Способы финансирования образования
№ п/п
| Наименование способов финансирования
| Содержание способов финансирования образования
| 1.1.
| Традиционный способ. Первый вариант
| Перечисление финорганами средств на счет государственного органа управления образованием. Затем этот орган с целью эффективного использования средств открывает банковские счета для финансирования оплаты труда и начислений на нее
| 1.2.
| Традиционный способ. Второй вариант
| Орган управления самостоятельно проводит расчеты за учреждение через централизованную бухгалтерию. Этот механизм используется при отсутствии в учреждении самостоятельного расчетного счета в банке
| 2.
| Казначейская система исполнения бюджета
| Финансирование учреждений через органы казначейства связано с отстранением органа управления от процедуры распределения бюджетных средств. Роль главного распорядителя кредитов состоит в передаче казначейству для формирования платежных поручений составленного кассового плана на месяц по каждому учреждению. Преимущества этого способа состоят в сокращении времени прохождения средств от бюджетодателя до бюджетополучателя, лишении главного распорядителя права оперативного маневрирования средствами
| 3.
| Вексельный способ финансирования
| Передача финансовым органом главному
распорядителю ценной бумаги векселя
с указанием конкретных сроков ее погашения
|
Практика показывает, что осуществление органом управления расчетов за образовательное учреждение через централизованную бухгалтерию ужесточает контроль над движением финансовых потоков, предотвращает нецелевое использование денежных средств.
Затраты на реализацию образовательных программ подразделяются на «защищенные» и «незащищенные», перечень которых различен по регионам и ежегодно устанавливается законодательствами о бюджетах. Преимущественно в их состав входят расходы на оплату труда и начисления на нее, на питание, трансферты населению. Финансирование учреждений через казначейскую систему предполагает полное обеспечение расходов по «защищенным» бюджетным статьям.
Вексельный способ финансирования широко не используется в связи с потерей бюджетных средств после их продажи. Эти потери связаны с длительными сроками обращения векселя, что приводит к снижению их рыночной стоимости в сравнении с номинальной.
Таким образом, социальные стандарты — основа разработки минимальных норм федерального компонента бюджетного финансирования, а также минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления. Однако в настоящее время по-прежнему имеет место противоречие между законодательной гарантированностью финансового обеспечения и реальными возможностями государства и субъектов Федерации по финансированию образовательных учреждений. Считается, что практика фиксирования образовательных учреждений опирается на «достигнутый уровень». Законодательство о предоставлении бесплатных образовательных услуг населению выполняется в пределах той доли, которую позволяет реальный бюджет.
Поэтому в современных условиях на первый план встает проблема ужесточения государственного контроля за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на образование.
Планирование и финансирование расходов профессионального образования
Специалисты со средним профессиональным образованием получают квалифицированную подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, именуемых также средние специальные учебные заведения. В их состав входят: техникумы (школы, училища), техникумы-предприятия, колледжи. Техникумы-предприятия наряду с образовательной осуществляют и профессиональную деятельность в зависимости от профиля подготовки учащихся. В колледжах по сравнению с техникумами достигается повышенный уровень квалификации обучающихся.
Основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание профессионально-технического училища, техникума, техникума-предприятия, колледжа, является смета доходов и расходов.
Составлению сметы предшествуют обоснованные расчеты по видам расходов сметы. В смете доходов и расходов учреждения профессионального образования наряду с расчетами приводятся общие сведения об учебном заведении, его учебно-материальной базе. Эти сведения — основа планирования расходов по смете. Согласно Федеральному закону «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет в банковских и иных кредитных учреждениях. На основе БК РФ учреждения профессионального образования, финансируемые из бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в составе органов управления — главными распорядителями средств бюджета.
Исходной базой для планирования фонда заработной платы преподавателей профессионального учреждения является число групп теоретического обучения учебного заведения, число оплачиваемых часов на одну группу и средняя стоимость педагогического часа.
Среднегодовое количество учебных групп определяется прибавлением к учебным группам на начало года приема и исключением выпуска в текущем году.
