Сделай Сам Свою Работу на 5

Республиканская форма правления.

Республика (лат. respublica - общее дело) представляет собой государство, в котором верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего ему свои полномочия на определенный срок.

Для республиканской формы правления характерно наличие в государстве двух высших органов - президента и парламента.

Президент - выборное высшее должностное лицо, глава государства, его полномочный представитель внутри и вне страны, а также символ единства народа и государства.

Парламент - общее название высших представительных и законодательных органов государственной власти.

Такое правление может быть представлено как президентская, суперпрезидентская, парламентская, суперпарламентская и смешанная республика.

Президентская республика характеризуется сильной исполнительной властью, которая концентрируется в руках главы государства. Его полномочия определяются конституцией, в большинстве своем прямо закрепляющей в тексте, что страна является государством с президентской формой правления либо президентской республикой (Бразилия, Казахстан, Киргизия, Мексика и др.) или констатирующей, что полнота исполнительной власти принадлежит президенту (США, Грузия, Азербайджан и др.).

Суперпрезидентская республика. Помимо представленной выше так называемой умеренной (североамериканской) модели в современном мире есть страны с еще большими президентскими полномочиями. Выделяют, в частности, латиноамериканскую модель, при которой глава государства явно доминирует в системе разделения властей и пользуется широкими полномочиями, предоставляемыми ему конституцией в качестве делегированного правотворчества для издания актов на уровне законов; и афроазиатскую модель, которая, по сути, является разновидностью монархической республики с авторитарным режимом власти.

Парламентская республика характеризуется полновластным законодательным органом, реально контролирующим исполнительную ветвь власти в основных проявлениях и устанавливающим ее прямую политическую ответственность перед парламентом.



Суперпарламентская республика представлена государством Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом).

Смешанная республика сочетает в себе признаки указанных двух основных разновидностей республиканской формы правления.

С одной стороны, президент избирается в результате всеобщих выборов и получает из рук народа мандат на управление страной. Однако в соответствии с конституцией главе государства не принадлежит исполнительная власть, он выступает в роли гаранта незыблемости государственных устоев, прав и свобод личности.

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УТСРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

 

Форма внутригосударственного (территориального) устройства.

Такая форма представляет собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей.

Все страны обладают обязательным признаком - территорией, т.е. пространством, на котором и формируется особая организация публичной власти, именуемая государством.

По уровню самостоятельности составных частей и степени централизованности власти в юридической географии мира выделяют унитарные государства, к которым возможно отнести примерно 170 современных стран, и федерации, насчитывающие в своем списке 25 государств.

Унитарное государство (от лат. unis - один) - форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы, чей статус, как правило, полностью определяется и регулируется законодательством государства.

В таких государствах следует выделить:

- универсальную суверенность страны, т.е. государство полностью представляет себя как единое, целое и независимое образование, относя к своей исключительной сфере вопросы проведения внутренней и внешней политики, не нуждающейся в согласовании с административно-территориальными единицами (их мнение, конечно же, может быть учтено, однако не является определяющим);

- пространственное верховенство государства, которое обладает абсолютной полнотой власти на всей без исключения своей территории, обеспечивая ее целостность и неприкосновенность, неотъемлемость и неделимость;

- общие для всей страны высшие органы власти, которые определяют порядок образования, самое существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц;

- единую конституцию и возглавляемое ею законодательство, что отражается на юридической силе актов составных частей государства; все они, в том числе акты представительных органов отдельных территориальных образований, являются подзаконными, т.е. должны исходить из общегосударственных законов и им соответствовать.

В унитарных государствах вводится единое гражданство, проводится общая для страны денежная, финансовая и кредитная политика. Сказанное относится к классическому, так называемому простому унитарному устройству государства.

Однако в современном мире насчитывается достаточно значительное число стран, которые не вписываются в представленную схему, поскольку в своем составе имеют автономные образования. Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами.

Страны, имеющие в своем составе те или иные формы автономии, относятся к сложным унитарным государства, а некоторые из них получили названия регионалистских, либо унитарных стран с элементами федерации, полуфедераций.

С одной стороны, среди них могут быть выделены государства, которые представляют самоуправление отдельным своим территориям, как правило, отдаленным, нередко островным либо полуостровным частям страны, в остальном же оставаясь весьма централизованной формой государственного устройства (Дания, Португалия, Финляндия).

Федерация (от лат. foederatio - объединение) - форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство.

В мировом сообществе лишь несколько более десятой части стран избрали такую форму внутригосударственного устройства. Среди них есть и мало кому известные, экзотические государства, в основном расположенные на мелких островах, которые соединены в общий союз. Например, Федеральная Исламская Республика Коморские Острова, Федерация Сент-Китс и Невис или Федеративные Штаты Микронезии. Однако в число федераций входят и страны, в значительной мере определяющие ход современной истории. В частности, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Швейцарская Конфедерация, Австралийский Союз, Республика Индия, Российская Федерация и др.

Первые федеративные государства возникли в результате союза будущих субъектов (штатов, провинций, территорий, кантонов). Их следует отнести к территориальным федерациям, образованным обычно на основе объединения исторически сложившихся устойчивых единиц. При создании учитывались экономические связи составляющих частей, исторические и культурные традиции народа, климатические условия и рельеф местности, даже плотность населения, необходимость его расселения и т.п.

Федерации также строятся по национальному либо территориально-национальному признаку. Создание национальных федеративных государств обусловлено необходимостью учета многонационального состава населения отдельных государственных образований, стремящихся в единый союз.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.