. У работников же тяжелого физическо­го труда физкультурная пауза отличается на протяжении большей своей части невысокой физической нагрузкой и лишь некоторым ее повышением в заключительной части.

Физкультминута является как бы сокращенной формой физ-культпаузы и имеет продолжительность 1—3 мин. За это время выполняется обычно 2—3 упражнения, преимущественно «на рас­слабление». Число и периодичность физкультминут в трудовом процессе зависят от его особенностей. Причем физкультминуты вводятся не вместо физкультурных пауз, а в дополнение к ним при появлении начальных признаков утомления (один из типичных ва­риантов приведен на рис. 56).

В последние годы наряду с физкультминутами стали проводить по ходу трудового процесса микропаузы восстановительного и профилактического характера. В них входят чаще всего отдель­ные, преимущественно локальные, движения с элементами мышеч­ных напряжений и расслаблений, потряхивание конечностями и смена поз (например, при работах на конвейере, включающих мел­кие движения руками и длительную фиксацию рабочей позы), а также кратковременные водные процедуры (умывание, полоскание рук в теплых ванночках) и другие восстановительные операции, на которые отводится всего 20—30 с (каждый раз). По имеющим­ся данным (Л. Н. Нифонтова и др.), микропаузы могут служить одной из полезных вспомогательных форм производственной фи­зической культуры.

Сочетание производственной гимнастики с другими факторами оптимизации работоспособности.Один из принципов использова­ния всех форм производственной гимнастики в системе НОТ за­ключается в требовании сочетать их с другими факторами повы­шения работоспособности, производительности труда и укрепле­ния здоровья трудящихся: общегигиеническими, психогигиеничес­кими, инженерно-психологическими и др.

Речь идет, в частности, об аэрации (управляемой вентиляции, создающей комфортную воздушную среду в рабочем помещении), аэроионизации (насыщении воздуха рабочего помещения отрица­тельно заряженными ионами), ультрафиолетовом облучении, вод­ных процедурах (обтирании, душе, локальных ваннах* и т.д.), специализированном массаже, «функциональной музыке» (специ­ально подобранном музыкальном сопровождении, способствующем формированию нужного темпа, ритма движений и вызывающем позитивные эмоции), психорегулирующих упражнениях. Сочетание этих факторов с производственной гимнастикой существенно уве­личивает ее эффективность. И дело здесь не только в том, что соз-


даются гигиенически нормальные внешние условия для выполне­ния физических упражнений; одновременно происходит как бы вза­имное наложение эффекта различных факторов, благодаря чему усиливается воздействие каждого из них*.

2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда

Из предыдущего видно, что непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для использования все­го многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послера-бочее время и во время обеденного перерыва, если он достаточно продолжителен.

Ряд факторов физической культуры, которые могут быть приме­нены в дорабочее время с пользой для последующего тру-да и здоровья трудящихся, пока не получил широкого распростра­нения на производстве, если не считать вводной гимнастики. Это объясняется как организационными причинами, так и недостаточ­ной разработанностью методики производственной физической куль­туры в данном ее разделе. В принципе ясно, что целесообразно разработанные комплексы общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, более содержательные, чем вводная гимнастика, выполняемые до начала работы, могут значительно повысить эффективность физической культуры в системе НОТ. Спе­циалистам предстоит детально определить их содержание, опти­мальные нормы нагрузок и порядок применения.

То же самое надо отнести к использованию факторов физи­ческой культуры во время обеденного перерыва. При его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде, занимающем не более половины этого вре­мени, с большой пользой может быть применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных процессов и общую оптимизацию состояния организма. С этой це­лью применяются, в частности, прогулочная ходьба, непродолжи­тельные игры и развлечения спортивного характера, не связанные с большой нагрузкой (например, настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу перерыва — гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия. В сочетании с гигиеничес­кими факторами и факторами естественной среды они играют не­маловажную роль в создании оптимальных условий труда и оздо­ровлении.

Все шире используются компоненты физической культуры с вос­становительной, корригирующей и общеоздоровительной направ­ленностью в послерабочее время (как правило, вскоре после работы). Особенно существенную роль они играют в тех слу-

* Подробнее о гигиенических факторах оптимизации работоспособности см. в курсе гигиены.


чаях, когда трудовая деятельность протекает в экстремальных или неблагоприятных условиях производственной среды (производст­венные шумы, вибрация, перегревание, переохлаждение, чрезмер­ная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.).

В целях ускорения послерабочего восстановления и профилак­тики профессиональных заболеваний применяют физические упраж­нения как общего, так и специализированного воздействия: бег умеренной и переменной интенсивности, плавание, спортивные и специально адаптированные игры, гимнастические и многие другие упражнения.