Согласно типовым положениям о профессиональных учебных заведениях численность учащихся учебной группы теоретического обучения устанавливается в 25–30 человек. В силу этого новые группы должны комплектоваться из расчета не менее 30 человек.
Когда число учащихся в группах ниже установленного минимума, необходимо принимать меры к слиянию малочисленных групп по однородным специальностям.
Первоначально исчисляется количество групп в течение года. Допустим, число групп по отчетным данным, включая произведенный выпуск, составило 10, а число групп нового приема в году, предшествующему планируемому, из расчета наполняемости в 30 человек и плана приема учащихся в 120 человек — 4 (120 ÷ 30). Отсюда ежегодное количество групп на начало планируемого года составит 14 (10 + 4). Пусть в планируемом году исходя из этого же комплектования вновь принятых насчитывается 150 человек, т.е. 5 групп, а выпущено 4 группы. При аналогичных условиях на конец планируемого года число учебных групп составит 15(14 + 5 − 4).
Среднегодовое количество групп рассчитывается следующим образом.
На начало планируемого года переходящее число групп приравнивается к среднегодовому их числу, к которому прибавляются группы нового приема, умноженные на число месяцев обучения в данном году, и исключается число групп выпуска, умноженное на число месяцев, остающихся до конца текущего года после срока выпуска.
Пример.
Переходящее число групп начало года — 15,0.
Таким образом, среднегодовое количество групп на планируемый год составит 15,1 (15 + 2,1 − 2).
Оплачиваемое количество учебных часов исчисляется исходя из фактического исполнения часов в среднем на одну группу за ряд лет, но не более числа часов по учебным планам.
Общее число учебных часов получается перемножением среднего количества учебных часов одной группы на среднегодовое количество групп. От общего количества часов зависит и штат педагогического персонала профессионально-технического училища, техникума, техникума-предприятия или другого учреждения профессионального образования.
Для расчета фонда заработной платы преподавателей следует средний размер стоимости педагогического часа, определенного аналитическим методом, умножить на общее количество оплачиваемых учебных часов.
Тарификационный список преподавателей разрабатывается до наступления учебного года, являясь основным документом определения размера годовой учебной нагрузки и средней месячной ставки заработной платы преподавателей учебного заведения в учебном году.
При этом основой расчета среднего размера стоимости педагогического часа является Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
В соответствии с действующим законодательством ставки заработной платы преподавателей устанавливаются с учетом имеющегося у них образования и стажа педагогической работы.
Ставки заработной платы преподавателей общеобразовательных дисциплин среднего профессионального образования выплачиваются за 18 часов преподавательской работы в неделю. Их месячная заработная плата определяется исходя из количества учебных часов в неделю по учебному плану, т.е. перемножением ставки заработной платы на установленную нагрузку преподавателя в неделю и деления полученной суммы на норму часов в неделю. При расчете месячной заработной платы учитывается и количество учебных недель в году. Если в соответствии с учебным планом теоретические занятия проводятся в течение 27 учебных недель в году, выплачивается месячная заработная плата из расчета среднегодовой недельной учебной нагрузки, которая определяется делением годового объема учебной работы по учебному плану на 38 недель.
Ставки заработной платы преподавателей профессионально-технического цикла, физического воспитания рассчитываются в среднем за 3 часа преподавательской работы в день, или за 720 часов в год. Среднемесячная заработная плата определяется перемножением часовой ставки преподавателя на установленный объем годовой учебной нагрузки и делением полученной суммы на 10 учебных месяцев.
К средней расчетной часовой педагогической ставке преподавателей прибавляется также установленная дополнительная оплата ежемесячно за проверку письменных работ по русскому языку и литературе, математике, иностранному языку, черчению.
Общее число педагогических ставок на все группы в год рассчитывается делением годового количества часов по профессионально-техническому циклу, физическому воспитанию на 720 часов, а по общеобразовательным дисциплинам — общее число часов в неделю делится на 18 часов.
Помимо тарифной оплаты труда существует и дополнительная, т.е. надтарифная оплата. Так, в учреждениях среднего профессионального образования применяется дополнительная оплата преподавателям за заведование учебными кабинетами, лабораториями, предметными методическими комиссиями.
