Состояние голосовой и дыхательной функции
Методика логопедического обследования детей 3-4 лет с нарушениями речи разной этиологии
Исследование неречевых функций
Задание 1.
Цель: Выявить уровень общения ребенка.
Ход выполнения: Логопед наблюдает за ребенком в игре, его общении с другими детьми, родителями; во время проведения всех других заданий.
Оценка: легко вступает в контакт -3
общение неустойчивое – 2.5
избирательно общение – 2
избирательный негативизм – 1
Задание 2.
Цель: выявить особенности внимания.
Ход выполнения:
Данные составляются совместно с педагогом- психологом, учителем – дефектологом во время наблюдений за ребенком во время игровой деятельности и проведении обследования.
Оценка: устойчивое – 3
не устойчивое -1
Задание 3.
Цель: выявить характер игровой деятельности.
Ход выполнения:
Ребенку предлагают различные игрушки, показывает действия с ними и предлагает ребенку поиграть с ними. Во время проведения игр логопед наблюдает за действиями детей.
Оценка: манипулирует с предметами – 3
отсутствие игровых действий -1
Задание 4.
Цель: выявить состояние слухового внимания.
Ход выполнения. Педагог показывает ребенку музыкальные инструменты, звучащие игрушки. Предлагает послушать, как они звучат. При этом использует громкое и тихое звучание.
Оценка: определение направления источника звука -3
реагирует на источник звука при многократном повторении - 2
не реагирует на звук игрушки - 1
Исследование зрительно-пространственного праксиса
Задание 1.
Цель: выявить умение ориентироваться в пространстве.
Ход выполнения.
Логопед размещает игрушки в разных места и просит ребенка назвать, где находиться кукла, машина, кубики и т.д. Если ребенок затрудняется в названии, то педагог просит его подойти и показать где находится та или иная игрушка.
Оценка: выполняет и соотносит словом – 3
выполняет при многократной инструкции педагога – 2
не выполняет – 1
Состояние общей и ручной моторики.
Задание 1.
Цель: выявить уровень развития общей моторики ребенка.
Ход выполнения.
Педагог предлагает ребенку следующие задания:
- пройти по дорожке нарисованной на полу;
- покружиться на месте;
- подпрыгнуть на двух ногах;
- выполнить наклоны головы в сторону.
Оценка: выполняет все задания по словесной инструкции – 3
выполняет совместно с педагогом – 2
не выполняет – 1
Задание 2.
Цель: Выявить состояние ручной моторики.
Ход выполнения.
Пробы Хэда (инструкция: «Делай руками так как делаю я.»)
1.Подними одну руку.
2. Подними две руки.
3. Положи руку на голову.
Оценка: сохранность функций – 3
нарушение координации движений -2
моторная ограниченность – 1
Обследование понимания речи
Задание 1.Понимание целостного словосочетания.
Цель: выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он много раз слышал.
Ход выполнения.
Выяснив из беседы с родителями, какие обороты речи ребенок много раз слышал, логопед предлагает ему проделать действия: например, поцеловать маму, обнять папу, пожалеть бабушку, поиграть в ладушки.
Оценка: ребенок выполняет действия – 3
Не выполняет никаких действий – 1
Задание 2. Название игрушек, предметов быта.
Цель: выяснить, какие названия знакомы ребенку
Ход выполнения.
Логопед предлагает ребенку показать расставленные перед ним игрушки, например: «Покажи мишку, зайчика, машину. Возьми куклу, лошадку».
Аналогично проводится задание с предметами быта.
Оценка: ребенок показывает предметы – 3
не выполняет никаких действий – 1
Задание 3.Название действий.
Цель: установить, названия каких действий знакомы ребенку.
Ход выполнения.
а/ Логопед раскладывает перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и тоже лицо (например, мальчик или девочка) совершает различные действия. Сначала логопед дает возможность ребенку рассмотреть картинки, а затем задает вопросы таким образом, чтобы можно было выяснить, название каких действий знакомы ребенку, а какие незнакомы, исключая в вопросах подсказывающие слова, т.е название знакомых предметов.
«Покажи, где девочка кушает. А где девочка идет? Покажи, где девочка читает? А какая девочка прыгает?»
б/ Вопросы ставятся к названиям действий, выраженным возвратными глаголами: «Кто здесь одевается? Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается? Покажи, кто катается?»
