Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние фонетической стороны речи





Задание 1.

Цель: выявить механизм нарушения.

Ход выполнения.

Логопед просит повторить ребенка.

Кукла плачет: а-а-а

Поезд гудит: у-у-у

Мышка пищит: и-и-и

Кошка мяукает: мяу

Оценка: повторяет за логопедом -3

повторяет при неоднократном повторении – 2

отказывается повторять -1

Задание 2.

Цель: выявить уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи.

Ход выполнения.

Логопед предлагает повторить произнесенные им звуки. Затем предлагает назвать картинки или повторить слова, фразы, включающие эти звуки.

Оценка: воспроизводит все звуки и слова правильно – 3

воспроизводит частично правильно – 2

не воспроизводит – 1

Исследование импрессивной речи

Задание 1. Понимание на уровне диалога.

Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога.

Ход выполнения:

Логопед беседует с ребенком. Специальные инструкции предварительно не даются.

Оценка: ребенок вступает в диалог, активно отвечает на вопросы – 3

ребенок не контактирует с педагогом - 1

Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.

Цель: Уточнение понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.



Ход выполнения.

Логопед представляет ребенку картинки и называет предметы изображенные на них / книга, мяч, кукла/. «Я буду называть, а ты покажи мне где нарисовано то о чем я скажу». Аналогично показываются картинки с изображением действий/рисует, лежит, бежит/, признаков предметов.

Оценка: ребенок самостоятельно показывает предметы – 3

показывает при многократном повторении или подсказке педагога – 2

не показывает - 1

Задание 3. Понимание инструкций

Цель: выявить возможность понимания простых словесных инструкций.

Ход выполнения.

Ребенку предлагают последовательно выполнить инструкции «Возьми куклу со стола. Положи карандаш под книгу. Положи мяч на пол». При затруднении педагог расчленяет блок инструкций по одной.

Оценка: ребенок последовательно выполняет весь блок инструкций – 3

ребенок выполняет при многократном повторении и расчленении

инструкций – 2

не выполняет - 1

Задание 4. Различение значений существительных единственного и множественного числа.



Цель: уточнение возможности понимания категорий числа существительных

Ход выполнения:

Логопед предлагает показать то, что он называет. При этом используются предметные картинки./Покажи где стол – столы, дом – дома, чашка – чашки, мяч – мячи/

Оценка: ребенок показывает по словесной инструкции – 3

ребенок различает предметы при помощи педагога – 2

не выполняет - 1

Задание 5. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности.

Цель: выявить возможности понимания существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход выполнения:

Логопед просит показать то, что он назовет/ дом-домик, стол-столик, кровать – кроватка/.

Оценка: ребенок показывает предметы – 3

показывает при многократном повторении – 2

не показывает - 1

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Задание 1. Изучение активного словарного запаса существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий.

Цель: выявить у ребенка состояние активного лексикона.

Ход выполнения:

а/ Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки и предлагает назвать предметы. «Назови то, что нарисовано на картинке (стол, мяч, дом, кукла)»

Оценка: ребенок называет предметы – 3

ребенок не выполняет задание– 1

б/ Логопед выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает ответить на вопросы кто что делает.

Оценка: ребенок называет – 3

не выполняет задание – 1

в/ ребенку предлагают с опорой на реальные предметы или предметную картинку ответь на вопрос: «Скажи, какой мяч по цвету? (форме). Какой чай?»



Оценка: ребенок отвечает самостоятельно – 3

ребенок не отвечает – 1

г/ В процессе беседы логопед выявляет возможности использования личных и притяжательных местоимений. При необходимости могут быть использованы предметы, предметные картинки, сюжетные картинки.

Оценка: ребенок использует местоимения – 3

ребенок не правильно использует местоимения – 2

не использует местоимения – 1

д/ Логопед, используя конкретные ситуации или сюжетные картинки, стимулирует ребенка к использованию тех или иных наречий (далеко – близко, высоко – низко, светло - темно).

Оценка: ребенок использует в речи наречия – 3

не использует – 1

Задание 2.

Цель: выявить какие типы предложений использует ребенок в речи.

Ход выполнения.

