Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.





 

Принципы права - руководящие идеи (начала, основы), лежащие в праве и определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Назначение правовых принципов в том, что они:

- осуществляют универсальное и обобщающее закрепление основ общественного и государственного строя;

- обеспечивают однообразное формулирование норма права и их воздействие на общественные отношения в форме правового регулирования и иных видов правового воздействия (информационного, ценностно-ориентирующего, психологического, системообразующего и т.д.).

Среди видов принципов права выделяются:

1. Общие (генеральные) принципы как общеправовые начала, обусловленные уровнем развития мировой цивилизации и признанные в международно-правовых документах и в важнейших юридических актах государства.

Основополагающие идеи права цивилизованных государств закрепляются как общечеловеческое достояние в универсальных актах Организации Объединенных Наций, таких, как Устав ООН или Всеобщая декларация прав человека, в конвенциях и иных документах региональных организаций, в подавляющем большинстве национальных конституций. Среди наиболее устоявшихся основ современного права выделяют:



а) общечеловеческие (цивилизованные) принципы, включающие такие общезначимые и универсальные ценности, как:

- демократизм, обосновывающий участие масс в формировании и осуществлении права на основе предоставляемых личности совокупности гражданских, социальных и политических прав и свобод;

- гуманизм, включающий правовое признание ценности человека как личности, его неотъемлемых прав и свобод, в том числе права на свободу, достойную жизнь, развитие и всестороннее проявление своих способностей, и признающий благо человека как критерий оценки самого права;

- справедливость как высшая ценность, защищать которую призвано право, заключающаяся в требовании соответствия между практической ролью человека в жизни и его социальным положением, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правомерным и противоправным поведением, заслугами и их признанием;

- всеобщее равенство, в соответствии с которым людям необходимо обеспечить одинаковые условия и возможности соблюдения прав и свобод;



б) специально-юридические принципы, включенные в конституции и иные важнейшие акты государственной власти:

- верховенство закона, требующее соответствия всех иных правовых актов страны высшему юридическому документу, устанавливающему первичные нормы государства;

- непротиворечивость юридических норм, приводящая их в единую систему права государства на основе согласованности, иерархичности и взаимосвязанности;

- законность как всеобщее требование строгого и неукоснительного исполнения конституции и законов, а также других нормативных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами, в том числе гражданами и их объединениями;

- независимость правосудия, определяющая особое положение органов судебной власти в государстве и требующая, чтобы судьи и присяжные разрешали судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих постороннее воздействие;

- презумпция невиновности, в соответствии с которой обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, и др.

2. Государственно-правовые принципы, отражающие взаимосвязанность и взаимодействие государства и права в различные этапы их развития. В зависимости от критериев, которые берутся в качестве основы для выделения, следует различать:

а) типологические принципы как руководящие начала, свойственные праву определенного типа государства и отражающие его содержательную суть (различаются, в частности, основополагающие идеи, положенные в основу мусульманского и континентального (европейского) права, традиционного и англо-американского права);



б) конкретно-исторические принципы как идеи, выражающие специфику права в определенной форме государства в реальных исторических условиях (в качестве примера укажем на принципы федерализма, свойственные лишь праву стран, состоящих из государственных образований, которые пользуются самостоятельностью в законодательной и исполнительной сферах. Среди них: принципы обеспечения верховенства федерального законодательства и целостности государства, распределения компетенции между федеральным центром и субъектами федерации и т.д.).

3. Межотраслевые принципы как начала, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой (принципы материального и процессуального права, публичного и частного права).

4. Отраслевые принципы как руководящие идеи, которые характеризуют существенные черты конкретных отраслей права (так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права - принцип множественности и правового равенства различных форм собственности на землю; для трудового права - принцип свободы труда, равенства прав и возможностей работников, обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, обязанности сторон трудового договора соблюдать его условия и т.п.).

 

Функции права отражают основные направления правового воздействия на общественные отношения и поведение людей.

Функции права вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе. Они:

- выражают наиболее существенные, главные черты права;

- представляют направления его активного воздействия;

- отличаются стабильностью, которая характеризуется непрерывностью и длительностью их действия.

Классификация функций права возможна по различным основаниям, выделяемым, в частности:

1) в зависимости от связей права с государством. В этом случае их функции совпадают, поскольку все основные направления деятельности государственной власти осуществляются в правовых формах, на основе нормативных правовых актов. Соответственно, возможно выделить:

- внутренние функции, такие, как экономическая, социальная, фискальная, правозащитная, правоохранительная, культурная;

- внешние функции права, способствующие выполнению задач государства в его отношениях с иными государствами и межгосударственными союзами;

2) в зависимости от субъектов государственной власти различают функции:

- учредительные,

- законодательные,

- исполнительные,

- судебные,

- контрольно-надзорные;

3) в зависимости от внутреннего строения права выделяют:

- обшеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах нормы, институты, отрасли и отраслевые семьи права;

- межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное, материальное или процессуальное право;

- отраслевые, связанные, в частности, с конституционным, финансовым, семейным, гражданским и иными отдельными отраслями права;

- функции правовых институтов как совокупностей норм права, регулирующих однородные общественные отношения (например, функции института законодательной власти в конституционном праве, института собственности в гражданском праве);

- функции норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, к примеру, с действием запрещающих, дозволяющих или обязывающих норм;

4) в зависимости от принципиальных задач, выполняемых правом, выделяют:

- регулятивную функцию как правовое воздействие, направляемое на нормальные (позитивные) общественные отношения с целью установления правил правомерного поведения. Такое поведение является образом жизни подавляющего большинства граждан и требует со стороны права поддержки, стимулирования и закрепления в создаваемых и обеспечиваемых юридических правилах. В регулятивно-статическом варианте данная функция следует цели установления и закрепления прав и свобод граждан, определяя таким образом границы возможного поведения в рамках закона. В регулятивно-динамическом виде функция побуждает к активным действиям субъекта права, устанавливая его обязанности;

- охранительную функцию как правовое воздействие, направленное на защиту и охрану граждан, общества и государства от правонарушителей и последствий их противоправного поведения. Меры, которые предусмотрены правом, связаны как с запретом определенных действий и формулированием в юридических документах составов правонарушений, установлением санкций за правонарушения, так и с применением этих санкций к правонарушителям.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.