в/ Поставить вопросы к смежным картинкам. Где изображены действия, сходные (близкие) по ситуации. Перед ребенком кладутся две, а затем четыре картинки, которые заменяют следующей парой. «Покажи, кто здесь умывается? А кто здесь вытирается? Кто стирает? А кто купается?»
Оценка: ребенок показывает предметы – 3
не выполняет никаких действий – 1
Задание 4.Предметы по их назначению
Цель: установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению
Ход выполнения.
Перед ребенком кладут картинки с изображением знакомых предметов, например детских ботинок, расчески, чашки и просят показать: «Из чего ты пьешь молоко? Что надеваешь на ноги? Что нужно маме, чтобы расчесать волосы? Что нужно, чтобы копать песок?»
Картинки заменяют другими знакомыми предметными картинками, например: мыло, ложка, очки, пальто. «Что ты возьмешь, если будешь купаться? Что ты наденешь, если пойдешь гулять?»
Оценка: ребенок показывает предметы – 3
не показывает – 1
Задание 5.
Цель: установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.
Ход выполнения.
а/ Задают вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку (например, об одежде, сумке, носовом платке и т.д.)
Логопед кладет на стол свой платок, а рядом кладет платок ребенка. Спрашивает: «Покажи, где мой платок, а где твой. Г де моя шапка, а где твоя»
б/ Логопед предлагает сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, где большая собака, а где маленькая.
Оценка: ребенок показывает предметы – 3
не показывает – 1
Понимание грамматических форм слов
Задание 1. Различение форм единственного и множественного числа существительных
Цель: выявить различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Ход выполнения.
Перед ребенком раскладывают картинки. На одних из них изображены единичные предметы, а на других предметы в количестве двух и более.
Шар – шары, стол – столы, гриб – грибы
Дай мне гриб. Дай мне грибы.
Оценка: ребенок различает предметы – 3
не различает – 1
Задание 2. Понимание значений с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Цель: установить, понимает ли значения с уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход выполнения.
Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие предметы он будет называть ласково, нежно.
«Покажи, где стол, а где столик; где дом, а где домик; где ложка, а где ложечка»
Оценка: ребенок различает предметы – 3
не различает – 1
Задание 3. Различение глаголов
Цель: установить, различает ли ребенок формы глаголов.
Ход выполнения.
Ребенку предлагаются картинки с изображением действий, и логопед просит показать картинку, которую он назовет.
«Покажи, где мальчик выходит; где мальчик умывается; рисует: спит; танцует»
Оценка: ребенок показывает соответствующие картинки – 3
не показывает – 1
Задание 4.Понимание предлогов.
Цель: установить, понимает ли ребенок предлоги.
Ход выполнения.
На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружок на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
Оценка: ребенок выполняет действия -3
Не выполняет каких- либо действий -1
Задание 5.Понимание прилагательных
Цель: установить, различает ли ребенок прилагательные.
Ход выполнения.
Логопед выкладывает перед ребенком картинки, просит ребенка посмотреть на них и ответить на вопросы: «Покажи большой мяч? Красный шар? Маленький гриб?»
Оценка: ребенок различает – 3
не различает – 1
Исследование просодической стороны речи.
Состояние голосовой и дыхательной функции
Задание 1.Выявить состояние речевого дыхания.
Ход выполнения.
Логопед предлагает поиграть в игру «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Логопед опускает в воду бумажный корабль. Необходимо, чтобы парус находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус своего корабля. Логопед следит, чтобы ребенок не поднимал плечи и дул, держа губы трубочкой, не раздувая щек.
Оценка:
Объем речевого дыхания:
нормальный объем – 3
недостаточный объем - 1
Частота речевого дыхания:
В норме – 3
учащенное – 2
замедленное – 1
Продолжительность речевого дыхания
в норме -3
укороченное – 1
Характеристика голоса
Задание 2.Характеристика голоса
Цель: выявить особенности голоса.
Ход выполнения.
Предварительных инструкций не дается. Логопед наблюдает за ребенком в процессе всего обследования.
Оценка:
нормальный – 3
тихий – 2.7
чрезмерно громкий - 2.5
иссякающий – 2
отсутствие голоса - 1
Задание 3.
Цель выявить уровень развития тембра голоса
Ход выполнения.
Логопед с ребенком сидят на стуле, на руках у них куклы. Логопед говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри, как я укладываю свою куклу спать (укачивая куклу, негромко напевая на звуке А мотив знакомой колыбельной песни). А теперь ты покачай куклу.»
Оценка:
не нарушен- 3
наличие носового оттенка – 2
хриплый - 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|