В последние годы повышенное внимание уделяют подбору спе­циализированных комплексов упражнений, которые составляются с учетом особенностей трудовой деятельности и ее условий. На­пример, для борьбы с вредными последствиями производственных шумов практикуют сеансы неинтенсивных ритмичных упражнений, выполняемых в изолированных от шума помещениях в сопровож­дении негромкой мелодичной музыки; для профилактики вибра­ционной болезни — гимнастические упражнения, избирательно направленные на развитие определенных мышечных групп, локаль­ные упражнения с подчеркнутыми моментами напряжения и рас­слабления, а также упражнения с повышенными требованиями к целостной координации движений.

В послерабочее время особенно широко применяются физи­ческие упражнения в комплексе с гигиеническими, физиотерапев­тическими, бальнеологическими и другими факторами восстановле­ния и профилактики: сауной, восстановительным душем .и другими гидропроцедурами, восстановительным массажем, сеансами психо­регуляции, ультрафиолетовым облучением и т. д.

Нагрузка в физкультурных занятиях после работы лимитиру­ется менее жестко, чем в течение рабочего дня. Однако это не значит, конечно, что в ней нет вообще никаких ограничений. Кроме общих правил ее нормирования надо принимать в' расчет после­действие рабочей нагрузки, а также необходимость гарантировать полноценное восстановление работоспособности к началу следую­щего рабочего дня (для представителей отдельных профессий та­кие нормы определены — В. Голубовский и др.). Это обстоятель­ство, к сожалению, далеко не всегда правильно понимается, в свя­зи с чем даже в специальной литературе подчас появляются та­кие рекомендации по поводу «должных» величин тренировочных и соревновательных нагрузок в свободное от работы время, которые никак не могут обеспечить полноценного восстановления работо­способности, а следовательно, противоречат требованиям высо­кой производительности труда. Отсюда вытекает проблема опти­мального нормирования всех послерабочих нагрузок, влияющих на динамику трудовой работоспособности, — проблема, которая ждет своего углубленного решения.


2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры

При общем обзоре форм и функций физической культуры в об­ществе видно, что все они так или иначе связаны с трудовой деятельностью. Однако непосредственно в систему НОТ включа­ются не все существующие компоненты физической культуры, а только определенные, специально профилированные. К ним отно­сятся кроме собственно-производственной физической культуры средства и методы профессионально-прикладной физической подго­товки, а также специальные меры физкультурного характера, име­ющие преимущественно оздоровительно-восстановительную и про­филактическую направленность.

Вне производства — в условиях профилакториев, однодневных и стационарных домов отдыха, в секциях производственных кол­лективов физической культуры, в быту — находят применение раз­нообразные факторы физической культуры, ориентированные на подготовку к трудовой деятельности и оптимизацию ее воздейст­вий на состояние организма. Так, для увеличения его адаптацион­ных резервов, устойчивости по отношению к воздействию неблаго­приятных условий производства используются многие упражнения циклического характера, развивающие общую (аэробную) и дру­гие виды выносливости (бег, плавание, гребля, передвижение на лыжах и велосипеде и т.д.), в сочетании с закаливающими фак­торами естественной среды. В этих же целях и для воспитания про­фессионально важных двигательных способностей все шире при­меняются комплексы специально-подготовительных упражнений и профилированные занятия избранными видами спорта.

Наибольшие возможности для концентрированного использо­вания факторов физической культуры имеются, понятно, в условиях удлиненного отдыха (в сдвоенные выходные дни, в отпускное вре­мя, в период пребывания в профилактории и на физкультурно-оз­доровительной базе). Физкультурно-реабилитационные меры в этих условиях направлены на снятие не только текущего, но и кумуля­тивного утомления, возникающего в результате хронической сум-мации следов недовосстановления при длительных периодах на­пряженной работы. Повышенную ценность при этом приобрета­ют средства восстановления, отличающиеся особой эмоциональной привлекательностью и не строго регламентированной двигатель­ной активностью достаточно значительного объема (к числу наи­более популярных из них относятся туристские походы, охота, рыбалка).

* *

*

Таким образом, физическая культура в системе НОТ выходит далеко за рамки собственно-трудовой деятельности, проникая в сферу внерабочего восстановления, отдыха и общей культуры бы­та. Систему НОТ в этой связи правомерно рассматривать как один


из основных каналов органического внедрения физической культу­ры в повседневную жизнь трудящихся. Вместе с тем все основные формы физической культуры в быту и в системе воспитания так или иначе связаны с трудовой деятельностью, поскольку обеспе­чивают подготовку к ней, способствуют улучшению здоровья и по­вышению уровня общей работоспособности как важнейших пред­посылок высокой производительности труда.

Литература

1. Гриненко М. Ф., С а н о я н Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура, М., ФиС, 1974.

2. Косилина Н. И., Сидоров С. П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988.

3. Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура. М., Зна­ние, 1982.

4. П а н а е в В. Г. Физическая культура и спорт на производстве. М., Знание, 1985.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОГРАММА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.