В состав оплаты труда входит и заработная плата работников, которые не относятся к аппарату управления. Определению общего фонда оплаты труда по этим категориям персонала предшествует составление штатного расписания на основе Типовых штатов профессионально-технических учебных заведений. В штатном расписании профессионально-технических учебных заведений не должна предусматриваться численность работников подведомственных этому учебному заведению организаций, которые финансируются по другим параграфам бюджетной классификации.
Не предусматриваются по смете расходов среднего профессионального образования штаты лечебных или фельдшерских здравпунктов, так как медицинское обслуживание учебных заведений возложено на органы здравоохранения, а также штаты столовых, если питание учащихся организуется на предприятиях общественного питания.
Затем рассчитывается среднегодовая численность работников в зависимости от срока доукомплектования по аналогичной методике, что и расчет среднегодового контингента учащихся. Среднегодовая численность корректируется на численность гардеробщиков и других обслуживающих работников, которые содержатся не в течение всего года.
После установления среднегодовой численности работников рассчитывают на основании сведений о фонде заработной платы по соответствующим должностям среднюю плановую ставку заработной платы.
Номенклатура должностей и величина должностных окладов определяются на основе штатного расписания, тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования, а также с учетом разрядов по единой тарифной сетке работников учреждений образования РФ.
Размер начислений на фонд оплаты труда определяется перемножением общего фонда оплаты труда на установленный Правительством РФ норматив.
Расчет необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов начинается с определения расходов на питание учащихся. Ассигнования на приобретение продуктов питания в 2003 г. исчислялись на одного учащегося из числа детей-сирот на основе средней стоимости суточного набора продуктов в размере 65,5 руб. по средневзвешенным ценам.
Питание других категорий учащихся в дни теоретических и практических занятий призвано осуществляться в соответствии с выделенными средствами.
Стипендии учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличились не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной обучающимся в данном образовательном учреждении. Наряду с этим выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
В статье «Прочие трансферты населению» в 2003 г. в полном объеме удовлетворены потребности образовательных учреждений в средствах на выплату работникам учреждений начального профессионального образования РФ в виде ежегодного денежного пособия на приобретение литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также единовременного денежного пособия при выпуске из учебных заведений из расчета 500 руб. Выплата этого пособия производится за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующего бюджета.
Выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в образовательном учреждении.
Методика определения затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений идентична.
В профессионально-технических учреждениях имеет место получение дополнительных средств от производственной деятельности учащихся. По этим средствам разрабатывается отдельная смета доходов и расходов. В последней предусмотрены статьи, аналогичные смете бюджетных ассигнований. Учет средств, полученных от производственной и другой предпринимательской деятельности, происходит на лицевых счетах в органах казначейства. Согласно законодательству такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейства и главных распорядителей бюджетных средств.
Планирование и финансирование расходов высшего профессионального образования
Финансирование высших учебных заведений происходит по смете доходов и расходов. Она составляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений из средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом высшего профессионального образования. Органы исполнительной власти могут финансировать высшие учебные заведения в случае их подчиненности первым. На основе государственных заданий (контрольных цифр) производится финансирование подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников. При этом за основу принимаются государственные, в том числе ведомственные, нормативы финансирования.
Государственные высшие учебные заведения, вправе осуществлять в пределах контрольных цифр целевой прием обучающихся. Эта деятельность регламентируется договорами, заключенными с органами государственной власти и местного самоуправления с целью содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Расходы на финансирование высшего профессионального образования выделяются из бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств через лицевые счета образовательных бюджетных учреждений. Последние открываются в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Утверждение сметы доходов и расходов производится главным распорядителем бюджетных средств в установленном действующим законодательством порядке.
В смете доходов и расходов отражаются все доходы высшего учебного заведения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от проведения предпринимательской деятельности. Важным источником внебюджетных средств учебных заведений Российской Федерации является платная образовательная деятельность, формирующая следующие доходы:
1. От платных образовательных услуг в рамках:
• основных программ профессионального направления в соответствии с лицензией;
• дополнительных образовательных программ и услуг;
• послевузовского профессионального образования (обучение в аспирантуре, ординатуре, интернатуре);
• повышение квалификации и переподготовки кадров;
• международная деятельность (по основным и профессиональным дополнительным образовательным программам).