а/составление описательного рассказа

Ребенку предлагают рассмотреть предмет и описать его. «Посмотри внимательно на яблоко. Расскажи о нем»

Оценка: ребенок составляет рассказ, используя 2-3 предложения – 3

ребенок перечисляет признаки – 2

не отвечает - 1

б/составление рассказа по серии картинок

Ребенку предлагают серию картинок просят разложить их по порядку и составить рассказ.

Оценка: ребенок раскладывает картинки и составляет рассказ -3

раскладывает только картинки – 2

не выполняет ни каких действий - 1

Задание 3.

Цель выяснить уровень развития грамматического строя речи.

Ход выполнения:

а/ употребление существительных множественного числа

Ребенку предлагают поиграть в игру «Один-много». Я буду называть один предмет, а ты много таких же предметов.

Оценка: ребенок называет правильно существительные множественного числа – 3

ребенок частично правильно выполняет задание – 2

не выполняет задание - 1

б/употребление существительных родительного падежа

Инструкция логопеда «Я буду тебе показывать чего у меня нет, а ты назови. У меня нет /показать соответствующий предмет/ (машины, мяча, куклы).

Оценка: ребенок выполняет задание четко и правильно – 3

выполняет при помощи педагога - 2

не выполняет задание -1

в/употребление существительных дательного падежа

«Поиграем в игру «Кому ты это дашь? Кому дашь сено?/ лошади/ Кому дашь кость? /собаке/» Аналогично вызывается употребление Д.п. существительных: корова, белка, петух и др.

Оценка: ребенок самостоятельно выполняет задание -3

выполняет при подсказке педагога – 2

не выполняет – 1

г/употребление предлогов

Логопед предлагает посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Откуда спрыгнула кошка? Откуда вышел мальчик? Где лежат ключи?» и т.д.

Оценка: ребенок выполняет самостоятельно – 3

При помощи взрослого – 2

Не выполняет – 1

д/употребление глаголов

Логопед предлагает посмотреть на картинки и назвать действия которые выполняет мальчик/ девочка, мама. бабушка/.

Оценка: выполняет правильно – 3

выполняет при помощи педагога – 2

не выполняет – 1

Задание 4.

Цель: изучить состояние словообразовательных навыков у ребенка

Ход выполнения.

а/ слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Я буду называть большой предмет, а ты такой же предмет, но маленький.

Гриб – грибочек….

Оценка: ребенок выполняет самостоятельно – 3

при помощи взрослого – 2

не выполняет – 1

б/ относительные прилагательные

Логопед предлагает ребенку поиграть. Он будет начинать предложение, а ребенок его заканчивает. «Дверь сделана из дерева, значит она деревянная; ключ из железа-…. и т.д.»

Оценка: ребенок выполняет самостоятельно – 3

при помощи взрослого – 2

не выполняет – 1

Исследование просодической стороны речи.

Состояние голосовой и дыхательной функции

Задание 1.Выявить состояние речевого дыхания.

Ход выполнения.

Логопед предлагает поиграть в игру «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Логопед опускает в воду бумажный корабль. Необходимо, чтобы парус находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус своего корабля. Логопед следит, чтобы ребенок не поднимал плечи и дул, держа губы трубочкой, не раздувая щек.

Оценка:

Объем речевого дыхания:

нормальный объем – 3

недостаточный объем - 1

Частота речевого дыхания:

В норме – 3

учащенное – 2

замедленное – 1

Продолжительность речевого дыхания

в норме -3

укороченное – 1

Характеристика голоса

Задание 2.Характеристика голоса

Цель: выявить особенности голоса.

Ход выполнения.

Предварительных инструкций не дается. Логопед наблюдает за ребенком в процессе всего обследования.

Оценка:

нормальный – 3

тихий – 2.7

чрезмерно громкий - 2.5

иссякающий – 2

отсутствие голоса - 1

Задание 3.

Цель выявить уровень развития тембра голоса

Ход выполнения.

Логопед с ребенком сидят на стуле, на руках у них куклы. Логопед говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри, как я укладываю свою куклу спать (укачивая куклу, негромко напевая на звуке А мотив знакомой колыбельной песни). А теперь ты покачай куклу.»

Оценка:

не нарушен- 3

наличие носового оттенка – 2

хриплый - 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.