Сделай Сам Свою Работу на 5

Систематизация законодательства - целенаправленная деятельность государственных органов и иных субъектов права по упорядочению и приведению нормативных правовых актов в единую согласованную систему.





В результате систематизации:

- отменяются устаревшие или неэффективные нормативные акты или их части;

- устраняются противоречия в содержании действующих правовых норма;

- восполняются пробелы при отсутствии норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения ситуаций, имеющих правовое значение;

- вносятся изменения и дополнения в нормативные положения;

- разрешаются юридические коллизии между правовыми актами различных уровней (национального, регионального, местного, ведомственного);

- принимаются новые нормативные акты, востребованные правовой реальностью;

- сводятся в упорядоченные группы разновидности нормативных актов на основе выявляемых характерных признаков, методов, приемов и способов их построения и осуществления;

- как результат, формируется последовательно построенная, взаимосогласованная и четкая система нормативных актов, которой свойственны качества стабильности, полноты, доступности и удобства пользования.

В процессе систематизации законодательства учитываются особенности предмета правого регулирования того или иного нормативного акта, подвергающегося упорядочению и согласованию, его место в системе юридических актов государства, правовой объем, а также принципы и правила юридической техники. В зависимости от степени обработки нормативно-правового материала выделяют три основных вида юридической систематизации: инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.



Инкорпорация - это вид систематизации, представленный объединением в особом порядке действующих нормативных актов без изменения их содержания и переработки в единые издания.

Такими изданиями, где все из помещаемых актов сохраняют свое самостоятельное значение и первоначальную форму, предстают:

- сборники как упорядоченные издания законов и иных нормативных актов, принятых в основном рядом правотворческих органов на тематической основе (например, сборники трудового, финансового, земельного или иного законодательства, включающие соответствующие акты различных по уровню государственных органов);

- бюллетени - инкорпорированные издания нормативных актов определенных правотворческих органов на хронологической основе (к примеру, бюллетени министерств и других исполнительных органов государственной власти);



- собрания, к которым относят инкорпорированные издания нормативных актов высших органов государственной власти страны, помещаемые в хронологическом порядке (примером может служить "Собрание законодательства Российской Федерации" - официальное периодическое издание, в котором публикуются законы России, акты палат Федерального собрания, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, решения Конституционного Суда Российской Федерации);

- своды законов - официальное систематизированное полное собрание всех без исключения действующих нормативных актов общегосударственного значения, публикуемое по предметному принципу, т.е. по отраслям и институтам законодательства. Свод законов государства признается важнейшим видом инкорпорации, источником официального опубликования и результатом значительной законотворческой работы в сфере систематизации законодательства.

Инкорпорация является самой простой формой процесса систематизации нормативно-правового материала, его внешним упорядочением, где допустимы изменения только редакционного или технического характера (в частности, вносятся исправления типографических опечаток либо лингвистических ошибок в самом тексте юридического документа, устраняются из него части, утратившие юридическую силу, включаются последовавшие со временем изменения и дополнения, опускаются подписи, удостоверяющие нормативные акты и т.п.).



В зависимости от субъектов инкорпорационного процесса различают:

- официальную инкорпорацию, которая осуществляется от имени государственных органов, издавших соответствующие нормативные акты;

- официозную (полуофициальную) инкорпорацию, которая осуществляется иными государственными органами по поручению правотворческого органа, но издается без его официально выраженного одобрения;

- неофициальную инкорпорацию, которая проводится иными субъектами права (научными учреждениями, издательствами, коллективом авторов, отдельными лицами) по собственной инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.

Консолидация - вид систематизации путем объединения совокупности нормативных актов, изданных по взаимосвязанным вопросам, в единый укрупненный (консолидированный) акт без изменения их содержания.

Новый акт, принятый в результате консолидации, полностью заменяет собой вошедшие в него нормативные акты, которые тем самым теряют свое самостоятельное юридическое значение. Он принимается полномочным на то правотворческим государственным органом в отношении принятых им раннее нормативных актов, обладает собственной юридической силой и имеет собственные официальные реквизиты.

Значение консолидации состоит в укрупнении зачастую разрозненных нормативных предписаний, что рассматривается полезным и необходимым с точки зрения упорядочения нормативного массива, доступности и удобства пользования и применения.

Кодификация - это вид систематизации, официально вносящий в процессе правотворчества существенные изменения в действующее законодательство путем создания единого, сводного, внутренне согласованного кодифицированного акта.

Кодификация предусматривает значительную переработку правовых норм как результат их систематизированного и научно обоснованного изложения в новом сводном нормативном правовом акте, в частности:

- в основах законодательства, которые содержат основополагающие принципы и нормы, направленные на регулирование соответствующих законодательных отраслей или институтов и призванные обеспечить связь и согласованность их норм. Практика принятия основ законодательства существовала в Российской Федерации вплоть до конституционного кризиса 1993 г. Последняя Конституция Росси не предусматривает подобного вида кодификационного акта;

- кодексах как нормативных актах, содержащих совокупность норм, которыми детально и всесторонне осуществляется правовое регулирование соответствующего комплекса общественных отношений;

- уставах как нормативных актах, регулирующих определенную сферу государственной деятельности (министерств, ведомств и организаций);

- положениях как нормативных актах, определяющих порядок образования, правовой статус и организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений;

- правилах как нормативных актах, определяющих порядок организации какого-либо рода деятельности;

- регламентах как нормативных актах, содержащих процедуры деятельности государственных органов и организаций.

В процессе кодификации устраняются возникавшие раннее несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются устаревшие и неэффективные нормативные установления.

В зависимости от объема кодификационных работ выделяют всеобщую, комплексную, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая (генеральная) кодификация охватывает, по сути, все отрасли права или все законодательство страны в определенный период ее развития и ведет к масштабным изменениям в нормативном материале. Такие процессы обычно происходят при кардинальных переменах в форме государственно-политического режима, фиксируемых в конституции государства и его основных кодифицированных актах, либо в силу иных обстоятельств. Например, во Франции наших дней поставлена задача кодифицировать все национальное право для обеспечения его соотношения с международными нормами, прежде всего с директивами и регламентами Европейского Союза.

Комплексная кодификация вызывается необходимостью внесения изменений в крупные сферы однородных общественных отношений. Примером может послужить возрождение частного права в постсоветской России на основе принятия нового Гражданского кодекса.

Отраслевая кодификация распространяется на правовые нормы отдельной отрасли законодательства. В частности, в 1994-2003 гг. в России вступили в силу новые кодексы практически по всем основным сферам правового регулирования.

Специальная кодификация способствует объединению правовых норм отдельного или нескольких правовых институтов. Так, в России действуют Градостроительный, Жилищный, Воздушный и иные кодексы, регулирующие соответствующие институты или их группы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.