2. Международные образовательные гранты.
3. От иных видов платной образовательной деятельности, не закрепленной законодательством.
В современных условиях платной образовательной деятельностью занимается практически любое учебное заведение. Однако доходы, получаемые от этого вида деятельности, различны. Величина получаемых доходов ограничивается с одной стороны себестоимостью услуг, а с другой, — ценой данной услуги. Разница между ценой услуги и ее себестоимостью — основной источник получения внебюджетных средств. Практика показывает, что платная образовательная услуга считается рентабельной при доходности не менее 15%.
Учебные заведения по-разному используют внебюджетные средства. Некоторые отдают предпочтение оплате труда, другие — закупке оборудования и компьютеризации, третьи — заботятся о бытовых условиях, досуге, общей культуре учащихся. Проведенная экспертная оценка образовательных учреждений выделяет приоритетные направления распределения средств, полученных от внебюджетной деятельности, к которым относятся:
1. Обновление библиотечного учебного фонда, учебной мебели, технических средств обучения, расходы на содержание материально-технической базы (30–50%);
2. Оплата труда (30–40%);
3. Расходы на текущий ремонт (10–20%).
В зарубежных странах структура распределения внебюджетных средств имеет следующий вид:
1) обновление учебного материала, библиотечного фонда, учебного оборудования (25%);
2) дополнительное вознаграждение преподавателей в форме бонусов (25%);
3) текущий ремонт материально-технической базы (25%);
4) создание резервного фонда на непредвиденные расходы (25%).
Содержание расходов высшего образовательного учреждения в РФ призвано соответствовать бюджетной классификации. Так, по экономическому содержанию расходы всех уровней бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Первые предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляемых расходов в состав которых входят: приобретение предметов снабжения, материалов для текущих нужд, оказание различного спектра услуг, расходы на питание, оплату труда персонала высшего учебного заведения.
Капитальные расходы предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства, инновационной и инвестиционной деятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов, деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами. К капитальным расходам также относятся расходы по увеличению имущества образовательного учреждения.
Практика показывает, что методика определения материальных расходов для всех видов образовательных учреждений идентична.
Рассмотрим особенности определения фонда оплаты труда в системе высшего образования.
Высшие учебные заведения в пределах имеющихся у них средств на оплату труда работников самостоятельно определяют форму и системы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры бюджетных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов, ставок).
Порядок определения оплаты труда регламентируется Федеральным законом «Об образовании», рядом других нормативных актов.
Первоначально в высших учебных заведениях при формировании фонда оплаты труда происходит составление штатного расписания и заполнение формы, представленной в табл. 5.4.
В штатном расписании имеются следующие категории персонала:
• административно-управленческий;
• профессорско-преподавательский состав;
• учебно-вспомогательный;
• прочий обслуживающий и хозяйственный персонал;
• охрана;
• научный персонал;
• научно-технический и научно-вспомогательный персонал.
Штатное расписание подлежит утверждению без приказа по организации, но по своему статусу соответствует приказу, относится к документам обязательного исполнения и постоянного хранения.
Таблица 5.4
Наименование организации
Утверждаю
Приказ от «__» _________ 200_ г. № ____
Штат в количестве ________ единиц
С месячным фондом заработной платы
_______________________________ руб.
Штатное расписание № _______ от «__» ________ 200__ г.
на «__» ________ 200 __ г.
Структура,
подразделение
| Должность
| Количество
штатных
единиц
| Разряд no ETC
| Оклад
| Надбавки
| Месячный фонд заработной платы, руб.
| Примечание
| Наименование
| Код
|
|
|
|
| «А»
| «Б»
| «В»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
по листу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по
документу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подписи руководителей структурных подразделений или уполномоченных лиц.
_____________________
Должность
_____________________
Главный бухгалтер
В табл. 5.5 перечислены основные атрибуты штатного расписания. Рассмотрим процедуру подготовки к оформлению штатного расписания.
Структура высшего учебного заведения утверждается приказом руководителя, содержит все подразделения вуза, отражает их подчиненность, принадлежность к категориям персоналов, работающих в вузе.
Структура вуза может иметь несколько разделов, которые должны присутствовать в каждом учреждении.
Таблица 5.5
№ п/п
| Административная структура
| Учебная структура (основная деятельность)
| Научная структура (основная деятельность)
| 1.
| Ректорат
| Факультеты
| Научно-исследовательские институты
| 2.
| Учебное управление
| Кафедры в составе факультетов
| Научные отделы в составе институтов
| 3.
| Отделы в составе управления
| Лаборатории
в составе кафедр
| Научные лаборатории или сектора в составе отделов
| 4.
| Бухгалтерия
| Учебно-научные центры
| Научно-исследовательская часть
| 5.
| Отделы в составе бухгалтерии
| Лаборатории в составе учебно-научных центров
| Сектора в составе научно-исследовательской части
| 6.
| Управление планирования и финансирования
| Институты
повышения
квалификации
| Научные (научно-производственные, учебно-научные и др.) центры
| 7.
| Отдел охраны труда
| Факультеты в составе института
| Отделы и лаборатории в составе научных центров
| 8.
| Служба главного инженера
| Кафедры в составе факультетов
| Опытные заводы (полигоны, стенды, установки, реакторы и т.д.)
| 9.
| Управление инженерной эксплуатации
| Центры довузовской подготовки
| Отделы (лаборатории, сектора) в составе опытных заводов (полигонов, стендов, установок, реакторов, ускорителей)в части научного,
научно-вспомогательного и научно-технического персонала
| 10.
| Отделы в составе управления
| Центры (факультеты) платного обучения
| - - - - - -
| 11.
| Управление капитального строительства
| И т.д.
|
| 12.
| Управление хозяйственной эксплуатации
|
|
| 13.
| Отделы в составе управления
|
|
| 14.
| Управление студенческими общежитиями
|
|
| 15.
| Детские оздоровительные центры
|
|
| 16.
| Детские сады
|
|
| 17.
| Спортивно-оздоровительные лагеря
|
|
| 18.
| Учебно-производственные мастерские
|
|
|
Формирование структуры утверждается приказом по организации. Утвержденная структура становится обязательной для составления штатного расписания. Изменение структуры оформляется приказом по организации и предполагает изменение штатного расписания. Корректировка в штатное расписание может вноситься на основании:
Законов РФ;
постановлений Правительства РФ; приказов министерств и ведомств; приказов по учреждению;
письменного распоряжения ректора (проректора); служебной записки (письма) на имя руководителя, учреждения с его положительной резолюцией;
изменений к коллективному договору.
Устное распоряжение руководителя не является основанием к изменению штатного расписания и не учитывается при финансовых проверках.
Составление штатного расписания связано с определением численности, классифицированной по должностям с одинаковым наименованием и одинаковыми должностными окладами. При этом учитываются доплаты и различные надбавки.
Перечень должностей, вносимых в штатное расписание, призван соответствовать стандартным наименованиям должностей в Общероссийском классификаторе профессий руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда России.
Общая численность подсчитывается и выделяется по каждому подразделению института.
Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на его содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются не ниже восьмикратной минимальной величины оплаты труда, установленной федеральным законом.
На работников высших учебных заведений распространяется общее законодательство о труде, определяющее, что заработная плата (должностной оклад) они получают за выполнение функциональных обязанностей и работ.
Должностной оклад лиц, принимаемых на работу по контракту, не ограничивается максимальными размерами. Однако заработная плата не может быть ниже минимального должностного оклада, который установлен по соответствующей должности законодательством РФ. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада оговариваются в контракте и производятся в зависимости от качества работы преподавателя.
Оплата труда работников высших учебных заведений, как и всех образовательных учреждений, осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Должностные оклады — фиксированная величина, соответствующая тому или иному разряду. Эти разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника. Действующий порядок оплаты труда по ETC закреплен постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». В одной из частей Приложения 3 к указанному постановлению приведены категории работников высших учебных заведений и соответствующие им (категориям) разряды оплаты труда. Разряды оплаты труда устанавливаются по итогам аттестации с учетом квалификационных требований.
Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в Приложении 2 к постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 14 ноября 1992 года, №108 «О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы».
Первостепенным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование, обязательное для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя-стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.
Должности работников высших учебных заведений подразделяются на два вида:
1. Должности, на которые принимаются лица вне зависимости от стажа их научно-педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.).
2. Должности, для занятия которых требуется в обязательном порядке стаж работы. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает наличие стажа научно-педагогической деятельности не менее трех лет.
По самым высоким разрядам (14–17) в основном принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.
Вместе с тем в виде исключения повышенные разряды присваиваются высококвалифицированным специалистам, которые не имеют ученого звания и не обладают ученой степенью.
Высокие требования предъявляются к руководящему составу высших учебных заведений и их структурных подразделений. Например, должность ректора 17-го разряда предполагает наличие любого ученого звания или ученой степени. При наличии одновременно степени и ученого звания ректору устанавливается 18-й разряд. На руководящие должности высших учебных заведений в порядке исключения принимаются высококвалифицированные специалисты.
Оклады работников вузов определяются перемножением тарифной ставки первого разряда ETC на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.
Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы в определенной должности) либо квалификационной категории, присвоенной по итогам аттестации.
Заработная плата работника высшего учебного заведения состоит из следующих составляющих:
1. Оплата труда на основе ставки заработной платы и должностного оклада, исчисленного в соответствии с разрядами ETC.
2. Доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника.
3. Доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда.
4. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда.
5. Процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
6. Другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
Диапазон разрядов оплаты труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых другим работникам вузов. Колебания диапазона происходят от 8-го до 17-го разряда.
Тарифная ставка 1-го разряда официально устанавливается и периодически (как правило, один раз в квартал) повышается с принятием правительственного решения. Тарифные оклады других разрядов (2–18) определяются перемножением тарифной ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. При этом происходит рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. С ростом разряда, присвоенного работнику вуза, возрастает его тарифный коэффициент. Соблюдение такой пропорции — важная правовая гарантия работнику, не допускающая никакие отклонения от установленных законодательно параметров.
Существует особый порядок оплаты труда руководящих работников вузов. К ним относятся: ректор, директор филиала и ряд других. Как правило, им присваиваются предельно допустимые разряды оплаты труда. Для сотрудника, который возглавляет структурное подразделение, таким разрядом может быть 16-й, для директора филиала — 17-й, для ректора — 18-й разряды. Обычно разряды оплаты их труда находятся в интервале от 13-го до 18-го.
Порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза содержится в примечании к Квалификационным требованиям по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений. Доплаты и надбавки к должностному окладу ректора (за исключением контракта) определяются органом управления в ведении которого находится высшее учебное заведение.
У профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений обязательными выплатами являются:
• 40% за должность доцента;
• 60% за должность профессора;
• 900 руб. за ученую степень кандидата наук;
• 1500 рублей за ученую степень доктора экономических наук.
• доплата за заведование кафедрой;
• доплата за занимаемую должность декана, заместителя декана и другие надбавки.
У административно-управленческого персонала обязательными выплатами являются:
• надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
• надбавки за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны;
• надбавки за работу с лицами, имеющими отклонения в развитии (инвалидами);
• увеличение заработной платы на величину районного коэффициента;
• надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
У учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персонала обязательными выплатами являются:
• надбавки за наличие вредных (особо вредных) условий труда на рабочем месте;
• надбавки за работу с лицами, имеющими отклонения в развитии (инвалидами);
• увеличение заработной платы на величину районного коэффициента;
• надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
• за работу в ночное время.
Обязательные надбавки и доплаты отражаются в штатном расписании по конкретной должности в однократном размере, так как нормативными актами они предусмотрены либо в проценте от должностного оклада, либо в абсолютном выражении.
Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании» определение величины средних должностных окладов работников высших учебных заведений устанавливается Правительством РФ 1-го числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в РФ за предыдущий квартал.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|